Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:48, реферат
Гарантии прав ребенка-государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитывающих в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
1. Права
человека как основа
Права человека как основа образования.
Гарантии прав ребенка-государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитывающих в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Ребенку от рождения гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права ребенка в РФ, нормативно-правовыми актами РФ (ст.6 ФЗ « об основных гарантиях ребенка в РФ») - он регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в РФ, возникающих в связи с установлением государственных минимальных социальных стандартов, основных показателей качества жизни детей, осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, обеспечении прав детей на охрану здоровья, защитой прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости; защитой прав детей на отдых и оздоровление; защиту прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей; защитой ребенка от информационной пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию; защитой прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Правовой статус личности (права человека)- комплекс социально-экономических, политических, культурных и других гражданских прав и свобод, а так же обязанности граждан. Характеризуются с одной стороны совокупностью общечеловеческих прав и основных свобод, признанных в цивилизованном мире (права человека), а с другой - комплексом прав и свобод, обусловленных принадлежностью к гражданству или подданству конкретного государства (права гражданина). Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Права человека являются универсальными моральными правами, которые принадлежат каждому лицу в его взаимоотношениях с государством.
Концепция прав человека базируется в трех положениях:
1.каждая власть ограничена
2.каждый человек располагает своим автономным миром, вмешиваться в который не может никакая власть
3. каждый человек, защищая свои права, может предъявлять претензии к государству.
В отличие от других моральных или юридических прав права человека предъявляются именно государству и только ему.
Человек находится в неравном положении по отношению к государству. Оно может навязывать свою волю людям и использовать применительно к ним силу принуждения при навязывании своих решений. Они могут злоупотреблять своею властью. Таким образом, людям нужен щит для обороны. Права человека образуют щит, который обеспечивает граждан чувством безопасности в их отношении с государством.
Истоки прав человека можно проследить в истории самых разных религиозных, философских, этических учений, начиная с глубокой древности. Идея комплекса прав, которые человек получает от рождения, была четко сформулирована еще у греческих и римских стоиков. В развитии идеи прав человека прослеживается две линии. Ода линия-это расширение понятия «человек» постепенное признание ценности отдельной личности, «единицы», независимо от имущественного положения, сословных и прочих различий. Другая линия- кодификация прав, процесс формирования конкретных прав и свобод и их отражение в документах. Среди средневековых документов известна «великая хартия вольностей» (Англия 1215 год), которая стала прототипом современной кодификации прав, но ее нормы также распространялись только на дворянство. В трудах мыслителей нового времени (Джон Локк) было сформулировано наиболее близкое к современной форме теоретическое обоснование естественных и неотъемлемых прав каждого человека, вне сословных различий. Новейшая история прав человека начинается с 1789 года, когда в результате Великой французской революции была принята «Декларация прав человека и гражданина». В ней сформулированы основополагающие принципы прав человека - «моя свобода не должна противоречить свободе другого» и «дозволено все, что не воспрещено законом».
В 1791 году была создан американский Билль о правах - на нем основана современная американская Конституция. Здесь нашел отражение взгляд на природу государственной власти, наиболее отвечающий современной философии прав человека: свободные граждане назначают власть для обеспечения своей жизни, своих нужд.
Однако для всеобщего признания прав человека было еще очень далеко. В 1919 году при создании Лиги Наций прозвучало предложение о включении в базовый документ этой организации минимальных представлений о правах человека, но эти предложения были отвергнуты. Понятие прав человека стало общепризнанным лишь после второй мировой войны. В 1948 году ООН принимает Всеобщую Декларацию прав человека, но эта Декларация не носит обязательного характера. В 1950 году была принята Европейская Конвенция защиты прав человека и основных свобод. Они были уже обязательными. Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод в 1996 году. В дальнейшем было принято большое количество международных и региональных соглашений, зафиксировавших договоренности по отдельным проблемам в сфере прав человека.
Конвенция о правах ребенка.
В конце 1989 года Конвенция по Правам Ребенка была представлена на утверждение Генеральной Ассамблее ООН. Над ней в течение 10 лет трудились представители правительств, агентств ООН и еще не менее 50 неправительственных организаций. Вырабатывались общие для всех стандарты гарантии детей от равнодушия, эксплуатации и насилия.
Этот объемный документ, в своем роде единственный, охватывает широкий круг вопросов о законных правах и условиях существования детей. Все эти законоположения и прежде существовали в виде разрозненных статей, включенных в международные соглашения, не объединенные между собой общей идеей и не имеющие определенного статуса. Конвенция обращена ко всем детям до 18 лет. Исключение составляют те, для которых, по законам их страны, установлена более ранняя дата совершеннолетия.
права детей, записанные в Конвенции, относятся в равной степени ко всем детям, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или каких-либо иных взглядов, национальности, этнической или социальной принадлежности, независимо от имущественного положения, инвалидности, обязательств появления на свет и прочего. Следующий фундаментальный принцип, на котором зиждется Конвенция- это обязательство наилучшим образом отстаивать интересы детей в процессе обсуждения всех вопросов, касающихся здоровья, благополучия и соблюдения достоинства детей.
В Конвенции права детей рассматриваются под углом зрения выполнения трех основных задач: выживания, развития и защиты. Выживание - прежде всего, рассматривается вопрос о неотъемлемом праве на жизнь. Все государства должны обеспечить в максимально возможной степени выживаемость и развитие ребенка. Конвенция признает право каждого на доступ к пунктам медицинского обслуживания, право на уровень жизни, отвечающий стандарту. Ребенок имеет также право на собственное имя и национальность. Развитие - обеспечить каждому шанс на развитие своих потенциальных возможностей, Конвенция предусматривает право ребенка на образование, отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право на информацию, свободу мысли, право исповедовать любую религию, право на свободу совести. Одно из положений Конвенции утверждает, что родители должны, с учетом возраста и зрелости ребенка, с уважением относиться к его взглядам. Защита - многие положения Конвенции предусматривают меры по защите детей в самых разнообразных ситуациях. Речь идет об умственно отсталых или вообще физически неполноценных детях, о детях беженцев или сиротах, о детях, по тем или иным причинам, оставшимся без родителей. Указывается также на то, что в некоторых случаях детей нужно защищать от их собственных родителей, если, например, родители не в состоянии заботиться о своих детях.
В Конвенции также рассматриваются вопросы об экономической, сексуальной и прочих формах эксплуатации детей, а также способы предотвращения участия детей в торговле наркотиками или в употреблении их. Содержатся положения, касающиеся прав детей в периоды вооруженных конфликтов и в тех случаях, когда они совершают противозаконные действия.
Конвенция все больше и больше приобретает силу закона, по мере того, как растет число стран, которые ее ратифицируют. В Конвенции предусматриваются и некоторые мероприятия, которые должны обеспечить проведение в жизнь положений Конвенции, с помощью правительств, частных организаций и отдельных граждан. Таким образом, Конвенция в качестве всеми признанного и авторитетного органа будет выступать в защиту детей во всем мире.
Конвенция состоит из преамбулы и трех частей, которые состоят из статей.
Первая часть Конвенции
• Статьи 1-4 определяют понятие «ребёнок» и и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
• Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на работу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
• Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
• Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
• Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.
• Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
• Статьи 37-40 определяют права ребёнка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооружённых конфликтов и войн.
Вторая часть Конвенции
• Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.
Третья часть Конвенции
• Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами: поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.
Новаторство Конвенции заключается, прежде всего, в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА от 20 ноября 1959 года
Принцип 7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее
обеспечение интересов ребенка
должно быть руководящим
ВСЕМИРНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЫЖИВАНИЯ ЗАЩИТЫ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ . 1990 ГОД.
Задачи
13. В настоящее
время более 100 миллионов детей
не имеют базового школьного
образования, причем две трети
из них составляют девочки.
Предоставление базового
Обязательства
6) Мы будем
стремиться осуществить
ДЕКЛАРАЦИЯ И ПЛАН ДЕЙСТВИЙ «Мир, пригодный для жизни детей»
Утверждены
27-й специальной сессией
10 мая 2002 года
9. Дать каждому ребенку образование. Все девочки и мальчики должны иметь доступ к бесплатному, обязательному и качественному начальному образованию как краеугольному камню всеобщего базового образования и иметь возможность получить его. Неравенство полов в области начального и среднего образования должно быть ликвидировано.
2. Обеспечение качественного образования
38. Образование
является одним из прав
39. Как было
согласовано на Всемирном