Оценка надежности социологической информации. Методики оценки надежности (на примере результатов пилотажного исследования)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 08:36, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование оценки надежности социологической информации. Объектом работы является надежность. Предметом выступает оценка надежности социологического исследования. Теоретическая часть исследования посвящена анализу и обобщению информации о надежности и методиках ее оценки. В практической части на примере пилотажного исследования показаны основные методики оценки надежности. Проведенное исследование на тему выявления ситуаций, оказывающих влияние на заинтересованность молодежью политикой, было разработано и проведено в соответствии с требованиями повышения надежности. Отдельная глава посвящена анализу данного исследования с точки зрения его надежности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Определение надежности и её оценка 4
1.1. Надежность результатов исследования 4
1.1.1. Основные факторы, влияющие на результаты измерений 4
1.1.2. Основные виды ошибок 4
1.1.3. Требования к программе социологического исследования 5
1.1.4. Требования к построению выборки (репрезентативность выборки) 7
1.2. Оценка надежности первичного измерения 8
1.2.1. Описание методик оценки надежности 9
Обоснованность 9
Устойчивость 10
Правильность и точность 10
1.2.2. Повышение надежности информации 11
Глава 2. Оценка надежности измерения на примере исследования на тему: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 15
2.1. Программа исследования 15
2.2. Анализ результатов 20
2.3. Оценка надежности информации на примере исследования на тему: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 28
2.4. Выводы и рекомендации 29
2.4.1. Выводы и рекомендации к социологическому исследованию по теме: «ситуации, оказывающие влияние на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны» 29
2.4.2. Выводы и рекомендации по оценки надежности 31
Список литературы 33
Приложение 1 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик Оценка надежности.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

Определяет влияние отношения  к политикам на заинтересованность в политике страны вообще. Ответы классифицируются как: положительные, нейтральные и  отрицательные. Ответы скорее отрицательно относятся к отрицательным, а скорее положительно, соответственно, - к положительным.

Интерпретация понятий:

Под государственной политикой  понимаются основные принципы, нормы  и деятельность по осуществлению  государственной власти.

Чаще всего рядовые граждане включают в сферу политики такие процессы как: выборы, деятельность государственной думы, президента, правительства и кабинета министров, действия некоторых депутатов и т.п.

Молодые люди (молодежь) – это люди от 18 до 25 лет.

Заинтересованность – это желание  человека узнать больше об определенном предмете.

Степень заинтересованности отражается в действиях и предпочтениях  молодого человека. В данном случае – это прочтение специализированных материалов (полит. изданий), просмотр политических передач, участие в  политических процессах (митинги, дебаты, демонстрации и т.п.), а также состояние в какой-либо партии или движении, участие в выборах и т.п.

В общем виде, ситуации, оказывающие  влияние на степень заинтересованности молодых людей в политике –  это такие происшествия, которые  заставляют молодого человека обратить внимание на политику либо, наоборот, меньше ей интересоваться.

Общими  ситуациями могут быть:

    • приближение выборов
    • катастрофы и чрезвычайные происшествия в РФ
    • опубликование сенсационных материалов, касающихся политики страны или полит. деятелей
    • международные встречи на высшем уровне
    • визиты в РФ видных политиков из других стран
    • встречи с политиками

В частных случаях ситуациями, оказывающими влияние на принятие решения об участии  в голосовании на выборах, являются:

погодные изменения

встречи и разговоры с близкими людьми

активная агитация

 

Степень заинтересованности определяется по формуле:

Ст. = Ри. / К, (3)

где

Ст. – степень заинтересованности,

Ри. – количество респондентов, интересующихся политикой,

К – коэффициент, равный 100% заинтересованности.

