Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:58, реферат
Цель исследования: изучить психолого-педагогические аспекты проблемы подростковой беспризорности в России.
Гипотеза исследования: мы предположили к значимым факторам подростковой беспризорности можно отнести: деструктивные семьи, семейные кризисы, психолого-педагогическую несостоятельность родителей, социально-демографические факторы, конфликтные взаимоотношения подростков с родителями.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты
1.1 Понятие подростковой беспризорности
1.2 Проблема подростковой беспризорности в России
1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Как отмечают психологи,
у большинства трудных детей
и подростков блокирована одна из
фундаментальных потребностей человека
– потребность в уважении и
любви. Отсутствие возможности удовлетворить
такую потребность выкидывает ребёнка
на улицу, где он находит то, к
чему стремится. Если к вышеизложенному
добавить, что современный ребёнок живёт
и развивается на фоне сильнейшего антропо-экологического
напряжения, увеличивающего опасность
срыва адаптационных барьеров.
Следует отметить, что
к причинам происхождения подростковой
безнадзорности современные исследователи
в области социологии и детской
психологии относят на сегодняшний
день не только экономические и социальные
проблемы, но и проблемы психологического
характера.
Так, Е.Г. Слуцкий
выделяет три основные категории
причин развития детской безнадзорности:
социально-экономические, социально-психологические
и медико-психологические
К социально-экономическим
он относит факторы, длительно нарушающие
трудовой уклад жизни и деформирующие
быт людей. Это экономический кризис, голод,
безработица, эпидемии, интенсивные миграционные
процессы в связи с военными конфликтами
или природными катаклизмами.
Социально-психологические
причины, по мнению автора, связаны
с кризисом семьи, увеличением разводов,
с утерей одного из родителей, опекунством,
ухудшением климата в семье, грубым
отношением с детьми, физическими
наказаниями, а порой и сексуальными
домогательствами со стороны взрослых.
Медико-психологические
причины он увязывает с увеличением
числа детей, имеющих выраженные
психофизические аномалии, черты
асоциального поведения (т.е. наличие
генетической предрасположенности). Согласно
данным, приведённых в его работе,
среди подрастающего поколения
такие дети составляют 3-5 процентов.
Интересное исследование
структуры детской
В первую группу были
отнесены дети, причиной беспризорности
которых явилась нелегальная
миграция семей из ближнего зарубежья
в Россию. По данным Московского
городского центра «Дети улиц», эта
группа составляет 4-5 процентов от общей
массы беспризорных детей.
Вторая группа беспризорных
детей формируется из несовершеннолетних,
оставшихся без родителей либо иного
попечения в силу различных трагических
обстоятельств (катастроф, мятежей
и т.п.). Число этих подростков, по
данным исследования, составляет 8-9 процентов
от всех беспризорных.
Третья группа несовершеннолетних
беспризорных образуется в результате
попытки скрыться от суда и следствия
после совершения уголовно наказуемых
деяний. Доля этих детей не превышает
0,5процентов.
Четвёртая, самая
многочисленная группа несовершеннолетних
беспризорных – это самовольно ушедшие
из дома. Дети-беглецы покидают родительский
кров из-за жестокого с ними обращения,
пьянства или наркомании родителей,
сексуального насилия и в силу
иных причин. Доля таких детей достигает
82-86 процентов.
Последняя, пятая
группа несовершеннолетних мигрантов
состоит из лиц, самовольно покинувших
специальные детские учреждения
– спецшколы, СПТУ, детские дома,
школы-интернаты, иные объекты. Ранее
эти подростки входили в одну
из четырёх перечисленных групп
несовершеннолетних мигрантов. Попав
под специально-педагогический контроль
государства, они были размещены
в упомянутых детских учреждениях.
Количество этих подростков составляет
5-6 процентов[20,c.276].
Подтверждает данные исследования и структура безнадзорных, приведённая в работе А.М. Нечаевой. Согласно представленной ей классификации, рост безнадзорных детей пополняется за счёт трёх основных категорий:
- дети, потерявшие
семью и родителей из-за их
смерти, лишения родительских прав;
- дети, «выброшенные»
из семьи, отвергнутые
- беглецы из дома,
семьи, детского интернатного учреждения.
