Профессиональные требования и личностные качества социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Специфика и особенности профессиональной подготовки специалиста по социальной работе.Профессиональные требования к социальному работнику.Нравственное сознание социального работника.Личностные качества социального работника.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА 1 к.р..doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Функции, которые должны выполнять социальные работники в своей профессиональной деятельности для обозначенной цели, наиболее полно отражены в работах Е.И.Холостовой. Автором определяются следующие функции: диагностическая; прогностическая; правозащитная; организационная; предупредительно-профилактическая; социально-медицинская; социально-педагогическая; психологическая; социально-бытовая; коммуникативная.

Для достижения обозначенной выше цели и реализации перечисленных  функций необходимы соответствующие технологии. Социальный работник должен предвидеть, к каким последствиям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели. Использование деструктивных средств приводит к трансформации и самой цели.

Наиболее удачным  видится определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в работах  Е.И. Холостовой. Здесь социальная работа трактуется как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, осуществления эффективности реализации задач социальной защиты населения. Социальные технологии как совокупности приемов, методов и воздействий разрабатываются на основе определенных принципов или ценностных установок.

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие особенности  социальной работы. Субъектом социальной работы на микроуровне является «человек нуждающийся», объектом – социальный работник. Социальные технологии как методы и средства социальной работы подчинены основной цели – помощи «человеку нуждающемуся». Существуют два пути достижения указанной цели: создание необходимых социальных условий для достойного существования клиента социальной работы и помощь клиенту в реализации своих возможностей для самостоятельного решения своей проблемы. Основной акцент в деятельности социального работника с клиентом делается на активности последнего в решении его проблем.

Как указывалось выше, основное в социальной работе занимает индивидуализированная помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной  ситуации, при учете их потребностей и развитии их собственной активности. Такой подход в психотерапии называют клиентоцентрированным. Основоположником данного подхода является Карл Роджерс, один из ярких представителей гуманистической психологии. Гуманизм им понимается в узком и широком смысле. В узком, конкретно-историческом смысле гуманизм – литературно-философское движение, которое развернулось в эпоху Возрождения. Гуманизм в широком смысле слова – это мировоззрение, основная направленность рационально-эмоциональной сферы индивида и общества; это исторически подвижная система идей и представлений, признающая самоценность человеческой личности, ее право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Рассматривая специфику  подготовки современного специалиста  по социальной работе, отметим важность социально-правовых дисциплин, изучаемых студентами, значение которых основывается на практической значимости юридических знаний при формировании профессионального сознания будущего специалиста.

Во-первых, юридические  знания обладают организационной ценностью, которая раскрывает их положительную роль и для общества и для отдельной личности. Во-вторых, ценность юридических знаний заключается в том, что, обладая ими, человек приобретает социальную свободу, что немаловажно как для самого субъекта, так и для общества в целом. В-третьих, юридические знания работают на аксиологическую идею справедливости, что явно свидетельствует о гуманистическом их характере, который проявляется не только в том, что они открывают личности доступ к благам, но и в том, что они выступают действенным средством ее социальной защищенности. В-четвертых, юридические знания выступают мощным фактором прогресса, который является источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития, а также эффективным инструментом социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе. В-пятых, юридические знания влияют на формирование толерантного сознания социального работника, что весьма важно, так как толерантность в социальной работе признается одним из руководящих принципов. Под толерантностью подразумевается признание правомерности культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями.

Важное место в процессе обучения отводится специализации  социального работника в оказании помощи клиентам: одни специализируются в области профилактики правонарушений; другие совершенствуются в оказании помощи бедным и заброшенным; третьи – в работе с детьми, у которых нет родителей. Такие специализации требуют знания соответствующих теорий и концепций, опоры на эмпирические исследования. Нужно знать, как подойти к анализу ситуации, как разработать программу оказания помощи, какие методы применить для решения проблем, знать соответствующие законы и политику государства по этим вопросам.

Современный социальный работник по своему профессиональному назначению должен стремиться, по возможности, предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении и таким образом оздоровить их окружающую среду.

Главной направленностью  деятельности социального работника  является содействие саморазвитию личности и формирование убеждения, что человека нельзя научить, если он сам себя не научит, никакие советы не помогут, если не захотеть им следовать. Отсюда: задача социального работника – поддержать, обнадежить и стимулировать людей на развитие их способностей, знаний и умений. То есть – вместе с детьми, вместе со взрослыми, а не за них.

В интересах личности формы социальной помощи не должны носить характер благотворительной  подачки. Социальный работник призван  развивать различные виды самопомощи, он поддерживает и стимулирует людей на развитие их собственных сил, конструктивную деятельность, использование их внутренних резервов. Учет именно этих особенностей современного психологического взгляда на деятельность социального работника в практике профессиональной подготовки будущих специалистов должен быть осуществлен при обучении на соответствующих специальностях вузов.

 

    1. Профессиональные требования к социальному работнику.

Должность социального  работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена  в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением.

Выявляет и  оказывает содействие детям и  взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи4. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде.

Участвует в  работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:

  1. диагностическая - заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит "социальный диагноз";
  2. прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;
  3. правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;
  4. организационная - способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;
  5. предупредительно-профилактическая - приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;
  6. социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;
  7. социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;
  8. психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;
  9. социально-бытовая - способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;
  10. коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Специфика функций  социального работника предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, что отражено в этическом и профессиональном кодексе.

Так, к числу  обязательных качеств и умений социального  работника отнесены:

- эмпатийность;

- психологическая компетентность;

- деликатность и тактичность;

- человечность и гуманность, милосердие;

-организаторские и коммуникативные способности, экстравертированность;

- высокая духовная культура и нравственность;

- социальный  интеллект (то есть умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);

- умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;

- направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;

- учение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;

- стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;

- честность, моральная чистота в профессиональных делах, соблюдение этики взаимоотношений с людьми и т.п.

 

    1. Профессиограмма деятельности социального работника.

Профессиограмма представляет собой совокупность требований, предъявляемой профессией к личности, способностям, мастерству и возможностям специалиста. Профессиограмма определяет психологическую структуру профессиональной деятельности, её основные компоненты и связи между ними. Психологическая структура деятельности, в свою очередь, детерминируется общим характером деятельности, её содержанием и задачами, стоящими перед специалистом. Социальный работник нацелен на решение целого комплекса разнообразных задач, таких как:

-        адаптация клиентов в общество, формирование их активной жизненной позиции в решении своих проблем;

-        создание условий для самоутверждения представителей уязвимых социальных групп;

-        диагностика социальных и личностных проблем;

-        социальная профилактика;

-        социальная помощь и социальное обеспечение нуждающихся;

-        консультирование;

-        социальная реабилитация и терапия;

-         социальный надзор и попечительство;

-        социальное проектирование;

-        посредничество между клиентами и различными организациями;

-        инновационная деятельность в области социальной работы и т. д.

Социальный  работник заботится о создании условий  для проявления способностей клиентов, увеличивающих степень их самоконтроля и самоорганизации. Реализация социальной работы осуществляется на непосредственном и опосредованном уровне. Непосредственный уровень - это уровень личных контактов специалиста с клиентом. Опосредованный уровень связан с решением общих социальных задач в рамках общества.

Информация о работе Профессиональные требования и личностные качества социального работника