Отчет по практике в Тверском государственном университете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 23:04, отчет по практике

Краткое описание

Данная практика проводилась в лаборатории социологических и политических исследований, созданная в 1996 году на базе кафедры социологии и политологии Тверского государственного университета. Она представляет собой накопление интеллектуального потенциала Тверского региона в области социологических и политических исследований. Силами преподавателей кафедры и сотрудников лаборатории проводятся многочисленные исследования по самым различным направлениям: политические исследования и предвыборные технологии, изучение общественного мнения по различным вопросам, маркетинговые исследования, изучение социально-психологического климата трудовых коллективов и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

отчет по практике Беловой О..docx

— 275.72 Кб (Скачать файл)

Практически единогласно  на вопрос об инновационном поведении  коллег респонденты ответили, что  участие в осуществлении нововведений проявляется  без самостоятельной  активности. Лишь 1 респондент с биологического факультета и 1 респондент с ПМиК, т.е. 2% опрошенных, считают, что коллегам свойственна самостоятельная активность при осуществлении нововведений, и 8% опрошенных, наблюдают пассивное сопротивление коллег нововведениям. 8% считают, что тип поведения зависит от личности преподавателя.

В целом преподаватели  университета оценивают Тверской государственный  университет как средний вуз  страны. Об этом можно сказать, судя по ответам на следующие вопросы. Результаты полученных данных будет легче анализировать по таблице:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица1. Мнения респондентов об уровне развития инновационной деятельности в ТвГУ

 

 

1–ничего не делается

2–кое-что делается, но  в большинстве случаев все  сводится к псевдоинновациям

3–находится на среднем для вузов РФ уровне

4–находится на уровне  лучших университетов страны

5–находится на уровне лучших университетов мира

 

Затрудняюсь ответить

всемерное развитие связей с фундаментальной и прикладной наукой

 

24%

58%

         8%

 

       10%

развитие связей с прорывными технологиями

6%

32%

30%

   

      32%

развитие связей с производством

  

 

            22%

78%

   

     

 

развитие связей с властью (управлением)

 

             3%

      68%

          20%

 

       9%

Обучение инновационной  деятельности сотрудников

  9%

               24%                

     49%

           6%

 

       12%

Обучение инновационной  деятельности студентов

18%

              26%

     56%

     

Подготовка инновационных  кадров для страны и региона

   6%

 

      78%

8%

 

         8%

Непрерывность создания и  внедрения инноваций

25%

           25%

      25%

         25%

   

  По этой таблице видна лишь общая картина. Если рассматривать более подробно, выделяя каждый факультет отдельно, то можно проследить такую тенденцию, что ППС ПМиК и физико-технологического факультета оценивают свой университет чуть лучше, чем преподаватели гуманитарных факультетов. Профессора же в отличие от доцентов и ассистентов настроены более оптимистично. Те респонденты, которые практически ничего не знают об инновационной деятельности вуза, чаще всего отвечали, что либо ничего не делается, либо придерживались нейтральной оценки.  Если смотреть графу: «находится на среднем для вузов РФ уровне», то можно увидеть, что, по мнению профессорско-преподавательского состава, ТвГУ в основном занимается подготовкой инновационных кадров для региона и страны в целом и то, что университет имеет хорошие связи с производством и властью. Противоречивые оценки имеют 2 категории: развитие связей с прорывными технологиями и непрерывность создания и внедрения инноваций. Респонденты с биологического факультета и ПМиК являются противовесом тем, которые по этим категориям поставили негативные оценки.

Четвертый вопрос перекликается  с предыдущим. Здесь идет как бы подтверждение результатов, полученных по 3 вопросу. Большинство представителей ФУС, факультета психологии и социальной работы,  психологического, математического, биологического факультетов считают, что ТвГУ производит новые знания, приводящие к инновациям как средний вуз страны. Около 60% ППС исторического факультета считают, что ТвГУ производит новые знания в минимальном количестве, тогда как 54% профессорско-преподавательского состава ПМиК говорят о том, что в этом случае наш вуз находится на уровне лучших вузов страны. ТвГУ является средним вузом страны, производящим кадры с высоким инновационным потенциалом – с этим согласно 75% опрошенных. Однако новые технико-технологические образцы, приводящие к инновационным преобразованиям в экономике и других сферах общественной жизни наш вуз, по мнению ППС не производит или производит в минимальном количестве. Только 6 % предполагают, что и в этой сфере университет выступает как средний вуз России.

