Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:07, курсовая работа
Специфика и особенности профессиональной подготовки специалиста по социальной работе.Профессиональные требования к социальному работнику.Нравственное сознание социального работника.Личностные качества социального работника.
ВВЕДЕНИЕ
Социальная работа – это профессия, основной функцией которой является помощь людям, с тем, чтобы обеспечить им максимальный комфорт в их нынешнем состоянии.
Социальная работа как профессия имеет свой собственный свод знаний и навыков, этический кодекс, стандарты и требования практической деятельности.
В современной России понятие «социальная работа» впервые возникло в начале 1990-х гг. В 1991 году в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих Министерства Труда СССР появились три квалификационные характеристики: «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе». Это объяснялось возникновением объективной потребности в профессии социального работника для создания и обеспечения эффективного функционирования системы социально-экономической и правовой защиты, медико-социальной, психологической и педагогической помощи семье и различным группам населения1.
В условиях углубления кризиса российского общества, усиления социальной напряженности, снижения уровня жизни большей части населения возрастает роль социальной работы с наиболее уязвимыми категориями населения. Нормальное и устойчивое функционирование социальных служб в значительной степени зависит от уровня профессиональной подготовки и развития личности социального работника.
Специалист по социальной работе обеспечивает решение многих социальных, психологических, педагогических, этических, правовых проблем общества и человека; предупреждает развитие негативных тенденций в обществе, содействует улучшению психического и физического здоровья, развитию возможностей самореализации каждого человека, повышению качества его жизни.
Уже в самом
определении социальной работы можно
заметить, что данный вид деятельности
предъявляет самые высокие
В настоящее
время проблематика становления
и развития социальной работы как
самостоятельной научной
Конкретные вопросы профессиональной подготовки специалистов социальной работы рассматриваются в работах Н.Ш. Валеевой, Н.Н. Галагузовой, Н.В. Долматовой, В.И. Жукова, О.А. Овсяник, Г.И. Осадчей, Л.В. Топчия, Н.Б. Шмелевой, Е.Р. Ярской-Смирновой и другие.
Объектом исследования данной работы является личность социального работника как субъекта профессиональной деятельности.
Предмет исследования – профессиональные качества и личностные черты социального работника.
Основная цель данной курсовой работы – изучить особенности профессионального становления личности социального работника, исследовать его нравственно – личностные качества.
Социальная
работа – достаточно новая, активно
развивающаяся отрасль
При этом профессиональная деятельность социального работника относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на психологическое здоровье социального работника. Все это приводит к тому, что социальные работники занимают одно из первых мест в группе риска формирования профессиональной деформации личности.
Преодоление профессиональной деформации личности социального работника возможно посредством развития личностных качеств, которые позволят социальному работнику осознать подлинное назначение социальной деятельности, сущность своей миссии в процессе воздействия, мотивы своих поступков и поступков клиентов, последствия своего личностного влияния и роли в социальном процессе.
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА.
В последние десятилетия страна вступила в новый цикл модернизации общественных отношений, преобразования в которых должны были повысить уровень социального благосостояния и создать социально-экономический комфорт для раскрытия духовного и творческого потенциала личности. Однако, вопреки ожиданиям сегодня, по мнению В.И.Жукова, усилился кризис социальной сферы. Ученые объясняют это отрывом проводимой экономической политики от социальной. Вследствие этого – устойчивый прирост числа людей, нуждающихся в социальной поддержке. Социальная напряженность в обществе становится так велика, что традиционные формы и методы обеспечения социальных гарантий человеку оказываются несостоятельными.
Подобное положение
дел диктует необходимость
Поэтому сегодня становится актуальным новый акцент в подготовке специалистов. Это отличие состоит в ориентации социальных работников не только на помощь клиенту в решении повседневных проблем, но и на актуализацию у нуждающихся собственных резервных возможностей для преодоления трудностей, а также на развитие навыков самопомощи.
Для того, чтобы научить
человека содействовать социальному
работнику в интеллектуальном, ценностном
и эмоциональном овладении
Итак, вопрос о роли и значении социального работника в российском обществе, а также его профессиональной подготовки, является в настоящее время весьма актуальным. Профессия специалиста по социальной работе связана, в первую очередь, с людьми, которые обращаются к специалисту с целью решения своих проблем. Помимо опыта, личностных качеств огромное значение должно придаваться и тому, насколько данный специалист соответствует профессиональным требованиям.
При подготовке социальных работников необходимо уделять большое внимание тому, чтобы будущие специалисты были максимально готовы к выполнению своих профессиональных обязанностей, поэтому одним из главных показателей профессиональности, на наш взгляд, будет являться то, насколько будущий специалист отвечает именно профессиональным требованиям. Чтобы отвечать данным требованиям необходимо в первую очередь их знать, а затем и использовать в практике.
Выделим основные квалификационные характеристики специалиста по социальной работе. Последний, во-первых, оказывает социальную помощь и услуги различным группам населения, нуждающимся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживанию; во-вторых, проводит исследовательско-аналитическую деятельность по проблемам социального положения населения; в-третьих, содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению; в-четвертых, участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений; в-пятых, ведет профессиональную практическую работу в социальных службах.
Необходимо отметить,
что приведенные
В Российской Федерации система социальной работы начала формироваться с 1991 г., когда официально была введена новая профессия – «специалист социальной работы». До этого времени функции этой категории специалистов выполняли представители различных профессий. Они распределялись между учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, правоохранительных органов, как правило, слабо взаимодействующими в достижении главной цели – социальной помощи, поддержки человека. Придание новой профессии официального статуса позволило оформить и осмыслить накопленный опыт в России за многие десятилетия.
С самого начала зарождения социальной работы обращалось внимание на целостность жизненной ситуации людей. При этом социальные факторы рассматривались как средство для оказания им необходимой помощи. Важное место отводилось разработке методов как инструментария для профессиональной деятельности, отработке различных технологий. В ходе реализации указанных задач социальные работники выполняли самые разнообразные роли по воспитанию, информации, координации, консультированию, обслуживанию, посредничеству, стимулированию и т. д. Успех зависел от того, насколько умело и профессионально грамотно социальный работник исполнял эти роли.
В настоящее время социальные работники как профессионалы осмысливают сущность жизнедеятельности отдельной личности, группы людей, их изменения под воздействием различных экономических, социально-психологических факторов. И не только осмысливают, но и решают практические задачи по оказанию помощи отдельным людям (группам, общностям) для успешного решения жизненных задач, реализации интересов и стремлений.
Отсюда правовые, этические задачи профессиональной подготовки в области социальной работы заключаются в следующем: понимать сущность феномена помощи в его историческом, социальном, психологическом значении; знать симптоматику социальных болезней как факторов, нарушающих гармоническое взаимодействие индивида с обществом, окружающим его миром людей; владеть техниками психосоциальной помощи в их индивидуальных, групповых и общинных формах.
Все это определяет сущность профессиональной подготовки социального работника, ее взаимосвязь с ценностными ориентациями и личностными качествами будущего специалиста. Социальный работник занимает активную роль в структурировании, программировании и координации действий различных систем социальной помощи населению.
Осуществление влияния является основой интерактивной активности социального работника2. В широком смысле слова термин «влияние» можно объяснить как процесс создания условий для развития личности или системы.
В практике социальной работы это означает обеспечение эффективности продвижения к намеченной цели при помощи соответствующих методов. Влияние есть не что иное, как двусторонний процесс взаимодействия, который может быть успешным при наличии, с одной стороны, способности социального работника оказывать эффективное воздействие на сознание клиента, а с другой, при наличии у клиента способности правильно и благосклонно воспринимать направленное на него воздействие, а также сам факт оказания на него воздействия со стороны.
Этот процесс всегда двусторонний и потому, что на человека оказывают влияние не только слова социального работника, его убеждения, но и его личностные качества, а также отношение клиента к нему как к субъекту воздействия. Еще и потому этот процесс двусторонний, что в процессе воздействия на клиента социальный работник неизбежно испытывает на себе его воздействие, его отношение к сказанному и его отношение к личности социального работника.
Источниками уверенности социального работника в его праве оказывать это влияние являются знания и опыт, узаконенные полномочия, статус и репутация, харизматические данные и личная привлекательность, владение информацией и другое.
Знания и опыт, приобретенные социальным работником в процессе учебы и жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой его способности оказывать свое влияние на других людей, хотя сами эти способности могут разнообразиться в зависимости от личного опыта, личных интересов, талантов.
Как показывают исследования во многих странах, социальная работа практически нигде не является высокооплачиваемой профессией. Главное условие выбора ее как работы является жизненное предназначение, с мотивацией на волонтерской основе или в дополнение к основной работе. Следовательно, социальный работник как личность должен иметь гуманистические убеждения с альтруистической направленностью. Проведенные исследования в северных регионах позволили сделать вывод о гуманистической направленности социальных работников. 81,1 % анкетированных социальных работников свою профессию оценивают как жизненное предназначение, основанное на заботе о благе другого человека и других людей.
Можно выделить еще ряд принципов, на которых основывается социальная работа: справедливость, то есть обеспечение условий для реализации человеческих способностей; личностный подход к решению социальной проблемы; компетентность в профессиональной деятельности; комплексное решение связанных между собой социальных проблем; понимание социальной работы как непрерывной, систематической и целенаправленной деятельности; умение привлечь внимание клиента и установить доверительные отношения с клиентом3.
Информация о работе Профессиональные требования и личностные качества социального работника