Как отмечает А.М. Нечаева,
сиротство, вызванное смертью
Другая категория
детей, пополняющих ряды безнадзорных
– это дети, отторгнутые семьёй.
Как правило, речь идёт о так называемых
неблагополучных семьях.
В литературе неоднократно
отмечался тот факт, что неблагополучная
семья в России на сегодняшний
момент становится всё более привычным
явлением. Степень и причины семейного
неблагополучия разные, начиная от
внутрисемейных конфликтов, отравляющих
жизнь несовершеннолетних, до полной
потери родителями материнского, отцовского
инстинкта, деградации личности родителей,
порождённой, как правило, хроническим
алкоголизмом, наркоманией. В подобных
семьях всё подчинено непреодолимому
влечению к алкоголю, когда забота
о детях только мешает и озлобляет.
В таких случаях ребёнок как
бы отторгается от семьи и родителей,
он им просто не нужен. Несовершеннолетние
дети, когда их некому защитить, уходят
на улицу в поисках пропитания,
ночлега, а также сочувствия, сопереживания.
Если их не успевают вовремя обнаружить,
подобрать и устроить управомоченные
на то органы, чаще всего их путь лежит
к безнадзорникам.
Особое место среди
обстоятельств, способствующих бегству
ребёнка на улицу, занимают психические
заболевания, во-первых, родителей, во-вторых,
самого ребёнка. Что же касается детей,
то по информации независимых экспертов
около 4,5% несовершеннолетних в РФ страдают
психическими расстройствами. Усугубляется
положение и ростом числа умственно
отсталых детей. Не случайно в качестве
психобиологических предпосылок асоциального
поведения несовершеннолетних выделяются
такие неблагоприятные
Обобщая вышесказанное,
можно выделить следующие причины
безпризорности:
- экономические (экономический
кризис; безработица; обнищание
- социальные (повсеместное
ослабление семейных устоев; утрата
старшим и младшим
поколениями моральных
- психологические
(ранимость детской психики,
- медицинские (распространение
пьянства, алкоголизма, наркомании;
рост генетически
- политические (открытость
границ России для стран,
- социально-правовые
(не достаточно чётко
профилактики детской
беспризорности и безнадзорности, в
частности, громоздкость процедур усыновления,
недостатки устройства системы интернатных
учреждений и др.);
- рост криминализации
общества (распространённость новых
для России видов
Таким образом, таковы
в общих чертах причины подростковой
беспризорности и безнадзорности в
современной России.
Как видно из вышеизложенного,
данное явление нельзя считать только
«социальной болезнью»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе проведен
теоретический анализ по проблеме подростковой
беспризорности. Для подростков из
неблагополучных семей
Одна из задач
нашего исследования заключалась в
проведении теоретического анализа
литературы по теме исследования (дать
общую характеристику подростковой
беспризорности, проблеме возникновения
подростковой беспризорности и рассмотреть
особенности подросткового
У подростков со склонностью
к бродяжничеству часто отмечается
непостоянство, отсутствие стойкой
мотивации, отсутствует способность
решать абстрактные задачи, они выполняют
предложенные задания, используя лишь
конкретно-ситуационные признаки, примитивно
подходят к решению своих проблем.
Основным результатом
анализа эмпирического
Все результаты наших
исследований позволяют сделать
вывод, что рост подростковой беспризорности
в нашей стране стал следствием целого
ряда негативных социальных явлений. Среди
них:
-падение экономического
уровня значительного числа
- исчезновение из
педагогического процесса
-не адекватные
проблеме качественные
-отсутствие координации
действий органов и учреждений,
входящих в систему
Список использованной
литературы
1. Адлер А. Беспризорные
дети. – Ф.-на Майне. 1997. С. 135.
2. Алмазов Б.Н.
Психическая средовая
3. Аналитический
вестник №14 (207) Государственная
политика в сфере профилактики
и реабилитации детской
4. Балкин Ж.К., Как мы
боремся с беспризорностью. // Итоги, 2001
г., №6.
5. Беляева Л.И.
Материалы конференции «
Информация о работе Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты