Репродуктивное поведение молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование структуры и факторов формирования репродуктивного поведения современной молодежи.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить литературу по вопросу социально-психологических особенностей молодежи;
2. Изучить литературу по проблеме жизненных ценностей современной молодежи;
3. Изучить литературу по проблеме репродуктивного поведения, его структуры и факторов формирования;
4. Провести исследование структуры и факторов репродуктивного поведения современной молодежи;
5. Провести статистическую обработку данных эмпирического исследования.
6. Сформулировать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………...………………………………..…3
ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
1.1 Социально-психологические особенности молодежи ………………….6
1.2 Ценностные ориентации современной молодежи ...…………………..17
ГЛАВА II. РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1 Понятие и био-социальная сущность репродуктивного поведения .....25
2.2 Репродуктивное поведение современной молодежи и факторы его формирования (на материалах г.Ростова-на-Дону)…………………………......40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..54
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….......

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Репродуктивное поведение современной молодежи.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

 


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………...………………………………..…3

 

ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

    1. Социально-психологические особенности молодежи ………………….6
    2. Ценностные ориентации современной молодежи ...…………………..17

 

ГЛАВА II. РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

    1. Понятие и био-социальная сущность репродуктивного поведения .....25
    2. Репродуктивное поведение современной молодежи и факторы его формирования (на материалах г.Ростова-на-Дону)…………………………......40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..54

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….......57

ВВЕДЕНИЕ

 

Молодость - это не только важный период созревания и развития человека, этап между детством и взрослостью. Это самая динамичная и восприимчивая к переменам общность. Молодежи в обществе принадлежало и принадлежит ключевое место в механизме эволюционной изменчивости. Это возрастная общность, которая со временем займет ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах общества, а в XXI веке будет решать задачи, контуры которых сейчас трудно различимы.

Население нашей страны является «старым». Это означает, что по прогнозам Госкомстата России, естественная убыль населения будет и впредь продолжаться до 2016 года. Составляющие депопуляции: снижение рождаемости, снижение детности, рост числа абортов, рост числа разводов, рост числа людей никогда не состоящих в браке населения, напрямую связаны с социально-экономическими проблемами молодежи. Факторы, определяющие уровень рождаемости, активно обсуждаются в политических кругах и СМИ. Причем акцент делается на экономическую стимуляцию рождений. Однако, согласно мнению ряда ученых (А.И.Антонов, В.М.Медков, 1996; А.А.Авдеев, 1988), в основе репродуктивного поведения, лежат репродуктивные установки, в структуре которых важнейшими являются желаемое и планируемое число детей. Таким образом, экономические методы воздействия будут иметь желаемый эффект только в отношении тех семей, в которых желаемое число детей выше, чем на данный момент планировалось в силу определенных материальных затруднений (отсутствие жилья, низкие размеры денежных выплат по беременности и родам, пособия на ребенка и т.п.). В то же время результаты многочисленных исследований однозначно свидетельствуют о том, что желаемое число детей в структуре репродуктивного поведения 90-95% женщин не превышает 2-х детей (от 30% до 50% женщин хотели бы иметь только одного ребенка). В сложившийся ситуации правомерным представляется сделать прогноз относительно того, что проводимая в стране программа повышения рождаемости не позволит поднять суммарный коэффициент рождаемости (среднее число рождений у одной женщины в гипотетическом поколении за весь репродуктивный период) выше 2. Это притом, что согласно расчетам (Н.В.Васильева, В.Н.Архангельский, 1994; В.М.Медков, 2003; F.Lorimer, F.Osborn, 1934), для простого воспроизводства населения данный показатель должен быть приблизительно равным 2,15. Следует заметить, что при его реальном значении 1,25 (на 2001) предпринимаемые меры не бесполезны, однако не решают базовой проблемы, поскольку не изменяют установки на желаемое число детей. Соответственно, актуальным представляется исследование факторов формирования репродуктивных установок, а также других составляющих репродуктивного поведения: возраста вступления в брак, применение контрацепции, искусственные аборты, длительность грудного вскармливания (Дж. Бонгаартс). Очевидно, что перечисленные компоненты репродуктивного поведения непосредственно связаны с ценностями брака, семьи, родительства, любви, целомудрия в структуре ценностей молодого человека.

Цель курсовой работы – исследование структуры и факторов формирования репродуктивного поведения современной молодежи.

Объект исследования – молодые люди в возрасте от 16 до 22 лет.

Предмет исследования – репродуктивное поведение современных молодых людей в возрасте от 16 до 22 лет.

 Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить литературу по вопросу социально-психологических особенностей молодежи;
  2. Изучить литературу по проблеме жизненных ценностей современной молодежи;
  3. Изучить литературу по проблеме репродуктивного поведения, его структуры и факторов формирования;
  4. Провести исследование структуры и факторов репродуктивного поведения современной молодежи;
  5. Провести статистическую обработку данных эмпирического исследования.
  6. Сформулировать выводы.

Гипотеза: предполагается, что для формирования репродуктивного поведения существенное значение имеют такие факторы, как семейное благополучие, в то время как материальное благополучие играет менее важную роль; причем характер репродуктивных установок зависит от родительской семьи (числа детей), детности семей друзей и близких родственников, а также от уровня образования субъекта репродуктивного поведения.

Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы в учебном процессе Филиала РГСУ в г.Азове и в работе социальных служб, занимающихся проблемами молодежи.

Структура курсовой работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

 

 

1.1. Социально-психологические  особенности молодежи

 

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т.Лисовским: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»1. Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности2. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возрасту. Это связано с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённостью молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств - стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Наиболее общим критерием является социальная зрелость. Процесс социального созревания обусловлен как возрастными этапами и социально-психологическими особенностями, так и конкретными общественно-историческими обстоятельствами3.

Процесс становления социальной зрелости молодёжи, выбор ею жизненного пути происходят во всех основных сферах жизнедеятельности личности, реализуясь посредством обучения и воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений. Основными социально-психологическими регуляторами этого процесса и одновременно показателями положения молодёжи в обществе и в структуре исторического процесса развития выступают ценностные ориентации, социальные нормы и установки. Они определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения4.

Характерными чертами возрастной группы (17-23 года) являются активное отношение к действительности, стремление к самопознанию, самоопределению и самоутверждению в качестве субъекта социальной жизни.

Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Юность – решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и эмоционально-личностные предпосылки.

Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Характерная черта юности – формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность. С другой стороны, это результат конкретизации целей и мотивов.

Психологи давно уже обратили внимание на внутреннюю противоречивость юношеского сознания, в котором категоричность оценок уживаются с демонстративным скепсисом и сомнением в обоснованности многих общественных норм. Такая противоречивость объясняется, прежде всего, тем, что в этом возрасте формируется собственная система ценностей, актуальным становится собственный интеллектуальный поиск5.

Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Однако было бы упрощением рассматривать это свойство молодёжного сознания только негативно или как проявление только возрастных особенностей. Такая характеристика молодёжного сознания определяется рядом объективных обстоятельств6.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации личности, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только её вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от старших. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать и вести себя как подросток в другой.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов - семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не имеет жёсткой иерархии, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

Изменение временной перспективы  тесно связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов.

Важным компонентом самосознания является самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе. Пониженное самоуважение влечет за собой коммуникативные трудности, снижает социальную активность студента.

Поскольку молодость для большинства людей – это период получения образования необходимо сказать и об особенностях студенчества. Абитуриент приходит в вуз с определенными жизненными планами, установками, социальным опытом. Путь студента к статусу зрелого специалиста включает в себя целый ряд ступеней:

  • приобщение к общим нормам вузовской жизни, адаптация к коллективу и характеру студенческой деятельности.
  • приобщение к содержанию профессиональной деятельности в пределах вуза;
  • адаптация к характеру и условиям реальной профессиональной деятельности после выпуска из вуза. Однако адаптация понимается здесь не как пассивное приспособление к объективным условиям жизнедеятельности, а как процесс активного личного формирования, когда объективные условия и обстоятельства используются в качестве эффективных средств этого формирования.

Учеба для студента является основной формой трудовой деятельности, Это труд, в процессе которого формируются необходимые специалисту нравственно-деловые качества и навыки. Поэтому отношение к учебе, ее мотивация, успешность являются важнейшими показателями социальной зрелости личности7.

Социальная зрелость представляет собой целостность самосознания и реализации в деятельности личностью её основных социальных и психологических качеств и свойств. При этом современный молодой человек имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, чем его сверстник 20-30 лет назад. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контр-культуры— хиппи 60-х годов или «система» в России 80-х годов. Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культу-ре современной молодежи в России. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Стремлению юношества к социально-активному самоопределению присуща и определенная неустойчивость (в силу отсутствия достаточного жизненного опыта, неразвитости самовоспитания и т.д.). Основной причиной социально-психологической неустойчивости в юношеском возрасте, проявляющейся в импульсивности и разбросанности, иллюзорном и экзотическом романтизме, разочаровании и пессимизме, скептицизме и нигилизме, негативном максимализме и волевой дисгармонии, оказывается неразвитость общественного содержания мотивов активности8.

Информация о работе Репродуктивное поведение молодежи