Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 08:36, реферат
Целью данной работы является исследование оценки надежности социологической информации. Объектом работы является надежность. Предметом выступает оценка надежности социологического исследования. Теоретическая часть исследования посвящена анализу и обобщению информации о надежности и методиках ее оценки. В практической части на примере пилотажного исследования показаны основные методики оценки надежности. Проведенное исследование на тему выявления ситуаций, оказывающих влияние на заинтересованность молодежью политикой, было разработано и проведено в соответствии с требованиями повышения надежности. Отдельная глава посвящена анализу данного исследования с точки зрения его надежности.
Введение 3
Глава 1. Определение надежности и её оценка 4
1.1. Надежность результатов исследования 4
1.1.1. Основные факторы, влияющие на результаты измерений 4
1.1.2. Основные виды ошибок 4
1.1.3. Требования к программе социологического исследования 5
1.1.4. Требования к построению выборки (репрезентативность выборки) 7
1.2. Оценка надежности первичного измерения 8
1.2.1. Описание методик оценки надежности 9
Обоснованность 9
Устойчивость 10
Правильность и точность 10
1.2.2. Повышение надежности информации 11
Глава 2. Оценка надежности измерения на примере исследования на тему: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 15
2.1. Программа исследования 15
2.2. Анализ результатов 20
2.3. Оценка надежности информации на примере исследования на тему: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 28
2.4. Выводы и рекомендации 29
2.4.1. Выводы и рекомендации к социологическому исследованию по теме: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 29
2.4.2. Выводы и рекомендации по оценки надежности 31
Список литературы 33
Приложение 1 34
Надежность информации, полученной в ходе опроса, зависит как от личности самого респондента, так и от самого «языка» анкеты.
Прежде всего, необходимо выбрать правильную лексику опроса. Опрашиваемый должен понимать, о чем его спрашивают. В многонациональной стране это очень важно.
Так Г.И. Саганенко и О.Б. Бажов предложили критерии дифференцированной системы оценки трудностей определенного вопроса и анкеты в целом:
Также на надежность информации оказывает влияние такой фактор, как статус опрашиваемого, который включает информацию о поле, возрасте, образовании, семейном положении, доходе и т.п. Такие данные часто называются «паспортичкой». В данном случае рекомендуется формулировать закрытые вопросы. Так же должны быть представлены обоснованные варианты ответов и возможные интервалы (пороговые группировки) в ответах. В особенности это касается вопросов о возрасте и доходе.
В рамках метода опроса существуют некоторые методики повышения надежности:
Особое внимание следует уделять
вопросам на оценку, так как у
каждого опрашиваемого свои представления
в отношении «хорошо»-«нормальн
В вопросах на давно прошедшие ситуации следует учитывать возможности памяти человека.
Особенно уместны проективные
вопросы, в которых
Достоверность информации, прежде всего, зависит от источника доступного документа. Разные источники заранее обладают определенной степенью достоверности сообщаемых сведений. Более всего достоверен такой источник, как официальный личный документ, полученный из первых рук.
В обработке документальных источников необходимо четко различать описание событий и их оценку. Так же необходимо проанализировать цели составителя данного документа, методы получения предоставленных данных, основы классификации (если таковая присутствует), время и обстановку его написания и его вид (например, статья, дневник, отчет, письмо и т.д.)
Надежность информации, полученной контент-анализом, обеспечивается такими способами как:
Прежде всего, результаты эксперимента зависят от качества созданных условий и контроля всех факторов, оказывающих влияние на изучаемое явление.
Так Дж. Милль разработал логику экспериментального метода. Он установил пять логических схем, одна из которых — «метод различия» — является «классической».
В соответствии с данной схемой берутся
две группы, равные по значимым признакам.
Одна из которых будет впоследствии
экспериментальной, а другая – контрольной.
В некоторых случаях для
Под обоснованностью эксперимента понимают его качество, гарантирующее то, что именно выделенный фактор является причиной зарегистрированных изменений переменной, а также то, что эта зависимость является закономерной и распространяется на другие такие же ситуации.
Для повышения надежности (в данном случае валидности) необходимо учитывать:
Таким образом, надежность обеспечивается тремя принципами планирования эксперимента:
Актуальность: политика государства – это то, от чего зависит жизнь общества, благосостояние его поданных, по сути, их настоящее и будущее. Молодежь принято считать будущим страны. В таком случае именно они должны более всего интересоваться в политической жизни страны. Однако в реальности это может оказаться не так. Чтобы прогнозировать их политические предпочтений, необходимо, знать, насколько, они участвуют в политическом процессе. На степень заинтересованность молодежью политикой влияют различные факторы. В данном случае имеет смысл рассмотреть различные ситуации и оценить их влияние на степень заинтересованности молодежи в политике. Внешним показателем заинтересованности в политике государства является участие в выборах. Потому считается наиболее разумным сделать акцент исследования на данной стороне заинтересованности.
Проблема: незнание ситуаций, оказывающих влияние на степень заинтересованности молодежи в политике.
Объект: заинтересованность молодежи в политической жизни страны
Предмет: ситуации, влияющие на заинтересованность молодежи в политической жизни страны
Цель: определить ситуации, влияющие на заинтересованность молодежи в политической жизни страны
Задачи:
Системный анализ объекта исследования:
Заинтересованность молодежи в политической жизни страны
Внешние факторы:
Внутренние факторы:
В данном случае исследование будет посвящено ситуациям, оказывающим влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны.
В соответствии с целью и задачами проводимого исследования возможна следующая постановка вопросов-индикаторов:
Данный вопрос призван выявить заинтересованность респондента в политике.
Участие в выборах является внешним показателем заинтересованности в политике страны.
Определяет основные факторы (причины), влияющие на заинтересованность в политике.
Выявление наиболее значимых масштабных ситуаций, влияющих на степень заинтересованности молодых людей политикой.
1. Да (1)
2. Скорее да, чем нет (2)
3. Скорее нет, чем да (3)
4. Нет (4)
Выявляет влияние фактора
1. Да, каждый месяц (1)
2. Да, раз в год (2)
3. Да, как-то один раз (3)
4. Нет, не хожу (4)
Определяет взаимосвязь
1. Да (1)
2. Скорее да, чем нет (2)
3. Скорее нет, чем да (3)
4. Нет (4)
1. Да (1)
2. Скорее да, чем нет (2)
3. Скорее нет, чем да (3)
4. Нет (4)
Вопросы 6, 7, 8 и 11 определяют ситуации, влияющие на решение идти на выборы, то есть влияющие на заинтересованность в политике.
______________________________
Данный вопрос определяет фактическое знание респондентами существующих партий, что является отражением заинтересованности в политике.
Где выделение более 5 партий свидетельствует о знании, от 2 до 4 об относительном знании, 1 ответ об осведомленности, отсутствие ответа отражает незнание. Ошибки в названиях партий могут являться показателем недостаточного знания.
Выявление основных факторов, влияющих на заинтересованность молодежи в политике. Является второй частью 3 вопроса.
1. Да
2. Скорее да, чем нет
3. Скорее нет, чем да
4. Нет