Отечественный опыт социального обслуживания граждан пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Способы адаптации пожилых людей и инвалидов. Так, наряду с тяжелыми переживаниями и развивающимися депрессиями у пожилых и инвалидов обнаруживается тенденция к изолированному существованию без потребности видеть других людей, ощущение умиротворенности в одиночестве, стремление к новым занятиям и контактам. В то же время немалая часть из них проявляет гармоничную адаптацию, когда присутствуют здравый смысл, мужество, оптимизм. В связи с этим в обществе весьма актуальной является проблема оказания социальной помощи, поддержки пожилым и инвалидам, которая осуществляется при помощи социального обслуживания.
Актуальность темы связана с развитием социального обслуживания в определенной сфере, то есть с пожилыми людьми и их обслуживанием на дому.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Технология социального обслуживания в решении проблем граждан пожилого возраста.
§ 1. Проблемное поле граждан пожилого возраста………………………..5
§ 2. Нормативно-правовые основы социального обслуживания пожилых граждан………………………………………………………………….….….…11
§ 3.Социальное обслуживание граждан пожилого возраста на селе, как технология……………………………………………………………….….……19
Глава 2. Отечественный опыт социального обслуживания граждан
пожилого возраста.
§1. Отечественный опыт социальной работы в области технологии социального обслуживания на примере Вологодской области…………24
§2. Отечественный опыт применения технологии социального обслуживания на селе граждан пожилого возраста на примере базы практики ТОГБУ «ЦСУ для населения Сосновского района»……….…..31
§3.Социальный проект «Весенняя разгуляй-ка»…………………………..37
Заключение…………………………………………………………….……42
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

tekhnologia_sotsialnogo_obsluzhivania_pozhilykh.docx

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Единство концептуальных подходов и согласованность целей и принципов социальной защиты пожилых на всех уровнях социального управления должны способствовать получению ощутимых результатов социального обслуживания. Однако это не ограничивает проявления самостоятельности территориальных органов социальной защиты населения, имеющих возможность детально учитывать социально-экономический, социальный и социокультурный контекст конкретного региона или местности.

Территориальным органам социальной защиты населения предоставляются реальные возможности оптимального и оперативного реагирования на изменения положения лиц «третьего возраста».

В технологии социального обслуживания населения Российской Федерации выделяются три основных направления социальной защиты пожилых людей: 1. пенсионное обеспечение; 2. система льгот и преимуществ пожилым людям; 3. социальное обслуживание пожилых людей в стандартных и нестандартных условиях.

Процесс старения населения – явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости.

Последствия старения общества являются предметом изучения многих специалистов и общественных деятелей – ученых, практиков, политиков, экономистов, социологов и т.д.

В России огромное различие в численности между женщинами и мужчинами пожилого возраста. Численность женщин более чем в два раза превышает численность мужчин. Это объясняется низкой продолжительностью жизни мужчин по сравнению с женщинами. Смерть супруга мужчинами и женщинами воспринимается по-разному. Смерть жены пожилой мужчина воспринимает быстрее, потому что он меньше приспособлен к жизни в одиночку, но для него не составляет особого труда найти ей замену. У старой женщины, когда она остается одна мало шансов повторно выйти замуж, но она, как личность, обладает навыками ведения домашнего хозяйства, легко находит друзей и сама о себе заботится. Для старых людей партнер особенно желателен в том смысле, что он разделяет с ним финансовые проблемы, является собеседником, а также человеком, на которого можно положиться, о ком можно заботиться. В то же время многие пожилые люди рассматривают жизнь в одиночку как ценность, символ свободы и независимости. Некоторые из них умышленно идут на снижение своей вовлеченности в социальную жизнь и бывают весьма довольны этим.

Социальная работа с такими людьми в первую очередь должна быть направлена на, предоставление им возможности находиться дома как можно дольше. Это оказание социально-бытовых и социально-медицинских услуг на дому, организация центров дневного пребывания, помощь в оплате за жилье, топливо. Социальная работа с теми, кто тяготится своим одиночеством, может заключаться в вовлечении их в группы самопомощи, клубную работу, организации центров дневного пребывания, помощь на дому, или устройство в стационарные учреждения.

