Право ребенка на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования в России.

Содержание

Содержание ..……………………………………………………..........2

Введение……………………………………………………………..…3

Глава 1. Гарантии прав ребенка в области образования в Российской федерации………………………………………………………………4

Глава 2 Права ребенка на образование в Пермском крае .…….…..12

Глава 3 Инстанции по защите прав ребенка………………………..15

Список литературы……………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая права ребенка на образование.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Пермский государственный педагогический университет

 

 

 

 

 

 

ПРАВО РЕБЕНКА НА ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

 

 

 

Выполнила студентка гр.942

А. Сыщикова

 

 

г. Пермь, 2011г.

Содержание

 

Содержание ..……………………………………………………..........2

Введение……………………………………………………………..…3

Глава 1. Гарантии прав ребенка в области образования в Российской федерации………………………………………………………………4

Глава 2 Права ребенка на образование в Пермском крае .…….…..12

Глава 3 Инстанции по защите прав ребенка………………………..15

Список литературы……………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования в России. Мало помощи со стороны государства считается, что предмет «Права человека» не относится к обязательной для преподавания в школе программе. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трех лет попадают в специнтернаты, диагноз «дебильность» только в 1994 г. поставлен 103 тыс. сирот старше 5 лет, 348 тысяч потенциально безнадежных детей из 148 тыс. семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних (из комментариев к Российскому государственному периодичному отчету «По реализации РФ Конвенции по правам ребенка в 1993-1997»). Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Основном законе страны – Конституции и в специальном Федеральном законе “Об образовании”. Образование осуществляется (должно осуществляться) в соответствии с законодательством и нормами международного права. Государство берет на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путем создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. В настоящее время достаточно актуален вопрос о соблюдении и защите прав ребенка, о построении в обществе правовых отношений. Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях. В масштабах страны всё это привело к росту преступности несовершеннолетних, детскому алкоголизму и наркомании, социальному сиротству и педагогической запущенности, безнадзорности, беспризорности и другим негативным явлениям, которые препятствуют успешной социализации. Главной задачей, которую я ставлю для себя  - это определить  правовые  гарантий ребенка в области образования.

Глава 1. Гарантии прав ребенка в области

образования в Российской Федерации

             В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина заняла одно из ведущих мест в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании. Конституция России провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; права человека обеспечиваются правосудием. Общество меняется и развивается, будет меняться, и развиваться, а, следовательно, меняются и представления людей о своих правах. В международно-правовых актах основные права и свободы условно подразделяются на две группы:

      политические и гражданские права;

      экономические, социальные и культурные права.

Права (в том числе права человека, ребёнка), как правовые нормы появились значительно позже норм социальных, которые, в свою очередь, до сих пор (как и много столетий назад) регулируют отношения в обществе и правила поведения его членов.

         Вступление в силу Конвенции о правах ребенка стало кульминацией почти 70-летней борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей. Первым выражением международной озабоченности положением детей было принятие в 1923 г. Советом созданной незадолго до этого неправительственной организации Международный союз спасения детей Декларации о правах ребенка (Женевской). В 1959 г. была принята новая Декларация, которая послужила основой для подготовки Конвенции о правах ребенка. Конвенция о правах ребёнка утвердила ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как «придаток» своих родителей, опекунов или попечителей.

        С принятием нового Семейного Кодекса Российской Федерации стала шире и гражданско-процессуальная дееспособность ребёнка. Согласно пункту 2 статьи 56 Семейного Кодекса Российской федерации ребёнок, чьи права и законные интересы нарушены, вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Несовершеннолетнее лицо не утрачивает статус ребёнка и в тех двух случаях, когда оно в соответствии с гражданским Кодексом Российской Федерации до наступления совершеннолетия (18 лет) приобретает полную гражданскую дееспособность: при вступлении в брак (пункт 2 статьи 21 Гражданского Кодекса) и в случае эмансипации (пункт 1 статьи 27 Гражданского Кодекса). Рассмотрев правовой статус ребёнка, необходимо отметить, что способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения ребёнка, а способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности (дееспособность) возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ребёнок – самостоятельный субъект права; самостоятельная личность, наделённая соответствующими правами, способная в определённой мере к их самостоятельному осуществлению и защите.

        Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, в том числе ребёнка в Российской Федерации. Под образованием в законе понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». В педагогической литературе под образованием понимается «специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека; это процесс и результат усвоения человеческого опыта поколений в виде системы знаний, умений и навыков, отношений». Основными этапами образования ребёнка являются:  детский сад (дошкольное образование), школа (начальное, среднее образование) и колледжи, лицеи, училища (начальное профессиональное образование). 

            Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Конституции РФ, Федеральных законах «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», законах субъектов Российской Федерации. Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования:

· на уважение своего человеческого достоинства;

· на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования;

· выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения;

· на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений;

· на перевод в другое образовательное учреждение;

· на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.

         Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения. Таким образом, государство берёт на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путём создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. Необходимо отметить, что содержание образования должно быть ориентировано на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка; воспитание уважения к правам человека и основным свободам; воспитания уважения к родителям, культурной самобытности ребёнка, языку и ценностям страны, в которой ребёнок проживает; подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, равноправия и дружбы между народами; бережное отношение к окружающей среде. Основными нормативными актами, регулирующими образование и образовательный процесс на федеральном уровне, являются такие законы как «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», «Об утверждении федеральной программы развития образования», Постановления Правительства «Вопросы федерального агентства по образованию», «Вопросы федеральной службы по надзору в сфере образования и науки».                              Гражданам Российской Федерации в области образования гарантируется: общедоступное и бесплатное образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования; государство берет на себя расходы на их содержание лиц, нуждающихся в социальной помощи, в период получения ими образования; лицам с отклонениями в развитии создаются условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; оказывается содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности. Для реализации выше описанных гарантий в области образования в Российской Федерации сформирована система образования, в которой взаимодействуют образовательные программы и государственные образовательные стандарты, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образования и подведомственных им учреждений и организаций. Закон «Об образовании» определяет понятийный аппарат данной сферы, гарантии и права в области образования, описывает суть системы образования и управления ей, компетентность учреждений различных уровней в области образования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» регламентирует меры по защите прав ребёнка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, согласно ему ребёнку в области образования гарантируются следующие права и возможности:

· право на создание по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций), за исключением детских общественных организаций, учреждаемых либо политическими партиями либо религиозными организациями. Данное право с одной стороны является предпосылкой к самоуправлению, развитию у детей ответственности, инициативности и самостоятельности, с другой стороны – это право одновременно и защита от «неугодных» политических или религиозных влияний на ребёнка, охрана здоровья и нравственности ребёнка.

· обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений, кроме дошкольных и учреждений начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребёнка. В случае, если ребёнок не согласен с решением администрации, он может обратиться в уполномоченные органы. Данное право несовершеннолетних расширяет те возможности защиты своих прав, которые были рассмотрены нами как формы защиты своих прав.

· обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений вправе проводить митинги и собрания по вопросам защиты своих прав, но они не должны препятствовать образовательным процессам. Это право, по сути, дублирует право Конвенции о правах ребёнка на свободу ассоциаций и мирных собраний.

· в образовательных учреждениях в местах, доступных для детей и родителей, должны вывешиваться тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребёнка. Данное право – это одна из необходимых составляющих механизма самозащиты прав ребёнка.

         Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом, которая принимается на 3–5 лет, определяет и описывает проблемы и тенденции в области образования и на основе этого предлагает мероприятия для наиболее полной реализации прав граждан на образование. Программа – это тот документ, который определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры по её реализации. Её   главной целью является развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования. Рассматривая федеральный уровень реализации прав в области образования, следует отметить компетенцию РФ в лице её федеральных органов государственной власти и органов управления в данной области. Министерство Образования РФ формирует и осуществляет федеральную политику в области образования, разрабатывает и реализует федеральные и международные программы развития образования, ежегодно формирует федеральные фонды развития образования, ежегодно утверждает на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе и другое. Федеральное агентство по образованию правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики, организует деятельность образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства в области образования, молодежной политики, аттестации научно-педагогических кадров; совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях; лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что на федеральном уровне прописана и зафиксирована обязанность федеральных органов управления образованием в форме их компетентности. Несмотря на то, что принята и развита система образования вместе с организационными и финансовыми ресурсами, существуют органы, контролирующие деятельность в области образования, развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. Это подтверждается данными закона «Об утверждении федеральной программы развития образования» на 2000 год, согласно которым ситуация в области образования выглядела следующим образом:

1) Потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивалась за счет средств бюджетов всех уровней менее чем на четверть.

2) Государственные образовательные учреждения и другие организации системы образования вследствие отсутствия бюджетных средств на оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных услуг отключались от систем жизнеобеспечения.

3) Уменьшалось количество дошкольных образовательных учреждений.

4) В ряде субъектов РФ закрывались и перепрофилировались станции и центры юных техников, юных натуралистов, центры и дворцы детского творчества, ряд других образовательных учреждений дополнительного образования.

5) В аварийном состоянии находились 6,5% зданий и только 46,3% школ были в нормальном состоянии.

             Причинами данных проблем в области образования к 2000 году были: резкая смена власти, социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике, неполнота нормативно-правовой базы в области образования, систематическое неисполнение норм законодательства в области образования (отсутствие функционально контролирующих органов, которые были введены только в апреле 2004 года). Федеральные нормативные акты определили основные приоритеты в области образования, компетентность и функции всех уровней системы образования. Нормативные акты субъектов РФ и политика в области образования не должны противоречить политике Российской Федерации в области образования, но могут дополнять её с учётом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей и необходимости.

Глава II. Права ребенка на образование в Пермском крае.

               В Пермском  крае нормативными актами, регулирующими данную сферу, является: Пермский  край закон о регулировании отдельных вопросов в  сфере образования Пермского края (Принят Законодательным Собранием Пермского края  от 18 февраля 2010 года) В нем рассматривается основные направления развития системы образования Пермского края, принципы развития системы образования Пермского края, полномочия учреждения, национальное образование, дополнительное образование детей. Образовательное учреждение несёт ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся, нарушение их прав и свобод, реализацию не в полном объёме образовательных программ. Следует также отметить ответственность не только самого образовательного учреждения, но и непосредственно его педагогических работников. За нарушение норм профессионального поведения преподаватели и другие работники образовательных учреждений несут административную и уголовную ответственность. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет, родительский комитет, которые создаются для решения и прояснения тех или иных проблем, конфликтных ситуаций. Также следует отметить, что в образовании и образовательном процессе важны не только гарантии на само образование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.

           Конвенция ООН о правах ребёнка устанавливает следующие основные гарантии прав детей, реализация которых зависит также и от образовательного учреждения:

· право свободно выражать своё мнение;

· право на свободу мысли, совести и религии;

· право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний;

· право на пользование услугами здравоохранения;

· право на образование;

· право на отдых и досуг.

          В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребёнка от следующих посягательств:

а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство;

б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;

в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;

г) потребления наркотических средств и психотропных веществ;

д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;

е) всех форм дискриминации, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.

            Конституции РФ гарантирует всем жителям страны следующие основные права и свободы:

· Право на уважение личности. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

· Право на неприкосновенность частной жизни. Частная жизнь – это сфера семейных, деловых, дружеских отношений людей. По этому праву должна соблюдаться тайна переписки, сообщений, телефонных и иных переговоров. Ни один не может читать чужие письма и подслушивать чужие телефонные разговоры. Таким образом, учитель, перехвативший записку ученика, не имеет права ее читать.

· Право на свободу мысли, слова и на беспрепятственное выражение мнений и убеждений. Например, два учителя истории могут по-разному истолковывать те или иные события. И ученики тоже могут иметь свое мнение, отличное от учительского.

· Свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Российская конституция провозглашает отделение церкви от государства и школы от церкви.

· Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

· Право на отдых.

          Реализация вышеперечисленных прав и свобод во многом зависит от образовательного учреждения и влияет на сам процесс образования. Вопрос о соблюдении прав детей в последние годы в российском обществе встает очень остро, и именно потому, что существуют разрывы между декларируемым правом и реальным его соблюдением. Одно из важнейших прав ребенка – право на здоровый образ жизни, за соблюдение которого несет ответственность и школа.

 

Глава 3 Инстанции по защите прав ребенка

             Сегодня механизм защиты прав ребенка представляет собой многоуровневую систему, которая при оптимальном сочетании и взаимодействии может достаточно полно защитить подростка, его права и свободы.

Первый уровень - уровень международно-правовой защиты детей. Здесь действуют такие важные международно-правовые документы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Минимальные стандартные правила ООН 1985 г., Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием в 1993 г., признает приоритет общепризнанных норм международного права над нормами национального законодательства. Непосредственные механизмы защиты выражены в деятельности Международного суда ООН, Комитета ООН по правам ребенка, Верховного комиссара по правам человека.

Второй уровень механизма защиты прав несовершеннолетних - уровень региональных международных сообществ. Государства - члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г., и дополнительными протоколами к ней. Европейская Конвенция - очень важный международный договор, который определяет неотъемлемые права и свободы человека и требует от государств гарантировать их каждой личности. Более того, Конвенцией создан международный механизм защиты прав человека, а значит и ребенка. Таким образом, Конвенция не только декларирует основные права и свободы личности, но и гарантирует их защиту посредством Европейского суда по правам человека и Комиссии по правам человека. Из всего следует, что любое лицо, в том числе и каждый ребенок, с целью защиты своих попранных прав и законных интересов правомочно обратиться в соответствующие инстанции Евросовета.

5 мая 1998 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. С этого момента российские граждане получили реальную возможность направлять индивидуальные жалобы, связанные с нарушением их прав, в Европейский суд по правам человека (г. Страсбург). Суд представляет собой наднациональный орган, обращение в который возможно только в случае исчерпания всех внутригосударственных средств зашиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне. Суд рассматривает только петиции, направленные от граждан, неправительственных организаций или групп лиц, которые считают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией. Иначе говоря, жаловаться надо на нарушения той или иной статьи Конвенции. Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, и только против того государства, которое ратифицировало Конвенцию. Жалобы должны относиться к событиям, наступившим после ратификации Конвенции.

Механизмы защиты прав подростков отражены также в нормативно-правовых актах Содружества Независимых Государств. Страны - члены СНГ приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территории защиты прав подростков. В частности, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (с изм. и доп. от 28 марта 1998 г.). Статья 17 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. гласит: "Каждый несовершеннолетний имеет право на особые меры защиты, требуемые его положением со стороны семьи, общества и государства". Наблюдение за выполнением настоящей Конвенции осуществляется Комиссией по правам человека Содружества Независимых Государств (КПЧ СНГ), Положение о которой является неотъемлемой частью Конвенции. Конвенция ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г.

Третий уровень - это уровень внутригосударственных механизмов защиты прав подростков. Исходя из традиционного деления власти на три ветви, можно условно подразделить эти механизмы на самостоятельные, параллельно действующие вертикальные системы: законодательную, исполнительную и судебную.

Четвертый уровень механизма защиты прав несовершеннолетних - уровень субъектов Российской Федерации.

           Система защиты прав несовершеннолетних формируется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, в нее вовлечены также органы местного самоуправления. Таким образом, можно выделить уровни защиты прав несовершеннолетних, совершенствующие уровням власти (федеральный и субъектов Федерации) и местному самоуправлению.

В Российской Федерации на всех уровнях действуют органы, занимающиеся проблемами семьи и детей. На федеральном уровне это Уполномоченный по правам человека в РФ; Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека; Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Комиссия Совета Федерации Федерального Собрания РФ по делам молодежи и спорту; Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ; Департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ; в Министерстве образования и науки РФ - Управление по делам молодежи, Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей, Федеральное агентство по образованию; Государственный НИИ семьи и воспитания РАО и Министерства здравоохранения и социального развития РФ; работают Российский Детский Фонд и его Институт детства.

Департаменты, комитеты, комиссии и отделы с аналогичными функциями действуют и на региональном уровне. Так, в субъекте РФ - функционируют: Комиссия по защите прав человека при Правительстве области; Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области и аналогичные комиссии при городских и районных администрациях; в Министерстве здравоохранения и социального развития области - Уполномоченный по правам ребенка, Управление медико-социальных проблем материнства и детства, Отдел по делам женщин, семьи и детства; в Министерстве образования и науки области - Отдел молодежной политики, Отдел семьи, детства и реабилитационной работы, Отдел гражданского и военно-патриотического воспитания, Отдел дополнительного образования; Подразделение по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел области и  аналогичные подразделения в городских и районных отделах внутренних дел; органы опеки и попечительства при органах управления образованием; работает отделение Российского Детского Фонда.

Можно выделить четыре ступени защиты прав несовершеннолетних: первая ступень - все, что связано с социализацией несовершеннолетних - образование, здравоохранение, социальная защита, досуг, молодежная политика; вторая ступень - предупреждение правонарушений; третья ступень - судебное рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних; четвертая ступень - исполнение наказаний, вынесенных судами в отношении этой категории лиц .

Таким образом с позиций системного подхода к проблеме защиты прав несовершеннолетних внутри этой системы можно выделить четыре подсистемы, каждая из которых реализует свои функции. В каждой из них должны быть выстроены взаимосвязи. На одно из звеньев этой подсистемы должны замыкаться все другие звенья. В свою очередь, эти подсистемы должны быть связаны между собой, поскольку речь идет о комплексном подходе к защите прав и законных интересов детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Современная система образования нуждается в духовно развитых, компетентных личностях. Непосредственное конституционное право граждан на образование в основном закреплено в образовательном законодательстве РФ. Каждому гражданину РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Но возникают проблемы в такой противоречивой ситуации носящей массовый характер затрагивающий интересы тех или иных социальных институтов, между знаниями о потребности людей в определенной жизненной ситуации, и незнание путей, средств, методов их осуществления. Поэтому обязанность каждого педагога, это донесение всяческим доступными ему методами, донесение информации о правах ребенка на образование до родителей и до самого ребенка и таким образом воспитание учащихся, как духовно развитых, компетентных личностей. Образование в области прав человека предполагает нечто большее, чем просто владение информацией о самих правах детей и способах их реализации. Он призвано воспитать стойкую приверженность принципам и ценностям, лежащих в основе этих прав.

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // П.с. «Консультант плюс»

2. Доклад Уполномоченного по правам ребёнка о положении детей и подростков в 2003 году

3.Ежегодный доклад 2006 год О положении детей в Пермском крае. Ежегодный доклад 2006 год. /Автор-составитель: Черемных Т.В. Под общей редакцией: Уткина Ю.А., Минеевой С.А. – Пермь, 2007, 232С.

4.  Закон Российской Федерации от 10.06.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»

5.  Закон Российской Федерации “Об образовании” в редакции от 13.01.96 г., ст. 55 (СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 150). «Конвенция о правах ребёнка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. Вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XL VI, 1993 г.

6.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)

7.  Федеральный Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

8.  Федеральный Закон от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования»

9.  Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 гг. Утверждена постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803. 

10. Садовникова М.Н. Механизмы защиты прав несовершеннолетних // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт / Сб. материалов. М., 2002. С. 133.

 

11. Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая ЖИЗНЬ. 2004. N 2. С. 59.

 

 

 

 

3

 

Информация о работе Право ребенка на образование