Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:58, реферат

Краткое описание

Цель исследования: изучить психолого-педагогические аспекты проблемы подростковой беспризорности в России.
Гипотеза исследования: мы предположили к значимым факторам подростковой беспризорности можно отнести: деструктивные семьи, семейные кризисы, психолого-педагогическую несостоятельность родителей, социально-демографические факторы, конфликтные взаимоотношения подростков с родителями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты
1.1 Понятие подростковой беспризорности
1.2 Проблема подростковой беспризорности в России
1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 57.03 Кб (Скачать файл)

Как отмечают психологи, у большинства трудных детей  и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека – потребность в уважении и  любви. Отсутствие возможности удовлетворить  такую потребность выкидывает ребёнка  на улицу, где он находит то, к  чему стремится. Если к вышеизложенному добавить, что современный ребёнок живёт и развивается на фоне сильнейшего антропо-экологического напряжения, увеличивающего опасность срыва адаптационных барьеров. 

Следует отметить, что  к причинам происхождения подростковой безнадзорности современные исследователи  в области социологии и детской  психологии относят на сегодняшний  день не только экономические и социальные проблемы, но и проблемы психологического характера. 

Так, Е.Г. Слуцкий  выделяет три основные категории  причин развития детской безнадзорности: социально-экономические, социально-психологические  и медико-психологические причины. 

К социально-экономическим он относит факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, голод, безработица, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами. 

Социально-психологические  причины, по мнению автора, связаны  с кризисом семьи, увеличением разводов, с утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым отношением с детьми, физическими  наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых. 

Медико-психологические  причины он увязывает с увеличением  числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты  асоциального поведения (т.е. наличие  генетической предрасположенности). Согласно данным, приведённых в его работе, среди подрастающего поколения  такие дети составляют 3-5 процентов. 

Интересное исследование структуры детской беспризорности было проведено Московским городским  центром «Дети улиц». При этом все источники формирования детской  беспризорности были разделены на пять групп. 

В первую группу были отнесены дети, причиной беспризорности которых явилась нелегальная  миграция семей из ближнего зарубежья  в Россию. По данным Московского  городского центра «Дети улиц», эта  группа составляет 4-5 процентов от общей  массы беспризорных детей. 

Вторая группа беспризорных детей формируется из несовершеннолетних, оставшихся без родителей либо иного  попечения в силу различных трагических  обстоятельств (катастроф, мятежей  и т.п.). Число этих подростков, по данным исследования, составляет 8-9 процентов  от всех беспризорных. 

Третья группа несовершеннолетних беспризорных образуется в результате попытки скрыться от суда и следствия  после совершения уголовно наказуемых деяний. Доля этих детей не превышает 0,5процентов. 

Четвёртая, самая  многочисленная группа несовершеннолетних беспризорных – это самовольно ушедшие  из дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и в силу иных причин. Доля таких детей достигает 82-86 процентов. 

Последняя, пятая  группа несовершеннолетних мигрантов  состоит из лиц, самовольно покинувших специальные детские учреждения – спецшколы, СПТУ, детские дома, школы-интернаты, иные объекты. Ранее  эти подростки входили в одну из четырёх перечисленных групп  несовершеннолетних мигрантов. Попав  под специально-педагогический контроль государства, они были размещены  в упомянутых детских учреждениях. Количество этих подростков составляет 5-6 процентов[20,c.276]. 

Подтверждает данные исследования и структура безнадзорных, приведённая в работе А.М. Нечаевой. Согласно представленной ей классификации, рост безнадзорных детей пополняется за счёт трёх основных категорий:

- дети, потерявшие  семью и родителей из-за их  смерти, лишения родительских прав; 

- дети, «выброшенные»  из семьи, отвергнутые родителями; 

- беглецы из дома, семьи, детского интернатного учреждения.  

Как отмечает А.М. Нечаева, сиротство, вызванное смертью единственного  родителя либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится  к фактам, требующим усилий по устройству ребёнка, оказавшегося в одиночестве. Если ранее в большинстве случаев  ребёнок-сирота устраивался у лиц, пожелавших заменить ему родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей), то в последние  годы сложности экономического характера  невольно сокращают число тех, кто  готов взять на воспитание такого ребёнка. Следует отметить, что в  особенно сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни  в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что существенно  затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение. 

Другая категория  детей, пополняющих ряды безнадзорных – это дети, отторгнутые семьёй. Как правило, речь идёт о так называемых неблагополучных семьях. 

В литературе неоднократно отмечался тот факт, что неблагополучная  семья в России на сегодняшний  момент становится всё более привычным  явлением. Степень и причины семейного  неблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих  жизнь несовершеннолетних, до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности родителей, порождённой, как правило, хроническим  алкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях всё подчинено непреодолимому влечению к алкоголю, когда забота о детях только мешает и озлобляет. В таких случаях ребёнок как  бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Несовершеннолетние дети, когда их некому защитить, уходят на улицу в поисках пропитания, ночлега, а также сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить, подобрать и устроить управомоченные на то органы, чаще всего их путь лежит к безнадзорникам. 

