Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:58, реферат
Цель исследования: изучить психолого-педагогические аспекты проблемы подростковой беспризорности в России.
Гипотеза исследования: мы предположили к значимым факторам подростковой беспризорности можно отнести: деструктивные семьи, семейные кризисы, психолого-педагогическую несостоятельность родителей, социально-демографические факторы, конфликтные взаимоотношения подростков с родителями.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты
1.1 Понятие подростковой беспризорности
1.2 Проблема подростковой беспризорности в России
1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Проблема подростковой
беспризорности: социально-психологические
аспекты
1.1 Понятие подростковой
беспризорности
1.2 Проблема подростковой
беспризорности в России
1.3 Особенности подросткового
возраста и проблема
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Проблема детской беспризорности стала
одной из самых болезненных для
страны. Ученые разрабатывают модные
темы: лидерства, компетентности, говорят
о плюсах и минусах Болонского
образовательного проекта. Но чудовищный
ком беспризорности нарастает. Привычным
становится грустный вздох нашей
психологии по поводу того, что нынешние
времена по количеству беспризорных
сопоставимы с периодом Гражданской
войны. Не меньшую опасность, чем
социальное сиротство, представляет собой
духовная беспризорность детей, живущих
в материально благополучных
семьях.
Психологические аспекты,
проблемы подростковой беспризорности
в Роcсии приобрели острейшую социально-экономическую
и нравственную значимость. Личностный
аспект проблемы беспризорности состоит
в отсутствии нормальных человеческих
условий жизни и воспитания, бесконтрольности
за поведением и времяпровождением, ведущим
к социальной дезадаптации.
Подростковая беспризорность
– социально-психологическое
Объект исследования:
подростковая беспризорность
Предмет исследования:
психологические аспекты
Цель исследования:
изучить психолого-
Гипотеза исследования:
мы предположили к значимым факторам
подростковой беспризорности можно
отнести: деструктивные семьи, семейные
кризисы, психолого-педагогическую несостоятельность
родителей, социально-демографические
факторы, конфликтные взаимоотношения
подростков с родителями.
Достижению поставленной
цели служат следующие задачи:
1) провести теоретический
анализ литературы по теме
исследования: дать общую характеристику
подростковой беспризорности, проблеме
возникновения подростковой
2) на основе анализа
литературы выявить факторы,
3) описать результаты
исследования;
4) проверить гипотезу
исследования, дать обобщение и
интерпретацию полученных
5) сформулировать
выводы.
Методы исследования:
теоретический анализ литературы по
проблеме исследования: анализ, синтез,
обобщение.
Научная новизна. Доказано,
что причиной возникновения подростковой
беспризорности являются деструктивные
семьи.
Теоретическая значимость.
Заключается в изучении подростков
предрасположенных к
Практическая значимость.
Данное исследование может быть использовано
при работе практического психолога
для проведения коррекционной работы
с подростками из неблагополучных
семей.
База исследования.
Исследование причин подростковой беспризорности
проводилось на базе МОУ СОШ №5
п. Октябрьского Краснодарского края.
Выборка составила 45 человек.
Структура работы: работа
состоит из введения, главы I (теоретическая
часть), главы II (практическая часть), заключения,
списка используемой литературы и приложения.
подростковый беспризорность
социальный россия
ГЛАВА I. Проблема подростковой
беспризорности: социально-
психологические аспекты
1.1 Понятие беспризорности
Милосердие к детям
и забота о них, особенно беспризорных,
совпадает с распространением и
укреплением христианского
История развития детского
призрения в России началась со времен
Великого князя Владимира (Святого),
положившего начало христианизации
Руси. Он поручил призрение, попечение
и надзор над сиротами духовенству.
Его преемник, Великий князь Ярослав
Мудрый, учредил сиротское училище,
где дал кров и обучил на свои
средства более 300 юношей. Призрение
бедных и страждущих было одной из
главных забот Владимира
В Киевской Руси призрение
детей-сирот было либо частным делом
князя (как наиболее богатого и могущественного
человека), либо возлагалось на церковь,
которая уже по одному своему учению
и наличию у нее значительных
материальных ресурсов должна была заниматься
этим, а благотворительность в
отношении беспризорных детей рассматривалась
как высшая богоугодная акция, вытекающая
из духовных побуждений того времени.
Прямое попечение
о беспризорных детях с помощью
специальных учреждений появилось
в начале XVIII века, когда Новгородский
митрополит Иов построил по собственной
инициативе за счет церкви в 1706 году в
Холмово-Успенском монастыре «сиропитальницу»
для «зазорных» младенцев. Помимо того
приюта, в то же время было открыто еще
10 подобных заведений.
Угрожающие размеры
беспризорность приняла после революции
1917 года. Сказались хозяйственная
разруха, голод, эпидемии, вызванные
империалистической и последовавшей
за ней гражданской войнами. Ни одна
страна в мире не знала в XX веке таких
социальных потрясений, как Россия.
