Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:58, реферат
Цель исследования: изучить психолого-педагогические аспекты проблемы подростковой беспризорности в России.
Гипотеза исследования: мы предположили к значимым факторам подростковой беспризорности можно отнести: деструктивные семьи, семейные кризисы, психолого-педагогическую несостоятельность родителей, социально-демографические факторы, конфликтные взаимоотношения подростков с родителями.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты
1.1 Понятие подростковой беспризорности
1.2 Проблема подростковой беспризорности в России
1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Можно выделить следующие
факторы семейного
1) социально-экономические
факторы (низкий материальный
уровень жизни семьи, плохие
жилищные условия);
2) медико-санитарные
факторы (хронические
3) социально-демографические
факторы (неполные и
4) социально-психологические
факторы (семьи с конфликтными
отношениями супругов, родителей
и детей, педагогической
5) криминальные факторы
(алкоголизм, наркомания, аморальный
и паразитический образ жизни
родителей, семейные дебоши, проявления
жестокости и садизма, наличие судимых
членов семьи, приверженных к субкультуре
преступного мира) [13,c.54].
Наличие того или
иного фактора не означает обязательного
возникновения безнадзорности, но оно
указывает на большую степень
вероятности ее появления. Так, довольно
стабильной среди семей безнадзорных
детей является доля семей с низким
прожиточным уровнем, алкоголизмом,
наркоманией, аморальным образом жизни
родителей и эмоциональной
Ухудшается психологический
климат и в устойчивых семьях. Главная
причина — отсутствие средств
к нормальному существованию, угроза
безработицы, неполноценное питание,
рост цен на продукты питания, товары,
услуги. Резкое увеличение стрессовых
ситуаций сказывается на детях. Отсутствие
в семьях заботы, психическая депривация,
физическое и сексуальное насилие толкают
детей к побегам.
Научным коллективом
Московского государственного социального
университета в 1995 году проводилось
социологическое исследование проблем
детской беспризорности. Исследование
проводилось в Москве и Московской
области, объектом исследования стали
дети в детских домах и приемнике-
Основная масса
обследованных бездомных детей (82,5%)
находятся в возрасте 10-15 лет, причем
в основном это мальчики (около 80%).
В возрасте 16-18 лет— 12,5%. Наименьшее
число детей — в возрасте до
10 лет.
Из бездомных детей,
попавших в обследование 67,3% проживали
в полных семьях. Дети из неполных семей
составили 23,7%, причем в основном это семьи
с матерью. С отцом проживает каждый 5-й
ребенок из неполных семей.
У достаточно большой
части детей (почти 25%) родители или
один из родителей — безработные;
80% девочек, попавших в обследование,
оказались из неполных семей или
семей безработных.
Таким образом, большинство
беспризорных детей проживало в
бедности и нищете. Плюс к этому
плохие отношения с родителями, жестокое
обращение. Все это побудило их бежать.
Большинство детей убегало из
дома несколько раз. Наиболее часто
бегут дети в возрасте 10-15 лет, их
доля в числе беглецов составляет
более 74% [13,c.143].
Семейное неблагополучие
— основная, но не единственная причина
безнадзорности детей. Дополнительными
факторами ряска безнадзорности
становятся безработица родителей
и миграционные процессы. Обострившиеся
национальные конфликты и появившаяся
вместе с ними проблема беженцев выдвинули
весьма острую проблему безнадзорности
и беспризорности детей из семей
беженцев.
Помимо неблагополучной
семьи, дестабилизирующими факторами,
несомненно, становятся нарушение прав
детей в области образования,
профессионального обучения, неоперативное
решение органами опеки и попечительства
вопросов жизнеустройства детей, оставшихся
без попечения родителей.
Социальные факторы
и медико-психологические
педагогические коллективы
дистанцировались от подростков с трудными
судьбами. Таким образом, школа также
может выступать институтом, отторгающим
проблемного ребенка, способствующим
его безнадзорности. За последние
годы резко увеличилось количество
подростков в возрасте 14-15 лет, покинувших
по разным причинам учреждения общего
и профессионального
Отрицательную роль
сыграло также ослабление работы
с детьми по месту жительства (клубы,
кружки, комнаты школьника). На смену
этой системе не создана новая, что
фактически обезоруживает общество перед
детской безнадзорностью.
Бедность в условиях
коммерциализации культурной, образовательной,
спортивно-оздоровительной
попадания детей
в предкриминальные группировки. Усиливающаяся
алкоголизация и наркотизация многих
семей способствовала отчуждению родителей
от детей, предоставляя их самим себе,
толкая в уличные компании с асоциальной
направленностью. По данным Государственной
Думы, 18 из 37 миллионов детей в настоящее
время находятся в зоне социального риска;
160 тысяч несовершеннолетних, уже переступивших
черту закона, пребывают в колониях.
Сотрудники МВД
считают подростков наиболее криминально
активной частью населения. По данным
исследования, проведенного Международным
детским фондом ЮНИСЕФ, каждое пятое
преступление в России совершается
подростком; 85 % преступных группировок
и банд включают в себя детей. В
России каждый четвертый беспризорный
подросток уже совершил уголовно
наказуемое преступление. На 100 тысяч
детей приходится 2300 преступлений.
