Особенности технологии социальной работы с инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 20:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация оптимальной модели медико-социального обслуживания инвалидов на дому.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Теоретический анализ проблем медико-социального обслуживания усовершенствование модели «стационарный» уход за инвалидами.
2) Доказать эффективность реализации данной модели в условиях специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому.
Гипотеза: модель «стационарный» уход за инвалидами более эффективной технологией в реабилитации данной категории граждан, если будет перераспределение функциональных обязанностей между работниками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Понятие инвалидность и ее виды…………………………………………….6
2. Сущность медико-социальной работы с инвалидами……………………....9

3. Организация медико-социального обслуживания инвалидов…………….18

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………...29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………48

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Болотова.docx

— 119.29 Кб (Скачать файл)

 

   

Анализируя данные Таблицы1, сделали вывод, что затраты времени на оказание услуг по закупке и доставке товаров первой необходимости, по оказанию помощи в гигиене самые значительные в структуре общей продолжительности рабочего дня, в среднем занимает 40-60% времени.Использование рабочего времени на оказание услуг, сказывается на качестве обслуживания, т.е. у социального работника практически не остается времени для эффективного осуществления мероприятий по реабилитации клиентов.

                                                                                                       Таблица 2.                                                                                                               

Расчет временных затрат

Должность

Норма

Кол-во

Затраты

Затраты

Общее кол-во

 

п/п

 

обслуживания, клиентов

времени на одного пациента в неделю, в часах

времени в неделю на работу вне дома и переезды, в часах

времени на работу с пациентом в день на дому, в часах

часов нахождения клиента без посторонней помощи, в часах

 

1.

Социальный работник

5

8

4

1,32

-

 

2.

Медицинская сестра

10

4

4

0,40

-

 

3.

Привлеченные (волонтеры, соседи)

20

-

-

2

-

 

4.

Итого:

сотрудники Центра и пр.

12

8

4

20

 
   

 

Анализ Таблицы2 показывает, что в день клиенту оказывается помощь в течение двух - четырех часов. Все остальное дневное время, а также в вечерние и ночные часы, в выходные и праздничные дни, тяжело больной человек остается без соответствующего ухода и другого вида помощи.

 

 

Таблица 3.

Структура рабочего дня медицинской сестры

№ п/п

Виды услуг

Общая продолжительность в день в минутах

Средний процент к продолжительности рабочего дня

 

1.

Путь в аптеку, поликлинику, стационар, меж-адресный переход

90

18,75

 

2.

Посещение ЛПУ (выписка рецептов, консультативные беседы по оказанию медицинских услуг)

90

18,75

 

3.

Покупка лекарства, перевязочного материала

60

12,5

 

4.

Выполнение медицинских процедур клиентам на дому:

- измерение АД;

- в/м; п/к инъекции;

- обработка ран, пролежней, наложение  повязок;

40

8,3

 

5.

Другие процедуры медицинского характера

30

6,3

 

6.

Привлечение к работе психолога

30

6,3

 

7.

Привлечение волонтеров

60

12,5

 

8.

Проведение реабилитационных мероприятий

20

4,2

 

9.

Ведение документации

60

12,5

 
 

Всего:

480,0

100%

 
   




 
          Медицинские сестры предоставляли медицинские услуги с учетом рекомендаций участкового врача, а также проводили реабилитационные мероприятия, организовывали встречи клиентов с психологом. В среднем одна медицинская сестра посещает 3 клиентов в день.             

Анализируя данные Таблиц 2 и3, пришли к выводу, что с учетом тяжести состояния здоровья клиентов на плечи медицинской сестры ложится непосильный фронт работы. Так как общая продолжительность времени нахождения медицинского работника у больного составляет примерно 40-60 минут, а на выполнение медицинских процедур уходит около 20-30 минут, на мероприятия по реабилитации клиента остается не более 10-20 минут.

В условиях наблюдения, в данной группе работали две медицинские сестры. С учетом ограничения времени они выполняли мероприятия по реабилитации обслуживаемых клиентов.Приемы медицинской реабилитации заключались только в выполнении назначенных участковым врачом процедур.

Для того, чтобы каким-то образом облегчить состояние своих подопечных, одна из медсестер нашла спонсоров, которые оказали благотворительную помощь. На эти деньги были приобретены ходунки на колесах. Пять больных получили возможность вначале с посторонней помощью, а затем самостоятельно передвигаться по квартире.

В школьной мастерской учащимися были изготовлены поручни и лестницы для само-подтягивания, затем доставлены на дом пожилым инвалидам, «прикованным» к постели, чтобы они могли хоть немного переменить положение тела, совершать минимальные приемы самообслуживания в периоды нахождения без посторонней помощи

В связи с ограничением временных возможностей другие реабилитационные мероприятия не проводились, возможности социальных работников из-за чрезмерной нагрузки ограничивались оказанием услуг бытового характера.

Таким образом, анализируя работу первой группы, пришли к выводу, что существующая и используемая форма социально-медицинского обслуживания инвалидов с тяжелыми формами заболеваний далеко не эффективна.Не в полной мере осуществляется медико-социальная реабилитация, что отражается на состоянии здоровья клиента. Невозможно обеспечение всего набора предусматриваемых услуг. Социальный работник зачастую при выполнении своих обязанностей из-за ограничения времени и других выше описанных причин, выступает в роли «няньки», что способствует развитию «иждивенчества». Ограничивается стимуляция активности обслуживаемых инвалидов, в результате у 65% клиентов нет мотивации к активному образу жизни.

Подведя итог, определили, что обслуживать на дому инвалидов, остро нуждающихся в посторонней помощи, максимально удовлетворять все их потребности, применяя рутинные методы, невозможно. Отсутствие же системы полноценного ухода не только не улучшает качество жизни пожилого больного человека, но и может явиться причиной обострения имеющегося заболевания, значительным ухудшением общего самочувствия, преждевременным летальным исходом.

Описание работы второй группы:

Характеристика группы - 2, которая работала по модели «стационарного» ухода на дому.

Состав группы: 5 клиентов (3 мужчин, 2 женщин), 2 социальных работника, 2 медицинские сестры.

Возраст клиентов:

55-59 лет - 2 чел. 70-74 лет - 1 чел.

60- 64 лет - 1 чел. 75-79 лет - 1 чел.

Структура заболеваемости клиентов второй группы:

Рассеянный склероз (парез нижних конечностей) - 2 чел.

Перелом шейки бедра (наложен гипсовый «сапожок») - 1 чел.

ЗССС (тяжелое течение, декомпенсация, пролежни) - 1 чел.

Заболевание опорно-двигательного аппарата (ДОА, НФС 3-4) - 1 чел.

Клиенты второй группы также страдают тяжелыми формами заболеваний. Двое больных с помощью вспомогательных средств с трудом передвигаются по квартире. Двое больных могут садиться на кровати с посторонней помощью и выполнять некоторые процедуры по самообслуживанию. Один клиент по состоянию здоровья совсем не поднимается с кровати, нуждается в постоянном постороннем уходе.

Состав, качественные характеристики и условия функционирования клиентов данной группы примерно одинаковы с клиентами контрольной группы.Так как в настоящее время достаточная медико-социальная помощь обеспечивается только в стационарных условиях, в работе второй группы был применен новый комплексный подход, «стационарного» ухода и реабилитации инвалидов на дому.

Путем конкретизации элементов услуг были изменены функциональные обязанности двух социальных работников и двух медицинских сестер:

- Один соцработник был представлен, как хозяйственник, т.е. выполнял услуги только в пределах квартиры;

- Второй соцработник, был представлен как доставщик, т.е. выполнял услуги, связанные с доставкой любых видов заказов клиентов;

- Третий соцработник, был представлен в помощь, как финансист, и в его обязанности входила не только оплата коммунальных услуг, но и решение проблемных вопросов клиентов с различными службами, с предприятиями.

Работа проводилась с организациями, где прежде трудились пенсионеры. Оформление различных документов, оформление материальной помощи, привлечение волонтеров, спонсоров для оказания помощи нуждающимся инвалидам также являлось функциональной обязанностью доставщика. Одна медицинская сестра выполняла все медицинские процедуры с учетом рекомендаций участкового врача (инъекции, перевязки и др.).Вторая медсестра была представлена как реабилитолог. Третья функциональная группа-санитарка, необходимая для дополнительного ухода за лежачими больными. Для оказания санитарно-гигиенических услуг привлекались добровольцы.