Таким образом, наиболее актуальными проблемами для людей пожилого возраста становится:

1. сохранение здоровья, которое  оценивается пожилыми как основная  ценность и создает мотивацию  по его поддержанию, сохранению, обереганию;

2. Материальная обеспеченность  — в связи с низким размером  пенсии. Является основным стимулом, для того чтобы пенсионеры  продолжали работать.

3. Проблема одиночества, которая возникает в связи  с разрушением деловых связей, смерти близких людей и указывает  на недостаточную адаптированность пожилых людей в обществе [23; C.25-30].

В XX веке проблема одиночества получила небывалый по значению философско-этический статус: в ней увидели один из вечных, роковых источников не только трагической безнадежности существования человека, но и хода всей истории.

Одиночество с научной точки зрения – одно из наименее разработанных социальных понятий.

В теоретическом наследии глубокого осмысления проблемы одиночества существуют несколько подходов, однако подавляющее число моделей одиночества не представляют собой полного и систематического  объяснения. Большинство теоретических рассуждений об одиночестве было связано с клинической практикой или вытекало из уже существующих теорий, поэтому попытаемся систематизировать имеющиеся модели.

Итак, теоретические подходы к одиночеству классифицируют на следующие группы:

  • психодинамические;
  • феноменологические;
  • экзистенционально-гуманистические;
  • социологические;
  • интеракционистские;
  • когнитивные [26; C.603].

§ 2. Нормативно-правовые основы социального обслуживания пожилых граждан

Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно емко.

Она представлена законодательством как общего характера. Так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года.

Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм:

- нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей;

- нормы, непосредственно  касающиеся прав пожилых людей  и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т.п.) и соответствующих  этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и  семьи.

По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Это – общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей.

Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях.

Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста ст. 44 Конституции РФ. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Доступна всем в соответствии со ст. 51 Конституции квалифицированная юридическая помощь.

Основываясь на конституционных нормах о положениях Хартии, рекомендующей обеспечивать гражданам пожилого возраста пенсию, социальные пособия и другие доходы ни ниже уровня прожиточного минимума, надежную защиту их сбережений и доходов, провозгласившей для них право на труд, представляется целесообразным, прежде всего остановиться на правовых нормах, регулирующих труд и занятость граждан пожилого возраста, и пенсионом законодательстве. Именно эти законодательные акты, как содержащие материальную составляющую, играют важную роль для пожилых людей , в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию.

От материального обеспечения зависят возможности и способы, которыми старшее поколение сможет удовлетворять свои сущностные потребности и интересы, свои социально-ценностные ориентиры и установки. В немалой степени реализация этих законов влияет на поддержание пожилыми людьми своего здоровья, взаимоотношений в семье и на отношении к окружающим, на организацию их отдыха и досуга, одним словом, - на всю их социальную активность.

Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются и федеральные законы от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Названные федеральные законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии  реализации этих прав, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе [8; C.2-5].

В соответствии с этим законом социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются на дому или в учреждениях социального обслуживания не зависимо от форм собственности. Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношении религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации.

Цели и принципы стандартизации в РФ установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов РФ – ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» [3; C.8-12].

Сведения о стандарте:

1.Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»).

2.Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения».

3.Утвержден и введен  в действие Приказом Федерального  агентства по техническому регулированию  и метрологии от 17 декабря 2008 г. № 435-ст.

4.В настоящем стандарте  реализованы нормы:

Федеральных законов РФ:

    • от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»;
    • от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
    • от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
    • от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

постановления Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

5.Настоящий стандарт разработан  по заказу Министерства здравоохранения  и социального развития РФ.

Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания населения, а так же гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.

Информация о работе Отечественный опыт социального обслуживания граждан пожилого возраста