Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:07, курсовая работа
Специфика и особенности профессиональной подготовки специалиста по социальной работе.Профессиональные требования к социальному работнику.Нравственное сознание социального работника.Личностные качества социального работника.
Среди многообразия
профессиональных функций, которые
определяют успешность деятельности социального
работника, можно выделить следующие
функции: коммуникативную, психологическую,
организационную и
Коммуникативная функция обусловливает все процессы профессионального общения. Социальный работник отвечает за установление контакта с клиентом, выбор оптимальной стратегии взаимодействия, своевременное информирование и выработку общего смысла информации. Он сам моделирует общение и управляет им. Реализация коммуникативной функции предполагает умение человека общаться с различными людьми в виктимогенных обстоятельствах. В то же время социальный работник может заниматься проблемами клиента и в условиях досуговой деятельности, включающей в себя различные способы структурирования времени, такие как развлечения и ритуалы. Поэтому диапазон коммуникативных умений профессионала достаточно широк.
Одной из наиболее сложных проблем, которую должен решать социальный работник в общении с клиентом, является двойственность его коммуникативной позиции. С одной стороны, он управляет общением и, в определенном смысле, занимает доминирующее положение, с другой, - он сам нацелен на диалогические отношения. Данное противоречие коммуникативной деятельности является ключевым. Его решение зависит от профессионализма и личностных качеств социального работника.
Педагогическая функция связана с воспитательным и обучающим аспектом деятельности специалиста, который нередко выступает в качестве консультанта или эксперта. Он обучает пользователей социальным навыкам целесообразного поведения в тех или иных жизненных ситуациях, осуществляет правовое просвещение своих клиентов, знакомит их с различными нормативными актами, направленными на оказание помощи и т. д. Многие клиенты воспринимают социальных работников не только как представителей определенных служб, но и как помощников, наставников, советчиков, способных найти и подсказать правильное решение в сложной социальной ситуации5.
Организационная функция связана с созданием и управлением социальных служб в различных учреждениях и на местах (в регионах, населенных пунктах по месту жительства). Социальный работник выявляет интересы людей и способствует организации досуговой деятельности, привлекая к сотрудничеству различные учреждения (государственные и общественные) и их представителей. Эта деятельность направлена на предупреждение и преодоление социальных проблем. Кроме того, социальный работник оказывает непосредственную и опосредованную поддержку представителям маргинальных слоев населения. Опосредованная поддержка обусловлена разработкой и осуществлением различных социальных проектов, влияющих на повышение качества жизни людей.
Психологическая функция реализуется в диагностической, прогностической, психотерапевтической деятельности социального работника, который стремится актуализировать креативные силы человека в борьбе с деформирующими социальными условиями жизни.
Диагностические основы социальной работы связаны с выявлением истоков, предпосылок возникновения и формирования различных личностных деформаций и способов поведения, ведущих к социальной дезадаптации. На прогностическом уровне выявляются условия, способствующие становлению успешно функционирующих, продуктивных членов общества, преодолевающих социально-психологические трудности.
Психотерапевтический уровень предполагает решение проблемы: каким образом усилия социального работника могут способствовать преодолению негативных влияний среды и предшествующего социального опыта клиентов? При этом наиболее важным является побуждение собственной социальной активности клиента.
Современная психологическая наука связывает активную позицию человека по отношению к внешнему миру с развитием такой интегральной характеристики человека как интернальность.
Интернальность
представляет собой способность
и умение человека брать на себя
ответственность за то, что с ним
происходит, и контролировать различные
аспекты собственной
Преодоление трудностей социальной жизни и успешная социальная адаптация возможна только на основе интернальной позиции человека. Переход от экстернальной к интернальной позиции обеспечивается за счет формирования волевой регуляции поведения. Под волевой регуляцией понимается намеренная регуляция побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемой человеком по своему решению (В.А. Иванников). Все волевые действия осуществляются на основе осознания и преднамеренности исходя из их необходимости (социально заданной или принятой по собственным мотивам). Такие действия реализуются через дополнительно созданное побуждение к ним. В качестве ведущего механизма волевой регуляции можно использовать изменение смысла деятельности и поведения человека в сложной или экстремальной ситуации, когда требуется максимальная мобилизация сил на преодоление трудностей. Смысл осознается и переживается обычно как значение чего-то для личности, эмоционально переживаемое отношение к чему-то, более или менее ясно осознаваемое. Если изменить или создать дополнительный смысл действия, когда оно выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию, то формирование побуждений к волевому действию будет осуществлено.
Реализация
психологической функции
Все функции социальной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Более того, они интегрированы между собой и их выделение целесообразно лишь с точки зрения анализа и изучения особенностей деятельности. В реальной практике социальной работы специалиста они составляют единое целое. Побуждая клиентов к социальной активности, к преодолению трудностей на основе реализации своего творческого потенциала и достижению новых целей, социальный работник должен сам стремиться к самоактуализации в профессиональной деятельности и за её пределами, поскольку ни одна профессиональная проблема не может быть решена на уровне уже существующих алгоритмов действий и стандартных проектов.
ГЛАВА 2. НРАВСТВЕННО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА.
