Особенности технологии социальной работы с инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 20:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация оптимальной модели медико-социального обслуживания инвалидов на дому.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Теоретический анализ проблем медико-социального обслуживания усовершенствование модели «стационарный» уход за инвалидами.
2) Доказать эффективность реализации данной модели в условиях специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому.
Гипотеза: модель «стационарный» уход за инвалидами более эффективной технологией в реабилитации данной категории граждан, если будет перераспределение функциональных обязанностей между работниками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Понятие инвалидность и ее виды…………………………………………….6
2. Сущность медико-социальной работы с инвалидами……………………....9

3. Организация медико-социального обслуживания инвалидов…………….18

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………...29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………48

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Болотова.docx

— 119.29 Кб (Скачать файл)

Таким образом, изучив документацию и специфику работы в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому, пришли к следующему выводу.

Пациенты специализированного отделения - это наиболее тяжелая в медицинском и наиболее незащищенная в социальном плане группа больных, требующая к себе повышенного внимания, больших физических и психоэмоциональных затрат обслуживающего их персонала, большого расхода лекарств и материально - технических средств.

К сожалению, на сегодняшний день невозможно осуществить круглосуточный уход за пациентами, в вечернее и ночное время приходится привлекать соседей, волонтеров, вызывать скорую помощь. В необходимых случаях проблема круглосуточного ухода решается с помощью социальных коек.

Тема оценки качества ухода за инвалидами на дому не простая. Оценивая качество работы по уходу за клиентами, естественно задать вопрос: как организована эта работа, как работает персонал, каковы объемы деятельности, какие применяются технологии для достижения качественного обслуживания?Процессуальный подход к оценке качества помощи как раз и позволяет ответить на эти вопросы.

Оценка процесса ухода за пациентом включает оценку:

1. Объем  деятельности;

2. Работу  персонала;

3. Ведение  документации.

При оценке процесса ухода за инвалидами были определены следующие моменты:

1.соответствие  перечня услуг и объема помощи  потребностям пациента;

2. соответствие  оказываемых услуг установленным  стандартам;

3.своевременность  оказания услуг;

4.соответствие  деятельности медсестры назначениям  врача, взаимоотношения пациента  и персонала, соответствие ведения  документации установленным требованиям.

Качество - это система управления, ориентированная на людей. Достигается это через оценку потребностей. Оценка потребностей - очень важный метод социальной работы. Он используется во многих социальных технологиях, в том числе положен в основу технологий прогнозирования и моделирования.

Проблема повышения качества обслуживания предусматривает использование анкетирования по самым различным направлениям деятельности. Этот метод позволяет заниматься социальной диагностикой, которая представляет собой одну из основных, современных технологий социальной работы.

Еженедельно на рабочих совещаниях обсуждаются проблемы деятельности службы, вопросы качества, периодически проводятся «мозговые штурмы», в результате которых рождаются новые идеи. Это тоже можно считать новой технологией. Сравнивая начальные и конечные данные, имеем возможность судить о результатах работы.

В итоге изучения документов, собеседования с социальными работниками и медицинскими сестрами, была определена модель ухода за клиентами отделения, в которой работа участкового врача, медицинской сестры, социального работника и психотерапевта взаимосвязана.

Работа специализированного отделения медико-социального обслуживания на дому осуществляется во взаимодействии с территориальными учреждениями здравоохранения.

Должности социальных работников вводятся из расчета обслуживания одним работником 5 граждан, нуждающихся в медико-социальной помощи, проживающих в городской местности или 3 граждан, проживающих в частном секторе.

Должности медицинских сестер вводятся из расчета обслуживания одной медицинской сестрой 10 граждан, нуждающихся в медико-социальной помощи, проживающих в городской местности или 5 граждан, проживающих в частном секторе.Периодичность посещения обслуживаемых не реже трех-четырех раз в неделю. Сотрудники отделения оказывают помощь таким больным. Однако простой арифметический подсчет показывает, что максимум времени, которое можно уделить клиенту, -1,5-2 часа. Опыт же показывает, что только разовое кормление больного уже приготовленной пищей требует около 30 минут, гигиенические процедуры 30-60 минут.

Таким образом, в специализированном отделении необходимо несколько изменить форму работы. В тех случаях, когда у больных полностью утрачена способность к самообслуживанию, нормы нагрузки должны быть другие, которые позволяли бы уделять больному хотя бы 6 часов в день.

 Говорить о высоком качестве можно лишь тогда, когда социальная служба, оказывающая помощь на дому, не требует от своих пользователей подстраиваться под существующую схему социального обслуживания, а наоборот, позволяет клиенту получать срочные и необходимые услуги в удобное для него время. Т.е. система помощи инвалидам на дому должна развиваться, и важно создать такую структуру, которая обеспечивала бы долговременный уход на дому за самыми тяжелыми больными.

Для улучшения качества работы,предлагаем некоторые изменения в работе отделения медико-социальном обслуживании на дому инвалидов.

Вследствие чего необходимо:

1. Изучить  и дополнительно разработать  нормативно-справочные документы  по медико-социальной реабилитации  клиентов с учетом состояния  здоровья (стандарты лечения, обследования, критерии оценки здоровья и  т.д.);

2. Определить  потребности в основных видах  медико-социальной помощи на дому;

3. Определить  объемы, содержания, сроки и уровни  проводимых социальных и реабилитационных мероприятий;

4. Максимально  и своевременно удовлетворить  потребности клиентов в качественной  медицинской и социальной помощи;

5. Рассчитать  рабочее время социальных работников  и медицинских сестер с учетом  направленности в сторону реабилитации  и адаптации клиента.