Особое место среди  обстоятельств, способствующих бегству  ребёнка на улицу, занимают психические  заболевания, во-первых, родителей, во-вторых, самого ребёнка. Что же касается детей, то по информации независимых экспертов  около 4,5% несовершеннолетних в РФ страдают психическими расстройствами. Усугубляется положение и ростом числа умственно  отсталых детей. Не случайно в качестве психобиологических предпосылок асоциального поведения несовершеннолетних выделяются такие неблагоприятные особенности  психики детей и подростков, как нервно-психическая патология, акцентуации характера, а также отставание в умственном развитии детей, вызванное рядом наследственных факторов. 

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие причины  безпризорности: 

- экономические (экономический  кризис; безработица; обнищание широких  слоёв населения, чье большинство  живёт за чертой бедности; голод;  эпидемии); 

- социальные (повсеместное  ослабление семейных устоев; утрата  

старшим и младшим  поколениями моральных ценностей; кризис семьи, увеличение разводов, рост числа сирот, грубое отношение с  детьми, физические наказания, сексуальные  домогательства со стороны взрослых); 

- психологические  (ранимость детской психики, стремление  ребёнка к независимости, дефекты  воспитания, социопатии); 

- медицинские (распространение  пьянства, алкоголизма, наркомании; рост генетически обусловленных  психических заболеваний среди  взрослого населения России, а  также среди детей и подростков); 

- политические (открытость  границ России для стран, ранее  входивших в Советский Союз, политический  кризис в странах ближнего  зарубежья, значительно усиливший  приток беженцев в крупных  городах России); 

- социально-правовые (не достаточно чётко проработанный  механизм  

профилактики детской  беспризорности и безнадзорности, в  частности, громоздкость процедур усыновления, недостатки устройства системы интернатных учреждений и др.); 

- рост криминализации  общества (распространённость новых  для России видов правонарушений (проституция, торговля наркотиками  и пр.) при одновременном ослаблении  механизмов контроля за работодателями в результате развития мелкого и нелегального бизнеса, а также неотработанность механизмов и процедур выявления и наказания взрослых, вовлекающих детей в эти виды деятельности). 

Таким образом, таковы в общих чертах причины подростковой беспризорности и безнадзорности в  современной России. 

Как видно из вышеизложенного, данное явление нельзя считать только «социальной болезнью» цивилизованного  общества. Это ещё и правовая, политическая проблема, прямо характеризующая  функциональную способность государства  защитить своих граждан, в том  числе и несовершеннолетних.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В данной работе проведен теоретический анализ по проблеме подростковой беспризорности. Для подростков из неблагополучных семей характерен особый процесс социализации, обусловленный  особенностями дефекта. Для них характерны следующие особенности: выраженное стремление к самоутверждению, игнорирование социальных условностей и авторитетов, агрессивное отстаивание своих прав на самостоятельность, они способны проявлять во вне свою раздражительность и враждебные чувства, проявляют слабый интерес к общественным нормам и не прилагают усилий для их выполнения, презрительно относятся к моральным ценностям и ради собственной выгоды способны на нечестность и обман. 

Одна из задач  нашего исследования заключалась в  проведении теоретического анализа  литературы по теме исследования (дать общую характеристику подростковой беспризорности, проблеме возникновения  подростковой беспризорности и рассмотреть  особенности подросткового возраста). 

У подростков со склонностью  к бродяжничеству часто отмечается непостоянство, отсутствие стойкой  мотивации, отсутствует способность  решать абстрактные задачи, они выполняют  предложенные задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем. 

Основным результатом  анализа эмпирического материала  является фактор, подтверждающий гипотезу, что деструктивные семьи являются причиной возникновения подростковой беспризорности. В результате исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. 

Все результаты наших  исследований позволяют сделать  вывод, что рост подростковой беспризорности в нашей стране стал следствием целого ряда негативных социальных явлений. Среди  них: 

-падение экономического  уровня значительного числа семей,  рост безработицы. Это привело  к ослаблению воспитательной  функции семьи, асоциальному образу  жизни значительной части родителей,  снижению или полному прекращению  их заботы о детях;  

- исчезновение из  педагогического процесса общеобразовательной  школы воспитательной составляющей, возведение барьеров между школой  и детьми из неблагополучных  семей. Действие этого фактора  привело к равнодушию к судьбам  детей из семей группы социального  риска, «выдавливанию» их из  стен школы; 

-не адекватные  проблеме качественные показатели  развития системы профилактики  безнадзорности несовершеннолетних, в том числе социозащитных служб современного типа; 

-отсутствие координации  действий органов и учреждений, входящих в систему профилактики; ее неполный характер, выражающийся  в слабом участии в этом  процессе негосударственных организаций.  Действие этого фактора приводит  к невозможности достижения необходимого  социального эффекта в деятельности  системы профилактики детской  беспризорности. 
 

Список использованной литературы 

1. Адлер А. Беспризорные  дети. – Ф.-на Майне. 1997. С. 135. 

2. Алмазов Б.Н.  Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. – Свердловск, 1986. 

3. Аналитический  вестник №14 (207) Государственная  политика в сфере профилактики  и реабилитации детской беспризорности  и безнадзорности М.В. Гордеева. 

4. Балкин Ж.К., Как мы боремся с беспризорностью. // Итоги, 2001 г., №6. 

5. Беляева Л.И.  Материалы конференции «Подросток  и закон». Институт «Открытое  общество» (Фонд Сороса). – М.: Юристъ, 2002. С. 3 

Информация о работе Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты