Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:56, доклад
В современной публицистической и аналитической литературе «черкесским вопросом» принято называть комплекс проблем, стоящих перед черкесским этносом в целом. Вопреки мнению ряда аналитиков, он возник не «в связи с решением о проведении XXII Олимпийских игр 2014 г. в гор. Сочи». Проблемы черкесского народа начались еще в XVIII–XIX вв. в ходе и результате Русско-Кавказской войны, продолжились в XX в. и остаются нерешенными по настоящее время. Другое дело, что черкесская проблематика актуализировалась именно в контексте Сочинской олимпиады, которая будет проходить в год 150-летия окончания Русско-Кавказской войны и на месте последних боевых действий черкесов за свою независимость.
ство». Думаю, что российское руководство в лице импе-
ратора Павла I в конце XVIII в. имело полное основание
заявить, что народы Северного Кавказа, разумеется, в
первую очередь кабардинцы, «находятся более в вас-
сальстве нашем, нежели в подданстве»3.
Подданство предполагало вхождение Кабарды в тер-
риториальное пространство России, чего на самом деле не
было до 1822 г. Даже во время второго и третьего адыго-
кабардинских посольств речь шла только о службе всем
народом, до конца жизни («со всею землею Черкасскою»
… «до своего живота»)4. Отсюда видно, что на этих пере-
говорах уже не было речи о том, чтобы царь «их с землями 17
взял к себе» как это было во время первого посольства5.
Нельзя забывать и о том, что в XVI в. и позже у кабардино-
русского союза было немало противников, которые счи-
тали, что мир в Кабарде будет более надежным, если найти
общий язык с Крымским ханством и Турцией. Но найти
согласие с теми, кто требовал полного подчинения и плату
позорной дани людьми, было невозможно. Мы должны так
же учитывать, что кабардинцы в качестве покровителя
избрали Москву и по религиозным причинам. Ш. Ногмов
писал, что кабардинцы прибегли под покровительство
русских как к единоверцам. Но, как мы уже знаем, в по-
следующее время, благодаря усилиям Крыма и Турции,
постепенно произошла смена религиозных воззрений
кабардинцев в пользу ислама. Отсюда можно заключить,
что кабардино-русские отношения развивались в очень
непростых условиях. Видимо, с учетом этих обстоятельств
и позиций Крыма с Турцией царский двор и кабардинцы
на протяжении длительного времени не ставили вопрос
о фактическом вхождении, хотя в зависимости от поли-
тической обстановки заявляли о подданнических отно-
шениях. Таким образом, в XVI–XVIII вв. подданство
в понимании кабардинских феодалов скорее всего озна-
чало службу царскому престолу за то, что последний
покровительствовал и платил им жалованье.
Союзническо-
шений кабардинцев с царем позволял Кабарде сохранять
территориальный и политический суверенитет. Кабардин-
ские посольства, прибывавшие в Москву после каждой
смены престолонаследия, принимались самим царем в
торжественной обстановке как иностранные гости. А они,
как правило, добивались подтверждения союзнических
обязательств с обеих сторон. Из достоверных источников
нам также известно, что кабардинские князья на про-
тяжении ряда десятилетий обращались в Москву за цар-
ской грамотой «на большое кабардинское княжение»
6.
Многочисленные челобитные, шертные записи, листы и
письма, с которыми кабардинские владельцы обраща-
лись к царской персоне, не оставляют сомнения в том,
что в XVI – первой половине XVIII в. они воспринимали
2 Заказ № 20018
русского царя не иначе как верховного сюзерена. В своих
обращениях к нему они, как правило, подтверждали
свое подданство, просили: защиту не только от внешних
врагов, но и от соперников у себя в стране; назначения
жалованья за службу; о «не взимании» таможенных
пошлин; по поводу аманатов и так далее
7.
Несмотря на все это, в XVI – XVII вв. царские власти в
дипломатической переписке с Турецким султаном могли
заявить лишь о союзническо-подданических отношениях
с кабардинцами
8. В ответ на это турецкие власти отвечали
абсурдной (для нас сегодня) претензией, что кабардинцы
в прошлом были данниками (вассально-зависимыми) зо-
лотоордынских ханов, и что эти отношения (права) после
распада Золотой Орды перешли к Крымскому хану, как к
правопреемнику. Игнорировать эту ситуацию и присоеди-
нить Кабарду, как это было с Казанским (1552) и Астра-
ханским (1556) ханствами, Москва не имела возможности,
так как для этого на данном этапе у нее не было сил, да и
Кабарда не планировала такого варианта. Заметим также,
что до 60-х гг. XVIII в. в Кабарде не было российской
администрации, ее внутренняя и внешнеполитическая
жизнь протекала исключительно по местным традициям
и законам, то есть Кабарда оставалась самостоятельной
страной. Терский город, расположенный в устье Терека,
в котором размещался русский воинский гарнизон, на-
ходился за пределами территории Кабарды и выполнял
в основном функции обороны южных рубежей России
и оказания помощи ее союзникам на Кавказе. Поэтому
взаимоотношения Кабарды с Россией можно определить
как подданнические, скорее даже как союзнические, а
не как вхождение. Такой подход уже закрепился в на-
учной литературе последних лет и в учебных изданиях
для школ и вузов нашей республики. Правомерность
такой трактовки подтвердил представитель Российской
академии наук, доктор исторических наук В. Трепалов.
Он пишет, что «450 лет назад произошло не присоеди-
нение Черкесии к России, а установление между ними
союзнических отношений»9.
Кабарда в начале XVIII столетия по-прежнему оста-
ется «яблоком раздора» между Крымом и Турцией, с 19
одной стороны, и Россией, с другой. Россия ни в XVII в.,
ни в начале XVIII в. на международном уровне не смогла
добиться, чтобы Турция и Крым признали подданниче-
ские отношения Кабарды к ней. Поэтому, когда Кабарде
угрожала опасность и она не получала своевременную во-
енную помощь со стороны России (так часто бывало), она
вынуждена была вести гибкую внешнюю политику, чтобы
отвести от себя новые разорительные набеги со стороны
Крыма и Турции. Нет сомнения, что кабардино-русские
отношения поднимали авторитет Кабарды на Кавказе и
служили сдерживающим фактором крымско-ногайско-
турецкой агрессии. Но есть все основания утверждать,
что в XVII – начале XVIII в. Кабарда в свою очередь ока-
зывала существенную помощь России в осуществлении
ее внутриполитических и внешнеполитических задач,
которая выражалась не только в военной поддержке, но
и в строительстве и укреплении российского государства.
Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить место и
роль представителей знаменитого рода Черкасских в
русской истории.
В кабардино-русских отношениях есть еще один
важный аспект, который вводит в заблуждение наших
читателей, а иногда и историков. Это то, что в Кабарде
с XVI в., как постоянный фактор, имели место две фео-
дальные группировки (с 20-х гг. XVIII в. по русской тер-
минологии «партии»), которые не всегда были последо-
вательными в своей внешнеполитической ориентации.
Когда Россия по разным причинам не могла оказывать
Кабарде своевременную военную помощь, изначально
прорусская Кашкатауская партия вынуждена была стать
более сговорчивой к требованиям Крыма и Турции. Бы-
вало и наоборот, когда Баксанская партия обращалась
за помощью к России в борьбе со своими политическими
противниками, не только внешними, но и внутри страны.
Отсюда видно, что наличие или отсутствие единства (ста-
бильности) внутри Кабарды во многом зависело от внешне-
политических обстоятельств, так как она была уязвимой
в отношениях с великими державами, какими тогда были
Турция и Россия. Если бы у Кабарды был только один
противник в лице Крыма или Ногайской орды, то она
смогла бы постоять за себя вместе со своими соседями.
2*20
Многовековая история помнит немало случаев, когда
кабардинцы с позором изгоняли со своей территории чу-
жеземных поработителей и могли проучить зазнавшихся
крымских ханов, ногайских мурз и турецких пашей. При-
мером тому является Канжальская битва 1708 года.
Серьезно вопрос о вхождении Кабарды в состав России
встал только в начале XVIII в., когда Азов стал российским
и выход к Черному морю был поставлен в практическую
плоскость. Инициатором стал Петр I, который проявил
заинтересованность в дальнейшем углублении отношений
с западными адыгами и кабардинцами, в связи с чем за-
прашивал у азовского губернатора «похотять ли они с
нами заодно быть»10. Сразу заметим, что с обычными
подданными царский двор так не обращался.
В отношениях с Кабардой Россия пошла еще дальше
накануне Русско-турецкой войны 1710–1711 гг. Чтобы
лишить крымчан и ногайцев возможности участво-
вать в Русско-турецкой войне на стороне осман, на Се-
верный Кавказ был послан сподвижник Петра I Алек- --
сандр Бекович-Черкасский (он происходил из знатного
кабардинского рода Джамбулатовых, был капитаном
русской армии и личным советником царя по восточным
вопросам)11. Миссия нашего соотечественника успешно
завершилась. На переговорах кабардинцы и другие на-
роды торжественно подтвердили свою преданность России
и выразили готовность в случае войны с Турцией соб-
ственными силами защитить побережья Каспийского и
Черного морей от вторжения вражеских войск, а также
«чинить поиски» на Крым и кубанских ногайцев, если
они выступят на стороне Турции12. По сохранившимся
сведениям, кабардинцы сдержали свое обещание и летом
1711 г. благополучно организовали поход на Кубань.
Для нас представляет значительный интерес тот факт,
что Александр Бекович-Черкасский во время пребывания
на Северном Кавказе (1711) от имени русского прави-
тельства подписал договор с кабардинскими князьями,
в котором Россия обязывалась: включить Кабарду в
состав России на правах автономного управления…; обо-
ронять ее от внешних врагов…; не брать с кабардинцев 21
ни налогов, ни податей; платить ежегодно жалованье
кабардинским владельцам, находящимся на русской
службе
13. В свою очередь кабардинцы обязывались: со-
хранять верность России, нести пограничную службу,
выставлять каждый раз войска и участвовать, в случае
необходимости, в военных походах против Турции и
Крымского ханства14.
Таким образом, по нашим сведениям, только при
Петре I серьезно возник вопрос о вхождении Кабарды
как суверенного и независимого государства в состав
России, при этом на исключительно благоприятных
условиях. До этого речь могла идти только о союзе
двух стран и подданстве отдельных владетелей или
группы кабардинских феодалов царскому престолу.
Если внимательно вчитаться в содержание этого договора,
станет понятным, что он означал не столько вхождение,
сколько присоединение, так как «автономия» пред-
полагала сохранение на присоединяемой территории
прежних традиционных общественных институтов, а не
установление новых порядков, как предусматривается
при территориальном вхождении.
Условия указанного договора были претворены в
жизнь лишь частично, поскольку Россия в 1711 г. в войне
с Турцией потерпела поражение. России пришлось под-
писать тяжелый Прутский мирный договор, предусматри-
вающий возвращение Турции Азова, срытие Таганрога,
уничтожение Азовского флота и вывод русских войск из
Польши
15. А кабардинский вопрос, на положительное ре-
шение которого рассчитывали в Кабарде на случай победы
России, и вовсе не рассматривался. Таким образом, Россия
не смогла выполнить свои обязательства перед Кабардой:
ни включить ее в свои территориальные владения, ни
полноценно защитить. Как свидетельствуют письменные
источники, Россия лишь от случая к случаю выплачивала
жалованье кабардинским феодалам за службу. Что каса-
ется возвращения беглых холопов своим владельцам, то
и это со временем становится «камнем преткновения» в
кабардино-русских отношениях XVIII века
16. В этой си-
туации кабардинцы оставались «вольным» народом, про-22
водящим самостоятельную политику. Но это не значит,
что русско-кабардинские связи из-за этого прекратились.
Наоборот, в исключительно сложных международных
условиях, с перерывами и медленно, но в целом посту-
пательно развивались эти отношения.
В первой половине 30-х гг. XVIII в. дипломатическая
борьба за Кабарду возобновилась с новой силой. Турция
настаивала на вассальстве Кабарды Крыму, а Россия на
подданстве. Дипломатическая борьба настолько обо-
стрилась, что она привела к вооруженному конфликту
между Турцией и Россией
17. Нападение крымских татар
и турок на Кабарду вызвало в 1735 г. ответные действия
русских войск против Азова, что послужило поводом к
новой Русско-турецкой войне (1735–1739). В этой войне
кабардинцы приняли самое активное участие на стороне
России. Но по вине Австрии, в союзе с которой воевали
русские, Россия вынуждена была подписать с Турцией
невыгодный для себя мир.
В 1739 г. на Белградской мирной конференции рус-
ские дипломаты вынуждены были отступить от своей
первоначальной позиции: от проведения границы между
Турцией и Россией по Кубани и от присоединения Ка-
барды к России. В конечном итоге они согласились с прин-
ципом нейтрализации Кабарды, давно выдвигавшимся
турками
18.
Согласно статье 6 Белградского мирного трактата,
Кабарда провозглашалась «вольной» и должна была слу-
жить своеобразным барьером между владениями России
и Турции. Обе империи обязывались не вмешиваться во
внутренние дела кабардинцев. Отсюда видно, что Россия
не выполнила принятые на себя обязательства перед ка-
бардинцами по договору 1711 г., по которому Кабарда
включалась бы в состав России на правах широкого ав-
тономного управления. В связи с этим мы солидарны с
мнением К. Ф. Дзамихова, что «если бы царское прави-
тельство считало кабардинские земли неотъемлемой