Оценка надежности социологической информации. Методики оценки надежности (на примере результатов пилотажного исследования)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 08:36, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование оценки надежности социологической информации. Объектом работы является надежность. Предметом выступает оценка надежности социологического исследования. Теоретическая часть исследования посвящена анализу и обобщению информации о надежности и методиках ее оценки. В практической части на примере пилотажного исследования показаны основные методики оценки надежности. Проведенное исследование на тему выявления ситуаций, оказывающих влияние на заинтересованность молодежью политикой, было разработано и проведено в соответствии с требованиями повышения надежности. Отдельная глава посвящена анализу данного исследования с точки зрения его надежности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Определение надежности и её оценка 4
1.1. Надежность результатов исследования 4
1.1.1. Основные факторы, влияющие на результаты измерений 4
1.1.2. Основные виды ошибок 4
1.1.3. Требования к программе социологического исследования 5
1.1.4. Требования к построению выборки (репрезентативность выборки) 7
1.2. Оценка надежности первичного измерения 8
1.2.1. Описание методик оценки надежности 9
Обоснованность 9
Устойчивость 10
Правильность и точность 10
1.2.2. Повышение надежности информации 11
Глава 2. Оценка надежности измерения на примере исследования на тему: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 15
2.1. Программа исследования 15
2.2. Анализ результатов 20
2.3. Оценка надежности информации на примере исследования на тему: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 28
2.4. Выводы и рекомендации 29
2.4.1. Выводы и рекомендации к социологическому исследованию по теме: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 29
2.4.2. Выводы и рекомендации по оценки надежности 31
Список литературы 33
Приложение 1 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик Оценка надежности.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

большинство респондентов (60%) хорошо осведомлены о партиях. Респонденты  знающие 9 партий одновременно заинтересованы в политике. Результаты свидетельствуют  о взаимосвязи знания партий и  заинтересованностью политикой.

    1. Определение факторов, оказывающих влияние на заинтересованность в политике:

Родители, друзья, знакомые

6

32%

Род деятельности

4

21%

Статус, положение в обществе

5

26%

Неудовлетворенность уровнем собственной  жизни

1

5%

другое 

3

16%


В данном вопросе не было изначально предусмотрено возможности нескольких вариантов ответов, однако, некоторые респонденты   этого не учли. Потому в дальнейшем рекомендуется специально указать ожидаемое количество ответов. Общее число ответов – 19.

Основные факторы: родители друзья и знакомые, положение в обществе и род деятельности.

Среди альтернативных вариантов ответов  выделяли некоторых политиков и  СМИ.

    1. Отношение к политикам.

Данный вопрос был открытым. Варианты ответов разнообразны и сложны в  классификации. Наиболее частые ответы: безразлично (средне, никак) – 5 (33%); негативно (с подозрением, настороженно) - 4  (27%); 5 – в зависимости от личности.

Показательно, что среди ответов  не было ни одного явно положительного отзыва о политиках.

  1. Вопрос о значение выборов для молодого человека является дополнительным и определяет отношение молодого человека  к выборам.

В большинстве случаев для молодежи выборы - это  способ выразить свое мнение,  а для других - бесполезная трата  времени.

    1. В исследовании принимали участие представительницы женского пола в возрасте 18,19  и 20 лет.

 

В результате исследования №1 были выявлены взаимосвязи:

  1. влияние заинтересованности политикой на участие в выборах (задача 4; гипотезы 1, 2; вопросы 1 и 2):

Заинтересованность / участие в  выборах

да

Скорее да

Скорее нет

нет

Да

-

-

1

-

Нет

2

5

4

3


Полученные данные не подтверждают взаимосвязь заинтересованности политикой  и участия в выборах. Однако респонденты  не принимали участия в выборах  из-за объективной причины, потому в  данном случае достоверно определить взаимосвязь невозможно. Для этого необходимо провести дополнительное исследование в то время, когда у них появится объективная возможность проголосовать.

  1. Влияние удовлетворенности положением в обществе на заинтересованность политикой (задача 5; гипотеза 6; вопросы 1 и 5):

Заинтересованность / удовлетворенность

да

Скорее да

Скорее нет

нет

 Σ

Да

2

-

1

-

3

Скорее да

-

5

3

1

9

Скорее нет

-

-

1

2

3

Нет

-

-

-

-

-

Σ

2

5

5

3

15


В данном случае больше всего респондентов скорее удовлетворенных своим положением в обществе и склонных скорее интересоваться политикой. Неудовлетворенных своим положением в обществе среди ответивших нет. Люди, удовлетворенные своим положением интересуются политикой. Скорее не удовлетворенные не интересуются либо скорее не интересуются.

Что свидетельствует о некоторой взаимосвязи: так люди, удовлетворенные положением в обществе интересуются политикой больше, чем неудовлетворенные.