 

Гипотезы:

Предположительно:

  • Степень заинтересованности молодого человека в политике влияет на участие в выборах.
  • Люди, не заинтересованные политикой склонны не ходить на выборы, а заинтересованные, наоборот.
  • Основными глобальными ситуациями, влияющими на заинтересованность политикой, являются приближение выборов и ухудшение материального положения.
  • Основными факторами, влияющими на степень заинтересованности молодых людей политикой, является заинтересованность ближайшего окружения, а также сфера деятельности молодежи.
  • Причиной заинтересованности политикой является желание быть в курсе событий
  • Неудовлетворенность уровнем собственной жизни влияет на степень заинтересованности в политике
  • Агитация не влияет на принятие решения об участии в выборах
  • Основной ситуацией, влияющей на степень заинтересованностью политикой, являются встречи и разговоры с близкими людьми
  • Изменение погодных условий не оказывает решающего воздействия на принятие молодым человеком участия в выборах.
  • К политикам относятся в целом негативно
  • Выборы не являются значимыми для молодых людей

Стратегический план исследования:

В данном исследовании уместным можно  считать описательный план, так как  знаний об объекте достаточно для  формулирования описательной гипотезы, а цель исследования заключается в определении структурных связей и классификационных характеристиках изучаемого объекта. Цель плана состоит в том, чтобы проверить выдвинутую гипотезу и в случае её подтверждения получить количественные характеристики изучаемого объекта. Исследование, проведенное по описательному плану, призвано упорядочить известные факты и установить соотношения между ними. Здесь на основе статистических данных  планируется установление влияние ситуаций на степень заинтересованности молодежи в политической жизни страны.

Выборка:

Выборка вероятностная, где каждый элемент генеральной совокупности имеет равные возможности быть включенным в выборку, в таком случае можно  будет считать данную выборку  репрезентативной.

Метод исследования:

Опрос. Данный метод представляется наиболее валидным, так как позволяет получить количественные (статистические) данные. Одновременно в соответствии со стратегическим планом исследования, для проверки гипотезы представляется необходимым обратиться за данными непосредственно к самой молодежи.

Анкета:

В соответствии с целью и задачами исследования была составлена анкета. Основная часть анкеты соответствует  вопросам-индикаторам.

Анкета представлена в приложении 1.

2.2.  Анализ результатов

Пилотажное исследование №1 проводилось среди студентов Государственного Университета Управления Института Социологии и Управления Персоналом 3 курса в количестве 15 человек.

 

    1. В исследовании №1 приняли участие 15 человек, из которых:

 

группа

частота

процент

Интересуются политикой

2

13,3%

Скорее интересуются политикой

5

33,3%

Скорее не интересуются политикой

5

33,3%

Не интересуются политикой

3

20%


 

В графическом виде группировка опрашиваемых представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – группировка опрашиваемых

Если объединить группы 1 с 2 и 3 с 4, то получиться, что

заинтересованных политикой – 7 человек

Тогда степень заинтересованности = 7/100= 0,07

    1. Из них:

Не принимали участие в выборах

14

93,3%

Принимали участие в выборах 

1

6,7%


Большинство не принимали участие  по объективной причине (возрастной ценз).  10% - из-за отсутствия времени или желания. Причем данные 10% в ответе на первый вопрос склонялись к 3 и 4 вариантам ответов, означающими не заинтересованность в политике.

    1. Причинами заинтересованности политикой оказались:

Привычка, семейная традиция

-

-

Желание быть в курсе событий

7

47%

Атрибут культурного, образованного  человека

2

13%

Не интересуются

6

40%

Другое

нравится

 

Следует заметить, что человек, отметивший нравится, до этого выделил вариант  второй (чтобы быть в курсе событий), потому данный ответ не учитывается, хотя следует принять к сведению и в дальнейшем исследовании внести его как вариант ответа и указать, что предполагается только один вариант ответа.

Интересно то, что респондент, считающий  себя скорее не заинтересованным в политике в 4 вопросе отметил, что он ей не интересуется и в тоже время принимал участие в выборах. 

    1. На вопрос о глобальных причинах заинтересованности политикой респонденты ответили:

Приближение выборов

7

22%

Катастрофы и т.п.

8

25%

Опубликование компрометирующих материалов

2

6%

Международные встречи на высшем уровне

4

13%

Визиты в РФ видных политиков 

5

16%

Ухудшение материального положения

3

9%

Другое 

Профессия  - 3

9%


Причем возможно было несколько  вариантов ответа. Потому общая частота = 32.

Основные глобальные ситуации, влияющие на  заинтересованность политикой  страны: катастрофы и чрезвычайные происшествия в РФ, приближение выборов  и визиты в РФ видных политиков  из других стран.

    1. Из опрошенных:

Удовлетворены свои положением

3

20%

Скорее удовлетворены

9

60%

Скорее не удовлетворены

3

20%

Не удовлетворены

-

-


Таким образом, большинство опрашиваемых удовлетворены своим положением в обществе. Неудовлетворенных нет, что может свидетельствовать  о том, что человек склонен  себя считать скорее неудовлетворенным, чем нет.

Причем из тех, кто скорее не удовлетворен своим положением в обществе, все  ответившие либо скорее (33%) либо вообще (67%) не интересуются политикой. Среди  тех, кто скорее удовлетворен своим  статусом, 42%  считают, что они  скорее интересуются политикой, чем нет, а 33% - склонны не интересоваться. Полностью удовлетворенные своим положением в обществе в большинстве интересуются политикой.

    1. ходят на митинги, демонстрации, политические дебаты:

каждый месяц

-

-

раз в год

-

-

один раз

1

7%

не ходят

14

93%


В данном случае подавляющее большинство (модальная группа) не ходит ни на митинги, ни на демонстрации и политические дебаты. Респондент, ответивший, что  ходит один раз, отметил, что это  было в детстве и сейчас он не интересуется политикой, соответственно, это было не его решение и считать его за положительный ответ нельзя. В таком случае нельзя установить взаимосвязь между заинтересованностью политической жизнью страны и посещением политических мероприятий. Скорее всего, заинтересованность политической жизнью страны не влияет на посещение дебатов, митингов и т.д. И данные  посещения не являются показателями заинтересованности.

    1. Следующая группа вопросов на ситуации:
    • влияние на решение пойти на выборы погодных условий

измениться ли решение пойти на выборы:

да

1

7%

скорее да, чем нет

6

40%

скорее нет, чем да

4

26,6%

нет

4

26,6%


В данном случае погодные условия  изменят решение пойти на выборы в 47% случаях.  Концентрация ответов  на пограничных позициях свидетельствует  об их неуверенности. Потому погоду можно считать той ситуацией, которая способна повлиять на решение об участии в выборах.

    • влияние ближайшего окружения

измениться ли решение не идти на выборы из-за решения близкого окружения:

да

6

40%

скорее да, чем нет

2

13%

скорее нет, чем да

6

40%

нет

1

7%


Мнения разделились поровну, однако, 1 ответ является более выраженным и определенным, потому за большинство  разумно принимать ответ «да».  Тогда мнение близких влияет на участие  в выборах.

    • влияние агитации

изменится ли решение не идти на выборы из-за активной агитации:

да

1

7%

скорее да, чем нет

2

13%

скорее нет, чем да

7

47%

нет

5

33%


Большинство респондентов (47%) не изменят  своего мнения не идти на выборы из-за оживленной агитации. В таком случае агитацию нельзя отнести к ситуации, влияющей на решение участия в выборах. 

Можно предположить, что одновременное  воздействие этих факторов способно изменить первоначальное решение об участии в выборах.

 

    1. Также характеристикой заинтересованности политикой может служить знание политических партий и движений.

Максимум ответов – 9 – 2 человека – 13% - превосходное знание

От 4 до 8 вариантов– 9 человек – 60% - хорошее знание

От 2 до 3 названий и ошибки в написании  – 2 чел. –13% удовлетворительное.

1 – 1чел.  - плохое знание

0 – 1чел. - незнание знание

Информация о работе Оценка надежности социологической информации. Методики оценки надежности (на примере результатов пилотажного исследования)