Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 20:23, дипломная работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация оптимальной модели медико-социального обслуживания инвалидов на дому.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Теоретический анализ проблем медико-социального обслуживания усовершенствование модели «стационарный» уход за инвалидами.
2) Доказать эффективность реализации данной модели в условиях специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому.
Гипотеза: модель «стационарный» уход за инвалидами более эффективной технологией в реабилитации данной категории граждан, если будет перераспределение функциональных обязанностей между работниками.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Понятие инвалидность и ее виды…………………………………………….6
2. Сущность медико-социальной работы с инвалидами……………………....9
3. Организация медико-социального обслуживания инвалидов…………….18
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...40
Анализируя данные Таблицы1, сделали вывод, что затраты времени на оказание услуг по закупке и доставке товаров первой необходимости, по оказанию помощи в гигиене самые значительные в структуре общей продолжительности рабочего дня, в среднем занимает 40-60% времени.Использование рабочего времени на оказание услуг, сказывается на качестве обслуживания, т.е. у социального работника практически не остается времени для эффективного осуществления мероприятий по реабилитации клиентов.
Расчет временных затрат
№ |
Должность |
Норма |
Кол-во |
Затраты |
Затраты |
Общее кол-во |
||
п/п |
обслуживания, клиентов |
времени на одного пациента в неделю, в часах |
времени в неделю на работу вне дома и переезды, в часах |
времени на работу с пациентом в день на дому, в часах |
часов нахождения клиента без посторонней помощи, в часах |
|||
1. |
Социальный работник |
5 |
8 |
4 |
1,32 |
- |
||
2. |
Медицинская сестра |
10 |
4 |
4 |
0,40 |
- |
||
3. |
Привлеченные (волонтеры, соседи) |
20 |
- |
- |
2 |
- |
||
4. |
Итого: |
сотрудники Центра и пр. |
12 |
8 |
4 |
20 |
||
Анализ Таблицы2 показывает, что в день клиенту оказывается помощь в течение двух - четырех часов. Все остальное дневное время, а также в вечерние и ночные часы, в выходные и праздничные дни, тяжело больной человек остается без соответствующего ухода и другого вида помощи.
Таблица 3.
Структура рабочего дня медицинской сестры
№ п/п |
Виды услуг |
Общая продолжительность в день в минутах |
Средний процент к продолжительности рабочего дня |
|
1. |
Путь в аптеку, поликлинику, стационар, меж-адресный переход |
90 |
18,75 |
|
2. |
Посещение ЛПУ (выписка рецептов, консультативные беседы по оказанию медицинских услуг) |
90 |
18,75 |
|
3. |
Покупка лекарства, перевязочного материала |
60 |
12,5 |
|
4. |
Выполнение медицинских процедур клиентам на дому: - измерение АД; - в/м; п/к инъекции; - обработка ран, пролежней, наложение повязок; |
40 |
8,3 |
|
5. |
Другие процедуры медицинского характера |
30 |
6,3 |
|
6. |
Привлечение к работе психолога |
30 |
6,3 |
|
7. |
Привлечение волонтеров |
60 |
12,5 |
|
8. |
Проведение реабилитационных мероприятий |
20 |
4,2 |
|
9. |
Ведение документации |
60 |
12,5 |
|
Всего: |
480,0 |
100% |
||
Медицинские
сестры предоставляли медицинские услуги
с учетом рекомендаций участкового врача,
а также проводили реабилитационные мероприятия,
организовывали встречи клиентов с психологом.
В среднем одна медицинская сестра посещает
3 клиентов в день.
Анализируя данные Таблиц 2 и3, пришли к выводу, что с учетом тяжести состояния здоровья клиентов на плечи медицинской сестры ложится непосильный фронт работы. Так как общая продолжительность времени нахождения медицинского работника у больного составляет примерно 40-60 минут, а на выполнение медицинских процедур уходит около 20-30 минут, на мероприятия по реабилитации клиента остается не более 10-20 минут.
В условиях наблюдения, в данной группе работали две медицинские сестры. С учетом ограничения времени они выполняли мероприятия по реабилитации обслуживаемых клиентов.Приемы медицинской реабилитации заключались только в выполнении назначенных участковым врачом процедур.
Для того, чтобы каким-то образом облегчить состояние своих подопечных, одна из медсестер нашла спонсоров, которые оказали благотворительную помощь. На эти деньги были приобретены ходунки на колесах. Пять больных получили возможность вначале с посторонней помощью, а затем самостоятельно передвигаться по квартире.
В школьной мастерской учащимися были изготовлены поручни и лестницы для само-подтягивания, затем доставлены на дом пожилым инвалидам, «прикованным» к постели, чтобы они могли хоть немного переменить положение тела, совершать минимальные приемы самообслуживания в периоды нахождения без посторонней помощи
В связи с ограничением временных возможностей другие реабилитационные мероприятия не проводились, возможности социальных работников из-за чрезмерной нагрузки ограничивались оказанием услуг бытового характера.
Таким образом, анализируя работу первой группы, пришли к выводу, что существующая и используемая форма социально-медицинского обслуживания инвалидов с тяжелыми формами заболеваний далеко не эффективна.Не в полной мере осуществляется медико-социальная реабилитация, что отражается на состоянии здоровья клиента. Невозможно обеспечение всего набора предусматриваемых услуг. Социальный работник зачастую при выполнении своих обязанностей из-за ограничения времени и других выше описанных причин, выступает в роли «няньки», что способствует развитию «иждивенчества». Ограничивается стимуляция активности обслуживаемых инвалидов, в результате у 65% клиентов нет мотивации к активному образу жизни.
Подведя итог, определили, что обслуживать на дому инвалидов, остро нуждающихся в посторонней помощи, максимально удовлетворять все их потребности, применяя рутинные методы, невозможно. Отсутствие же системы полноценного ухода не только не улучшает качество жизни пожилого больного человека, но и может явиться причиной обострения имеющегося заболевания, значительным ухудшением общего самочувствия, преждевременным летальным исходом.
Описание работы второй группы:
Характеристика группы - 2, которая работала по модели «стационарного» ухода на дому.
Состав группы: 5 клиентов (3 мужчин, 2 женщин), 2 социальных работника, 2 медицинские сестры.
Возраст клиентов:
55-59 лет - 2 чел. 70-74 лет - 1 чел.
60- 64 лет - 1 чел. 75-79 лет - 1 чел.
Структура заболеваемости клиентов второй группы:
Рассеянный склероз (парез нижних конечностей) - 2 чел.
Перелом шейки бедра (наложен гипсовый «сапожок») - 1 чел.
ЗССС (тяжелое течение, декомпенсация, пролежни) - 1 чел.
Заболевание опорно-двигательного аппарата (ДОА, НФС 3-4) - 1 чел.
Клиенты второй группы также страдают тяжелыми формами заболеваний. Двое больных с помощью вспомогательных средств с трудом передвигаются по квартире. Двое больных могут садиться на кровати с посторонней помощью и выполнять некоторые процедуры по самообслуживанию. Один клиент по состоянию здоровья совсем не поднимается с кровати, нуждается в постоянном постороннем уходе.
Состав, качественные характеристики и условия функционирования клиентов данной группы примерно одинаковы с клиентами контрольной группы.Так как в настоящее время достаточная медико-социальная помощь обеспечивается только в стационарных условиях, в работе второй группы был применен новый комплексный подход, «стационарного» ухода и реабилитации инвалидов на дому.
Путем конкретизации элементов услуг были изменены функциональные обязанности двух социальных работников и двух медицинских сестер:
- Один соцработник был представлен, как хозяйственник, т.е. выполнял услуги только в пределах квартиры;
- Второй соцработник, был представлен как доставщик, т.е. выполнял услуги, связанные с доставкой любых видов заказов клиентов;
- Третий соцработник, был представлен в помощь, как финансист, и в его обязанности входила не только оплата коммунальных услуг, но и решение проблемных вопросов клиентов с различными службами, с предприятиями.
Работа проводилась с организациями, где прежде трудились пенсионеры. Оформление различных документов, оформление материальной помощи, привлечение волонтеров, спонсоров для оказания помощи нуждающимся инвалидам также являлось функциональной обязанностью доставщика. Одна медицинская сестра выполняла все медицинские процедуры с учетом рекомендаций участкового врача (инъекции, перевязки и др.).Вторая медсестра была представлена как реабилитолог. Третья функциональная группа-санитарка, необходимая для дополнительного ухода за лежачими больными. Для оказания санитарно-гигиенических услуг привлекались добровольцы.
С разделением функциональных обязанностей у социального работника появились дополнительные резервы рабочего времени, что позволило предоставлять не только бытовые, но и реабилитационные услуги.
Во всех функциональных группах применялся метод планирования услуг. Целью планирования ухода являлся поиск оптимальных способов удовлетворения потребностей клиента с учетом индивидуального подхода и максимального сохранения достоинства пользователя услуг.
Планирование мероприятий по уходу начинается с определения оценки физического состояния и жизнедеятельности клиента. Основой оценки физических функций является оценка способности к передвижению и самообслуживанию.
В повседневной жизни человека должны присутствовать 3 сферы деятельности:
- самообслуживание,
- продуктивная деятельность,
- досуг.
1. Снижение функций самообслуживания на 50-70% - 2 чел.
2. Снижение функций самообслуживания на 70 -85% - 1 чел.
3. Снижение функций самообслуживания на 85-100 % - 1чел.
4. Палиативный уход - 1чел.
После оценки физических и двигательных функций определяется, в каких услугах нуждается клиент, а также его потребность во вспомогательных средствах адаптации.В план ухода включаются услуги федерального перечня гарантированных услуг, дополнительные услуги, а также мероприятия по восстановлению функций самообслуживания.
Таким образом, клиенты получали услуги по утвержденному плану ухода. При необходимости в план вносились корректировки.Также использовался метод повременного учета, что позволило индивидуализировать нуждаемость клиента в услугах, определить четкие временные границы, предоставлять своевременно необходимые услуги на дому.
Метод повременной оценки нуждаемости и обеспечение социального обслуживания предусматривает следующие этапы:
1 этап.
Определение и детализация
2 этап.
Оценка каждой услуги для
3 этап. Оценка нуждаемости клиента в конкретных услугах, в определении времени (часы, минуты), необходимом для удовлетворения потребностей;
4 этап. Оценка нуждаемости в кратности (частоте) посещений клиента (в день, неделю, месяц);
5 этап.
Определение нагрузки на
Таблица 4.
Определение нагрузки и временных затрат в функциональных группах
№ п/п |
Функциональная группа (из расчета на одного работника) |
Количество клиентов, человек |
Резервное время, в минутах |
Временные затраты на реабилитационные услуги, в минутах |
|
1. |
Хозяйственник |
10 |
562 |
56 |
|
2. |
Доставщик |
20 |
120 |
6 |
|
3. |
Финансист |
20 |
180 |
9 |
|
4. |
Медицинская сестра |
20 |
0 |
0 |
|
5. |
Реабилитолог |
20 |
480 |
96 |
|
6. |
Санитарка |
5 |
0 |
0 |
|
7. |
Психолог |
40 |
480 |
45 |
|
Таким образом, на основе анализа затрат рабочего времени, из Таблицы4 видно, насколько высвободилось время социального работника и медицинской сестры за счет разделения функциональных обязанностей. В результате появления «резервного» времени, у хозяйственника появилась возможность помимо услуг бытового плана, предоставлять и реабилитационные услуги социально-бытового характера.
Проанализировав потребности в социальном обслуживании, в кратности посещений, в особенностях ухода, в необходимой реабилитации, разработали общий план посещений немобильных больных на дому.
График обслуживания и план ухода фиксировались в таблице (см. Таблицы 1,2,3), где отражалась вся деятельность работника (время нахождения у клиента, кратность посещений в день, перечень выполняемых услуг). По ней можно легко определить ежедневную загруженность социального работника и медицинской сестры, фиксировать фактическое количество оказанных услуг.
Из Таблицы 5 видно, что разрешилась главная проблема одинокого инвалида: он перестал быть зависимым от одного социального работника. Также появилась возможность посещать больных, нуждающихся в постоянном постороннем уходе 3-4 раза в день. Привлеченные добровольцы навещают эту группу больных в выходные и праздничные дни 1-2 раза в день.
Изменение функциональных обязанностей, проведение с инвалидами различных реабилитационных мероприятий сделало работу социального работника более интересной. Анкетирование показало, что у всех сотрудников, участвовавших в исследовании снизился психологический дискомфорт, возросла мотивация к трудовой деятельности.
Информация о работе Особенности технологии социальной работы с инвалидами