Профессиональные требования и личностные качества социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Специфика и особенности профессиональной подготовки специалиста по социальной работе.Профессиональные требования к социальному работнику.Нравственное сознание социального работника.Личностные качества социального работника.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА 1 к.р..doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

К первой группе относятся психофизиологические качества личности, от которых зависят особенности к данному виду деятельности.

Ко второй  психологические качества, характеризующие социального работника как личность.

Качества первой группы, которые отражают психические процессы восприятие, память, воображение, мышление. Психические состояния усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия. Внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие требования могут играть, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных  ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи. В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента. Не менее важное место занимают такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики также невозможна эффективная работа. Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, применяемых в качестве основы профессиональной пригодности. Когда же дело касается специалиста социальной сферы, то при подборе кадров следует оценивать целостный образ личности, в формировании которой существенную роль играет опыт работы с людьми и ценностные ориентации кандидата.

Ко второй группе качеств  относятся такие качества, как  самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые  качества физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять  своими эмоциями. К третьей группе относятся: коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность, красноречие и другие. Определение личностных качеств социального работника предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. В зарубежной психологической литературе существует множество теоретических «конструкций», направленных на то, чтобы субъект правильно выбрал профессию. Среди них теория Т. Парсонса, который считает, что для этого необходимо: ясное понимание «себя», своих способностей, интересов, стремлений, возможностей; знание требований и условий для достижения успеха; адекватное соотнесение первых двух факторов. Однако такое понимание выбора имеет ряд недостатков. Прежде всего, он понимается как одномоментный акт, что предполагает упрощённое представление о человеке, отрыв его от конкретного процесса труда.

Важнейший путь овладения  педагогическим тактом – постоянный самоконтроль и самоанализ в любых  ситуациях. При этом полезно учесть замечание А.С. Макаренко: «Хотя люди понимают, что их воспитывают, но никто не хочет подвергаться специальным педагогическим процедурам. Тем более люди не любят, когда с ними беседуют о пользе воспитания и морализуют каждую фразу. В том и проявляется искусство социального работника, чтобы не выставлять на первый план свою воспитательную функцию, а действовать советом, добрыми пожеланиями, личным участием в решении проблем клиента.

 

2.3. Этический кодекс и стандарты социальной работы.

Этический и  профессиональный кодекс социального  работника отвечает международным нормам социальной работы, принятым во всем мире. На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994г) был принят профессионально - этический кодекс соц. работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания7.

Этические стандарты  социального работника.

Суммируя все  вышесказанное, а также используя  приемлемый для нашей страны опыт социальной работы за рубежом, где существует даже этический кодекс, разработанный НАРС, можно выделить основные этические стандарты социального работника.

К главным его  положениям относятся:

    • быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиента;
    • делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиента;
    • уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;
    • в отношениях с коллегами быть доброжелательным, уважительным;
    • в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;
    • служить своей профессией на благо окружающих.

К этическим  стандартам профессионального общения  социального работника можно  отнести следующее:

  1. социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом;
  2. социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника;
  3. социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего;
  4. социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных и дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей;
  5. социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей;
  6. социальный работник, занимающийся исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей; убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем; информировать об этом заранее и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования);
  7. социальный работник, занимающийся исследовательской работой, должен защитить своих подчиненных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав;
  8. социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними;
  9. информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной.

Что касается непосредственных этических обязательств социального  работника перед клиентом, то:

- интересы клиента всегда должны быть на первом месте;

- социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки;

- недопустимо использование взаимоотношений с клиентом для достижения личной выгоды;

- не следует проявлять, способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации, на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, личностными характеристиками, условиями, статусом;

- социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, предоставляемых ему социальной службой;

- следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;

- социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб;

- социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов "лечения";

- социальному работнику не следует участвовать от имени своего клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.

Что касается такого важного этического момента как  конфиденциальность, социальный работник должен:

- уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;

- информировать клиента о границах конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, о целях получения информации и ее использования;

- получить согласие клиента на печатание, запись разговоров и участие третьего лица.

В отношениях с  коллегами:

    • нужно быть уважительным, справедливым, честным, корректным;
    • следует сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов;
    • относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналы для высказывания своих суждений за этот счет;
    • если социальный работник замещает коллегу, то он должен действовать с учетом его интересов, характера и репутации;
    • социальный работник, руководящий своими коллегами, должен выполнять свои обязанности в справедливой взвешенной манере, оценивать их деятельность в соответствии с четко сформулированными критериями.

Этическая ответственность  перед профессией:

а) социальный работник должен придерживаться и умножать ценности, этику, знания и миссию социальной работы;

б) социальному работнику следует защищать достоинство целостность профессии;

в) социальный работник должен быть в курсе знаний, касающихся социальной работы и уметь их критически оценивать;

г) социальный работник должен участвовать в накоплении знаний социальной работы, делиться результатами исследований и практическим опытом с коллегами;

д) социальная работа, как и любая отрасль знаний, находится в процессе постоянно развития и обогащения.

Приведенные выше этические стандарты не являются единственно верными и всеобъемлющими, но они могут оказать некоторую помощь социальным работникам в их повседневной работе, главной целью которой является оказание помощи людям; стремление сделать общество более процветающим и совершенным.

Профессиональные  качества социального работника  рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных  знаний, умений и навыков, а также  для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде8. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Статус социальной работы в настоящее время возрастает во всем мире. Она становится кросскультурной, международной и приобретает  глобальный характер. Ценности социальной работы имеют огромное значение, порой превышающее ее технологические контексты. Становясь глобальной, она воспринимает новые ценности или систему ценностей. Ценностными установками всех разновидностей профессиональной социальной работы является уважение чести и достоинства человека, неповторимости и уникальности его личности.

Профессия социального  работника пользуется все большим  уважением в России. Ее престиж  возрастает по мере развития территориальных  служб, становления новых социальных учреждений. Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства в России. В России появилась осознанная потребность в социальных работниках.

В личностно-профессиональные качества специалиста социальной работы должно входить: самостоятельность  и находчивость, инновационность, эффективное  ведение переговоров и защиты клиентов, личностное и профессиональное саморазвитие в направлении помощи людям в их жизни, а также социальным группам организациям и общинам. Поэтому, социальному работнику необходим комплекс знаний гуманитарных и естественнонаучных проблем, связанных с такими научными дисциплинами, какэтика, педагогика. 

Проводя анализ курсовой работы можно сделать вывод, что деятельность социального работника заключается в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи, стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. Создание доброжелательной обстановки и выбор правильного способа поведения и общения позволит социальному работнику понравиться людям и склонить их к своей точке зрения. От этого и зависит эффективность деятельности социального работника.

В данной работе были рассмотрены основные требования, которые предъявляют к современному социальному работнику.

Обобщив все  вышеизложенное, можно отметить, что  социальный работник должен

  1. Знать и понимать сущности социальной работы;
  2. Иметь высокой уровень образования и культуры, компетентность по широкому кругу социально значимых проблем. Необходимы знания в области педагогики, психологии, юриспруденции, социологии и т.п.
  3. Обладать такими качествами как доброта, любовь к людям, желание помочь, чуткость, чувство сострадания и милосердия, симпатия к другим и альтруизм.
  4. Обладать высокой коммуникабельностью, общительностью, социальной смелостью, уметь управлять людьми, влиять на их позицию и убеждения, умение вызвать к себе доверие и поддержать в трудную минуту.
  5. Быть бескорыстным, честным, поря<span cl

Информация о работе Профессиональные требования и личностные качества социального работника