 

Уровень развития следующих  характеристик  коллектива, в котором  Вы работаете:

рис1.1

 

рис1.2

 

Рисунки 1.1 и 1.2 показывают, на сколько развито в коллективе знание и понимание существа инновационной деятельности по факультетам. Отсюда видно, что ППС ФУСа, исторического факультета и факультета психологии и социальной работы плохо знают и понимают сущность инновационной деятельности. Тогда как на остальных 4 факультетах: ПМиК, математический, биологический, физико-технологический понимание сущности инновационной деятельности в преподавательском составе находится на среднем уровне.

 

Общая картина знания и  понимания сотрудниками сущности инновационной  деятельности: рис 2

 

По этой диаграмме видно, что мнения разделились. Почти одинаковая часть опрошенных, выступает за то, что в коллективе эта характеристика находится на среднем уровне, а также за то, что этот параметр плохо развит в коллективе, однако большее количество респондентов имеет более позитивные взгляды.

                рис.3

 

Тверской государственный  университет подготавливает выпускников  на высоком уровне. Этому свидетельствуют  оценки респондентов. Большинство, оценивает подготовку студентов на уровне выше среднего. То, что идет плохая подготовка, с этим согласны в буквальном смысле только единицы. В то же время 1/10 часть ППС считает, что студенты, окончившие ТвГУ, могут конкурировать с выпускниками ведущих вузов страны.

 

рис.4

Организация в подразделении  продуцирования инноваций также находится на среднем уровне(40%), хотя около 1/5 респондентов воздержались от ответа. Также нельзя упускать из виду, что около 1/4 опрошенных считают, что подобная организация находится на низком уровне или вообще она отсутствует.

Стимулирование сотрудников  имеет немалую роль и при инновационном развитии университета. Для того, чтобы внедрялись инновации, чтобы разрабатывать нечто новое необходимо какое-либо поощрение со стороны. Рис.5 показывает, существует ли в ТвГУ система стимулов, способствующих к инновационной деятельности.

рис.5

Таким образом, мы видим, что  в стимулирование к инновационной  деятельности в ТвГУ плохо развито, 14% респондентов вообще этого не ощущают. Лишь 40% могут сказать, что система поощрения и стимулирования развита на среднем уровне.

рис. 6

           Повышение квалификации сотрудников в университете развито на высоком уровне. Отсутствуют оценки ниже среднего уровня. Лишь 18% опрошенных оценили уровень повышения квалификации на среднем уровне, более 80% - выше среднего. 

В университете в настоящее  время ещё низкая вовлеченность  сотрудников в инновационную  деятельность.  Доказательством  является рисунок 7, в котором наглядно все показано. Почти половина респондентов считает, что преподаватели и  сотрудники университета вовлечены  в активную инновационную деятельность в минимальной степени, большинство  работает по старым стандартам. 35 % уверенны, что вовлеченность сотрудников  в инновационные процессы находится  на среднем уровне, 1/5 часть утверждают, что вовлеченность сотрудников  развито выше среднего уровня.

 

рис.7

рис.8

По полученным данным можно  сделать вывод, что ТвГУ не является конкурентом зарубежным университетам. Здесь слабо развита подготовка элитных специалистов мирового уровня (26%), около 40 % респондентов считают, что подобная подготовка вообще отсутствует. Немалая часть затруднилось с ответом (21%) из чего можно сказать, что сотрудники университета плохо осведомлены в этой области. Лишь 14% оценивают подготовку вузом элитных специалистов мирового уровня на среднем уровне.

 

рис.9

 

Затруднились с ответом 24% респондентов, что говорит об их неинформированности. 23% представителей профессорско-преподавательского состава не ощутили на себе подобных изменений, 32%  считают, что завершенные инновации имели место в последние 3 года, но в малой степени, и лишь 21% опрошенных уверенны, что функция внедрения инноваций на образовательном рынке хорошо развита, и в последние 3 года структурное подразделении имело завершенные инновации.

