Отчет по практике в Тверском государственном университете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 23:04, отчет по практике

Краткое описание

Данная практика проводилась в лаборатории социологических и политических исследований, созданная в 1996 году на базе кафедры социологии и политологии Тверского государственного университета. Она представляет собой накопление интеллектуального потенциала Тверского региона в области социологических и политических исследований. Силами преподавателей кафедры и сотрудников лаборатории проводятся многочисленные исследования по самым различным направлениям: политические исследования и предвыборные технологии, изучение общественного мнения по различным вопросам, маркетинговые исследования, изучение социально-психологического климата трудовых коллективов и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

отчет по практике Беловой О..docx

— 275.72 Кб (Скачать файл)

рис. 18

 

Немаловажным фактором при  анализе инновационной деятельности вуза является включенность аспирантов, молодых преподавателей в инновационную  деятельность вуза.

рис.19

 

Таким образом, мы видим, что  и аспиранты и молодые преподаватели  задействованы в развитие инновационной  деятельности частично. 8% -  считают, что вовлечены практически все аспиранты и молодые преподаватели, 61% и 59% респондентов говорят о том, что вовлечена только некоторая часть аспирантов и молодых преподавателей.  19% - затруднились с ответом.

 

 

 

Элементы инновационной  инфраструктуры

 

Количество ответов

Материально-техническая  и информационная база

93%

Научные кадры по прорывным  направлениям

                  35%

Уникальные научные школы

                  58%

Бизнес-инкубаторы

                  65%

Офисы коммерциализации

0

Компьютерные парки и  телекоммуникационные системы

65%

Технопарки 

                  62%

Центры трансфера технологий

42%

Лаборатории инновационных  разработок

                   82%

Малые инновационные предприятия

                   18%


Таблица 2. Какие  элементы инновационной инфраструктуры есть в вузе?

 

По ответам респондентов можно сказать, что в инновационной  инфраструктуре ТвГУ существуют такие  элементы: материально-техническая  и информационная база, научные кадры  по «прорывным» направлениям, уникальные научные школы, бизнес-инкубаторы, компьютерные парки и телекоммуникационные системы, технопарки, центры трансфера технологий, лаборатории инновационных разработок, малые инновационные предприятия. Зачастую варианты ответов у респондентов с 1 факультета значительно различались. Анализируя данную таблицу, можно сказать, что большинство респондентов плохо знают о существующей инновационной инфраструктуре вуза.

рис.20

 

По рисунку 20 видим, что  около половины опрошенных(44%)  высказали  свое мнение по поводу того, что нынешнее состояние инновационной деятельности вуза является удовлетворительным, 27% - считают, что в наше время инновационная деятельность университета находится в хорошем состоянии. 29% респондентов недовольны нынешним положение дел.

 

рис.21

 

На вопрос: укажите 2 основных мотива Вашего участия в научно-исследовательской деятельности вуза было дано 4 варианта ответа. Однако респонденты выбирали из 3, опускай вариант: необходимость рейтинговой отчетности по НИР. Основными мотивами оказались: возможность дополнительного заработка(72 респондента выбрали этот вариант ответа) и появление чувства удовлетворенности, формирование высокой самооценки (56). Однако есть и третий вариант – обеспечивает высокий научный уровень учебного процесса, но тех, кто выбрал этот вариант ответа немного – 30 человек.

 рис.22

 

Инновационная деятельность стала нормой повседневной профессиональной деятельности у 15% ППС, в этом убеждены 54% респондентов, 20% респондентов считают, это стало ценностью лишь для 5% ППС; 18% опрошенных ответили, что это  является уже привычной деятельностью  для 25% ППС; 8% респондентов  дали более  оптимистичную оценки  - 35% ППС.

Рис. 22

 

По мнению ППС, 5 наиболее важных проблем, которые мешают инновационному развитию вуза следующие: первое место  разделили 2 проблемы: 1) неразвитость инновационных  процессов во внешней среде (экономика, система образования в целом); 2) низкая зарплата работников вуза (96 респондентов выделили этот показатель). Второе место занимает – низкая степень интеграции образования, науки и производства в регионе (69 респондентов). Третье место – низкий уровень культуры ППС (58 респондента) и 4-е место – недостаточное государственное финансирование вуза(52). Немалое значение имеет и отсутствие эффективной системы мотивации со стороны руководства(41 голоса).

На вопрос, что мешает развитию инновационной деятельности  в Вашем рабочем коллективе наиболее часто встречающиеся ответы были таковы:

- отсутствие подготовленных  кадров, специалистов;

- общая атмосфера в  системе образования;

- личностная неготовность к внедрению и использования новшеств;

- ничего не мешает;

- низкая заработная плата;

- отсутствие свободного  времени, перенагрузка сотрудников;

- нежелание сотрудников  брать дополнительную нагрузку;

- закостенелая структура  университета.

 

В исследовании участвовали  представители как мужского(41%), так  и женского(59%) пола.

 

 

По занимаемой должности  респонденты делятся на профессоров(18%), доцентов(49%) , старших преподавателей(15%) и ассистентов(18%).

Подведем итоги исследования: Инновационный климат в ТвГУ еще слабо развит. Среди ППС информированность об инновационной деятельности осуществляется  на среднем уровне. Но немалое число преподавателей даже не представляют, что собой представляет инновационная деятельность ТвГУ. Не говоря уже о непосредственной включенности преподавателей в инновационные процессы. Лишь небольшое количество представителей профессорско-преподавательского состава задействованы в инновационных процессах вуза, если проводить анализ по занимаемым должностям, то менее всего задействованы доценты, хотя среди них встречаются лица, которые активно участвуют в инновационном развитии университета. Наш университет участвует в программе стратегического развития, необходимо задействовать как можно больше сотрудников и студентов для реализации данной программы, однако 22% респондентов вообще об этом не слышали. Аспиранты и молодые преподаватели также мало включены в подобную деятельность вуза, однако под чутким руководством профессоров и других активных деятелей  эту ситуацию можно исправить. Педагогические нововведения в настоящее время только начинают потихоньку внедряться в учебный процесс, но используются пока в незначительной степени. ТвГУ в настоящее время обладает инновационной инфраструктурой, которая развита довольно не плохо. Таким образом, в ТвГУ есть большой потенциал, и есть куда стремиться. Безусловно существуют и проблемы, которые мешают инновационному развитию вуза. Респонденты в частности выделяют отсутствие специальной подготовки кадров, неготовность сотрудников к резкому переходу на другой уровень обучения. Немаловажный фактор – наличие материальной поддержки извне, по мнению респондентов, того, что есть сейчас недостаточно для прогрессирующего развития. Наш университет имеет закостенелую структуру, и любые изменения ему даются с трудом. Необходимы различные предложения по улучшению состояния инновационной деятельности в вузе.  На вопрос о предложениях по развитию инновационной деятельности ТвГУ наиболее часто встречающиеся ответы таковы: 1) изменения в духе университетского образования  должны получать материальную подпитку 2) необходимо создавать больше возможностей для сотрудников и студентов по развитию их потенциалов 3) моральное и материальное стимулирование преподавателей 3) проведение тренингов и мастер-классов по подготовке кадров 4) стажировка кадров в лучших вузах страны и мира 5) необходимость расширения свзей с наукой 6) необходимо заинтересовывать сотрудников и студентов в разработке  и внедрению новшеств.

 

Приложение 1. Программа социологического исследования

                                            Инновационная деятельность вуза глазами ППС

Проблемная ситуация – Российская научно-инновационная система пока не достигла состояния активного развития, расширенного воспроизводства инноваций и масштабной коммерциализации результатов научно-технической деятельности. Доля России на мировом рынке высоких технологий не превышает 1%. В высшей школе России вот уже более пятнадцати лет проводится работа по развитию инновационной деятельности, которая включает следующие основные направления: создается инфраструктура поддержки инновационной деятельности, в которую входят университетские технопарки, инкубаторы бизнеса, инновационно-технологические центры, центры коммерциализации и трансферта технологий, центры сертификации и консалтинга, фонды поддержки инновационной деятельности; разрабатывается научно-методическое и нормативное обеспечение инновационной деятельности; ведется подготовка кадров для инновационной деятельности; организуются и выполняются в рамках высшей школы научно-технические программы, направленные на поддержку инновационной деятельности университетов, технопарков и других структур; выполняются проекты, в том числе корпоративные, направленные на создание наукоемкой продукции; создается инновационная система высшей школы и университетов. Тем не менее проблем пока явно больше, чем достижений. К сильным сторонам российской научно-образовательной сферы можно отнести наличие высокого образовательного уровня населения; весомой компоненты фундаментальной составляющей в естественнонаучном и техническом высшем образовании; развитой сети научных государственных организаций, имеющих крупные заделы в целом ряде областей науки, определяющих сегодня развитие мировой экономики. Но они сегодня не могут быть реализованы в полной мере, так как государственная политика не ориентирована на их эффективное использование.

Проблема – отсутствие развернутой информации об инновационной деятельности ТвГУ

Объект исследования – профессорско-преподавательский состав

Предмет исследования – инновационная деятельность ППС

Цель исследования – выявить отношение ППС ТвГУ к инновационной деятельности вуза

Задачи исследования:

- выявить, какой инновационный  климат присутствует в университете ;

- выяснить, включены ли  преподаватели в инновационную  деятельность, в какой мере;

-определить, что, по мнению ППС, необходимо сделать для наибольшей эффективности  инновационного развития вуза;

- выяснить, что, по мнению  ППС, мешает инновационному развитию  вуза

Анализ основных понятий:

Интерпретация понятий:

Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновационный климат – это сложившиеся за определенный период времени внутренних и внешних условий деятельности, влияющие на эффективность ее инновационной деятельности.

Инновационная деятельность вуза – деятельность,  направленная на существенное повышение качества образования и качества личности, создание новых интеллектуальных или наукоемких образовательных технологий.

Инновационное развитие современного вуза – объективно обусловленный, целенаправленный и необратимый, локально неравновесный, разворачивающийся во времени процесс перехода вуза из одного состояния в другое, который характеризуется внутренними созидательными преобразованиями.

Операционализация:

Инновационная деятельность в университете включает в себя ряд  характеристик:

1) изобретательная деятельность  ППС, студентов, в том числе  разработка новых технологий  и изделий

2) разработка, апробация  и внедрение новых элементов  содержания образования, новых  форм образовательных технологий

3) наличие элементов инновационной  инфраструктуры в вузе

4) наличие эффективной  системы подготовки и переподготовки  кадров

 

Задачами  инновационной деятельности вуза  являются:

- повышение качества подготовки  специалистов путем активного  использования результатов научных  исследований в учебном процессе, широкое привлечение студентов  к их выполнению, формированию  научных школ и высококвалифицированных  научных коллективов;

- подготовка научных и  научно-педагогических  кадров высшей  квалификации в соответствии  с требованиями научно-технического  прогресса;

- опережающее развитие  фундаментальных  исследований  как основы для создания и  освоения новых технологий, укрепления  лидирующего положения вузовской  науки по приоритетным научным  направлениям;

- целенаправленное использование  научного потенциала для решения  приоритетных задач обновления  производства и проведение социально-экономических  преобразований в регионе и  на федеральном уровне;

Информация о работе Отчет по практике в Тверском государственном университете