Стандарт устанавливает состав,
объемы и формы предоставляемых услуг
[4; C.7-10].
В Федеральном законе «О Социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов»
от 22.08.2004 года сказано о полустационарном
и стационарном обслуживании пожилых
граждан.
Стационарное
социальное обслуживание осуществляется в
стационарных учреждениях социального
обслуживания (дома-интернаты, пансионаты,
и др.) путем предоставления социальных
услуг гражданам, частично или полностью
утратившим способность к самообслуживанию
и нуждающимся в постоянном постороннем
уходе. Стационарное социальное обслуживание
обеспечивает создание соответствующих
их возрасту и состоянию здоровья условий
жизнедеятельности, проведение мероприятий
медицинского, психологического, социального
характера, питание и уход, а также организацию
посильной трудовой деятельности, отдыха
и досуга [20; C.7].
Нестационарное
социальное обслуживание включает в себя:
а) социальное обслуживание
на дому;
б) социально-медицинское
обслуживание на дому;
в) срочное социальное
обслуживание;
г) социально-консультативная
помощь.
а) социальное
обслуживание на дому
Социальное обслуживание
на дому является одной из основных форм
социального обслуживания, направленной
на максимально возможное продление пребывания
граждан пожилого возраста и инвалидов
в привычной социальной среде в целях
поддержания их социального статуса, а
также на защиту их прав и законных интересов.
Осуществляется путем
предоставления гражданам, нуждающимся
в постоянном или временном нестационарном
социальном обслуживании, частично утратившим
способность к самообслуживанию помощи
на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских
услуг и иной помощи.
К числу надомных социальных
услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных
государством социальных услуг, относятся:
1) организация питания,
включая доставку продуктов на дом;
2) помощь в приобретении
медикаментов, продовольственных и
промышленных товаров первой
необходимости;
3) содействие в
получении медицинской помощи, в
том числе сопровождение в
медицинские учреждения;
4) поддержание условий
проживания в соответствии с
гигиеническими требованиями;
5) содействие в
организации юридической помощи
и иных правовых услуг;
6) содействие в
организации ритуальных услуг;
7) другие надомные
социальные услуги.
Кроме надомных социальных
услуг, предусмотренных перечнями гарантированных
государством социальных услуг, гражданам
пожилого возраста и инвалидам могут быть
предоставлены дополнительные услуги
на условиях полной или частичной оплаты.
б) социально-медицинское
обслуживание на дому
Социально-медицинское
обслуживание на дому осуществляется
в отношении нуждающихся в надомных социальных
услугах граждан пожилого возраста и инвалидов,
страдающих психическими расстройствами
(в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением
активной формы), тяжелыми заболеваниями
(в том числе онкологическими) в поздних
стадиях, за исключением заболеваний,
требующих лечения в специализированных
учреждениях здравоохранения.
в) срочное
социальное обслуживание
Срочное социальное
обслуживание осуществляется в целях
оказания неотложной помощи разового
характера гражданам и инвалидам, остро
нуждающимся в социальной поддержке.
Срочное социальное
обслуживание может включать следующие
социальные услуги:
1) разовое обеспечение
остро нуждающихся бесплатным горячим
питанием или продуктовыми наборами;
2) обеспечение одеждой,
обувью и другими предметами
первой необходимости;
3) разовое оказание
материальной помощи;
4) содействие в
получении временного жилого
помещения;
5) организацию юридической
помощи в целях защиты прав
обслуживаемых лиц;
6) организацию экстренной
медико-психологической помощи с
привлечением для этой работы
психологов и священнослужителей
и выделением для этих целей
дополнительных телефонных номеров;
7) иные срочные
социальные услуги.
г) социально-консультативная
помощь
Социально-консультативная
помощь гражданам и инвалидам направлена
на их адаптацию в обществе, ослабление
социальной напряженности, создание благоприятных
отношений в семье, а также на обеспечение
взаимодействия личности, семьи, общества
и государства.
Социально-консультативная
помощь гражданам и инвалидам ориентирована
на их психологическую поддержку, активизацию
усилий в решении собственных проблем
и предусматривает:
1) выявление лиц,
нуждающихся в социально-консультативной
помощи;
2) профилактику
различного рода социально-психологических
отклонений;
3) работу с семьями,
в которых живут граждане пожилого
возраста и инвалиды, организацию
их досуга;
4) консультативную
помощь в обучении, профессиональной
ориентации и трудоустройстве
инвалидов;
5) обеспечение координации
деятельности государственных учреждений
и общественных объединений для
решения проблем граждан пожилого
возраста и инвалидов;
6) правовую помощь
в пределах компетенции органов
социального обслуживания;
7) иные меры по
формированию здоровых взаимоотношений
и созданию благоприятной социальной
среды для граждан пожилого
возраста и инвалидов.
Полустационарное
социальное обслуживание включает социально-бытовое,
медицинское и культурное обслуживание
граждан и инвалидов, организацию их питания,
отдыха, обеспечение их участия в посильной
трудовой деятельности и поддержание
активного образа жизни в отделениях дневного
(ночного) пребывания учреждений социального
обслуживания.
На полустационарное
социальное обслуживание принимаются
нуждающиеся в нем граждане и инвалиды,
сохранившие способность к самообслуживанию
и активному передвижению, не имеющие
медицинских противопоказаний к зачислению
на социальное обслуживание.
Порядок и условия
полустационарного социального обслуживания
определяются органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия
предоставления бесплатного надомного,
полустационарного и стационарного социального
обслуживания, а также на условиях полной
или частичной оплаты устанавливаются
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации [5; C.23-31].