  рис.10 На сколько развит уровень подготовки выпускников, которая направлена на формирование таких качеств и умений, которые позволят им создавать новые продукты и неагрессивно воспринимать подобные разработки других людей.

 

Такой уровень подготовки выпускников развит на среднем уровне (61%), 12% отметили, что выпускники по этому  показателю готовятся на уровне выше среднего. 18% респондентов дали негативные оценки( 9% - ответили, что это вообще не развито и 9% - плохо развито). При этом 9% воздержались от ответа.

 

Рис. 11. На каком уровне развито взаимодействие университета с внешней средой, формирование стратегического партнерства с вузами, академической наукой, промышленностью, бизнесом и властными структурами.

 

В этом случае университет  выступает как средний вуз  страны. Это подтверждают оценки 59% опрошенных, 18% - считают, что взаимодействие университета с внешней средой развито на уровне выше среднего, тогда как 12% респондентов уверенны, что подобное взаимодействие вуза плохо развито, а 7% - считают, что оно вообще отсутствует.

 

рис.12

 

В ТвГУ,  по мнению 77% ППС, создана система управления университетом  как самообучающейся структуры, из них 17% считают, что эта система хорошо развита, а тогда как 40% - оценивают её на среднем уровне, но 21% предполагают, что система недостаточно развита. Однако нет оценки, показывающие  отсутствие данной системы как таковой, но при этом 22% респондентов затруднились ответить.

 

В вузе создана  обстановка, в которой:

рис.13

 

Сравнивая свободу деятельности, мотивацию к творчеству  сотрудников  вуза и студентов, видим, что представители  профессорско-преподавательского состава более позитивно оценивают климат, в котором находятся студенты. 52% респондентов видят мотивацию к творчеству у студентов на среднем уровне, 30% - выше среднего, из них 23% считают, что хорошо развит климат, в котором студент чувствует себя полностью мотивированным и готовым к творчеству, 7% - считают, что этот климат очень хорошо развит. Только 19% опрошенных уверены, что мотивированность и свобода студентов недостаточно реализуются.

Половина респондентов выступают  за то, что свобода и мотивированность сотрудников реализуются на среднем уровне. Выше среднего  - 14%, что, сравнивая с оценками по отношению к студентами в 2 раза меньше. 1/3часть ответов имели негативную оценку, а именно – плохо развито(19%) и не согласны с этим утверждением 12%. Таким образом, для студентов созданы более благоприятные условия для развития своих творческих начал.

 

рис. 14

 

По рисунку 14 можно определить, что ресурсы, которые могут быть использованы для осуществления  инновационной деятельности, существующие в ТвГУ присущи для вузов  РФ среднего уровня. С этим соглашается 43% респондентов, 28% - считают, что эти  ресурсы хорошо развиты, тогда как 26% преподавателей не согласны с подобной точкой зрения и считают, что в  университете недостаток необходимых  ресурсов. 3% выступают за то, что  подобные ресурсы вообще отсутствуют  в университете.

рис.15

 

В Тверском государственном  университете существует сеть малых  инновационных компаний, половина респондентов(52%) оценивают их деятельность на среднем  уровне, лишь 1/10 опрошенных(9%) считают, что эта сеть хорошо развита и  благополучно функционирует. 21% - оценивают  деятельность инновационных компаний вуза на недостаточно высоком уровне. 18% - затруднились с ответом.

 

рис.16

 

В коллективах 6% респондентов педагогические инновации совершенно не используются, в коллективах 29% опрошенных введение педагогических инноваций  в коллективе мало развито, половина респондентов(54%) оценивают на среднем уровне подобные введения в коллективе. И лишь 11% уверены, что педагогические инновации являются важнейшим показателем работы коллег.

рис.17

 

О программе стратегического  развития ТвГУ слышали 77% респондентов, при этом 17% опрошенных внимательно  изучили содержание данной программы, из них 7%  являются исполнителями  отдельного направления данной программы, 24% - выполняют указания вышестоящего руководства. 69%преподавателей не включены в реализацию данной программы.  23% - вообще ничего не слышали о данной программе. (см.рис.17 и 18)

Информация о работе Отчет по практике в Тверском государственном университете