Таким образом, делаем вывод, что организация медико-социального обслуживания инвалидов и людей, нуждающихся в помощи на дому, затруднительна в рамках односторонних профессиональных мероприятий.

 

 

ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

  1. Следовательно, инвалидность – это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.
  2. Медико-социальнаяпомощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий: медицинских, социальных, психологических, юридических, педагогических, призванных укреплять социальную защищенность населения, особенно самых уязвимых его слоев.

Следовательно,целью медико-социальной работы медицинскими организациями, является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

  1. В специализированном отделении медико-социального обслуживания на дому обслуживаются инвалиды, имеющие медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенцируют друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий.

Из выше сказанного следует, что пациенты специализированного социально-медицинского отделения – это наиболее тяжелая в медицинском и наиболее незащищенная в социальном плане группа людей, требующая к себе повышенного внимания, больших физических и психо-эмоциональных затрат обслуживающего их персонала, большого расхода лекарств и материально-технических средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

«Организация наблюдения медико-социального обслуживания инвалидов в Орехово-Зуевском городском Управлении социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области»

 

С целью наблюдения эффективности модели медико-социального обслуживания инвалидов на дому, была проделана следующая работа.

В начале аналитического эксперимента была определена цель: установить результативность предлагаемой новой модели работы по осуществлению ухода и медико-социальной реабилитации инвалидов на дому.

Критериями эффективности представленной исследуемой работы являлись:

- уровень  качества оказываемых услуг;

- уровень  социальной зависимости клиента;

- динамика  функциональных сдвигов в ходе  реабилитационных мероприятий;

-уровень  физической нагрузки социальных  работников и медицинских сестер;

- уровень  тревожности обслуживаемых клиентов.

Были определены временные рамки - 1 месяц. Наблюдение носило этапный характер.

На первом этапе были подобраны две группы клиентов, одинаковые по составу (по 5 человек), качественным характеристикам и условиям функционирования. Группы носили характер контрольной и экспериментальной.

На втором этапе былпроделан анализ анкет обратной связи:

-составлены таблицы по возрастной градации, по половому признаку, по объективной и субъективной оценке жизнедеятельности клиентов;

-изучены прежние графики работы, стандарты выполняемой работы;

-разработан план реализации работы в экспериментальной группе с учетом измененных функциональных обязанностей социальных работников и медицинских сестер.

На третьем этапе,приступили к практической реализации заданной программы.

Описание работы первой группы:

Характеристика группы 1, которая работала в прежнем рутинном режиме.

Состав группы: 5 клиентов (2 мужчин, 3 женщин), 2 социальных работника, 2 медицинские сестры, психолог (проводила работу в обеих группах).

Возраст клиентов:

55-59 - 1 чел. 70-74 - 1 чел.

60- 64 - 2 чел. 65-69 - 1 чел.

По половому признаку численность женщин превышает численность мужчин, такое соотношение преобладает в возрастной градации средних и старших возрастов.

Структура заболеваемости клиентов первой группы:

Рассеянный склероз (тетрапарез) - 1 чел.

Перелом шейки бедра (наложен гипсовый «сапожок») - 2 чел.

Сахарный диабет (тяжелое течение, диабетическая стопа) - 1чел.

Онко-заболевания (4 стадия) - 1 чел.

Структура показывает, что все клиенты данной группы страдают тяжелыми формами заболеваний. Пять больных относятся к категории маломобильных: с помощью вспомогательных средств с трудом передвигаются по квартире. Трое больных могут садиться на кровати с посторонней помощью и выполнять некоторые процедуры по самообслуживанию. Двое клиентов по состоянию здоровья совсем не поднимаются с кровати, нуждаются в постоянном постороннем уходе.

В первой группе работа проводилась в прежнем, существующем режиме. Социальные работники и медицинские сестры, как обычно выполняли свои функциональные обязанности с прежними графиками и стандартами выполняемой работы (см. Таблица 1).

Согласно «Положения» о работе отделения социально-медицинского обслуживания на дому, нагрузка на одного социального работника - 5 человек, на одну медицинскую сестру - 5 человек. Периодичность посещения клиентов социальным работником 3-4 раза, медицинской сестрой 4-5 раз в неделю.

Описание работы социального работника:

Социальные работники предоставляли социально-бытовые услуги в соответствии с перечнем гарантированных услуг, предоставляемых пожилым гражданам и инвалидам в Орехово-Зуевском городском Управлении социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области, а также дополнительные услуги (оплачиваемые - 100%). В среднем один социальный работник посещает двух клиентов в день.

Таблица 1.

Структура рабочего времени социального работника

№ п/п

Виды услуг

Общая продолжительность в день, в минутах

Средний процент % к продолжительности рабочего дня

1.

Работа с документами

13

2,7

2.

Путь в магазин, аптеку, по делам клиента

60,3

12,6

3.

Покупка продуктов, промтоваров, медикаментов

62,5

13,1

4.

Доставка продуктов, промтоваров, медикаментов

64,4

13,4

5.

Ожидание покупки

5,5

1,1

6.

Беседа

45,8

9,5

7.

Услуги бытовые

21,5

4,5

8.

Услуги гигиенические

65,1

13,8

9.

Приготовление обеда

25

5,2

10.

Кормление

22,5

4,7

11.

Стирка белья

27,5

5,7

12.

Оформление льгот, оплата коммунальных услуг

19,9

4,1

13.

Расчет с клиентами, заполнение дневника

46

9,6

 

Всего:

480,0

100

Информация о работе Особенности технологии социальной работы с инвалидами