Оценка надежности социологической информации. Методики оценки надежности (на примере результатов пилотажного исследования)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 08:36, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование оценки надежности социологической информации. Объектом работы является надежность. Предметом выступает оценка надежности социологического исследования. Теоретическая часть исследования посвящена анализу и обобщению информации о надежности и методиках ее оценки. В практической части на примере пилотажного исследования показаны основные методики оценки надежности. Проведенное исследование на тему выявления ситуаций, оказывающих влияние на заинтересованность молодежью политикой, было разработано и проведено в соответствии с требованиями повышения надежности. Отдельная глава посвящена анализу данного исследования с точки зрения его надежности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Определение надежности и её оценка 4
1.1. Надежность результатов исследования 4
1.1.1. Основные факторы, влияющие на результаты измерений 4
1.1.2. Основные виды ошибок 4
1.1.3. Требования к программе социологического исследования 5
1.1.4. Требования к построению выборки (репрезентативность выборки) 7
1.2. Оценка надежности первичного измерения 8
1.2.1. Описание методик оценки надежности 9
Обоснованность 9
Устойчивость 10
Правильность и точность 10
1.2.2. Повышение надежности информации 11
Глава 2. Оценка надежности измерения на примере исследования на тему: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 15
2.1. Программа исследования 15
2.2. Анализ результатов 20
2.3. Оценка надежности информации на примере исследования на тему: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 28
2.4. Выводы и рекомендации 29
2.4.1. Выводы и рекомендации к социологическому исследованию по теме: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 29
2.4.2. Выводы и рекомендации по оценки надежности 31
Список литературы 33
Приложение 1 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик Оценка надежности.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)
  1. Опрос

Надежность информации, полученной в ходе опроса, зависит как от личности самого респондента, так и от самого «языка» анкеты.

Прежде всего, необходимо выбрать  правильную лексику опроса. Опрашиваемый должен понимать, о чем его спрашивают. В многонациональной стране это очень важно.

Так Г.И. Саганенко и О.Б. Бажов предложили критерии дифференцированной системы оценки трудностей определенного вопроса и анкеты в целом:

  • Структурные параметры вопросов: сложность грамматики и лексики. Должна быть установлена оптимальная длина предложений.  (Например, вопрос, состоящий более 20 слов, считается «трудным») определяется допустимая грамматическая сложность предложения или фразы, а также количество и понятность терминов.
  • Уровень ясности смысла вопросов. Недопустимы формулировки с двойным отрицанием. Неуместность  специальной или, наоборот, обыденной лексики.
  • Оценка трудности формирования ответа: уровня компетенции, припоминания событий, представления заданной ситуации, исчисления, сравнения событий, наблюдения и т.п.

Также на надежность информации оказывает  влияние такой фактор, как статус опрашиваемого, который включает информацию о поле, возрасте, образовании, семейном положении, доходе и т.п. Такие данные часто называются «паспортичкой». В данном случае рекомендуется формулировать закрытые вопросы. Так же должны быть представлены обоснованные варианты ответов и возможные интервалы (пороговые группировки) в ответах. В особенности это касается вопросов о возрасте и доходе.

В рамках метода опроса существуют некоторые  методики повышения надежности:

    • Вопросы-фильтры по различным критериям призван отсеять некомпетентных в данном вопросе людей
    • Вопросы-ловушки определяют истинность ответов респондента.

Особое внимание следует уделять  вопросам на оценку, так как у  каждого опрашиваемого свои представления  в отношении «хорошо»-«нормально»-«плохо», а также «часто»-«иногда»-«редко». В таком случае можно говорить о чисто субъективной оценке.

В вопросах на давно прошедшие ситуации следует учитывать возможности  памяти человека.

 Особенно уместны проективные  вопросы, в которых респонденту  предлагаются различные ситуации и просят его указать наиболее вероятный вариант поведения в заданных условиях.  Также выделяют и другие методики повышения надежности.

  1. Анализ документальных источников

Достоверность информации, прежде всего, зависит от источника доступного документа. Разные источники заранее обладают определенной степенью достоверности сообщаемых сведений. Более всего достоверен такой источник, как официальный личный документ, полученный из первых рук.

