Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:07, курсовая работа
Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования в России.
Содержание ..……………………………………………………..........2
Введение……………………………………………………………..…3
Глава 1. Гарантии прав ребенка в области образования в Российской федерации………………………………………………………………4
Глава 2 Права ребенка на образование в Пермском крае .…….…..12
Глава 3 Инстанции по защите прав ребенка………………………..15
Список литературы……………………………………………………15
Пермский государственный педагогический университет
ПРАВО РЕБЕНКА НА ОБРАЗОВАНИЕ
Выполнила студентка гр.942
А. Сыщикова
г. Пермь, 2011г.
Содержание
Содержание ..……………………………………………………........
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Гарантии прав ребенка в области образования в Российской федерации………………………………………………………
Глава 2 Права ребенка на образование в Пермском крае .…….…..12
Глава 3 Инстанции по защите прав ребенка………………………..15
Список литературы……………………………………………………
Введение
Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования в России. Мало помощи со стороны государства – считается, что предмет «Права человека» не относится к обязательной для преподавания в школе программе. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трех лет попадают в специнтернаты, диагноз «дебильность» только в 1994 г. поставлен 103 тыс. сирот старше 5 лет, 348 тысяч потенциально безнадежных детей из 148 тыс. семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних (из комментариев к Российскому государственному периодичному отчету «По реализации РФ Конвенции по правам ребенка в 1993-1997»). Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Основном законе страны – Конституции и в специальном Федеральном законе “Об образовании”. Образование осуществляется (должно осуществляться) в соответствии с законодательством и нормами международного права. Государство берет на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путем создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. В настоящее время достаточно актуален вопрос о соблюдении и защите прав ребенка, о построении в обществе правовых отношений. Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях. В масштабах страны всё это привело к росту преступности несовершеннолетних, детскому алкоголизму и наркомании, социальному сиротству и педагогической запущенности, безнадзорности, беспризорности и другим негативным явлениям, которые препятствуют успешной социализации. Главной задачей, которую я ставлю для себя - это определить правовые гарантий ребенка в области образования.
Глава 1. Гарантии прав ребенка в области
образования в Российской Федерации
В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина заняла одно из ведущих мест в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании. Конституция России провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; права человека обеспечиваются правосудием. Общество меняется и развивается, будет меняться, и развиваться, а, следовательно, меняются и представления людей о своих правах. В международно-правовых актах основные права и свободы условно подразделяются на две группы:
политические и гражданские права;
экономические, социальные и культурные права.
Права (в том числе права человека, ребёнка), как правовые нормы появились значительно позже норм социальных, которые, в свою очередь, до сих пор (как и много столетий назад) регулируют отношения в обществе и правила поведения его членов.
Вступление в силу Конвенции о правах ребенка стало кульминацией почти 70-летней борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей. Первым выражением международной озабоченности положением детей было принятие в 1923 г. Советом созданной незадолго до этого неправительственной организации Международный союз спасения детей Декларации о правах ребенка (Женевской). В 1959 г. была принята новая Декларация, которая послужила основой для подготовки Конвенции о правах ребенка. Конвенция о правах ребёнка утвердила ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как «придаток» своих родителей, опекунов или попечителей.
С принятием нового Семейного Кодекса Российской Федерации стала шире и гражданско-процессуальная дееспособность ребёнка. Согласно пункту 2 статьи 56 Семейного Кодекса Российской федерации ребёнок, чьи права и законные интересы нарушены, вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Несовершеннолетнее лицо не утрачивает статус ребёнка и в тех двух случаях, когда оно в соответствии с гражданским Кодексом Российской Федерации до наступления совершеннолетия (18 лет) приобретает полную гражданскую дееспособность: при вступлении в брак (пункт 2 статьи 21 Гражданского Кодекса) и в случае эмансипации (пункт 1 статьи 27 Гражданского Кодекса). Рассмотрев правовой статус ребёнка, необходимо отметить, что способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения ребёнка, а способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности (дееспособность) возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ребёнок – самостоятельный субъект права; самостоятельная личность, наделённая соответствующими правами, способная в определённой мере к их самостоятельному осуществлению и защите.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, в том числе ребёнка в Российской Федерации. Под образованием в законе понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». В педагогической литературе под образованием понимается «специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека; это процесс и результат усвоения человеческого опыта поколений в виде системы знаний, умений и навыков, отношений». Основными этапами образования ребёнка являются: детский сад (дошкольное образование), школа (начальное, среднее образование) и колледжи, лицеи, училища (начальное профессиональное образование).
Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Конституции РФ, Федеральных законах «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», законах субъектов Российской Федерации. Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования:
· на уважение своего человеческого достоинства;
· на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования;
· выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения;
· на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений;
· на перевод в другое образовательное учреждение;
· на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.
Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения. Таким образом, государство берёт на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путём создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. Необходимо отметить, что содержание образования должно быть ориентировано на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка; воспитание уважения к правам человека и основным свободам; воспитания уважения к родителям, культурной самобытности ребёнка, языку и ценностям страны, в которой ребёнок проживает; подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, равноправия и дружбы между народами; бережное отношение к окружающей среде. Основными нормативными актами, регулирующими образование и образовательный процесс на федеральном уровне, являются такие законы как «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», «Об утверждении федеральной программы развития образования», Постановления Правительства «Вопросы федерального агентства по образованию», «Вопросы федеральной службы по надзору в сфере образования и науки». Гражданам Российской Федерации в области образования гарантируется: общедоступное и бесплатное образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования; государство берет на себя расходы на их содержание лиц, нуждающихся в социальной помощи, в период получения ими образования; лицам с отклонениями в развитии создаются условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; оказывается содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности. Для реализации выше описанных гарантий в области образования в Российской Федерации сформирована система образования, в которой взаимодействуют образовательные программы и государственные образовательные стандарты, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образования и подведомственных им учреждений и организаций. Закон «Об образовании» определяет понятийный аппарат данной сферы, гарантии и права в области образования, описывает суть системы образования и управления ей, компетентность учреждений различных уровней в области образования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» регламентирует меры по защите прав ребёнка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, согласно ему ребёнку в области образования гарантируются следующие права и возможности:
· право на создание по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций), за исключением детских общественных организаций, учреждаемых либо политическими партиями либо религиозными организациями. Данное право с одной стороны является предпосылкой к самоуправлению, развитию у детей ответственности, инициативности и самостоятельности, с другой стороны – это право одновременно и защита от «неугодных» политических или религиозных влияний на ребёнка, охрана здоровья и нравственности ребёнка.
· обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений, кроме дошкольных и учреждений начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребёнка. В случае, если ребёнок не согласен с решением администрации, он может обратиться в уполномоченные органы. Данное право несовершеннолетних расширяет те возможности защиты своих прав, которые были рассмотрены нами как формы защиты своих прав.
· обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений вправе проводить митинги и собрания по вопросам защиты своих прав, но они не должны препятствовать образовательным процессам. Это право, по сути, дублирует право Конвенции о правах ребёнка на свободу ассоциаций и мирных собраний.
· в образовательных учреждениях в местах, доступных для детей и родителей, должны вывешиваться тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребёнка. Данное право – это одна из необходимых составляющих механизма самозащиты прав ребёнка.
Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом, которая принимается на 3–5 лет, определяет и описывает проблемы и тенденции в области образования и на основе этого предлагает мероприятия для наиболее полной реализации прав граждан на образование. Программа – это тот документ, который определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры по её реализации. Её главной целью является развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования. Рассматривая федеральный уровень реализации прав в области образования, следует отметить компетенцию РФ в лице её федеральных органов государственной власти и органов управления в данной области. Министерство Образования РФ формирует и осуществляет федеральную политику в области образования, разрабатывает и реализует федеральные и международные программы развития образования, ежегодно формирует федеральные фонды развития образования, ежегодно утверждает на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе и другое. Федеральное агентство по образованию правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики, организует деятельность образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства в области образования, молодежной политики, аттестации научно-педагогических кадров; совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации – государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях; лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что на федеральном уровне прописана и зафиксирована обязанность федеральных органов управления образованием в форме их компетентности. Несмотря на то, что принята и развита система образования вместе с организационными и финансовыми ресурсами, существуют органы, контролирующие деятельность в области образования, развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. Это подтверждается данными закона «Об утверждении федеральной программы развития образования» на 2000 год, согласно которым ситуация в области образования выглядела следующим образом:
1) Потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивалась за счет средств бюджетов всех уровней менее чем на четверть.
2) Государственные образовательные учреждения и другие организации системы образования вследствие отсутствия бюджетных средств на оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных услуг отключались от систем жизнеобеспечения.
3) Уменьшалось количество дошкольных образовательных учреждений.
4) В ряде субъектов РФ закрывались и перепрофилировались станции и центры юных техников, юных натуралистов, центры и дворцы детского творчества, ряд других образовательных учреждений дополнительного образования.
5) В аварийном состоянии находились 6,5% зданий и только 46,3% школ были в нормальном состоянии.
Причинами данных проблем в области образования к 2000 году были: резкая смена власти, социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике, неполнота нормативно-правовой базы в области образования, систематическое неисполнение норм законодательства в области образования (отсутствие функционально контролирующих органов, которые были введены только в апреле 2004 года). Федеральные нормативные акты определили основные приоритеты в области образования, компетентность и функции всех уровней системы образования. Нормативные акты субъектов РФ и политика в области образования не должны противоречить политике Российской Федерации в области образования, но могут дополнять её с учётом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей и необходимости.
Глава II. Права ребенка на образование в Пермском крае.
В Пермском крае нормативными актами, регулирующими данную сферу, является: Пермский край закон о регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края (Принят Законодательным Собранием Пермского края от 18 февраля 2010 года) В нем рассматривается основные направления развития системы образования Пермского края, принципы развития системы образования Пермского края, полномочия учреждения, национальное образование, дополнительное образование детей. Образовательное учреждение несёт ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся, нарушение их прав и свобод, реализацию не в полном объёме образовательных программ. Следует также отметить ответственность не только самого образовательного учреждения, но и непосредственно его педагогических работников. За нарушение норм профессионального поведения преподаватели и другие работники образовательных учреждений несут административную и уголовную ответственность. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет, родительский комитет, которые создаются для решения и прояснения тех или иных проблем, конфликтных ситуаций. Также следует отметить, что в образовании и образовательном процессе важны не только гарантии на само образование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.
Конвенция ООН о правах ребёнка устанавливает следующие основные гарантии прав детей, реализация которых зависит также и от образовательного учреждения:
· право свободно выражать своё мнение;
· право на свободу мысли, совести и религии;
· право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний;
· право на пользование услугами здравоохранения;
· право на образование;
· право на отдых и досуг.
В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребёнка от следующих посягательств:
а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство;
б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;
в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;
г) потребления наркотических средств и психотропных веществ;
д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;
е) всех форм дискриминации, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.
Конституции РФ гарантирует всем жителям страны следующие основные права и свободы:
· Право на уважение личности. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
· Право на неприкосновенность частной жизни. Частная жизнь – это сфера семейных, деловых, дружеских отношений людей. По этому праву должна соблюдаться тайна переписки, сообщений, телефонных и иных переговоров. Ни один не может читать чужие письма и подслушивать чужие телефонные разговоры. Таким образом, учитель, перехвативший записку ученика, не имеет права ее читать.
· Право на свободу мысли, слова и на беспрепятственное выражение мнений и убеждений. Например, два учителя истории могут по-разному истолковывать те или иные события. И ученики тоже могут иметь свое мнение, отличное от учительского.
· Свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Российская конституция провозглашает отделение церкви от государства и школы от церкви.
· Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
· Право на отдых.
Реализация вышеперечисленных прав и свобод во многом зависит от образовательного учреждения и влияет на сам процесс образования. Вопрос о соблюдении прав детей в последние годы в российском обществе встает очень остро, и именно потому, что существуют разрывы между декларируемым правом и реальным его соблюдением. Одно из важнейших прав ребенка – право на здоровый образ жизни, за соблюдение которого несет ответственность и школа.
Глава 3 Инстанции по защите прав ребенка
Сегодня механизм защиты прав ребенка представляет собой многоуровневую систему, которая при оптимальном сочетании и взаимодействии может достаточно полно защитить подростка, его права и свободы.
Первый уровень - уровень международно-правовой защиты детей. Здесь действуют такие важные международно-правовые документы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Минимальные стандартные правила ООН 1985 г., Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием в 1993 г., признает приоритет общепризнанных норм международного права над нормами национального законодательства. Непосредственные механизмы защиты выражены в деятельности Международного суда ООН, Комитета ООН по правам ребенка, Верховного комиссара по правам человека.
Второй уровень механизма защиты прав несовершеннолетних - уровень региональных международных сообществ. Государства - члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г., и дополнительными протоколами к ней. Европейская Конвенция - очень важный международный договор, который определяет неотъемлемые права и свободы человека и требует от государств гарантировать их каждой личности. Более того, Конвенцией создан международный механизм защиты прав человека, а значит и ребенка. Таким образом, Конвенция не только декларирует основные права и свободы личности, но и гарантирует их защиту посредством Европейского суда по правам человека и Комиссии по правам человека. Из всего следует, что любое лицо, в том числе и каждый ребенок, с целью защиты своих попранных прав и законных интересов правомочно обратиться в соответствующие инстанции Евросовета.
5 мая 1998 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. С этого момента российские граждане получили реальную возможность направлять индивидуальные жалобы, связанные с нарушением их прав, в Европейский суд по правам человека (г. Страсбург). Суд представляет собой наднациональный орган, обращение в который возможно только в случае исчерпания всех внутригосударственных средств зашиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне. Суд рассматривает только петиции, направленные от граждан, неправительственных организаций или групп лиц, которые считают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией. Иначе говоря, жаловаться надо на нарушения той или иной статьи Конвенции. Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, и только против того государства, которое ратифицировало Конвенцию. Жалобы должны относиться к событиям, наступившим после ратификации Конвенции.
Механизмы защиты прав подростков отражены также в нормативно-правовых актах Содружества Независимых Государств. Страны - члены СНГ приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территории защиты прав подростков. В частности, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (с изм. и доп. от 28 марта 1998 г.). Статья 17 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. гласит: "Каждый несовершеннолетний имеет право на особые меры защиты, требуемые его положением со стороны семьи, общества и государства". Наблюдение за выполнением настоящей Конвенции осуществляется Комиссией по правам человека Содружества Независимых Государств (КПЧ СНГ), Положение о которой является неотъемлемой частью Конвенции. Конвенция ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г.
Третий уровень - это уровень внутригосударственных механизмов защиты прав подростков. Исходя из традиционного деления власти на три ветви, можно условно подразделить эти механизмы на самостоятельные, параллельно действующие вертикальные системы: законодательную, исполнительную и судебную.
Четвертый уровень механизма защиты прав несовершеннолетних - уровень субъектов Российской Федерации.
Система защиты прав несовершеннолетних формируется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, в нее вовлечены также органы местного самоуправления. Таким образом, можно выделить уровни защиты прав несовершеннолетних, совершенствующие уровням власти (федеральный и субъектов Федерации) и местному самоуправлению.
В Российской Федерации на всех уровнях действуют органы, занимающиеся проблемами семьи и детей. На федеральном уровне это Уполномоченный по правам человека в РФ; Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека; Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Комиссия Совета Федерации Федерального Собрания РФ по делам молодежи и спорту; Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ; Департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ; в Министерстве образования и науки РФ - Управление по делам молодежи, Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей, Федеральное агентство по образованию; Государственный НИИ семьи и воспитания РАО и Министерства здравоохранения и социального развития РФ; работают Российский Детский Фонд и его Институт детства.
Департаменты, комитеты, комиссии и отделы с аналогичными функциями действуют и на региональном уровне. Так, в субъекте РФ - функционируют: Комиссия по защите прав человека при Правительстве области; Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области и аналогичные комиссии при городских и районных администрациях; в Министерстве здравоохранения и социального развития области - Уполномоченный по правам ребенка, Управление медико-социальных проблем материнства и детства, Отдел по делам женщин, семьи и детства; в Министерстве образования и науки области - Отдел молодежной политики, Отдел семьи, детства и реабилитационной работы, Отдел гражданского и военно-патриотического воспитания, Отдел дополнительного образования; Подразделение по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел области и аналогичные подразделения в городских и районных отделах внутренних дел; органы опеки и попечительства при органах управления образованием; работает отделение Российского Детского Фонда.
Можно выделить четыре ступени защиты прав несовершеннолетних: первая ступень - все, что связано с социализацией несовершеннолетних - образование, здравоохранение, социальная защита, досуг, молодежная политика; вторая ступень - предупреждение правонарушений; третья ступень - судебное рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних; четвертая ступень - исполнение наказаний, вынесенных судами в отношении этой категории лиц .
Таким образом с позиций системного подхода к проблеме защиты прав несовершеннолетних внутри этой системы можно выделить четыре подсистемы, каждая из которых реализует свои функции. В каждой из них должны быть выстроены взаимосвязи. На одно из звеньев этой подсистемы должны замыкаться все другие звенья. В свою очередь, эти подсистемы должны быть связаны между собой, поскольку речь идет о комплексном подходе к защите прав и законных интересов детей.
Заключение
Современная система образования нуждается в духовно развитых, компетентных личностях. Непосредственное конституционное право граждан на образование в основном закреплено в образовательном законодательстве РФ. Каждому гражданину РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Но возникают проблемы в такой противоречивой ситуации носящей массовый характер затрагивающий интересы тех или иных социальных институтов, между знаниями о потребности людей в определенной жизненной ситуации, и незнание путей, средств, методов их осуществления. Поэтому обязанность каждого педагога, это донесение всяческим доступными ему методами, донесение информации о правах ребенка на образование до родителей и до самого ребенка и таким образом воспитание учащихся, как духовно развитых, компетентных личностей. Образование в области прав человека предполагает нечто большее, чем просто владение информацией о самих правах детей и способах их реализации. Он призвано воспитать стойкую приверженность принципам и ценностям, лежащих в основе этих прав.
Литература
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // П.с. «Консультант плюс»
2. Доклад Уполномоченного по правам ребёнка о положении детей и подростков в 2003 году
3.Ежегодный доклад 2006 год О положении детей в Пермском крае. Ежегодный доклад 2006 год. /Автор-составитель: Черемных Т.В. Под общей редакцией: Уткина Ю.А., Минеевой С.А. – Пермь, 2007, 232С.
4. Закон Российской Федерации от 10.06.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»
5. Закон Российской Федерации “Об образовании” в редакции от 13.01.96 г., ст. 55 (СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 150). «Конвенция о правах ребёнка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. Вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XL VI, 1993 г.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)
7. Федеральный Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
8. Федеральный Закон от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования»
9. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 гг. Утверждена постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803.
10. Садовникова М.Н. Механизмы защиты прав несовершеннолетних // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт / Сб. материалов. М., 2002. С. 133.
11. Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая ЖИЗНЬ. 2004. N 2. С. 59.
3