Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:56, доклад
В современной публицистической и аналитической литературе «черкесским вопросом» принято называть комплекс проблем, стоящих перед черкесским этносом в целом. Вопреки мнению ряда аналитиков, он возник не «в связи с решением о проведении XXII Олимпийских игр 2014 г. в гор. Сочи». Проблемы черкесского народа начались еще в XVIII–XIX вв. в ходе и результате Русско-Кавказской войны, продолжились в XX в. и остаются нерешенными по настоящее время. Другое дело, что черкесская проблематика актуализировалась именно в контексте Сочинской олимпиады, которая будет проходить в год 150-летия окончания Русско-Кавказской войны и на месте последних боевых действий черкесов за свою независимость.
ском праве нового вида договора – договор об учинении в
подданстве, призванный регулировать отношения между
вступающими в зависимость от Москвы государствен-
ными образованиями, которые сохранили внутреннюю
автономию и имели ограниченную внешнеполитическую
дееспособность. Основные формулы шертных записей и
жалованных грамот кабардинских князей содержали
военно-политические обязательства, связывающие суве-
ренные стороны. Они носили оборонно-наступательный
характер. В посылаемых в Кабарду грамотах цари, По-
сольский приказ и Коллегия иностранных дел, терские
и астраханские воеводы требуют «показать службу»,
«служить». На кабардинских князей возлагались прежде
всего военные обязательства в виде платы за «защиту и
покровительство», а также приведение других северокав-
казских владельцев в российское подданство. В отличие
от так называемых «новоприбылых» в анализируемых
публично-правовых актах нигде не говорится о плате «за
защиту и покровительство» в форме «ясака», «дани» или
«поминок». Таким образом, наличие защитных отно-
шений, основанных на полной договоренности сторон и не
выходящих за пределы союза, рождало новую форму взаи-
моотношений, принципиально отличных от сюзеренно-
вассальных. Кабарда, с точки зрения указанной практики,
оставалась суверенной: в отношении с Крымским хан-
ством она выступала внешне как данник, откупающийся
от набегов, а в отношении Российского государства, с чьей
стороны получало покровительство, как клиент, берущий
на себя обязательства, аналогичные по форме («клятва
верности», служба и обязанность «вассала» по отношению
к «сеньору»). «Стереотипность шерти», а тем более факт
составления их образцов в Посольском приказе, ни в коей 11
мере не снижают их научную и практическую ценность,
как пытаются представить отдельные авторы. Наоборот,
они свидетельствуют о том, какое значение придавала
центральная власть документальному оформлению актов
подданства. Периодическое возобновление присяг при
восшествии на престол каждого нового царя в России или
избрании нового верховного князя в Кабарде являлось
показателем прочности, а главное, продолжительности
этих сложившихся отношений. Такого рода практика
имела место не только на Северном Кавказе или в По-
волжье, но и в самом Российском государстве.
Здесь необходимо специально оговорить, что не
следует абсолютизировать и осовременивать значение
шертных договоренностей XVI или XVII века, принимать
их за неукоснительные обязательства для всех сторон
(северокавказских, ногайских, калмыцких владетелей
и Москвы), по аналогии с международными пактами но-
вейшего времени. На основе документальных источников
русско-кабардинских отношений можно заключить, что
шерть действовала, во-первых, официально – пока были
живы или находились у власти заключившие ее прави-
тели; во-вторых, фактически – пока сохранялась поли-
тическая обстановка, вызвавшая ее заключение.
В изучении характера и политико-правового содер-
жания кабардино-русских отношений многое дает посоль-
ский обряд (протокол) обеих сторон, ибо в XVI–XVII веках
международное право отражало и закрепляло градацию
в достоинстве и ранге государств, учредив целую систему
дипломатического церемониала, которому придавалось
исключительно важное значение. Московский двор был
особенно щепетильным в посольских делах и добивался
признания за собой ранга первостепенной державы. При
нем в XVI–XVIII веках существовало два посольских об-
ряда: один применялся в отношении западноевропейских и
ряда азиатских государств (Иран, Турция, Крымское хан-
ство) и был основан на началах взаимного признания равен-
ства, другой – в отношении владетелей малых азиатских
государств. В этой связи большой интерес представляет
прием и отпуск кабардинских послов во второй половине
XVI–XVIII веков. Анализ показывает, что в отношении 12
кабардинских послов в основном применяется более или
менее стабильный протокол. Кабардинские посольства,
как и посольства многих независимых держав Запада и
Востока, удостаивались «встречи» на основных этапах
своего пребывания в России; «чести» сидеть на скамье,
«что и литовским послам»; «быти у руки царя», «быти
у стола царя» и т. д. Если взять посылку русских по-
слов в Кабарду, мы увидим среди них дипломатов разных
рангов: от послов («сынов» боярских, дворян «думных»
или «окольничих», «а с ними товарищи дьяки») до «по-
сланников» и «гонцов».