В обработке документальных источников необходимо четко различать описание событий и их оценку. Так же необходимо проанализировать цели составителя данного документа, методы получения предоставленных данных, основы классификации (если таковая присутствует), время и обстановку его написания и его вид (например, статья, дневник, отчет, письмо и т.д.)

Надежность информации, полученной контент-анализом, обеспечивается такими способами как:

    • Обоснованность выделенных единиц анализа, а также полнота их объема;
    • Привлечение независимых судей, контролирующих обоснованность содержания смысловых единиц;
    • Обоснованность по независимому критерию. Например, выборочная проверка методами опроса, наблюдения или с помощью тестирования;
    • Устойчивость данных определяется при помощи кодирования на основе единой инструкции.
  1. Эксперимент

Прежде всего, результаты эксперимента зависят от качества созданных условий  и контроля всех факторов, оказывающих  влияние на изучаемое явление.

Так  Дж. Милль разработал логику экспериментального метода. Он установил  пять логических схем, одна из которых — «метод различия» — является «классической».

В соответствии с данной схемой берутся  две группы, равные по значимым признакам. Одна из которых будет впоследствии экспериментальной, а другая – контрольной. В некоторых случаях для повышения  надежности используется более двух групп.

Под обоснованностью эксперимента понимают его качество, гарантирующее  то, что именно выделенный фактор является причиной зарегистрированных изменений  переменной, а также то, что эта  зависимость является закономерной и распространяется на другие такие же ситуации.

Для повышения надежности (в данном случае валидности) необходимо учитывать:

    • Фон события, которое происходит во время проведения эксперимента;
    • Естественные изменения в испытуемых, связанные с течением времени. Например, усталость или чувство голода или жажды и т.п.;
    • Эффекты влияния ранее выполненных заданий. Опыт участия в других экспериментах, а также эффект «первого замера»;
    • Нестабильность, погрешность самого измерительного инструмента, а также неисправность  технически средств;
    • Нестабильность уровня внимания;
    • Ошибочность в отборе испытуемых, в том числе невыровненность показателей в экспериментальной и контрольной группах и некоторые другие факторы.

Таким образом, надежность обеспечивается тремя принципами планирования эксперимента:

    • контролю над уровнем независимой переменной
    • изоляции основного эффекта от влияния посторонних факторов
    • многократное воспроизведение полученных результатов, и дальнейшее устранение влияния факторов несистематического характера (например, усталости)

 

Глава 2. Оценка надежности измерения  на примере исследования на тему: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны»

2.1. Программа исследования

Актуальность: политика государства – это то, от чего зависит жизнь общества, благосостояние его поданных, по сути, их настоящее и будущее.  Молодежь принято считать будущим страны. В таком случае именно они должны более всего интересоваться в политической жизни страны. Однако в реальности это может оказаться не так. Чтобы прогнозировать их политические предпочтений, необходимо, знать, насколько, они участвуют в политическом процессе. На степень заинтересованность молодежью политикой влияют различные факторы. В данном случае имеет смысл рассмотреть различные ситуации и оценить их влияние на степень заинтересованности молодежи в политике. Внешним показателем заинтересованности в политике государства является участие в выборах. Потому считается наиболее разумным сделать акцент исследования на данной стороне заинтересованности.

Проблема: незнание ситуаций, оказывающих влияние на степень заинтересованности молодежи в политике.

Объект: заинтересованность молодежи в политической жизни страны

Предмет: ситуации, влияющие на заинтересованность молодежи в политической жизни страны

Цель: определить ситуации, влияющие на заинтересованность молодежи в политической жизни страны

Задачи:

  • определить общие и частные  ситуации, влияющие на степень заинтересованности молодежи в политике страны
  • определить значимые факторы, влияющие на заинтересованность молодежи в политической жизни страны, в том числе влияющие на желание принимать участие в выборах
  • выявить степень заинтересованности молодежи в политике
  • вывить влияние заинтересованности политикой на участие  в выборах.
  • выявить зависимость между удовлетворенностью молодым человеком его положением в обществе (доход, статус и т.п.) и степенью заинтересованности в политической жизни страны
  • значимость выборов для молодежи

Системный анализ объекта  исследования:

Заинтересованность молодежи в политической жизни страны

Внешние факторы:

    • заинтересованность ближайшего окружения (родственники, друзья, коллеги)
    • общий уровень политической культуры общества
    • социальный статус семьи
    • ситуация
    • престижность участия в политическом процессе
    • сфера деятельности

Внутренние факторы:

    • личные установки, мнения и чувства
    • характер человека
    • внутренняя мотивация
    • удовлетворенность положением в обществе

В данном случае исследование будет  посвящено ситуациям, оказывающим влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны.

