Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 23:04, отчет по практике
Данная практика проводилась в лаборатории социологических и политических исследований, созданная в 1996 году на базе кафедры социологии и политологии Тверского государственного университета. Она представляет собой накопление интеллектуального потенциала Тверского региона в области социологических и политических исследований. Силами преподавателей кафедры и сотрудников лаборатории проводятся многочисленные исследования по самым различным направлениям: политические исследования и предвыборные технологии, изучение общественного мнения по различным вопросам, маркетинговые исследования, изучение социально-психологического климата трудовых коллективов и т.д.
рис. 18
Немаловажным фактором при
анализе инновационной
рис.19
Таким образом, мы видим, что
и аспиранты и молодые
Элементы инновационной инфраструктуры |
Количество ответов |
Материально-техническая и информационная база |
93% |
Научные кадры по прорывным направлениям |
35% |
Уникальные научные школы |
58% |
Бизнес-инкубаторы |
65% |
Офисы коммерциализации |
0 |
Компьютерные парки и телекоммуникационные системы |
65% |
Технопарки |
62% |
Центры трансфера технологий |
42% |
Лаборатории инновационных разработок |
82% |
Малые инновационные предприятия |
18% |
Таблица 2. Какие элементы инновационной инфраструктуры есть в вузе?
По ответам респондентов можно сказать, что в инновационной инфраструктуре ТвГУ существуют такие элементы: материально-техническая и информационная база, научные кадры по «прорывным» направлениям, уникальные научные школы, бизнес-инкубаторы, компьютерные парки и телекоммуникационные системы, технопарки, центры трансфера технологий, лаборатории инновационных разработок, малые инновационные предприятия. Зачастую варианты ответов у респондентов с 1 факультета значительно различались. Анализируя данную таблицу, можно сказать, что большинство респондентов плохо знают о существующей инновационной инфраструктуре вуза.
рис.20
По рисунку 20 видим, что
около половины опрошенных(44%) высказали
свое мнение по поводу того, что нынешнее
состояние инновационной
рис.21
На вопрос: укажите 2 основных мотива Вашего участия в научно-исследовательской деятельности вуза было дано 4 варианта ответа. Однако респонденты выбирали из 3, опускай вариант: необходимость рейтинговой отчетности по НИР. Основными мотивами оказались: возможность дополнительного заработка(72 респондента выбрали этот вариант ответа) и появление чувства удовлетворенности, формирование высокой самооценки (56). Однако есть и третий вариант – обеспечивает высокий научный уровень учебного процесса, но тех, кто выбрал этот вариант ответа немного – 30 человек.
рис.22
Инновационная деятельность стала нормой повседневной профессиональной деятельности у 15% ППС, в этом убеждены 54% респондентов, 20% респондентов считают, это стало ценностью лишь для 5% ППС; 18% опрошенных ответили, что это является уже привычной деятельностью для 25% ППС; 8% респондентов дали более оптимистичную оценки - 35% ППС.
Рис. 22
По мнению ППС, 5 наиболее важных проблем, которые мешают инновационному развитию вуза следующие: первое место разделили 2 проблемы: 1) неразвитость инновационных процессов во внешней среде (экономика, система образования в целом); 2) низкая зарплата работников вуза (96 респондентов выделили этот показатель). Второе место занимает – низкая степень интеграции образования, науки и производства в регионе (69 респондентов). Третье место – низкий уровень культуры ППС (58 респондента) и 4-е место – недостаточное государственное финансирование вуза(52). Немалое значение имеет и отсутствие эффективной системы мотивации со стороны руководства(41 голоса).
На вопрос, что мешает развитию инновационной деятельности в Вашем рабочем коллективе наиболее часто встречающиеся ответы были таковы:
- отсутствие подготовленных кадров, специалистов;
- общая атмосфера в системе образования;
- личностная неготовность к внедрению и использования новшеств;
- ничего не мешает;
- низкая заработная плата;
- отсутствие свободного времени, перенагрузка сотрудников;
- нежелание сотрудников брать дополнительную нагрузку;
- закостенелая структура университета.
В исследовании участвовали
представители как мужского(41%
По занимаемой должности респонденты делятся на профессоров(18%), доцентов(49%) , старших преподавателей(15%) и ассистентов(18%).
Подведем итоги исследования:
Инновационный климат в ТвГУ еще слабо
развит. Среди ППС информированность об
инновационной деятельности осуществляется
на среднем уровне. Но немалое число преподавателей
даже не представляют, что собой представляет
инновационная деятельность ТвГУ. Не говоря
уже о непосредственной включенности
преподавателей в инновационные процессы.
Лишь небольшое количество представителей
профессорско-
Приложение 1. Программа социологического исследования
Проблемная ситуация – Российская научно-инновационная система пока не достигла состояния активного развития, расширенного воспроизводства инноваций и масштабной коммерциализации результатов научно-технической деятельности. Доля России на мировом рынке высоких технологий не превышает 1%. В высшей школе России вот уже более пятнадцати лет проводится работа по развитию инновационной деятельности, которая включает следующие основные направления: создается инфраструктура поддержки инновационной деятельности, в которую входят университетские технопарки, инкубаторы бизнеса, инновационно-технологические центры, центры коммерциализации и трансферта технологий, центры сертификации и консалтинга, фонды поддержки инновационной деятельности; разрабатывается научно-методическое и нормативное обеспечение инновационной деятельности; ведется подготовка кадров для инновационной деятельности; организуются и выполняются в рамках высшей школы научно-технические программы, направленные на поддержку инновационной деятельности университетов, технопарков и других структур; выполняются проекты, в том числе корпоративные, направленные на создание наукоемкой продукции; создается инновационная система высшей школы и университетов. Тем не менее проблем пока явно больше, чем достижений. К сильным сторонам российской научно-образовательной сферы можно отнести наличие высокого образовательного уровня населения; весомой компоненты фундаментальной составляющей в естественнонаучном и техническом высшем образовании; развитой сети научных государственных организаций, имеющих крупные заделы в целом ряде областей науки, определяющих сегодня развитие мировой экономики. Но они сегодня не могут быть реализованы в полной мере, так как государственная политика не ориентирована на их эффективное использование.
Проблема – отсутствие развернутой информации об инновационной деятельности ТвГУ
Объект исследования – профессорско-преподавательский состав
Предмет исследования – инновационная деятельность ППС
Цель исследования – выявить отношение ППС ТвГУ к инновационной деятельности вуза
Задачи исследования:
- выявить, какой инновационный
климат присутствует в
- выяснить, включены ли преподаватели в инновационную деятельность, в какой мере;
-определить, что, по мнению ППС, необходимо сделать для наибольшей эффективности инновационного развития вуза;
- выяснить, что, по мнению
ППС, мешает инновационному
Анализ основных понятий:
Интерпретация понятий:
Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.
Инновационный климат – это сложившиеся за определенный период времени внутренних и внешних условий деятельности, влияющие на эффективность ее инновационной деятельности.
Инновационная деятельность вуза – деятельность, направленная на существенное повышение качества образования и качества личности, создание новых интеллектуальных или наукоемких образовательных технологий.
Инновационное развитие современного вуза – объективно обусловленный, целенаправленный и необратимый, локально неравновесный, разворачивающийся во времени процесс перехода вуза из одного состояния в другое, который характеризуется внутренними созидательными преобразованиями.
Операционализация:
Инновационная деятельность в университете включает в себя ряд характеристик:
1) изобретательная деятельность ППС, студентов, в том числе разработка новых технологий и изделий
2) разработка, апробация
и внедрение новых элементов
содержания образования, новых
форм образовательных
3) наличие элементов
4) наличие эффективной
системы подготовки и
Задачами инновационной деятельности вуза являются:
- повышение качества подготовки
специалистов путем активного
использования результатов
- подготовка научных и
научно-педагогических кадров высшей
квалификации в соответствии
с требованиями научно-
- опережающее развитие
фундаментальных исследований
как основы для создания и
освоения новых технологий, укрепления
лидирующего положения
- целенаправленное
Информация о работе Отчет по практике в Тверском государственном университете