Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:58, реферат
Цель исследования: изучить психолого-педагогические аспекты проблемы подростковой беспризорности в России.
Гипотеза исследования: мы предположили к значимым факторам подростковой беспризорности можно отнести: деструктивные семьи, семейные кризисы, психолого-педагогическую несостоятельность родителей, социально-демографические факторы, конфликтные взаимоотношения подростков с родителями.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты
1.1 Понятие подростковой беспризорности
1.2 Проблема подростковой беспризорности в России
1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- формирование чувства
социальной идентичности;
-наличие потребности
в проявлении собственной
-формирование сознательного
отношения к собственной
- наличие потребности
в освоении социального
- появление абстрактного
мышления;
-предпосылки к
формированию
- выработка жизненной
философии, системы ценностей,
осознание
сложных философских
проблем, в том числе и проблемы
смысла жизни;
- стремление к
независимости и
- постановка задач
будущего.
В то же время существуют
особенности возрастного
-некоторые физиологические
особенности: повышенная
- завышенные притязания,
переходящие в дерзость;
-размытость границ
реального и возможного, частая переоценка
своих возможностей;
- недостаточная
-зависимость от
мнения группы сверстников;
- неадекватность
представлений о достоинствах
и недостатках.
Одной из основных причин,
выгоняющих детей на улицу является,
прежде всего, неблагополучная семья,
неблагополучие которой проявляется
в двух наиболее распространенных формах:
конфликтности и асоциальном
образе жизни. Конфликтные семьи
характеризуются
Повседневные испытания,
которые претерпевает ребенок, превышают
предел его адаптационных
Выдавливание ребенка,
живущего в неблагополучной семье,
из школьного воспитательного
В целом большинство
членов общества считает детей улиц
источником неприятностей, хулиганами,
аморальными типами, наркоманами
и алкоголиками, не спорными на какие-либо
хорошие поступки и отношения.
Все они представляются
гражданам потенциальными преступниками.
Отсюда и столь негативное отношение,
которое не позволяет обществу понять
необходимость оказания помощи этим
детям [23,c.118].
Судьба беспризорника
трагична, его развитие деформировано.
Беспризорного ребенка отличают
неразвитость эмоциональной сферы,
задержка интеллектуального развития,
неустойчивость внимания. У детей
существует тенденция к пониженному
самоуважению, их действия часто бывают
неадекватны. Беглецы страдают из-за
недостатка доверия, межличностные
отношения затруднены, нарушается осознание
самого себя как целостной личности.
Никаких перспектив личного и
социального характера перед
ними не открывается, жизнь реализуется
в ситуации потери смысла.
Для того, чтобы понять,
какую социальную опасность на государственном
уровне представляют безнадзорные дети,
необходимо рассмотреть психологические
особенности личности данной категории
несовершеннолетних и выделить основные
причины этого явления.
Отрочество, подростковый
возраст в период жизни человека
от детства до юности. В этот самый
короткий период происходит формирование
личности через внутренние конфликты
с самим собой и с другими,
через внешние срывы и
В современном обществе
стремление подростка к статусу
взрослого – мечта
Большая часть подростков
остро реагирует на свои восприятия, память,
речь, мышления и старается предать им
глубину и блеск. Моральные ценности, качество
личности – самостоятельность, смелость,
воля также становятся для них объектом
самовоспитания. Подросток начинает заново
оценивать свои отношения с семьёй.
Стремление обрести
себя как личность порождает потребность
в отчуждении от всех тех, кто привычно,
из года в год оказывал на него влияние,
- и в первую очередь это относится
к семье. Отчуждение по отношению
к семье внешне выражается в негативизме
– противостоять любым
Отрочество –
это период, когда подросток начинает
высоко ценить свои отношения со сверстниками.
Общение с теми, кто обладает таким
же, как у него, жизненным опытом,
даёт возможность подростку смотреть
на себя по-новому. Стремление идентифицироваться
с себе подобным порождает столь ценимую
в общечеловеческой культуре потребность
в друге. Сама дружба и служение ей становятся
одной из значимых ценностей в отрочестве.
Именно через дружбу отрок усваивает черты
высокого взаимодействия людей: сотрудничество,
взаимопомощь, риск, взаимовыручка.
В подростковом возрасте
могут происходить изменения, связанные
с ростом организма. Многие подростки,
попадая под зависимость от физического
состояния, начинают сильно нервничать
и обвинять себя в несостоятельности.
Эти ощущения часто не осознаются,
формируют в напряжённость, с
которой трудно справиться.