В соответствии с целью и задачами проводимого исследования возможна следующая постановка вопросов-индикаторов:

  1. Интересуетесь ли Вы политикой?
  2. Да (1)
  3. Скорее да, чем нет (2)
  4. Скорее нет, чем да (3)
  5. Нет (4)

Данный вопрос призван выявить заинтересованность респондента в политике.

  1. Принимали ли Вы ранее участие в выборах посредством голосования?
  2. Да (1)
  3. Нет (2)

Участие в выборах является внешним  показателем заинтересованности в  политике страны.

  1. Почему вы интересуетесь политикой (следите за политикой в стране или участвуете в выборах и т.п.)?
  2. Привычка, семейная традиция (1)
  3. Чтобы быть в курсе событий (2)
  4. Необходимо как культурному, образованному человеку (3)
  5. Не интересуюсь (4)
  6. Другое (5)

Определяет основные факторы (причины), влияющие на заинтересованность в политике.

  1. Как Вы считаете, что должно произойти, из-за чего Вы будете больше интересоваться политикой?
    1. приближение выборов (1)
    1. катастрофы и чрезвычайные происшествия в РФ (2)
    2. опубликование сенсационных материалов, касающихся политики страны или полит. деятелей (3)
    3. международные встречи на высшем уровне (4)
    4. визиты в РФ видных политиков из других стран (5)
    5. другое ________(6)

Выявление наиболее значимых масштабных ситуаций, влияющих на степень заинтересованности молодых людей политикой.

  1. Удовлетворены ли Вы своим положением в обществе (доход, статус)?

1. Да (1)

2. Скорее да, чем нет  (2)

3. Скорее нет, чем да (3)

4. Нет (4)

Выявляет влияние фактора удовлетворенности  своим статусом и заинтересованностью  в политике.

  1. Ходите ли Вы на митинги, демонстрации, политические дебаты и т.п.?

1. Да, каждый месяц (1)

2. Да, раз в год (2)

3. Да, как-то один раз (3)

4. Нет, не хожу (4)

Определяет взаимосвязь посещения  политических мероприятий и заинтересованностью  в политике.

  1. Вы решили пойти на выборы, но вдруг пошел сильный дождь (снег), изменится ли Ваше решение?

1. Да (1)

2. Скорее да, чем нет (2)

3. Скорее нет, чем да (3)

4. Нет (4)

  1. Вы не хотели идти на выборы, но  Ваши друзья, родственники идут, пойдете ли Вы с ними?

1. Да (1)

2. Скорее да, чем нет (2)

3. Скорее нет, чем да (3)

4. Нет (4)

Вопросы 6, 7, 8 и 11 определяют ситуации, влияющие на решение идти на выборы, то есть влияющие на заинтересованность в политике.

  1. Какие политические партии вы знаете?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Данный вопрос определяет фактическое  знание респондентами существующих партий, что является отражением заинтересованности в политике.

Где выделение более 5 партий свидетельствует о знании, от 2 до 4 об относительном знании, 1 ответ об осведомленности, отсутствие ответа отражает незнание. Ошибки в названиях партий могут являться показателем недостаточного знания.

  1. Как Вы считаете, что оказывает наибольшее влияние на Вашу заинтересованность в политике РФ?
  2. Родители, друзья, знакомые (1)
  3. Род деятельности (2)
  4. Статус, положение в обществе (3)
  5. Неудовлетворенность уровнем собственной жизни (достаток, возможности и т.п.) (4)
  6. Другое_____________________(5)

Выявление основных факторов, влияющих на заинтересованность молодежи в политике. Является второй частью 3 вопроса.

  1. Вы не хотели идти на выборы, но на улице развернулась оживленная агитация, измените ли Вы свое решение?

1. Да

2. Скорее да, чем нет

3. Скорее нет, чем да

4. Нет

  1. Как Вы относитесь к политикам?

Информация о работе Оценка надежности социологической информации. Методики оценки надежности (на примере результатов пилотажного исследования)