«Посольский обычай» дает основание ставить Ка-
барду в ряд субъектов международного права, и она не
считается составной частью Российского государства в
XVI – начале XVIII века.
Встречающееся в летописных известиях и актовых
документах понятие «холопство» в правовой практике
Москвы второй половины XVI в. по отношению к Кабарде
и другим адыгам надо трактовать как подданство, свое-
образное и условное. Но понималось оно обеими сторонами
в разное время по-разному.
Неодинаковое прочтение договорных обязательств
горцами и самодержавной властью имело место изна-
чально. Шертные грамоты (присяги), оформлявшие
подчинение горских народов царю, понимались Москвой
как «вечное подчинение», не допускавшее никакого отхода
или отделения, которые в последнем случае трактовались
как «измена». «Москва с ее патримониальным мышле-
нием, характерным для оседлых народов, – считает
А. Каппелер, – выводила из этого претензии на свое полное
господство на территории соседей, на их объединение под
своим началом»10. Со своей стороны северокавказские
«партнеры» Москвы рассматривали свои отношения с
Россией как союзнические, что охотно закреплялось
в шертных договорах и присягах, предполагавших
взаимные обязательства. В их глазах было естественным
право на смену коалиций и союзников.
Кабардинская правящая элита, именуя себя в гра-
мотах иногда «холопами», следовала существующей
в то время российской приказной терминологии, и ис-13
пользовала это понятие в признательность российской
стороне за согласие покровительства. Обстоятельную
характеристику «холопства» в понимании правящего
российского двора XVI – XVII вв. дает Г. Котошихин 11.
По нему видим, «холопство» действительно в правоот-
ношениях Кабарды с Россией приравнивалось москов-
ской стороной к подданству в форме зависимости. Но и
в этом случае «принятие подданства или, вернее, при-
знание своего служебного положения по отношению к
русскому царю со стороны того или иного феодала еще не
является, – как отмечал М. Н. Тихомиров, – показателем
того, что вся страна, в которой жил этот феодал, вошла
в состав России»12. О полном подданстве, т. е. инкорпо-
рации Кабарды в состав России можно говорить только
по отношению к XIX в.
В XVI в. как и в последующие столетия (вплоть до
завоевания в ходе Кавказской войны) на адыгов не рас-
пространялось российское законодательство – положения
Судебников, царских указов, боярских и соборных приго-
воров и т. д. Вместе с тем адыги с 1580-х гг. причислялись
к статусу «новоприбылых» и со второй половины XVI в.
русский царь стал номинально называться «государем
кабардинских горских черкасских князей…». Но факти-
чески адыги (черкесы) и, конкретно Кабарда, не включа-
лись в большой царский титул и Москва не расценивала
их как часть подвластного населения, что, например,
имело место в отношении завоеванных Астраханского,
Казанского и Сибирского ханств. Правящие верхи Рос-
сийского государства и Кабарды общались и имели офи-
циальные взаимоотношения друг с другом только через
государственные структуры, представляющие внеш-
неполитическую сферу: в XVI – XVII вв. – Посольский
приказ, в XVIII в. – Коллегия иностранных дел. Между
этими государственными образованиями сохранились
таможенные барьеры, и представители кабардинской
феодальной знати, вывозя свою продукцию в Россию
(породистых лошадей, холодное оружие и др.) или за-
купая там необходимые товары (огнестрельное оружие,
предметы роскоши), всегда платили пошлины.14
Таким образом, специальный анализ политико-
правового содержания документов, оформлявших дву-
сторонние отношения и его результаты, во-первых, не
подтверждают положения о присоединении Кабарды к
Российскому государству уже в середине XVI в., а, во-
вторых, не противоречат трактовке их взаимных отно-
шений в исследуемый период, как союзнических.
примечания
1 Дзамихов К. Ф. Адыги: Вехи истории. Нальчик, 2008. 2 Bodin Jean. Les six livres de la Piepubligue. 1608; Гроций Гуго.
О праве войны и мира. М., 1957. Кн. 1. Гл. 3. 3 Ваттель Эммер де. Право народов. М., 1960. Кн. 1. Гл. 1,
12, 16.4 Преображенский А. А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI –
начале XVIII в. М., 1972. С. 45.; Кочекаев Б. – А. Б. К вопросу при-
соединения Ногайской Орды к России // Известия АН Казахской ССР.
Серия общественных наук. 1969. № 6. С. 58, 59; Он же. Ногайско-
русские отношения в XV–XVIII вв. Алма-Ата, 1988. С. 97, 98;
Трепавлов В. В. Формирование системы отношений между центром
и национальными окраинами в России (XVI–XX века) // Россия в
XX веке: Проблемы национальных отношений. М., 1999. С. 115–120;
Он же. «Под государевой высокою рукою»: Проблема российского
подданства кочевников в историографии и источниках // Россия
и мировая цивилизация. К 70-летию член-корреспондента РАН
А. Н. Сахарова. М., 2000. С. 398–412.
5 Устюгов В. В. Башкирское восстание 1662–1664 гг. // Исто-
рические записки. М., 1947. Т. 24. С. 30. 6 Кабардино-русские отношения в XVI–XVIII вв. М., 1957. Т.1.
С. 51.7 Там же. Т. 2. С. 3
8 Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик: Эльбрус,
1994. С. 143. 9 Кабардино-русские отношения в XVI–XVIII вв. М., 1957. Т.1.
С. 50–54. 10 Каппелер Андреас. Россия. Многонациональная империя
(возникновение, история, распад).
М., 1996. С. 36. 11 Котошихин Г. О. Россия
в царствование Алексея
вича. СПб., 1906. С. 27, 40. 12 Тихомиров М. Н. Россия в XVI столетии. М., 1962. С. 518.15
Ж. Калмыков
К ВОпРОСу О ХАРАКТЕРЕ
КАБАРДИНО-РуССКИХ ОТНОшЕНИЙ
В XVI – пЕРВОЙ пОлОВИНЕ XVIII ВЕКА
Кабардино-русские отношения в XVI – XVIII вв. боль-
шинство историков-кавказоведов рассматривают как
военно-политическое содружество и взаимовыгодный
союз между Кабардой и Россией.
Во-первых, эти отношения в указанных хронологи-
ческих рамках, как мы знаем, представляют собой дли-
тельный исторический процесс, имеющий этапы с различ-
ными политико-событийными характеристиками. Одно
дело кабардино-русские отношения в XVI – первой по-
ловине XVIII в., другое дело – в годы Русско-Кавказской
войны, совсем иное – во второй половине XIX – начале
XX в.
Во-вторых, при всем желании историки не могут
дать сегодня гарантию полной объективности и полноты
освещения данной проблемы, так как они располагают
лишь российскими источниками. О том, что рассказы-
вают крымско-турецкие архивы, к нашему сожалению,
мы пока не знаем. Когда будет устранен этот недостаток,
сказать трудно.
В-третьих, кабардино-русские отношения в прошлом
не следует рассматривать исключительно с позиции се-
годняшних реалий, а будет более правильным, если это
делать в историческом контексте XVI – начала XX в.,
с учетом как внутренних условий каждой из сторон, так
и международных обстоятельств, без эмоций и велико-
державных амбиций.
Если при изучении кабардино-русских отношений
следовать принципам историзма, нетрудно будет заме-
тить, что в XVI в., а точнее в 1552–1557 гг. были заложены
лишь основы союзнических отношений на перспективу,
когда были определены общие интересы и взаимные обя-
зательства сторон. Совместная борьба против Крыма и
Турции оставалась приоритетной, а взаимная военная
помощь обязательным условием союза от Ивана Грозного 16
до Елизаветы Петровны. Но для историка является оче-
видным, что сложившиеся между Москвой и Кабардой
отношения нельзя трактовать как союз между двумя
однозначно равными сторонами.
Кабарда страдала больше от крымско-турецкой экс-
пансии, и она располагала для борьбы с ней меньшими воз-
можностями, чем Россия того времени. Последняя также
сильно страдала от набегов крымских татар и турок, но
для нее во второй половине XVI в. приоритетной внешне-
политической задачей стала война с Ливонским орденом.
Поэтому, кабардинцам удалось уговорить Ивана IV за-
ключить союз лишь с третьей попытки
1. Разумеется,
интересы Кабарды и России совпадали, и это послужило
основой для переговоров и соглашения. Но в этом союзе в
роли покровительствующей стороной выступала Россия,
тогда как Кабарда была в положении нуждающегося
в покровительстве (в защите). Поэтому на всех перего-
ворах между кабардинцами и русским царем речь шла
о том, чтобы последний заступился за них, защищал и
оберегал. При этом адыги (кабардинцы) просили царя,
чтобы «он взял к себе в холопи»2, что означало утвердить
их на царскую службу. Таким образом, русский царь
приобрел по отношению к кабардинцам статус сюзерена,
а сами кабардинские феодалы выступили в роли его под-
данных, обязанных только службой. В дипломатической
переписке XVI–XVIII вв. с обеих сторон при определении
статуса кабардинцев чаще всего употребляется термин
«подданство», хотя их отношения к престолу по своему
характеру больше соответствовали понятию «вассаль-