 

Пилотажное исследование №2 проводилось на той же группе респондентов по прошествии двух недель после первого опроса с целью проверки анкеты на надежность (устойчивость) и замера некоторых других показателей.

 

    1. Среди ответивших:

группа

частота

процент

Интересуются политикой

2

13,3%

Скорее интересуются политикой

6

40%

Скорее не интересуются политикой

3

20%

Не интересуются политикой

4

26,7%


В таком случае степень заинтересованности = 8/100 = 0,08

По сравнению с исследованием  №1 увеличилось суммарное количество респондентов, интересующихся политикой. Причем уменьшилось количество не интересующихся политикой вообще. Данное изменение может быть обусловлено приближением выборов.

    1. Из них:

Не принимали участие в выборах

6

40%

Принимали участие в выборах 

9

60%


Увеличилось количество респондентов, принимавших участие  в выборах. Несмотря на полученные показатели участие  молодых людей в выборах достаточно невелико.

    1. Причины заинтересованности политикой:

Привычка, семейная традиция

2

10%

Желание быть в курсе событий

8

40%

Атрибут культурного, образованного  человека

5

25%

Не интересуются

4

20%

Другое

1

5%


Общая частота: 20.

Как и в первом исследовании, большинство ответивших интересуются политикой из-за желания быть в курсе событий. Примечательно то, что появились выборы первого варианта ответа, и уменьшилось количество не интересующихся политикой, в тоже время наблюдается общее увеличение ответов.

    1. Глобальными (общими) причинами увеличения интереса политикой являются:

Приближение выборов

7

20%

Катастрофы и т.п.

9

26%

Опубликование компрометирующих материалов

5

14%

Международные встречи на высшем уровне

4

12%

Визиты в РФ видных политиков

5

13%

Ухудшение материального положения

3

9%

Другое 

2

6%


Общая частота: 35.

По сравнению с предыдущим опросом  частота увеличилась на 3 пункта. По-прежнему, наибольшее влияние оказывают  катастрофы и приближение выборов. Увеличилось влияние опубликования компрометирующих материалов.

    1. Из них:

Удовлетворены свои положением

5

33,3%

Скорее удовлетворены

7

46,6%

Скорее не удовлетворены

3

20%

Не удовлетворены

-

-


Большинство ответивших удовлетворены  своим положением в обществе. Как  и в первом исследовании абсолютно не удовлетворенных своим положением нет. Изменения произошли в рамках ответов, характеризующих удовлетворенность положением в обществе.

    1. Посещали митинги, дебаты и т.п.:

каждый месяц

-

-

раз в год

-

-

один раз

3

20%

не ходят

12

80%


Большинство не посещают данные мероприятия, однако, увеличилось количество респондентов, присутствующих на них как-то один раз. Возможно, они побывали на этих мероприятиях во время между исследованиями.

    1. Вопросы на частные ситуации, оказывающие влияние на участие в выборах:

- влияние погодных условий:

да

1

7%

скорее да, чем нет

7

46,4%

скорее нет, чем да

4

26,6%

нет

3

20%


Решение пойти на выборы изменится  у большинства отвечавших из-за изменения  погодных условий.

-влияние ближайшего окружения

да

6

40%

скорее да, чем нет

3

20%

скорее нет, чем да

5

33%

нет

1

7%


Большинство респондентов склонны  изменить свое мнение и пойти с  близкими на выборы. В таком случае, ближайшее окружение влияет на принятие решения об участии в выборах. По сравнению с первым исследованием, ответы существенно не изменились.

- влияние агитации

да

2

13%

скорее да, чем нет

2

13%

скорее нет, чем да

6

40%

нет

5

34%


В данном случае агитация не оказывает  решающего влияния на участие  в выборах.

    1. Знание партий:

Максимум ответов - 9

2 чел.

13%

превосходное знание

От 4 до 8 вариантов

12

80%

хорошее знание

От 2 до 3 названий и ошибки в написании

1

7%

удовлетворительное

1

-

-

плохое знание

0

-

-

незнание 


Большинство опрошенных продемонстрировали хорошее знание политических партий, тому причиной может быть приближение выборов. Плохо знающие партии отсутствуют.

    1. Факторы, влияющие на заинтересованность в политике:

Родители, друзья, знакомые

8

42%

Род деятельности

4

21%

Статус, положение в обществе

4

21%

Неудовлетворенность уровнем собственной жизни

-

-

другое 

3

16%


Общая частота: 19

Наибольшее влияние на заинтересованность в политике оказывают друзья, родители и знакомые. Неудовлетворенность  уровнем жизни не оказывает влияния.

    1. Отношение к политикам:

Положительное – 1

Нейтральное – 4

Отрицательное – 6

Индивидуально – 4

Отношение к политикам изменилось. Появилась положительная оценка, в тоже время увеличилось количество отрицательных отзывов.

    1. Значение выборов:

Информация о работе Оценка надежности социологической информации. Методики оценки надежности (на примере результатов пилотажного исследования)