В феврале 1917 года было
образовано Министерство социальной помощи,
в составе которого работало управление
помощи беспризорным детям и нуждающимся.
В ноябре того же года его функции
перешли к Наркомату
В 1925-1926 годах обстановка
с беспризорностью в стране несколько
улучшилась за счет сокращения числа
беспризорных детей. В то же время
социологические исследования того
периода, опубликованные в журнале
«Друг детей» (№ 7 за 1926 г.), показывают,
что беспризорники уже
Тем временем руководство
страны продолжало принимать многочисленные
решения и постановления, посвященные
борьбе с детской беспризорностью.
8 марта 1926 года было принято специальное
постановление ВЦИК и СНК РСФСР
«Об утрате положения о мероприятиях
по борьбе с детской беспризорностью.
20 июня 1927 года ВЦИК и СНК утвердили
трехлетний план действий по борьбе с
беспризорностью, подготовленный наркоматом
просвещения. Данный план предполагал
выполнение трех основных задач:
- полную ликвидацию
уличной беспризорности путем
развертывания новой сети
- ускорение выпуска
детей из существующих
- развертывание мероприятий,
предупреждающих беспризорность
(организация столовых
для малообеспеченных семей).
Новый рост беспризорности
пришелся на военные и послевоенные
годы. Он связывался не только с военными
потерями. Данные 1945 года РСФСР свидетельствуют,
что среди детей, поступивших в дома ребенка,
доля тех, чьи родители погибли на фронте
или в оккупации, составило около 20%. В
числе других причин беспризорности были:
голод 1946 года, тяжелые материальные условия
жизни большинства населения, новая волна
репрессий, последовавшая за указами об
усилении уголовной ответственности за
мелкие хищения.
Общая численность
детей, оставшихся без присмотра родителей
после войны составляла примерно 3 миллиона
человек. Так численность детей до 17 лет,
потерявших связь с родителями, составляла
примерно 2,5 миллиона человек.
Рост детской беспризорности
потребовал структурных изменений
в системе социальной защиты детей
– сирот. В 1942-1943 годах были приняты
постановления СНК СССР « Об устройстве
детей, оставшихся без родителей» и
« Об усилении мер борьбы с детской
беспризорностью, безнадзорностью». В
них предусматривалось создание
комиссий по устройству детей, оставшихся
без родителей, при местных советах,
и организация отделов по борьбе
в составе НКВД как центров
для координации всей работы в
этом направлении [6,c.43].
Таким образом, вопросы
устройства и воспитания детей, оставшихся
без родителей, находились в ведении
местных советов, а также министерства
просвещения, здравоохранения, трудовых
резервов, внутренних дел. В первые послевоенные
годы ведущим и координирующим органом
был отдел по борьбе с детской преступностью
и безнадзорностью НКВД/МВД СССР.
Роль общественных
организаций в социальной защите
детей – сирот и борьбе с
детской беспризорностью
Понятия «безнадзорность»
и «беспризорность» часто путают
«безнадзорный — лишенный надзора»;
«беспризорный — 1) лишенный присмотра;
2) бездомный, живущий на улице» [1, с.
36, 40].
Судя по материалам
педагогических энциклопедий, в 60-х
годах беспризорность трактовалась
как отсутствие у детей и подростков
постоянного места жительства, определенных
занятий, семейного или государственного
попечения и систематического воспитательного
воздействия в результате утраты
родителей, ухода из семьи, бегства из
воспитательного учреждения и других
причин. Позже понятие «беспризорные дети»
практически исчезло со страниц отечественных
изданий, не говоря уже об официальных
документах. Считалось, что имелись лишь
единичные случаи временного ухода детей
из семьи или из детских домов из-за конфликтов
с родителями, воспитателями, в поисках
приключений.
Между тем детские
приемники, действовавшие в системе
Министерства внутренних дел РФ, не
пустовали. Они собирали под своей
крышей не только потерявшихся детей
и подростков-«
Спустя 40 лет беспризорность
видится как отсутствие у детей
и подростков семейного или государственного
попечения, педагогического надзора
и нормальных условий жизни.
Термин «безнадзорность»
(а не «беспризорность») стал фигурировать
повсюду, когда речь шла о детской
преступности и ее причинах. Словосочетание
«безнадзорность и
Федеральный закон
Российской Федерации «Об основах
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»
от 24.06.99 № 120-ФЗ предлагает следующие
трактовки: безнадзорным признается несовершеннолетний,
контроль за поведением которого отсутствует
вследствие неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязанностей по его воспитанию,
обучению и содержанию со стороны родителей
или законных представителей либо должностных
лиц; беспризорный — это тот же безнадзорный,
но не имеющий места жительства и места
пребывания.
Осмысление приведенных
определений позволяет
Информация о работе Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты