Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 08:36, реферат
Целью данной работы является исследование оценки надежности социологической информации. Объектом работы является надежность. Предметом выступает оценка надежности социологического исследования. Теоретическая часть исследования посвящена анализу и обобщению информации о надежности и методиках ее оценки. В практической части на примере пилотажного исследования показаны основные методики оценки надежности. Проведенное исследование на тему выявления ситуаций, оказывающих влияние на заинтересованность молодежью политикой, было разработано и проведено в соответствии с требованиями повышения надежности. Отдельная глава посвящена анализу данного исследования с точки зрения его надежности.
Введение 3
Глава 1. Определение надежности и её оценка 4
1.1. Надежность результатов исследования 4
1.1.1. Основные факторы, влияющие на результаты измерений 4
1.1.2. Основные виды ошибок 4
1.1.3. Требования к программе социологического исследования 5
1.1.4. Требования к построению выборки (репрезентативность выборки) 7
1.2. Оценка надежности первичного измерения 8
1.2.1. Описание методик оценки надежности 9
Обоснованность 9
Устойчивость 10
Правильность и точность 10
1.2.2. Повышение надежности информации 11
Глава 2. Оценка надежности измерения на примере исследования на тему: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 15
2.1. Программа исследования 15
2.2. Анализ результатов 20
2.3. Оценка надежности информации на примере исследования на тему: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 28
2.4. Выводы и рекомендации 29
2.4.1. Выводы и рекомендации к социологическому исследованию по теме: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 29
2.4.2. Выводы и рекомендации по оценки надежности 31
Список литературы 33
Приложение 1 34
большинство респондентов (60%) хорошо осведомлены о партиях. Респонденты знающие 9 партий одновременно заинтересованы в политике. Результаты свидетельствуют о взаимосвязи знания партий и заинтересованностью политикой.
Родители, друзья, знакомые |
6 |
32% |
Род деятельности |
4 |
21% |
Статус, положение в обществе |
5 |
26% |
Неудовлетворенность уровнем собственной жизни |
1 |
5% |
другое |
3 |
16% |
В данном вопросе не было изначально предусмотрено возможности нескольких вариантов ответов, однако, некоторые респонденты этого не учли. Потому в дальнейшем рекомендуется специально указать ожидаемое количество ответов. Общее число ответов – 19.
Основные факторы: родители друзья и знакомые, положение в обществе и род деятельности.
Среди альтернативных вариантов ответов выделяли некоторых политиков и СМИ.
Данный вопрос был открытым. Варианты ответов разнообразны и сложны в классификации. Наиболее частые ответы: безразлично (средне, никак) – 5 (33%); негативно (с подозрением, настороженно) - 4 (27%); 5 – в зависимости от личности.
Показательно, что среди ответов не было ни одного явно положительного отзыва о политиках.
В большинстве случаев для
В результате исследования №1 были выявлены взаимосвязи:
Заинтересованность / участие в выборах |
да |
Скорее да |
Скорее нет |
нет |
Да |
- |
- |
1 |
- |
Нет |
2 |
5 |
4 |
3 |
Полученные данные не подтверждают взаимосвязь заинтересованности политикой и участия в выборах. Однако респонденты не принимали участия в выборах из-за объективной причины, потому в данном случае достоверно определить взаимосвязь невозможно. Для этого необходимо провести дополнительное исследование в то время, когда у них появится объективная возможность проголосовать.
Заинтересованность / удовлетворенность |
да |
Скорее да |
Скорее нет |
нет |
Σ |
Да |
2 |
- |
1 |
- |
3 |
Скорее да |
- |
5 |
3 |
1 |
9 |
Скорее нет |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
Нет |
- |
- |
- |
- |
- |
Σ |
2 |
5 |
5 |
3 |
15 |
В данном случае больше всего респондентов
скорее удовлетворенных своим
Что свидетельствует о некоторой взаимосвязи: так люди, удовлетворенные положением в обществе интересуются политикой больше, чем неудовлетворенные.
Пилотажное исследование №2 проводилось на той же группе респондентов по прошествии двух недель после первого опроса с целью проверки анкеты на надежность (устойчивость) и замера некоторых других показателей.
группа |
частота |
процент |
Интересуются политикой |
2 |
13,3% |
Скорее интересуются политикой |
6 |
40% |
Скорее не интересуются политикой |
3 |
20% |
Не интересуются политикой |
4 |
26,7% |
В таком случае степень заинтересованности = 8/100 = 0,08
По сравнению с исследованием
№1 увеличилось суммарное
Не принимали участие в выборах |
6 |
40% |
Принимали участие в выборах |
9 |
60% |
Увеличилось количество респондентов, принимавших участие в выборах. Несмотря на полученные показатели участие молодых людей в выборах достаточно невелико.
Привычка, семейная традиция |
2 |
10% |
Желание быть в курсе событий |
8 |
40% |
Атрибут культурного, образованного человека |
5 |
25% |
Не интересуются |
4 |
20% |
Другое |
1 |
5% |
Общая частота: 20.
Как и в первом исследовании, большинство ответивших интересуются политикой из-за желания быть в курсе событий. Примечательно то, что появились выборы первого варианта ответа, и уменьшилось количество не интересующихся политикой, в тоже время наблюдается общее увеличение ответов.
Приближение выборов |
7 |
20% |
Катастрофы и т.п. |
9 |
26% |
Опубликование компрометирующих материалов |
5 |
14% |
Международные встречи на высшем уровне |
4 |
12% |
Визиты в РФ видных политиков |
5 |
13% |
Ухудшение материального положения |
3 |
9% |
Другое |
2 |
6% |
Общая частота: 35.
По сравнению с предыдущим опросом
частота увеличилась на 3 пункта.
По-прежнему, наибольшее влияние оказывают
катастрофы и приближение выборов.
Увеличилось влияние опубликова
Удовлетворены свои положением |
5 |
33,3% |
Скорее удовлетворены |
7 |
46,6% |
Скорее не удовлетворены |
3 |
20% |
Не удовлетворены |
- |
- |
Большинство ответивших удовлетворены своим положением в обществе. Как и в первом исследовании абсолютно не удовлетворенных своим положением нет. Изменения произошли в рамках ответов, характеризующих удовлетворенность положением в обществе.
каждый месяц |
- |
- |
раз в год |
- |
- |
один раз |
3 |
20% |
не ходят |
12 |
80% |
Большинство не посещают данные мероприятия, однако, увеличилось количество респондентов, присутствующих на них как-то один раз. Возможно, они побывали на этих мероприятиях во время между исследованиями.
- влияние погодных условий:
да |
1 |
7% |
скорее да, чем нет |
7 |
46,4% |
скорее нет, чем да |
4 |
26,6% |
нет |
3 |
20% |
Решение пойти на выборы изменится у большинства отвечавших из-за изменения погодных условий.
-влияние ближайшего окружения
да |
6 |
40% |
скорее да, чем нет |
3 |
20% |
скорее нет, чем да |
5 |
33% |
нет |
1 |
7% |
Большинство респондентов склонны изменить свое мнение и пойти с близкими на выборы. В таком случае, ближайшее окружение влияет на принятие решения об участии в выборах. По сравнению с первым исследованием, ответы существенно не изменились.
- влияние агитации
да |
2 |
13% |
скорее да, чем нет |
2 |
13% |
скорее нет, чем да |
6 |
40% |
нет |
5 |
34% |
В данном случае агитация не оказывает решающего влияния на участие в выборах.
Максимум ответов - 9 |
2 чел. |
13% |
превосходное знание |
От 4 до 8 вариантов |
12 |
80% |
хорошее знание |
От 2 до 3 названий и ошибки в написании |
1 |
7% |
удовлетворительное |
1 |
- |
- |
плохое знание |
0 |
- |
- |
незнание |
Большинство опрошенных продемонстрировали хорошее знание политических партий, тому причиной может быть приближение выборов. Плохо знающие партии отсутствуют.
Родители, друзья, знакомые |
8 |
42% |
Род деятельности |
4 |
21% |
Статус, положение в обществе |
4 |
21% |
Неудовлетворенность уровнем собственной жизни |
- |
- |
другое |
3 |
16% |
Общая частота: 19
Наибольшее влияние на заинтересованность в политике оказывают друзья, родители и знакомые. Неудовлетворенность уровнем жизни не оказывает влияния.
Положительное – 1
Нейтральное – 4
Отрицательное – 6
Индивидуально – 4
Отношение к политикам изменилось.
Появилась положительная