С разделением функциональных обязанностей у социального работника появились дополнительные резервы рабочего времени, что позволило предоставлять не только бытовые, но и реабилитационные услуги.

Во всех функциональных группах применялся метод планирования услуг. Целью планирования ухода являлся поиск оптимальных способов удовлетворения потребностей клиента с учетом индивидуального подхода и максимального сохранения достоинства пользователя услуг.

Планирование мероприятий по уходу начинается с определения оценки физического состояния и жизнедеятельности клиента. Основой оценки физических функций является оценка способности к передвижению и самообслуживанию.

В повседневной жизни человека должны присутствовать 3 сферы деятельности:

- самообслуживание,

- продуктивная  деятельность,

- досуг.

1. Снижение  функций самообслуживания на 50-70% - 2 чел.

2. Снижение  функций самообслуживания на 70 -85% - 1 чел.

3. Снижение  функций самообслуживания на 85-100 % - 1чел.

4. Палиативный уход - 1чел.

После оценки физических и двигательных функций определяется, в каких услугах нуждается клиент, а также его потребность во вспомогательных средствах адаптации.В план ухода включаются услуги федерального перечня гарантированных услуг, дополнительные услуги, а также мероприятия по восстановлению функций самообслуживания.

Таким образом, клиенты получали услуги по утвержденному плану ухода. При необходимости в план вносились корректировки.Также использовался метод повременного учета, что позволило индивидуализировать нуждаемость клиента в услугах, определить четкие временные границы, предоставлять своевременно необходимые услуги на дому.

Метод повременной оценки нуждаемости и обеспечение социального обслуживания предусматривает следующие этапы:

1 этап. Определение и детализация социальных  услуг для выделения основного  комплекса реабилитации или адаптации  клиента (бытовой, медицинской и т. д.);

2 этап. Оценка каждой услуги для определения  затрат времени на каждую из  них. Оценка проводилась на основании хронометражных замеров;

3 этап. Оценка нуждаемости клиента в  конкретных услугах, в определении  времени (часы, минуты), необходимом  для удовлетворения потребностей;

4 этап. Оценка нуждаемости в кратности (частоте) посещений клиента (в день, неделю, месяц);

5 этап. Определение нагрузки на каждого  участника соответствующей функциональной  группы (см. Таблица 4).

 

Таблица 4.

Определение нагрузки и временных затрат в функциональных группах

№ п/п

Функциональная группа (из расчета на одного работника)

Количество клиентов, человек

Резервное время, в минутах

Временные затраты на реабилитационные услуги, в минутах

 

1.

Хозяйственник

10

562

56

 

2.

Доставщик

20

120

6

 

3.

Финансист

20

180

9

 

4.

Медицинская сестра

20

0

0

 

5.

Реабилитолог

20

480

96

 

6.

Санитарка

5

0

0

 

7.

Психолог

40

480

45

 
   

 

Таким образом, на основе анализа затрат рабочего времени, из Таблицы4 видно, насколько высвободилось время социального работника и медицинской сестры за счет разделения функциональных обязанностей. В результате появления «резервного» времени, у хозяйственника появилась возможность помимо услуг бытового плана, предоставлять и реабилитационные услуги социально-бытового характера.

Проанализировав потребности в социальном обслуживании, в кратности посещений, в особенностях ухода, в необходимой реабилитации, разработали общий план посещений немобильных больных на дому.

График обслуживания и план ухода фиксировались в таблице (см. Таблицы 1,2,3), где отражалась вся деятельность работника (время нахождения у клиента, кратность посещений в день, перечень выполняемых услуг). По ней можно легко определить ежедневную загруженность социального работника и медицинской сестры, фиксировать фактическое количество оказанных услуг.

Из Таблицы 5 видно, что разрешилась главная проблема одинокого инвалида: он перестал быть зависимым от одного социального работника. Также появилась возможность посещать больных, нуждающихся в постоянном постороннем уходе 3-4 раза в день. Привлеченные добровольцы навещают эту группу больных в выходные и праздничные дни 1-2 раза в день.

Изменение функциональных обязанностей, проведение с инвалидами различных реабилитационных мероприятий сделало работу социального работника более интересной. Анкетирование показало, что у всех сотрудников, участвовавших в исследовании снизился психологический дискомфорт, возросла мотивация к трудовой деятельности.

Информация о работе Особенности технологии социальной работы с инвалидами