Построения карьеры женщины в системе управления социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:04, дипломная работа

Краткое описание

В условиях радикальных преобразований в России происходит резкое изменение социальных отношений, ломка стереотипов и трансформации в экономике, что приводит к появлению серьезных проблем в сфере занятости женщин, в частности, в отношении их профессионального роста. Например, вытеснение женщин из сферы интеллектуального труда, сосредоточение лиц женского пола в отраслях теневой экономики, дискриминация на рабочем месте и др.
Целью дипломной работы является изучение технологии построения карьеры женщины в системе управления социальной защиты населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа - Технологии построения карьеры женщины в системе управления социальной защиты населения.doc

— 743.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальная тема, изучение которой мы продолжили в этом исследовании, является еще мало изученной и заслуживает дальнейшей разработки. В нашем исследовании были рассмотрены трудности, встречающиеся у женщин-руководителей при достижении успешной карьеры и стратегии преодоления этих трудностей. Однако здесь затронута только небольшая часть проблемы, касающаяся особенностей женской карьеры.

Результаты нашего исследования показали, что значительными препятствиями  в карьере женщины становятся гендерные стереотипы общества, связанные с негативным отношением к женщинам, стремящимся к карьерному росту и занимающим руководящую должность. Эти стереотипы на практике оказываются достаточно жесткими и труднопреодолимыми. Во многом это обусловлено тем, что женщины в свою очередь стремятся к одобрению их деятельности со стороны окружающих.

Нельзя отрицать, что  в последнее время в социуме  происходят эволюционные изменения  во взглядах на женщину как профессионального  и квалифицированного работника, имеющую все необходимые для профессиональной карьеры способности и качества. Однако, несмотря на  эти изменения, которые, к сожалению, происходят очень медленно, возможность для женщины стать руководителем признается часто только формально.

Поэтому изучение возникающих психологических трудностей в карьере женщины является на сегодняшний день очень актуальным. Однако для полной картины, не менее важным является также и рассмотрение стратегий преодоления этих трудностей женщинами, достигшими определенного успеха в профессиональной области.

В перспективе можно  провести изучение психологических  трудностей, встречающихся в карьере  мужчин, и сравнить их с трудностями  женщин. Кроме этого, полученные нами данные о предпочтениях стратегий  преодоления трудностей, препятствующих карьере, обращают, на наш взгляд, к необходимости рассмотреть их не только с описательной позиции, но и с содержательной стороны.

Результаты данного  исследования могут использоваться для построения и проведения более  широкого исследования обозначенной в этой работе проблемы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аванесян Г.Г. Особенности стратегий совладания и Я-концепции у людей, зависимых от психоактивных веществ. Автореф. дис. на соиск. уч. степени кандид. псих. наук. - М., 2003.
  2. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов// Вопросы психологии, 1986, №1.
  3. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии, 1987, №2.
  4. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //Психологии журнал, 1994, №1, С.3-18
  5. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М., 1998.
  6. Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь // Российский общественный научный фонд.  Научные доклады 34.- М., 1996.
  7. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства// Вопросы психологии, 2000, №1 С.87-95
  8. Берн Ш. Гендерная психология.- СПб.,2001.
  9. Богданова И.Ф. Женщины в науке: вчера, сегодня, завтра // Социс., 2004, №1
  10. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. - М., 1992.
  11. Борисов Ю.А., Кудрявцев И.А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена// Психологии журнал, 2003, №1, С.91-103
  12. Буракова М.В., Лабунская В.А. Психосемантическое пронстранство причесок и женских социальных ролей // Прикладная психологии,  1998. №6 С.50-58.
  13. Гвоздева Е.С., Герчиков В.И. Штрихи к портрету женщин-менеджеров // Социс., 2000,  С.36-44
  14. Голованевская В.И. Характеристики Я-концепции и предпочтение стратегий совладающего поведения // Вестник МГУ, 2003, №4, С.29-37
  15. Журавлев А.Л., Хащенко В.А. Хащенко Н.Н. Влияние фактора пола на стиль руководства производственным коллективом // Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива М. ИПАН, 1989
  16. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социс. №11, 2000.
  17. Знаков В.В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы //Психологии журнал, 2004, №1, С.41-51
  18. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2002.
  19. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков// Вопросы психологии 1987, №2, С.54-62
  20. Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов. - СПб., 2002.
  21. Клецина И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии //  Вопросы психологии, 2003, С.61-78
  22. Кон И.С. Психология половых различий // Вопр.психологии, 1981. №2. С. 47-57.
  23. Кон И.С. Психология индивидуальных различий. - М., 2000.
  24. Кон И.С. Психология предрассудка (О социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Новый мир. 1966, №9, с. 187-205.
  25. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991.
  26. Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха. Дисс…канд. психол. наук. – СПб, 1997.
  27. Практикум по гендерной психологии / под ред. Клециной И.С. - СПб., 2003.  
  28. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
  29. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 2002.
  30. Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сьюпера // Вопр. психологии. 1975. №5 С 110-122.
  31. Молл Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем //Вопросы психологии, 1998, №3, С.85-91.
  32. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998, №2
  33. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологии журнал, 1997, №5, С.20-30
  34. Палуди М. Психология женщины. - СПб., 2003.
  35. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПБ., 2000.
  36. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1996.
  37. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческие достоинства. - М., 2001.
  38. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально педагогическая психология. – СПб., 1999.
  39. Самарцева О.К., Фомина Т.А. Особенности женского менеджмента // Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент. - М., 2000.
  40. Самарцева О.К., Фомина Т.А. Мужчина и женщина: менеджмент в сфере бизнеса // Социс., 2000 ,№ 11 ,С.57-62
  41. Серегина И.И. Профессиональная карьера //Социс., 1999, №4, С.78-81
  42. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2002
  43. Согомонов А.Ю. Успех в картине мира постсоветских профессионалов // Россия: трансформирующееся общество. - М., 2001.
  44. Социология труда./ под редакцией Дряхлов Н.И., Кравченко А.И., Щербин В.В., М., 1993. 
  45. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Выпуск 3. - М., 1998.
  46. Тульчинский Г.А. Разум, воля, успех. О философии поступка. - Л.,1990.
  47. Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена //Психологии журнал, 1998, №1, С.37-46.
  48. Турецкая Г.В. Деловая активность женщин и семья // Социс., 2000, №2.
  49. Турецкая Г.В. Женщина и работа. Совмещение работы и семьи различными категориями работающих женщин. // Социол. исслед. 2001. №1. 
  50. Тюрина И.О. Гендерные аспекты занятости и управления// Социс., 2002
  51. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.- М., 1986, т.1.
  52. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. - М., 1998.
  53. Чирикова А.Е., Кричевская О.Н. Женщина-руководитель: деловые стратегии и образ «Я» // Социс., 2000, № 11, С.45-56
  54. Чирикова А.Е. Женщина и мужчина как топ-менеджеры Российских компаний: понять – значит принять // Социс., 2003, № 2
  55. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности// Вопросы психологии, 2001, №1.
  56. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в США. - М., 1979.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

МЕТОДИКА «МАСКУЛИННОСТЬ – ФЕМИННОСТЬ» С.БЕМ

 

Здравствуйте!

Просим Вас ответить на три представленных Вам опросника.

Прежде чем ответить на вопросы, внимательно прочтите все предлагаемые варианты ответов, затем выберите из них тот, который более всего соответствует Вашему мнению. Крайне важно, чтобы Вы ответили на все вопросы. Помните, что Вы высказываете свое собственное мнение, как Вы это считаете на сегодняшний день. Здесь не может быть «хороших» или «плохих» ответов, важно, чтобы выбранный вариант наиболее полно отражал Вашу точку зрения.

Заранее благодарим Вас  за сотрудничество!

 

  • Насколько Вы удовлетворены своими достижениями на Вашем профессиональном пути:

Совсем не               1            2            3             4              5        Полностью

удовлетворена                                                                                      удовлетворена

 

 

  • Насколько Вы удовлетворены уровнем Вашего дохода:

Совсем не               1            2            3             4              5        Полностью

удовлетворена                                                                                      удовлетворена

 

 

 

Инструкция: Перед Вами находится перечень утверждений (качеств), каждое из которых соответствует или не соответствует каким-то особенностям Вашего поведения.

Оцените, насколько каждое из качеств  характерно для Вас, ответив «да» или «нет»

 Ответы необходимо дать на  все пункты. 

 

Верящая в себя.

1.    да              2.  нет

Быстрая в принятии решений.

1.    да              2.  нет

Умеющая уступать.

1.    да              2.  нет

Сострадающая.

1.    да              2.  нет

Способная помочь.

1.    да              2.  нет

Искренняя.

1.    да              2.  нет

Склонная защищать свои интересы.

1.    да              2.  нет

Полагающаяся только на себя (самодостаточная).

1.    да              2.  нет

Жизнерадостная.

1.    да              2.  нет

Способная утешить.

1.    да              2.  нет

Угрюмая.

1.    да              2.  нет

Тщеславная.

1.    да              2.  нет

Независимая.

1.    да              2.  нет

Властная.

1.    да              2.  нет

Застенчивая.

1.    да              2.  нет

Имеющая тихий голос.

1.    да              2.  нет

Совестливая.

1.    да              2.  нет

Привлекательная.

1.    да              2.  нет

Атлетическая.

1.    да              2.  нет

Мужественная.

1.    да              2.  нет

Нежная.

1.    да              2.  нет

Теплая, сердечная.

1.    да              2.  нет

Театральная.

1.    да              2.  нет

Торжественная, важная.

1.    да              2.  нет

Напористая.

1.    да              2.  нет

Имеющая собственную  позицию.

1.    да              2.  нет

 Падкая на лесть.

1.    да              2.  нет

Мягкая.

1.    да              2.  нет

Удачливая.

1.    да              2.  нет

Умеющая дружить.

1.    да              2.  нет

Сильная личность.

1.    да              2.  нет

Агрессивная.

1.    да              2.  нет

Преданная.

1.    да              2.  нет

Доверчивая.

1.    да              2.  нет

Непредсказуемая.

1.    да              2.  нет

Малорезультативная.

1.    да              2.  нет

Сильная.

1.    да              2.  нет

Склонная вести за собой.

1.    да              2. нет

Женственная.

1.    да              2.  нет

Инфантильная.

1.    да              2.  нет

Надежная.

1.    да              2.  нет

Адаптивная, приспосабливающаяся.

1.    да              2.  нет

Аналитичная.

1.    да              2.  нет

Индивидуалистка.

1.    да              2.  нет

Умеющая сочувствовать.

1.    да              2.  нет

Не любящая ругательств.

1.    да              2.  нет

Ревнивая.

1.    да              2.  нет

Не систематичная.

1.    да              2.  нет

Способная к лидерству.

1.    да              2.  нет

Имеющая дух соревнования.

1.    да              2.  нет

Заботящаяся о людях.

1.    да              2.  нет

Любящая детей.

1.    да              2.  нет

Прямая, правдивая.

1.    да              2.  нет

Тактичная.

1.    да              2.  нет

Склонная к риску.

1.    да              2.  нет

Амбициозная, честолюбивая.

1.    да              2.  нет

Понимающая других.

1.    да              2.  нет

Спокойная.

1.    да              2.  нет

Скрытная.

1.    да              2.  нет

Традиционная, подверженная условностям.

1.    да              2.  нет


 

Ключ к методике С.Бем:

Маскулинность («да»): 1, 4, 7,10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.

Феминность («да»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

Остальные пункты - нейтральные

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется 1 балл. Затем определяются показатели феминности (F) и маскулинности (M) в соответствии со следующими формулами.

  IS = (F – M) х 2,322  

Если величена индекса IS заключена в пределах от –1 до 1, то делают заключение об андрогинности. Если индекс меньше –1(IS –1), то делается заключение о маскулинности, а если индекс больше 1(IS 1) – о феминности.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

МЕТОДИКА «ТРУДНОСТИ В КАРЬЕРЕ»

 

Инструкция: Оцените по шкале, в какой степени перечисленные трудности создавали препятствия на пути к Вашей карьере:

1 – вообще не сказывались на моей карьере

2 – скорее нет, чем да

3 – ни да, ни нет

4 – скорее да, чем нет                        

5 – в самой высокой степени затрудняли карьеру (становились препятствием на пути к карьере)

 

  1. отсутствие или недостаток необходимых качеств, умений, способностей

1

2

3

4

5

  1. низкая самооценка (низкое оценивание своих возможностей)

1

2

3

4

5

  1. конфликты с коллективом (с сотрудниками)

1

2

3

4

5

  1. неодобрения сверстников и учителей

1

2

3

4

5

  1. неуверенность в себе, нерешительность

1

2

3

4

5

  1. мягкость, невозможность перешагнуть   через жалость

1

2

3

4

5

  1. большие требования подготовки для выполнения профессиональных обязанностей

1

2

3

4

5

  1. зависимость от кого-либо

1

2

3

4

5

  1. чрезмерное внимание к людям

1

2

3

4

5

  1. чрезвычайно высокая мотивация (чрезвычайно сильное стремление достигнуть своих целей, мешающее сосредоточиться на текущих делах)

1

2

3

4

5

  1. нежелательные сексуальные комментарии в Вашу сторону

1

2

3

4

5

  1. ожидание других людей  определенного от Вас поведения, которое мешало Вашей карьере

1

2

3

4

5

  1. нехватка жизненного опыта и знаний

1

2

3

4

5

  1. боязнь неудачи (страх «потерпеть поражение» в своем деле)

1

2

3

4

5

  1. отсутствие управленческого опыта

1

2

3

4

5

  1. доверчивость

1

2

3

4

5

  1. неимение собственного профессионального опыта

1

2

3

4

5

  1. недостаточная гибкость в работе

1

2

3

4

5

  1. высокая тревожность, нервозность

1

2

3

4

5

  1. нехватка времени

1

2

3

4

5

  1. недооценивание на работе Ваших профессиональных навыков

1

2

3

4

5

  1. невозможность профессионального роста на рабочем месте

1

2

3

4

5

  1. большой контроль со стороны начальства

1

2

3

4

5

  1. небольшая (ограниченная) свобода в определении способов и сроков выполнения задач

1

2

3

4

5

  1. недостаток информации, полезной для карьеры

1

2

3

4

5

  1. конфликты с клиентами

1

2

3

4

5

  1. отсутствие профессиональных навыков

1

2

3

4

5

  1. отсутствие доступа к неформальным взаимоотношениям (невозможность расширить круг знакомств, который способствовал бы продвижению в карьере)

1

2

3

4

5

  1. отсутствие покровителя, наставника

1

2

3

4

5

  1. присутствие конкурента(ов)

1

2

3

4

5

  1. размер заработной платы (недостаточно высокий)

1

2

3

4

5

  1. «перегорание» на работе (потеря интереса к своей работе, утомляемость, желание сменить область деятельности)

1

2

3

4

5

  1. продолжение Вашего образования

1

2

3

4

5

  1. повышенная эмоциональность, ранимость, обостренное переживание промахов и неудач

1

2

3

4

5

  1. необходимость совмещения служебных, супружеских и родительских функций (сочетание с активным выполнением ролей матери, жены, домохозяйки)

1

2

3

4

5

  1. стремление сделать хорошо для всех

1

2

3

4

5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

МЕТОДИКА СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ДЖ. АМИРХАНА

Мы интересуемся, как люди справляются  с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни.

Инструкция: На бланке представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно (чаще всего) Вами используются. Все Ваши ответы останутся неизвестными посторонним. Вспомните отмеченные Вами в прошлом опроснике трудности, с которой Вы столкнулись на пути к карьере и, которые Вас заставили изрядно побеспокоиться.

Итак, выберите, пожалуйста, один из трех, наиболее приемлемый вариант ответа для каждого утверждения. Спасибо.

№  утверждения

Да

Скорее да, чем нет

Нет

1. Позволяю себе поделиться чувством с другом.

     

2. Стараюсь сделать все так,  чтобы иметь возможность наилучшим  образом решить проблему

     

3. Осуществляю поиск всех возможных  решений, прежде чем что-то  предпринять.

     

4. Пытаюсь отвлечься от проблемы.

     

5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо.

     

6. Делаю все возможное, чтобы  не дать окружающим возможность  увидеть, как мои дела плохи.

     

7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает  мне почувствовать себя лучше

     

8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справиться с ситуацией.

     

9. Очень тщательно взвешиваю  возможности выбора.

     

10. Мечтаю, фантазирую о лучших  временах

     

11. Пытаюсь различными способами  решить проблему, пока не найду  наиболее подходящий.

     

12. Доверяю свои страхи родственнику или другу.

     

13. Больше времени, чем обычно, провожу один.

     

14. Рассказываю людям о ситуации, так как только обсуждение  помогает мне прийти к ее  решению.

     

15. Думаю о том, что нужно  сделать для того, чтобы исправить  положение.

     

16. Сосредотачиваюсь полностью  на решении проблемы.

     

17. Обдумываю про себя план  действий.

     

18. Смотрю телевизор дольше, чем  обычно.

     

19. Иду к кому-нибудь (другу или  специалисту), чтобы он помог мне  почувствовать себя лучше.

     

20. Стою, твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации.

     

21. Избегаю общения с людьми.

     

22. Переключаюсь на хобби или  занимаюсь спортом, чтобы избежать  проблемы.

     

23. Иду к другу, чтобы он  помог мне лучше почувствовать  проблему.

     

24. Иду к другу за советом – как исправить ситуацию.

     

25. Принимаю сочувствие и взаимное  понимание друзей, у которых такая  же проблема.

     

26. Сплю больше обычного.

     

27. Фантазирую о том, как все  могло быть иначе.

     

28. Представляю себя героем книг  или кино.

     

29. Пытаюсь решить проблему.

     

30. Принимаю помощь от друга  или родственника.

     

31. Хочу, чтобы оставили меня  в покое.

     

32. Ищу успокоение у тех, кто  знает меня лучше.

     

33. Пытаюсь тщательно планировать  свои действия, а не действовать  импульсивно, под влиянием внезапного побуждения.

     

 

 

  • Ваша должность:_________________
  • Стаж занимаемой должности:__________
  • Общий стаж работы:________

 

  • Ваш возраст: 1. 20-29                   4. 50-59

                             2. 30-39                    5. 60 и более.

                             3. 40-49

 

Ключ к опроснику  Дж.Амирхана:

Стратегии                                                    

Решение проблем

2

3

8

9

11

15

16

17

20

29

33

Поиск социаль- ной поддержки

1

5

7

12

14

19

23

24

25

30

32

Избегание

4

6

10

13

18

21

22

26

27

28

31


 

Да = 3 балла

Скорее да, чем нет = 2 балла

Нет = 1 балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

РЕЗУЛЬТАТЫ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ, ПОЛУЧЕННЫХ С ПОМОЩЬЮ  МЕТОДИКИ «ТРУДНОСТИ В КАРЬЕРЕ», ПО ВСЕМ РЕСПОНДЕНТАМ

Собственное значение и процент объясняемой дисперсии для каждого фактора

Фактор

Собственное значение

Объясняемая дисперсия (%)

Накопленная дисперсия (%)

Фактор 1

7,745

21,513

21,513

Фактор 2

3,553

9,869

31,383

Фактор 3

2,617

7,269

38,651

Фактор 4

2,190

6,082

44,733

Фактор 5

1,793

4,981

49,715

Фактор 6

1,782

4,949

54,664

Фактор 7

1,574

4,372

59,036

Фактор 8

1,348

3,743

62,779

Фактор 9

1,258

3,493

66,272

Фактор 10

1,153

3,202

69,475

Информация о работе Построения карьеры женщины в системе управления социальной защиты населения