Отечественный опыт социального обслуживания граждан пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Способы адаптации пожилых людей и инвалидов. Так, наряду с тяжелыми переживаниями и развивающимися депрессиями у пожилых и инвалидов обнаруживается тенденция к изолированному существованию без потребности видеть других людей, ощущение умиротворенности в одиночестве, стремление к новым занятиям и контактам. В то же время немалая часть из них проявляет гармоничную адаптацию, когда присутствуют здравый смысл, мужество, оптимизм. В связи с этим в обществе весьма актуальной является проблема оказания социальной помощи, поддержки пожилым и инвалидам, которая осуществляется при помощи социального обслуживания.
Актуальность темы связана с развитием социального обслуживания в определенной сфере, то есть с пожилыми людьми и их обслуживанием на дому.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Технология социального обслуживания в решении проблем граждан пожилого возраста.
§ 1. Проблемное поле граждан пожилого возраста………………………..5
§ 2. Нормативно-правовые основы социального обслуживания пожилых граждан………………………………………………………………….….….…11
§ 3.Социальное обслуживание граждан пожилого возраста на селе, как технология……………………………………………………………….….……19
Глава 2. Отечественный опыт социального обслуживания граждан
пожилого возраста.
§1. Отечественный опыт социальной работы в области технологии социального обслуживания на примере Вологодской области…………24
§2. Отечественный опыт применения технологии социального обслуживания на селе граждан пожилого возраста на примере базы практики ТОГБУ «ЦСУ для населения Сосновского района»……….…..31
§3.Социальный проект «Весенняя разгуляй-ка»…………………………..37
Заключение…………………………………………………………….……42
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

tekhnologia_sotsialnogo_obsluzhivania_pozhilykh.docx

— 86.50 Кб (Скачать файл)

К видам услуг, предоставляемых отделением относятся:

- оказание экстренной доврачебной  помощи;

- проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального  давления, наложение компрессов, обработка  пролежней, раневых поверхностей, выполнение  очистительных клизм);

- осуществлений подкожных и  внутримышечных введений лекарственных  препаратов в соответствии с  назначением лечащего врача;

- оказание санитарно-гигиенической  помощи обслуживаемым гражданам (обтирание, обмывание, гигиенические  ванны, стрижка ногтей, причесывание);

- кормление ослабленных граждан;

- другие социальные и бытовые  услуги, оказываемые в надомных  условиях.

Медицинские сестры отделения осуществляют свою работу во взаимодействии с учреждениями здравоохранения, к которым прикреплены обслуживаемые граждане. Учреждения здравоохранения в свою очередь обеспечивают по договоренности медицинских сестер инструментарием, медикаментами, перевязочными материалами, другими материалами и предметами медицинского назначения, необходимыми для общего ухода и оказания доврачебной помощи, не связанной с применением сильнодействующих препаратов, и оказывают медицинским сестрам организационно-методическую помощь.

Для оказания доврачебной помощи отделение должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов (за исключением наркотических и сильно-действующих) и перевязочных средств.

Выполнение медицинскими сестрами отделения обслуживаемым гражданам плановых медицинских назначений производится только по назначению лечащего (участкового) врача.

При рассмотрении функций основных структурных подразделений «КЦСОН Чагодощенского района» можно сказать о том, что со временем сеть услуг центров социального обслуживания будет более разнообразной, чем сейчас [28; C.13].

 

 

§ 2. Отечественный опыт применения технологии социального обслуживания на селе граждан пожилого возраста на примере базы практики ТОГБУ «ЦСУ для населения Сосновского района»

В Сосновском районе социальная защита малоимущих слоев населения, в том числе и одиноких пожилых людей осуществляется Центром социального обслуживания населения. Центр социального обслуживания населения обеспечивает в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики социальной защиты престарелых одиноких граждан. Основными формами социального обслуживания одиноких пожилых граждан являются:

1.Отделение социального обслуживании на дому;

2.Отделение социальной  службы по оказанию социальных услуг на дому бригадной формой;

3.Отеделение срочного социального обслуживания;

4.Отдел социально-бытового  обслуживания на дому в сельской  местности.

К основным видам деятельности центра можно отнести:

-выявление и дифференцированный  учет пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи, определение ее необходимых видов;

-оказание гражданам необходимой  помощи, попавшим в трудную жизненную  ситуацию и остро нуждающихся  в социальной поддержке, срочном  социальном обслуживании;

-создание банка данных, включающего информацию об условиях  проживания пожилых людей и  услугах, в которых они нуждаются;

-предоставление культурно-бытовых, юридических, медицинских и психологических  услуг, организация питания и  трудовой деятельности (для желающих) пожилых людей;

-социальный патронаж одиноких пожилых людей;

-привлечение государственных  и негосударственных структур  к организации гуманитарной и срочной социальной помощи [22; С.7].

Из проведенного исследования можно сделать вывод, что социальное обслуживание одиноких пожилых граждан осуществляется большим перечнем социальных услуг. Социальные услуги можно подразделить на:

Срочные, краткосрочные и долгосрочные.

Срочные социальные услуги предоставляются Отделением срочного социального обслуживания, гражданам остро нуждающимся в неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности. В центре в 2011 году в отделение срочного социального обслуживания обратилось 60 человек, это граждане пожилого возраста. Из числа обратившихся почти все получили ту или иную помощь. Обратившимся малоимущим пожилым выдавались продовольственные наборы, вещевая помощь, пользовались спросом предметы пункта проката. В отделении срочного социального обслуживания имеется книга жалоб и предложений, из которой можно сделать вывод, что отделение получает только добрые отзывы и пожелания, граждане выражают свою благодарность администрации службы. Недовольств никто не проявлял.

Так что Отделение срочного социального обслуживания на сегодняшний день является одним из незаменимых видов помощи в структуре Центра социального обслуживания.

Краткосрочные услуги предоставлялись отделением социальной службы по оказанию социальных услуг на дому бригадной формой. Силами бригады произведено обслуживание по 53 заявлениям от одиноких пожилых граждан.

Эта форма социального обслуживания пользуется спросом у клиентов проживающих в основном в домах частного сектора. Силами бригады производились услуги разовые, по очистке снега, побелке в доме, производился ремонт жилья и другие услуги.

По итогам исследования можно сделать вывод, что социальное обслуживание одиноких пожилых граждан на дому можно поставить на первое место. Эта форма социального обслуживания осуществляет предоставление социальных услуг, которые носят долгосрочный характер от 6 месяцев и более. В наше время это один из видов социального обслуживания, главная цель которого продлить пребывание людей пожилого возраста в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы. В 2011 году отделением социального обслуживания на дому обслуживалось 160 человек из них 160 человек обслуживались из сельской местности. По результатам проведенного опроса и анкетирования среди обслуживаемых пожилых граждан на дому получились неплохие результаты.

Пожилые люди высказывая свое мнение о качестве предоставления услуг в основном выражают благодарность в адрес службы социального обслуживания [22; С.11].

Главным показателем эффективности работы является количество обслуживаемых пожилых граждан и качество предоставленных услуг.

Оценка эффективности работы по социальному обслуживанию пожилых граждан в нашем случае проводилась с помощью опроса пожилых граждан с посещением их на дому, а также анализом отчетности предоставляемой социальными работниками в центр социального обслуживания населения и анкетированием.

Целью исследования эффективности работы службы по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, является выявление отношения пожилого человека к социальной службе и социальному работнику, оказывающему всяческую помощь своему подопечному.

Выявление иерархии потребностей данных групп пожилых граждан, необходимо для конкретизации социального обслуживания и уяснения их социальных нужд. Удовлетворение первоочередных потребностей пожилых граждан должно быть приоритетным направлением социальных служб.

Пожилые люди, несмотря на психологические особенности их возраста, с пониманием и благодарностью относятся к социальной службе, несмотря на то, что их основные проблемы – одиночество, низкое качество предоставляемого медицинского обслуживания, плохое материальное положение.

В то же время, отношения только одной стороны пожилых клиентов и деятельности специалистов социальных служб было бы недостаточно для того, чтобы адекватно оценить эффективность работы центра социального обслуживания населения р.п. Сосновки [22; С.15].

Прежде всего при работе с пожилыми людьми социальный работник должен соблюдать этический кодекс, принципы поведения и деятельности.

Специалисту по социальному обслуживанию пожилых людей должны быть присущи следующие личностные качества:

  • интеллектуальные ( прогностичность, рассудительность, пластичность, сообразительность, дальновидность);
  • волевые(принципиальность, решительность, настойчивость, требовательность);
  • организаторские (дисциплинированность, исполнительность, ответственность, гражданственность, самостоятельность, уверенность в себе, работоспособность);
  • моральные (справедливость, вежливость, деликатность, доброжелательность, уравновешенность, уважение к людям, оптимистичность);
  • коммуникативные (общительность, коммуникабельность, совместимость, сопричастность, эмпатичность, умение слушать, умение убеждать).

И так, оценка эффективности работы по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста производится по двум направлениям, с точки зрения пожилых клиентов служб и с точки зрения специалистов по социальному обслуживанию клиентов. На основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что социальной работе с одинокими пожилыми людьми можно дать положительную оценку, служба социального обслуживания востребована пожилыми людьми и работает эффективно по удовлетворению социальных услуг одиноких пожилых людей.

Но наряду с положительными оценками работы службы социального обслуживания имеется и ряд недостатков.

Современная социально-демографическая ситуация как в Тамбовской области, так и в р.п. Сосновка характеризуется постоянным возрастанием численности граждан, нуждающихся в социальной поддержке одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста. Спектр социальных услуг, востребованных населением Сосновского района постоянно расширяется.

Существующая в настоящее время система учреждений социального обслуживания населения не может удовлетворить возрастающий спрос на социальные услуги.

Одной из причин сложившейся ситуации является то, что в большинстве случаев благодаря заявительному принципу оказания помощи в поле зрения социальных служб попадают только те граждане, которые воспринимают свою ситуацию как трудную и готовы эту помощь принять. При этом граждане, нуждающиеся в поддержке, но по каким-либо причинам не обратившиеся в соответствующие учреждения, на получение социальной помощи рассчитывать не могут. Можно сделать вывод, что деятельность службы социального обслуживания населения направлена на решение уже имеющихся у граждан социальных проблем, при этом вопросы профилактической направленности разрабатываются недостаточно. В то же время предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций требует гораздо меньших затрат и более эффективно, чем их преодоление.

Невысокий уровень заработной платы сотрудников учреждений социального обслуживания населения является причиной формирования у значительной части работников негативного отношений к труду, вознаграждение за который не может удовлетворить насущные потребности. У руководства учреждения отсутствуют возможности повышения заинтересованности сотрудников в результатах своего труда [22; С.17].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Социальный проект «Весенняя разгуляй-ка»

Актуальность проекта.

Каждый человек на протяжении всей своей жизни хоть однажды, но все-таки испытывал состояние душевного одиночества, которое, в отличие от изолированности человека, отражает тягостный  разлад личности, господство дисгармонии, страдания, кризиса «Я». Весь мир окрашивается  в трагедийные тона и начинает восприниматься как малозначимый, лишенный смысла и ценностей.

Возможно, в результате того, что  такое состояние человек испытывает наедине с самим с собой, и оно мало открыто для посторонних глаз, этой проблеме уделялось не так много внимания, как она заслуживает.

Одиночество является  нашему сознанию  из досужих домыслов, страхов, предрассудков и суеверий, до  того плотном, что подлинная суть явления  остается скрытой от нас  даже тогда, когда она становится зримой реальностью. Подобно страху смерти, страх одиночества выступает  одним из ведущих  стимулов и регуляторов наших поступков, действий и бездействий. Подобно угрозе смерти, угроза одиночества, еще даже только предвидимая, в огромных количествах отнимает у нас энергию и жизненную силу. И тут, как и там, дело не в самом  одиночестве, а в тех чувствах, которые оно вызывает.

Информация о работе Отечественный опыт социального обслуживания граждан пожилого возраста