Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:56, доклад
В современной публицистической и аналитической литературе «черкесским вопросом» принято называть комплекс проблем, стоящих перед черкесским этносом в целом. Вопреки мнению ряда аналитиков, он возник не «в связи с решением о проведении XXII Олимпийских игр 2014 г. в гор. Сочи». Проблемы черкесского народа начались еще в XVIII–XIX вв. в ходе и результате Русско-Кавказской войны, продолжились в XX в. и остаются нерешенными по настоящее время. Другое дело, что черкесская проблематика актуализировалась именно в контексте Сочинской олимпиады, которая будет проходить в год 150-летия окончания Русско-Кавказской войны и на месте последних боевых действий черкесов за свою независимость.
стему управления, следствием которой явился военно-
оккупационный режим. С этого периода ликвидация
фак тической независимости Кабарды, сопровождавшаяся
ломкой традиционной экономической и социально-поли-
тической структуры и многовекового уклада жизни,
вступила в решающую фазу. Даже в такой обстановке
царизм был вынужден, как это видно из указа Павла I
от 28 мая 1800 года, признать, что кабардинцы и другие
гор цы «находятся более в вассальной зависимости, чем
в подданстве».
В 1793 году в Кабарде были учреждены так называемые
«родовые суды» и «расправы», которые непосредственно
подчинялись моздокскому коменданту. Факти чески это
была реформа судопроизводства, укреплявшая колони-
альный режим и нарушавшая традиционный порядок
кабардинского общества. Основу своих судебных преоб-
разований власти стремились построить на нормах обыч-
ного права, т. е. на древнем народном судопроиз водстве. 30
Оно, по их мнению, как наиболее близкое и понятное
трудовым массам, должно было ослабить власть и влияние
феодально-клерикальной знати, враждебной России. Ца-
ризм справедливо остерегался шариата, ибо видел в нем
ту реальную силу, которая могла способствовать объеди -
нению и сплочению всех слоев кабардинского общества в
освободительной борьбе. «В то время как туземные при-
верженцы шариата стремились к полной отмене действий
адатов, – писал Ф. И. Леонтович, – русское управление
во многих случаях становилось на сторону адата в борьбе
с шариатом, прежде всего стара лось ослабить действие
шариата, а с ним парализовать и силу мусульманского
духовенства, всегда представлявшего один из главных
тормозов в деле умиротворения края».
В 1794 году в Кабарде началось крупное восстание,
в котором принимали участие все слои кабардинского
об щества: феодальная знать, представители духовен-
ства, фе одально-зависимое население. Восстание воз-
главлялось Измаилом и Адильгиреем Атажукиными,
Атажуко Хамурзиным из рода Кайтукиных и др. кня-
зьями. Как сви детельствуют источники, в схватках с
царскими войска ми участвовало до нескольких тысяч
человек. Оно было жестоко подавлено, и его руководители
отправлены в ссылку.
На первом этапе, т. е. в 1763–1790 годах, антиколо-
ниальная борьба возглавлялась в Кабарде в основном пред-
ставителями светской феодальной знати. На втором этапе,
после бегства Адильгирея Атажукина из ссылки и появ-
ления его в Кабарде в 1799 году, здесь разворачивается
мощное освободительное движение под религиозными
лозунгами. Вокруг Адильгирея Атажуки на начинают
группироваться представители мусульман ского духо-
венства во главе с эфендием Исхаком Абуковым. С их
именами связано особое направление в освобо дительной
борьбе кабардинцев в конце XVIII – начале XIX века –
это шариатское движение. Адильгирей Атажукин и его
сторонники достигли определенных успехов по объеди -
нению всех общественных слоев кабардин ского обще-
ства, а также превращению отдельных разроз ненных
выступлений кабардинцев (в некоторых случаях в союзе 31
с абазинами, бесленеевцами) против царизма в массовое
движение. Особый интерес представляет привлечение
Адильгиреем Атажукиным на свою сторону широких
слоев среднего и мелкопомест ного дворянства, среди ко-
торых большой популярностью пользовалась идея со-
циального равенства.
В рапорте генерал-лейтенанта Кнорринга сообщалось
о том, что «сторонники Адильгирея Атажукина присяг-
нули на Коране поступать единодушно в сем новом на-
чинании, на тот конец, дабы потом способнее приступить
ко введению равенства между владельцами и узденями,
разглашая: «Почему де нам онаго между собою не иметь,
когда оное существует во Франции, что многие узденья,
обольщаясь сими видами, обещавшими им мнимые вы-
годы, отходят от своих благонамеренных владельцев и
со злоумышленниками соединяются». Это направление
осво бодительного движения последовательно боролось
за учреждение в Кабарде духовного суда вместо родовых
судов.
Шариатское движение 1799–1807 годов под их ру-
ководством подготовило необходимые условия для
введе ния в Кабарде духовного суда – мехкеме. Ранняя
смерть лидеров кабардинского шариатского движения
в 1807 го ду, значительное сокращение численности
кабардинского общества в этот период и ослабление
вследствие этого национально-освободительной борьбы
помешали созданию здесь теократического режима в
форме имамата, как поз же на Восточном Кавказе или
Западной Черкесии. Му сульманские лозунги кабардин-
ского шариатского движе ния, сплачивая в войне против
военно-оккупационного режима, не привели к призывам
борьбы со своей фео дальной знатью или же со своими
единоверцами-мусуль манами, покорившимися царской
власти, как это было в Дагестане и Чечне при имаме Ша-
миле.
К началу XIX века вся горная полоса Северного Кав-
каза, простиравшаяся к югу от линии Кубань–Терек,
фактически еще не находилась под контролем русской
военной администрации.32
В 1803 году царизм начал строительство Кисловод-
ского укрепления и новых казачьих станиц в Пятигорье.
По времени это совпало с очередными выборами в родовые
суды и расправы. Это послужило поводом для очередного
крупного восстания в Кабарде, основным требованием
которого являлось уничтожение Кисловодской крепости и
ликвидация кордонной линии. Восстание охватило почти
все населенные пункты Кабарды. Командующий войсками
на Кавказе князь Цицианов в своей про кламации к вос-
ставшим писал: «Кровь во мне кипит, как в котле, и члены
все во мне трясутся от жадности напоить земли ваши
кровью... Ждите, говорю вам, по моему правилу штыков,
ядер и пролития вашей крови реками. Не мутная вода
потечет в реках, протекающих ваши земли, а красная,
ваших семейств кровью выкра шенная». Несмотря на
такие угрозы, восстание разрасталось. В это же время
восстание в Тагаурии прервало един ственную коммуни-
кацию, связывавшую Грузию с Росси ей. Генерал Глазенап
с трудом подавил восстание в Ка барде, разорив полно-
стью свыше 80 населенных пунктов и принудив многих
кабардинцев переселиться за Кубань.
В Кабарде и других горских землях продолжалось
строительство укреплений, сопровождавшееся уничтоже-
нием населенных пунктов местных жителей и вырубкой
лесов. Для удержания кабардинцев в покорности главные
военные укрепления царизма располагались вблизи
аулов, причем линией передовых военных укреп лений
занимались плодородные равнины. Эти меры должны
были поставить порабощаемое население в пол нейшую
зависимость от представителей царской адми нистрации
и «не дозволять непокорным собирать хлеб и пасти свои
стада».
Борьба против колониальной политики царизма про-
должалась в Кабарде в 1809–1810-х годах. Возглавляв шие
ее кабардинские феодалы намеревались переселить под-
властное им население из прилегавшей к Кавказ ской
линии равнины в горные ущелья. Феодально-зави-
симое население отказалось следовать за владельцами,
чем сразу же воспользовалась царская администрация,
чтобы лишить князей и дворян возможности продолжить 33
сопротивление. Перспектива потери своих подданных
встревожила кабардинских феодалов, и они начали
срочно формировать депутацию в Петербург с просьбой
со хранить их политические и экономические привилегии.
Как и в предыдущий период (т. е. во второй половине –
XVIII века), царская администрация довольно умело вос- века), царская администрация довольно умело вос-
пользовалась внутренними социальными противоречиями
кабардинского общества для дальнейшего рас кола обще-
кабардинского движения. Результатом такой политики
в очередной раз явился спад антиколониаль ных высту-
плений. Несмотря на это, в апреле 1810 года в Кабарду
была отправлена карательная экспедиция во главе с гене-
ралом Булгаковым. Ожесточенные сражения произошли
в верховьях рек Баксана, Шалушки, Чегема и Нальчика.
В конце апреля карательный отряд Булгако ва соединился
с отрядом генерала Дельпоццо, спешно прибывшим из
Екатеринограда. Итогом карательной экспедиции было
сожжение 200 населенных пунктов. В своем донесении
генерал Булгаков писал: «...кабардин ский народ доселе
никогда такой чувствительной не имел потери, и никогда
еще войска не доходили туда, где ныне чинили поиски,
и что они потеряли много имущества, которое сожжено
с двумястами селений».
Представители кабардинского общества, обращаясь
с прошением к центральным властям, сообщали, что
генерал Булгаков «истребил огнем наши дома, иму -
щество разграбил, скот отнял, людей побил, а именно:
...6150 ро гатой скотины, 515 лошадей, 125 буйволов,
44 015 овец, 6310 пудов медной посуды, 5895 пудов
меду, 52 панциря, 180 ружей, 300 шашек, 145 сабель,
2900 серебряной моне ты, на 5800 разного товару по цене
серебряной монеты, 1420 ароб проса; убито Куденетовой
и Тамбиевой фами лии узденей и протчи 31 человек, по-
жжено домов – 9585, панцирных шишаков – 31, мечетей –
111, хуторов – 1000, в плен взято 41 душа, сверх того
много захвачено нару кавников панцирных и разного
имущества...». Даже официальные власти были вынуж-
дены указать командующе му войсками генералу Торма-
сову, что генерал Булгаков «употреблением непомерных
жестокостей и бесчелове чия превзошел границы своей
3 Заказ № 20034
обязанности». «Если верить известиям, – писал военный
министр Барклай де Толли, – то экспедиции против ка-
бардинцев и закубанцев состояли в совершенном разграб-
лении и сож жении их жилищ: жестокие сии действия,
доводя тех народов до отчаяния, возбуждали только к нам
ненависти их, и вообще обращение его со соседственными
сими народа ми более служит к отвращению их от нас,
нежели к уста новлению в том краю спокойствия».
Экспедиции Булгакова в 1810 году, различные
карательные ограничения кавказской администрации,
лишавшие кабардинцев доступа к соляным озерам, вы -
звали массовый падеж скота, что усугубило и без того
свиреп ствовавшую в крае эпидемию. Генерал Савельев
в своем рапорте (ноябрь 1810 года) отмечал, что «кабар-
динцы ло шадей своих и баранов беспрестанно пригоняют
на зем ли чеченские и продают за бесценок. Говорят, что
луч шую кобылу можно достать за 10 руб., а барана менее
1 руб.; это они делают для спасения от гибели их достоя ния,
когда им отказано начисто в перегонах скота на здешнюю
сторону», т. е. на их пастбищные равнинные земли.
С 1816 года в истории завоевания царизмом северо-
кавказских народов наступает эпоха, связанная с име нем
генерала А. Ермолова. В завоевательные планы ермолов-
ского командования входило прежде всего насильственное
покорение горцев, причем сам Ермолов неодно кратно
указывал, что это «должно производиться по степенно, но
настоятельно, занимая лишь то, что удержать за собою
можно, и не распространяясь иначе, как став твердою
ногой и обеспечив занятое пространство от покушений
неприязненных». О стратегии и тактике этой политики
четкое представление дает план, изложенный генерал-
лейтенантом А. Вельяминовым командиру Кав казского
корпуса барону Розену (20 мая 1833 года):
«1. Главное и надежнейшее средство к прочному
овладению горами и к покорению обитающих в оных
на родов состоит в занятии укреплениями важнейших в
то пографических отношениях мест.
2. Средство ускорить покорение горцев состоит в от-
нятии у них плоскостей и заселении оных казачьими
станицами.35
3. Истребление полей их в продолжении пяти лет
сряду даст возможность обезоружить их и тем облегчить
все дальнейшие действия.
4. Полезнее всего, по моему мнению, начать с истреб-
ления полей. Овладев плоскостями, поселить на оных
казачьи станицы. Наконец, по поселении станиц устро ить
в приличных местах укрепления».
В 1821–1822 годах левое крыло Кавказской линии
было продвинуто в глубь кабардинской земли до самого
подножия гор и новые укрепления по рекам Малке,
Баксан, Чегем, Нальчик, Черек и Урух заперли выходы
на равнину из горных ущелий. Тем самым кабардинцы
окончательно лишались равнинных земель и степных
пастбищ. В своем докладе о Кабардинской линии А. П. Ер-
молов сообщал начальнику главного штаба от 28 июля
1822 года, что она «должна окружить собою кабардин-
скую землю, малое кое население, оградил я несколько
теснейшими противу прежнего пределами и между ре-
ками Малкою и Кубанью оставил пространство, которое
впоследствии должно было занять русскими селениями
или преимущественно линейными казаками».
Наряду с дальнейшим завоеванием кабардинских
земель А. П. Ермолов продолжил политику своих пред-
шественников по внедрению в общественную жизнь кабар-
динского общества русского административно-судебного
управления. Им был создан «Временный кабардинский
суд», из компетенции которого было изъято рассмотрение
уголовных дел. Духовные власти не имели права по зако-
ноположению вмешиваться в решение гражданских дел.
По шариату рассматривались лишь дела, каса ющиеся
семейно-бытовых вопросов. Одновременно Временный
кабардинский суд имел и административные функции.
Дейст вуя под непосредственным контролем русских