Милицейская статистика свидетельствует:
ежегодно детьми и подростками совершается
300 тысяч преступлений.
Психологические причины
безнадзорности связывают с увеличением
числа детей, имеющих выраженные
аномалии, черты асоциального поведения.
Некоторые ученые соотносят их с
генетическим предрасположением. Среди
подрастающего поколения такие
дети составляют 3-5%[14,c.91].
В реальной жизни
социально-экономические, социально-психологические
и психологические причины
Таким образом, можно
сделать вывод об актуальности на
сегодняшний день проблемы детской
безнадзорности и беспризорности для
нашего общества. Против ребенка действуют
и кризисные процессы в семье,
и социальная напряженность в
обществе, и усиливающееся школьное
неблагополучие, и широкий криминогенный
фон общественной жизни. Ребенка
выталкивают из своего лона неблагополучные
семьи, численность которых заметно
возрастает, школа, освободившаяся от
воспитания, внешкольные учреждения,
которых остается все меньше. Волна
детской беспризорности нарастает,
она грозит приблизиться к той, которая
была в России в 20-е годы.
Фактически беспризорные
дети и подростки утратили связи
с семьей, многие оказались на улице,
приобрели негативный социальный опыт,
попали в руки криминальных элементов,
которые используют их в своих
преступлениях, приучают к пьянству,
наркотикам, принуждают к половым
связям. Все это деформирует
Эти тенденции свидетельствуют
о необходимости комплексного решения
проблем профилактики безнадзорности
и беспризорности несовершеннолетних,
защиты их прав, социальной реабилитации
и адаптации.
В настоящее время
такие проблемы, как беспризорность
и безнадзорность несовершеннолетних,
рост детской преступности, требуют
пристального внимания общества. Разрушение
государственной системы общественного
воспитания и организации досуга детей
в условиях рыночных отношений, а также
кризисное состояние института семьи
— усложнение условий жизнедеятельности,
разрушение нравственных ценностей, ослабление
воспитательной и духовной функций семьи,
приводят к формированию девиантного
поведения детей. Соответственно, одними
из первоочередных задач становятся выявление
и предупреждение социальной дезадаптации
детей и подростков, социально-психологическая
поддержка семей с детьми, оказавшимися
в трудной жизненной ситуации.
Психологические причины
развития поведенческих отклонений
часто неразрывно связаны с нарушением
внешних условий социализации, нередко
— с психическим
Исследователи отклоняющегося
поведения детей и подростков
выделяют как внешние факторы
влияния — социальную экологию (отношения
в семье, отношения со сверстниками,
условия проживания), так и внутренние
— возможное психиатрическое
неблагополучие ребенка, искажающее регуляцию
его поведения. При этом роль семейного
неблагополучия определяется более значимой
в причинности отклоняющегося поведения.
Своевременное выявление
психологического неблагополучия, которое
приводит к социальной
дезадаптации и отклонениям в поведении
ребенка, — важная и насущная задача сегодня.
Еще в 1968 г. А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия и
А.А. Смирновым была опубликована статья,
актуальность которой сохраняется по
сей день. В статье указывалась задача
преодоления как количественного тестового
подхода к диагностике, так и упрощенного,
с интуитивно-эмпирической трактовкой
результатов, в ней также были сформулированы
методологические принципы психологической
диагностики. Поиск решения этих задач
продолжается и в настоящее время[15,c.76].
1.3 Особенности подросткового
возраста и подростковой
беспризорности
Подростковый возраст
издавна именуют взрывоопасным,
ранимым, трудным, жестокосердным, кризисным,
переходным. Период трудный для самого
подростка и для окружающих его людей.
Парадоксально, но самые серьезные решения
в своей жизни человек принимает именно
в том возрасте, когда его собственный
опыт минимален; если принятое решение
в дальнейшем оценивается личностью как
неудачное, связанное с этим разочарование
может крайне неблагоприятно сказываться
на ее поведении.
В подростковом возрасте
физическое и духовное развитие несовершеннолетнего
ещё не завершено. И это отражается
на характере его действий и поступков,
свойственных детскому и подростковому
возрасту, а именно жажда приключений,
любопытство, внушаемость, доверчивость,
неумение приспосабливаться к конкретным
условиям жизни, беспощадность в
конфликтных ситуациях.
Всем подросткам
присущи такие особенности, как
недостаток социального опыта, повышенная
эмоциональная возбудимость, склонность
к подражанию, противоречивость и
неустойчивость в поведении и
во взглядах, подверженность посторонним
влияниям. Им свойственно желание
оказаться взрослыми, и поэтому
путем неправомерных поступков
они демонстрируют свою «взрослость»
[16,c.74].
Психологическая ломка
переходного возраста, несформированность
устойчивых нравственных позиций, неправильная
трактовка многих явлений, высокая подверженность
групповым воздействиям, импульсивность
– такова поведенческая основа подросткового
возраста, которую нельзя не учитывать
в воспитательно-профилактической деятельности.
Формирование смысла
жизни подростков является одним
из эффективных направлений
Позитивные для
формирования смысла жизни приобретения
подросткового возраста:
Информация о работе Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты