Оценка надежности социологической информации. Методики оценки надежности (на примере результатов пилотажного исследования)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 08:36, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование оценки надежности социологической информации. Объектом работы является надежность. Предметом выступает оценка надежности социологического исследования. Теоретическая часть исследования посвящена анализу и обобщению информации о надежности и методиках ее оценки. В практической части на примере пилотажного исследования показаны основные методики оценки надежности. Проведенное исследование на тему выявления ситуаций, оказывающих влияние на заинтересованность молодежью политикой, было разработано и проведено в соответствии с требованиями повышения надежности. Отдельная глава посвящена анализу данного исследования с точки зрения его надежности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Определение надежности и её оценка 4
1.1. Надежность результатов исследования 4
1.1.1. Основные факторы, влияющие на результаты измерений 4
1.1.2. Основные виды ошибок 4
1.1.3. Требования к программе социологического исследования 5
1.1.4. Требования к построению выборки (репрезентативность выборки) 7
1.2. Оценка надежности первичного измерения 8
1.2.1. Описание методик оценки надежности 9
Обоснованность 9
Устойчивость 10
Правильность и точность 10
1.2.2. Повышение надежности информации 11
Глава 2. Оценка надежности измерения на примере исследования на тему: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 15
2.1. Программа исследования 15
2.2. Анализ результатов 20
2.3. Оценка надежности информации на примере исследования на тему: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 28
2.4. Выводы и рекомендации 29
2.4.1. Выводы и рекомендации к социологическому исследованию по теме: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 29
2.4.2. Выводы и рекомендации по оценки надежности 31
Список литературы 33
Приложение 1 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик Оценка надежности.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования  Российской Федерации

Кафедра Реклама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

Методологии исследований в социологических  и поведенческих науках

Оценка надежности социологической  информации. Методики оценки надежности

(на примере результатов пилотажного исследования)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Определение надежности и  её оценка 4

1.1. Надежность результатов исследования 4

1.1.1. Основные факторы, влияющие на результаты измерений 4

1.1.2. Основные виды ошибок 4

1.1.3. Требования к программе социологического исследования 5

1.1.4. Требования к построению выборки (репрезентативность выборки) 7

1.2. Оценка надежности первичного измерения 8

1.2.1. Описание методик оценки надежности 9

    1. Обоснованность 9
    2. Устойчивость 10
    3. Правильность и точность 10

1.2.2. Повышение надежности информации 11

Глава 2. Оценка надежности измерения на примере исследования на тему: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 15

2.1. Программа исследования 15

2.2. Анализ результатов 20

2.3. Оценка надежности информации на примере исследования на тему: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны»  28

2.4. Выводы и рекомендации 29

2.4.1. Выводы и рекомендации к  социологическому исследованию  по теме: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 29

2.4.2. Выводы и рекомендации по оценки надежности 31

Список литературы 33

Приложение 1 34

 

 

 

Введение:

 

В настоящее время проводится очень  много исследований по различным  темам, затрагивающих различные  проблемные ситуации. Однако полученные результаты не всегда отражают истинные характеристики исследуемого объекта. В таком случае проведенное исследование можно считать бесполезным, а привлеченные средства -  потраченными впустую. Надежность проведенного исследования можно оценить и выявить является ли его результат объективным и правильным или он не соответствует действительности. Существуют некоторые методики, позволяющие оценить надежность определенного исследования. Применяя которые, например заказчик, может определить, насколько эффективно были потрачены его средства и стоит ли доверять полученным данным.

Дабы избежать получения неверного результата, следует оценивать на надежность каждый этап исследования. Начиная от разработки исследовательской программы и заканчивая обработкой и анализом результатов необходимо проверять правильность и объективность произведенных действий. Во-первых, правильно определить проблему исследования, его объект и предмет, цели и задачи, верно произвести интерпретацию понятий, во-вторых, составить анкету, грамотно сделать выборку и провести само исследование, затем точно обработать и проанализировать полученные данные. Применяя методики оценки надежности, можно рассчитывать на достаточно объективный результат.

Так же необходимо учитывать присущие каждому методу исследования методики повышения надежности.

Целью данной работы является исследование оценки надежности социологической информации. Объектом работы является надежность. Предметом выступает оценка надежности социологического исследования. Теоретическая часть исследования посвящена анализу и обобщению информации о надежности и методиках ее оценки. В практической части на примере пилотажного исследования показаны основные методики оценки надежности. Проведенное исследование на тему выявления ситуаций, оказывающих влияние на заинтересованность молодежью политикой, было разработано и проведено в соответствии с требованиями повышения надежности. Отдельная глава посвящена анализу данного исследования с точки зрения его надежности.

 

 

 

 

 

Глава 1. Определение надежности и  её оценка

 

Надежность результатов исследования зависит от множества факторов, начиная  с обоснованности общей концепции исследования и его программы, от качества исходных данных, способов определения выборки, анализа и интерпретации данных и многих других составляющих процесса исследования.

При оценке полученных результатов  так же используется понятие достоверности. Под достоверностью понимают степень, в которой разница результатов при использовании инструмента измерения отражает истинные различия среди измеряемых индивидов, групп или состояний характеристик, или подлинные отличия в отношении тех же индивидов, групп или состояний от одного случая к другому.

В таком случае качество получаемой информации зависит от многих переменных. И в любом случае информацию невозможно считать достоверной, надежной на 100%. Поэтому, условно принято считать  полученную информацию надежной, если учтенные в исследовании ошибки не превышают заранее заданных величин и отсутствуют неучтенные ошибки.

1.1. Надежность результатов исследования

1.1.1. Основные факторы, влияющие на результаты измерения

Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на достоверность полученных результатов, выделяют:

  • действительное различие в характеристиках измеряемых объектов;
  • возможное различие в относительных характеристиках объекта;
  • различия, которые могут возникать из-за действия каких-либо краткосрочных факторов, которые можно отнести к какому-нибудь индивиду (например, его настроение, степень усталости и т.п.);
  • различия, возникшие из-за влияния ситуации, в рамках которой происходит измерение;
  • различия, которые вызваны отклонениями в процессе измерения;
  • различия из-за выбора измеряемых показателей;
  • различия, связанные с недостаточной отработанностью самого измерительного инструмента;
  • недостоверность, связанная с техническими, внешними факторами (например, неправильный выбор места проведения исследования).

1.1.2. Основные виды ошибок

Все возможные ошибки социологического исследования обычно классифицируются на две основные группы: теоретические  и инструментальные.

Теоретические ошибки — это ошибки, связанные с несовершенством теории, положенной в основу метода исследования. Отсутствие в информации теоретических ошибок или учет их вероятного влияния называется валидностью (обоснованностью) информации и используемого метода ее сбора. Полученные данные валидны, если измеряется именно то, что требуется измерить.

Инструментальные ошибки  делят на ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Случайные ошибки регистрации возникают в результате неправильного установления фактов или неточной их записи.

Систематические ошибки регистрации вызываются неправильным выбором метода сбора или обработки данных, постоянным влиянием некоторых внешних факторов и т.п.

Случайные ошибки репрезентативности возникают при отборе единиц, подлежащих изучению, и являются практически неизбежными в выборочном исследовании. Размер случайных ошибок зависит от способа отбора респондентов, от степени изменчивости признака в совокупности и от размера выборки. Влияние случайных ошибок учитывается с помощью математических методов.

Случайная ошибка – возникает из-за особенностей человека или ситуации, в которой происходит измерение.

Систематическая ошибка (постоянная) – ошибка, постоянно присутствующая при измерениях. Различают такие типы систематических ошибок как:

Ошибка не наблюдения возникает вследствие невозможности получения данных от части элементов обследуемой совокупности. Так же  может быть вызвана тем, что значимая часть обследуемой совокупности не была представлена в выборке. Существует два типа ошибок не наблюдения – это ошибка не охвата и ошибка перебора, когда возникает повтор в сводке элементов выборки.

Ошибка наблюдения возникает вследствие некорректной информации, полученной от элементов выборки, также может возникнуть на стадии обработки данных и формулировки итогов.

Ошибка неполучения данных – систематическая ошибка, возникающая из-за отсутствия информации о некоторых элементах, которые должны были войти в состав выборки.

Отсутствие – систематическая ошибка, возникшая вследствие неполучения ответов от заранее определенных респондентов.

1.1.3. Требования к программе социологического исследования

Прежде всего, следует обратить внимание на возможные ошибки и искажения  на стадии составления программы  исследования. Ошибки, допущенные на данном этапе, существенно влияют на последующие  результаты исследования и их надежность. Так даже если определены верные методики исследования и построены надежные шкалы нельзя говорить об эффективности исследования, если в его основе лежало неправильное понимание проблемной ситуации, объекта и предмета исследования и т.п.

Построение  исследовательской программы строится на трех принципиальных уровнях.  Учет специфики данных уровней позволяет установить обоснованность социологических фактов и проведения самого исследования.

    1. Общая обоснованность.

В первую очередь надежность полученной в ходе исследования информации зависит от самого исследователя, его представлений о сущности социальной и природной действительности, от его мировоззрения. Допущенные на этом уровне просчёты, иллюзии, заблуждения могут оказать решающую роль на результаты исследования. Неправильное восприятие исследователем действительности будет накладываться на все последующие этапы исследования,  приводя к неверным выводам.

    1. Состояние и разработанность социологической теории.

На данном уровне учитываются систематизированные данные, являющиеся частью уже достигнутых научных знаний об объекте исследования. С ними, как правило, сопоставляются данные об объекте, полученные в ходе исследования, а также на их основе выдвигаются рабочие гипотезы.

В рамках уже существующих знаний трактуются полученные результаты исследования. В данном случае они определяют надежность интерпретации информации. В таком случае, если существует определяющее давление уже существующей теории, исследователю, получившему несовпадающие с ней результаты, необходимо ещё раз проанализировать исследование на надежность. И если исследование было проведено с  соблюдением всех требований надежности, можно говорить о новом направлении науки, новых взглядах на объект исследования.

Несовершенство теории, на которой  основывается исследование может повлечь теоретические ошибки.

    1. Процедурный уровень.

Данный уровень подразумевает  наличие системы знаний о методах  и техниках исследования, обеспечивающих надежную и устойчивую информацию. Выбор правильного метода и техники  исследования, их валидность также определяет достоверность полученных результатов.

Программа является основным документом, в соответствии с которым осуществляется исследовательский процесс. Поэтому  о достоверности результатов  можно говорить в том случае, если, прежде всего, достоверна сама программа исследования.

Существуют некоторые общие требования, позволяющие грамотно организовать исследование:

  1. Во-первых, необходимое наличие самой программы исследования, на основе которой будет проводиться исследование.
  2. Все положения программы должны быть четкими, все элементы детально продуманы и соотнесены с общей логикой исследования. Все части программы должны быть понятны  и ясно сформулированы.
  3. Все элементы программы должны быть расположены в логической последовательности. Изначально формулируется проблемная ситуация, затем объект и предмет исследования, после цели и задачи и так далее. Таким образом, нельзя приниматься за формулировку гипотез исследования, не определив даже объекта.
  4. Программа должна быть гибкой.

1.1.4. Требования к построению выборки (репрезентативность выборки)

Построение выборки является одним  из основных этапов исследования. От правильности построения выборочной совокупности (её состава и объема) зависит то, какие данные получит исследователь. Будут ли эти данные в действительности отражать реальное состояние объекта и (или) его свойств, элементов. К примеру, будет ли опрошены именно те люди, которые содержат информацию об интересующем исследователя предмете.

При определении типа и способов выборочной совокупности исследователь обязан учитывать цель проведения исследования, а также заранее сформулированные гипотезы. Так в некоторых исследованиях значимость определенного типа и способа более высока, чем в ином. Также от целей исследования зависит степень репрезентативности выборки.

Репрезентативность – это отражение в процентном соотношении в выборочной совокупности основных параметров генеральной совокупности. Обычно выборка осуществляется по всем наиболее важным с точки зрения целей исследования параметрам.

Соответствие выборочной модели генеральной  совокупности оценивается ошибкой выборки. Пределы допустимой ошибки зависят опять же от целей исследования.

Информация о работе Оценка надежности социологической информации. Методики оценки надежности (на примере результатов пилотажного исследования)