2.1. Нравственное сознание социального работника.
Фундамент личности социального
работника, на котором строятся его
личностные качества, составляет ее нравственность.
Нравственные качества социального работника
неразрывно связаны с этическими ценностями
социальной работы: человеческое достоинство
и толерантность; социальная справедливость
и гуманизм; компетентность; социальная
активность и гибкость.
Нравственность
(фундамент личности социального работника) - внутреннее,
духовно-интеллектуальное качество человека,
определяющее его возможность поступать
в соответствии с законами этики и морали,
диктующими потребность творить людям
добро, приносить благо.
Нравственность социального работника
обеспечивается нравственным сознанием,
структура которого включает: нравственные
знания, нравственные убеждения и нравственную
потребность.
Нравственное сознание, вытекающие из
убеждений, позволяет обеспечить нравственно-этический
самоконтроль за этичностью социального
действия в повседневной социальной работе.
Но нравственное сознание базируется
на основе нравственного знания.
Нравственные
знания - комплекс знаний об этике, нравственности,
действующих в обществе, обеспечивающих
нравственно-этические устои об
Нравственные знания формируются в процессе
изучения, как общей этики, так и профессиональной,
что позволяет освоить необходимые этические
правила, используемые в повседневной
работе. Такими правилами являются, например,
известный Кантовский императив, где благом
признается то, что составляет благо для
большинства. Широко распространено Золотое
правило нравственности.
Однако в информационный век иметь знания
еще не означает пользоваться ими. В обществе
широко распространены понятия - двойная
мораль, двойной стандарт, двойное дно,
двойное лицо и прочее.
Поэтому вторым элементом в структуре
нравственного сознания являются нравственные
убеждения.
Нравственные убеждения - внутренняя убежденность в необходимости и правильности действующих в обществе норм морали, которая приобретается в процессе теоретического изучения этических законов и приобретения практического этического опыта в процессе жизни в аналогичной этической среде.
Нравственные убеждения являются, можно сказать, второй ступенью нравственного сознания, если знание принять за первую ступень. Здесь проявляется теоретическая и практическая подготовленность специалиста к использованию нравственного знания в практической работе. Однако даже нравственные убеждения не являются гарантией того, что как раз в соответствии с ними будет поступать конкретный специалист. Если он имеет нравственные убеждения, но располагает в ряду ценностей впереди этих убеждений другие, например, чисто материального прагматизма, последние окажутся более значимыми.
Избежать подобных нравственных отступлений в обществе можно через третью, высшую ступень нравственного сознания - нравственную потребность в этическом действии.
Нравственная
потребность в этическом
Если специалист как личность оказывается в условиях давления внешних обстоятельств, вынуждающих поступать не в соответствии с нравственным убеждением и нравственной потребностью, он неизбежно вступает в видимый или невидимый конфликт с этими обстоятельствами. Именно эти люди активно защищают нравственные устои общества. Их убеждения и потребность являются той трудноуловимой, но невероятно значимой энергетической силой нравственности, которая дает силы и вдохновение для активных действий по защите нравственности, именно они выводят общество из нравственного тупика.
Таким образом, формирование нравственного сознания в этапах (или фазах) знания, убеждения, потребности в действии являются важнейшими этапами формирования этически зрелого специалиста по социальной работе. Наличие именно таких специалистов создает предпосылки для формирования нравственности в обществе через воздействие на клиентов, образование населения и разработку нормативных и законодательных документов социальной защиты населения на основе истинных, долговременно действующих нравственных ценностей.
Этическое сознание
специалиста по социальной работе не
формируется быстро, легко, без усилий. Этическое сознание социального
работника - отражение его социального
бытия и деятельности, возникающее и совершенствующееся
в процессе профессиональной деятельности.
Этические отношения в социальной работе
- совокупность зависимостей и связей,
возникающих в процессе профессиональной
этической деятельности. Они заключаются
в достижении общественного и личного
блага путем трансформации в системе "человек
- среда", вызываемой социальными услугами.
2.2. Личностные
качества социального
В самом начале надо заметить, что далеко не каждый человек пригоден для социальной работы. Определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную деятельность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человека переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида. Многие из тех, кто собирается стать специалистом в этой области, могут обнаружить серьёзные «расхождения во взглядах» между собственными установками и системой ценностей социальной работы как профессии и как призвания. В этом случае им придётся посвятить себя какой-либо другой деятельности.
В свою очередь, тот, кто начнёт овладевать этой профессией, очень скоро осознает огромное воздействие на неё таких факторов, как политические силы, экономические условия, демографические тенденции и технический прогресс. Именно поэтому социальная работа была и остаётся одной из самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одной из самых одухотворённых и благородных видов деятельности человека. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему, которую он формирует.
Некоторые социальные работники чувствуют себя как рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие нет. Одни отзывчивы к детям, другие наоборот более чувствительны к людям пожилого возраста. Поэтому роль личностных качеств социального работника несомненно велика в его профессиональной деятельности6. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства, уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптивности. Личностные качества социального работника можно разделить на две группы.
Информация о работе Профессиональные требования и личностные качества социального работника