Основываясь на законе «Об основах
социального обслуживания населения в
РФ» мы можем определить, что социальное
обслуживание представляет собой
деятельность социальных служб по социальной
поддержке, оказанию социально-бытовых,
социально-медицинских, психолого-педагогических,
социально-правовых услуг и материальной
помощи, проведению социальной адаптации
и реабилитации граждан, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
§3. Социальное обслуживание
граждан пожилого возраста на селе, как
технология
Технологии социальной работы
в сельской местности – это совокупность
научных знаний, средств, приемов, методов
и организационных процедур, направленных
на оптимизацию жизнедеятельности жителей
села [24; С.164]. Среди видов технологий, применяемых
в сельской общности, можно выделить социальное
обслуживание, социальную диагностику,
социальную профилактику, социологический
анализ социальных проблем селян, информационные
и коммуникативные технологии, социальную
терапию, социальное страхование, социальную
помощь и защиту. Особо следует выделить
региональные технологии, что обусловлено
спецификой как сельского сообщества,
так и спецификой отдельных территорий,
наиболее ярко проявляющих себя именно
в сельской местности.
Адресная социальная помощь
слабо социально защищенным группам населения,
проживающим в сельской местности, эффективно
осуществляется на базе частных технологий
– научно обоснованных технологических
стандартах работы сельской категории
населения. Они ориентированы на учет
интересов, потребностей, ценностных ориентаций
сельских жителей, на создание специфических
условий, способствующих мобилизации
потенциала внутренних резервов их личности
для решения проблем сельского бытия.
Сущность социального обслуживания
включает коммуникацию с социальным окружением
клиента, что, в свою очередь, является
важнейшей предпосылкой решения социальных
проблем. Анализ всего комплекса социальных
отношений составляет ядро социальной
диагностики и выступает основой для выработки
методических приемов социального воздействия,
направленного не только на индивида,
но и на окружающий социум. Так, известно,
что большинство социальных проблем затрагивают
в той или иной степени целые семьи и другие
группы. Поэтому центр тяжести в социальной
работе объективно приходится на социально-групповые
технологии.
Актуальной проблемой является
адаптация известных технологий к современным
социальным условиям, к потребностям организации
социальной работы с учетом специфики
сельского населения.
Основные проблемы функционирования
технологий социальной работы в сельской
местности порождены спецификой сельскохозяйственного
производства, отсутствием реального
местного самоуправления, неразвитостью
системы социальных служб на селе.
Технологии социального обслуживания
с пожилыми гражданами могут быть выработаны
на базе информации о сельской культуре
как особом виде культуры, ключевых ценностях
селян.
Социальная политика переходного
периода должна быть нацелена на создание
каждому трудоспособному человеку условий,
позволяющих ему обеспечить благосостояние
семьи, а также на предоставление гарантированного
государством минимума социальной защиты
наиболее уязвимым слоям населения. А
такой подход означает переход к новой
системе социальной работы и социальной
помощи, которая включает в себя решение
следующих задач: формирование системы
индивидуальной ответственности граждан
за свое материальное благосостояние;
обеспечение государством гарантий социальных
и экономических прав граждан; обеспечение
гражданам гарантированного минимального
уровня бесплатных услуг в области образования
здравоохранения, юридической, культурной,
духовной и информационной защиты [19; C.190-193].
Основными направлениями совершенствования
технологий управления на селе являются:
обеспечение его специалистами по социальной
работе, информационно-аналитическое
обеспечение, передача всех функций регулирования
системой социальной защиты муниципальным
органам.
Главным субъектом управления
социальной работы с сельским населением
выступает государство. На уровне органов
государственной власти можно сосредоточить
внимание на важнейших стратегических
направлениях социальной работы путем
формирования целевых программ, которые
позволяют сконцентрировать ресурсы и
усилия на решении наиболее социальных
проблем. Основным субъектом управления
системой социальной работы с сельским
населением являются органы государственной
власти на уровне сельского административного
района.
Технологии управления социальной
защитой населения не отвечают условиям
трансформации общества и нуждаются в
совершенствовании путем создания органов
муниципального управления, которое будет
осуществлять руководство всей системой
защиты сельских жителей, а именно граждан
пожилого возраста [24; C.164-166].
Пожилые люди и инвалиды в РФ
обладают всей полнотой социально-экономических
и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией
РФ, конституциями республик, входящих
в ее состав, другими законодательными
актами. Однако изменение социального
статуса человека в старости и инвалида,
связанное с прекращением или ограничением
трудовой и общественной деятельности;
трансформацией ценностных ориентиров,
образа жизни и общения; испытанием затруднений
в социально-бытовой и психологической
адаптации к новым условиям, порождает
серьезные социальные проблемы.
Наиболее
острой проблемой является ограничение
жизнедеятельности пожилых людей
и инвалидов. Под ограничением
жизнедеятельности понимается полное
или частичное отсутствие у
человека способности или возможности
осуществлять самообслуживание, передвижение,
ориентацию, общение, контроль за своим
поведением, а также заниматься трудовой
деятельностью [18; С.193].
В решении
этой проблемы первостепенное
значение приобретает совершенствование
системы социальной реабилитации
и социальной помощи престарелым
и инвалидам.
Социальная реабилитация
представляет собой комплекс
социально-экономических, медицинских,
юридических, профессиональных и
других мер, направленных на обеспечение
необходимых условий и возвращение
этих групп населения к полнокровной
жизни в обществе.