Подростковый возраст
– период отчаянных попыток «пройти
через всё». При этом подросток
в большей части начинает свой
подход с табуированных или
Неудовлетворённость
может быть столь сильной, что
появляются навязчивые состояния: непреодолимые
мысли о себе, сомнения, страхи. При
этом сохраняется критическое
Многие подростки
переживают кризис во внешних проявлениях
негативизма – бессмысленном
противодействии другому, немотивированном
противостоянии.
В этом возрасте частота
противоречивых состояний, мотивов, ценностных
ориентаций и поступков. Максимализм
и лабильность полярных позиций
определяют противоположные тенденции
в проявлениях подростков: от глубинной
идентификации с другим к резкому отчуждению
от других; от альтруизма к жестокости;
от страха смерти до суицидальных попыток.
Специалисты в области
детской психологии констатируют, что
беспризорных и безнадзорных отличает
выносливость, точность восприятия, смелость,
активность, солидарность в групповых
действиях [24,c.71].
Для безнадзорного,
начинающего общаться с себе подобными,
все неудобства жизни (голод, холод, гигиеническая
запущенность, страх и т.д.) начинают приобретать
притягательную силу. С точки зрения криминалистов
подростки, перестающие вести так называемый
нормальный образ жизни, отличаются от
других тем, что жизненные цели у них смещаются
в сторону психологического комфорта,
компанейско-группового характера, сиюминутных
удовольствий, потребительства, наживы.
У них фиксируется ослабление чувства
стыда, равнодушное отношение к переживаниям
других, агрессивность, грубость, лживость,
несамокритичность и пр. Данные признаки
ведут к деградации личности, которой
сопутствует ориентация на асоциальное
поведение. Не случайно безнадзорных подростков
относят к группе социального риска.
Есть ещё одно
объяснение, почему безнадзорный подросток
принадлежит к этой группе. Дело
в том, что он не только опасен для
общества и окружающих, но и его
жизнь, здоровье, состояние тоже находятся
в опасности, независимо от того, исходит
ли она от «вожака», под чьим началом
он существует, или от представителя
государственной власти, стремящегося
его обнаружить. Другими словами,
безнадзорный – не только правонарушитель
(потенциальный или
Однако прежде чем
рассматривать политику государства
в отношении безнадзорных детей
в социально-правовом аспекте необходимо
выделить основные причины этого
явления. Одна из главных причин детской
беспризорности – отсутствие надзора
за несовершеннолетними со стороны
родителей и тех, кто их заменяет.
В решении Межведомственной
комиссии по делам несовершеннолетних
при Правительстве РФ от 7 июля 1998
г. генезис детской безнадзорности
определён следующим образом: «Детская
безнадзорность – следствие современной
социально-экономической и
Подобной точкой
зрения придерживаются и большинство
правоведов. Так, по мнению А.М. Нечаевой,
причины подростковой безнадзорности
предопределяются в современной
России такими факторами, как:
- экономический кризис;
- безработица;
- обнищание широких
слоёв населения чьё
- повсеместное ослабление
семейных устоев;
- утрата старшим
и младшим поколениями
- пьянство и алкоголизм,
наркомания;
- распространение
среди детей и взрослых
Все эти факторы
служат благоприятными условиями для
возникновения наиболее серьёзных
негативных социальных явлений, одним
из которых и является подростковая
безнадзорность. Однако перечисленные
выше факторы далеко не исчерпывают
всех причин исследуемой проблемы.
Так, по мнению начальника
отдела проблем социальной политики
Аналитического управления Аппарата Совета
Федерации Г.И. Климантовой и заместителя
начальника отдела проблем социальной
политики Аналитического управления аппарата
Совета Федерации Т.А. Федотовской основные
проблемы роста безнадзорности кроются
в социально-политических преобразованиях,
приведших к ломке общественной морали,
обесцениванию института семьи на общегосударственном
уровне. В статье, посвящённой профилактике
детской безнадзорности, они пишут: «Основной
причиной возникновения роста безнадзорности
является разрушение государственной
инфраструктуры социализации и общественного
воспитания детей без формирования новой
эффективной структуры социализации и
досуга детей в условиях рыночных отношений.
Другой причиной безнадзорности является
кризис семей: рост бедности, ухудшение
условий жизнедеятельности и разрушение
нравственных ценностей и воспитательного
потенциала семей. В неполной семье воспитывается
сегодня каждый седьмой российский ребёнок.
Ослаб воспитательный потенциал семей,
разрушаются её нравственные устои, утрачиваются
фундаментальные человеческие ценности.
Сформировалась новая система коммерческой
и криминальной эксплуатации детской
безнадзорности [20,c. 234].
Информация о работе Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты