Реформы образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:04, практическая работа

Краткое описание

И зарубежные, и отечественные ученые отмечают, что система образования не удовлетворяет современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии кризиса. Суть мирового кризиса образования видится прежде всего в обращенности сложившейся системы образования в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее. Современное развитие общества требует новой системы образования — "инновационного обучения", которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее.

Вложенные файлы: 1 файл

физика.docx

— 68.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема проекта: 
«Реформы образования в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

1. Кризис образования

 
И зарубежные, и отечественные ученые отмечают, что система образования  не удовлетворяет современным требованиям  и вследствие этого находится  в состоянии кризиса. Суть мирового кризиса образования видится прежде всего в обращенности сложившейся системы образования в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее. Современное развитие общества требует новой системы образования — "инновационного обучения", которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее. В нашей стране кризис образования имеет двойную природу. Во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы. Система российского образования, особенно высшего, имеет свои достоинства и недостатки. Плюсы российской высшей школы заключаются в том, что она способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства; — по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами она занимает одно из ведущих мест в мире; — она отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам; — она традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой; Таковы преимущества российской образовательной системы (ВШ). Однако четко осознается и тот факт, что реформирование высшей школы в нашей стране — настоятельная необходимость. Происходящие в обществе изменения все более объективируют недостатки отечественного высшего образования: — в современных условиях стране требуются такие специалисты, которые не только не выпускаются на сегодняшний день, но для которых наша образовательная система еще не подготовила научно-методическую базу; — бесплатная подготовка специалистов и несоизмеримо низкая оплата их труда девальвировали ценность высшего образования, его элитарность в плане развития интеллектуального уровня личности, снизился социальный статус специалистов, долженствующий обеспечить личности определенную социальную роль и материальное обеспечение; — чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой шло в ущерб общему духовному и культурному развитию личности; — усредненный подход к личности, валовой выпуск "инженерной продукции", невостребованность десятилетиями интеллекта, таланта, нравственности, профессионализма привела к деградации Нравственных ценностей, к деинтеллектуализации общества, падению престижа высокообразованного человека. — тоталитарное управление образованием, сверхцентрализация, унификация требований подавляли инициативу и ответственность преподавательского корпуса; — вследствие милитаризации общества, экономики и образования сформировалось технократическое представление о социальной роли специалистов, неуважение к природе и человеку; — изолированность от мирового сообщества — с одной стороны, и работа многих отраслей промышленности по зарубежным образцам, импортные закупки целых заводов и технологий — с другой, исказили главную функцию инженера — творческую разработку принципиально новой техники и технологии; — экономический застой, кризис переходного периода повлекли за собой резкое снижение и финансового, и материального обеспечения образования, высшего в частности.

2. Основные проблемы  образования в российских школах 

2.1 Поборы

Подавляющее число россиян  говорит о том, что учёба в  школе сейчас - дело дорогое. Опрос  ВЦИОМа показал, что 50% россиян ежегодно делают добровольные взносы на школьные нужды. Сверх того 29% родителей оказывают "добровольную спонсорскую помощь" образовательному учреждению, в котором  учится их ребенок. 
 
Поборы поборам тоже рознь. Если учитель на собрании советуется с родителями, как улучшить класс, и они сами предлагают, что можно приобрести, это вряд ли можно назвать побором и вымоганием денег. Обижает родителей административная бестактность, когда их ставят перед фактом, что нужно то, то и то, и не спрашивают их мнения и согласия.

 2.2 Курение и Наркомания

По заявлению Роспотребнадзора, за последние 20 лет число курильщиков в России увеличилось на 450 тысяч человек. Так, в возрасте 15-19 лет курят 7% девушек и 40% юношей. В среднем в день они выкуривают 7 и 12 сигарет соответственно. От 3 до 7% учащихся начальной школы уже пробуют курить, большинство привыкают к табаку в 10-15 лет. В 10-11-х классах постоянно или периодически курят уже 50-70% учащихся.

2.3 Проблема пятого класса

Самым сложным и противоречивым моментом в развитии и социализации ребенка является возраст 11-12 лет, он приходится на 5-й класс. Современная  психофизиология доказывает, что  период от 7 до 12 лет - это единый этап развития ребенка, который нельзя разрывать. В российской же школе именно на 5-й класс накладывается еще  одна трудная задача - переход в  старшую школу. Дети оказываются выброшены из своей среды, а к новой примкнуть еще не могут. 
 
Пятиклашки по сути еще дети, они привыкли к своему учителю, к своему классу и еще не готовы покинуть их и войти во взрослую жизнь. Они теряются среди старшеклассников, которые чуть ли не затаптывают их, они не знают, как постоять за себя, когда кто-то из старших требует деньги или телефон, путаются в этажах и кабинетах предметников. Пятый класс провальный: учителя и родители часто отмечают, что до четвертого класса ребенок учился нормально, а в пятом вдруг потерял интерес к учебе, стал хуже себя вести и учиться. Чтобы решить эту проблему, необходимо сделать начальную школу 6-летней.

 

 

3. Интерес к  высшему образованию

Аналитическая служба ВЦИОМ утверждает, что в последние годы особенно сильно возрос интерес россиян к  высшему образованию. Мало того, интерес ко второму высшему также возрос за последние несколько лет: 
- 13% учащихся ПТУ считают, что обучение не в одном, а в двух ВУЗах дает человеку наилучшие возможности 
- 44% студентов высших учебных заведений придерживаются такой же точки зрения. 
- 14% студентов считают важным дальнейшее обучение в аспирантуре.

По данным всероссийского опроса, проведенного Аналитической службой  ВЦИОМ, среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет: 
-20% респондентов нацелены на получение второго высшего образования 
-6% получают его в настоящий момент. 
- среди людей с высоким уровнем дохода доля лиц, имеющих или собирающихся получить второе высшее образование, существенно больше.

4. Проблема трудоустройства  выпускников ВУЗов

Проблема трудоустройства в нашей стране с каждым днем приобретает все более глобальные вершины. Если посмотреть на статистику, то можно увидеть, что число студентов, которые трудоустраиваются по специальности, очень мало. В основном молодые люди предпочитают уходить в другие сферы деятельности, некоторые во время учебы создают свой бизнес или дело, которое приносит им доход и образование становится им нужно только для галочки, а иногда бывает, что люди вовсе и не видят дальнейшей цели в жизни. Так почему же так происходит? Ведь, если посмотреть на информацию при поступлении, у любого ВУЗА и на любой кафедре будет написано, что всем выпускникам обеспечено 100 процентное трудоустройство по специальности. Причин здесь очень много, но основных только несколько.  
По данным опроса 33% выпускников российских ВУЗов работают по другой специальности, чем полученное ими образование. Таким образом, почти 1/3 бюджетных расходов на высшее профессиональное образование была использована неэффективно.

Первая причина кроется, конечно, в самом человеке, а именно в  его отношении к образованию. В последнее годы, учащиеся ВУЗов  поделились на три категории. Первая категория, это те, кому нужно образования  для дальнейшей работы в этой сфере, но таких очень мало. Вторые это те, кому образование нужно просто для галочки, так как у них есть то дело, которое им приносит очень хороший доход. Третья группа это те, кому просто лень учиться. Обычно это люди, которые живут одним днем и не думают о будущем. Лет 20 назад все учились, для того чтобы дальше работать по специальности и изредка, кто учился для галочки. Конечно же это зависит от изменений в обществе. В общем плане так и есть, но на самом деле ярко наблюдается деградация нашего общества. Особенно это ярко выражено в Российском обществе, так как за рубежом такой ситуации все-таки не существует. Там все люди четко понимают, зачем им нужно образование и что оно им даст в будущем.

Второй причиной здесь можно  назвать проблему в структуре  нашего образования. В первую очередь  это преподаватели, которые обучают  студентов в ВУЗе. К сожалению, сейчас во многих вузах работают «устаревшие» преподаватели. Знания, которые они дают, редко можно применить в нынешней жизни. 
Также существуют молодые преподаватели. Как правило им всё равно на образовательный процесс. Они ходят в институт и читают лекции только ради заработной платы. 
Преподавателей «теоретиков» большое количество не только в России, но и за рубежом. Они прекрасно владеют теорией, но, к сожалению, совсем не могут применить её на практике. А ведь нашей жизни самое главное практика, а теории в ней мало. 
Преподавателей «практиков» в наше время очень мало. А ведь они самые лучшие. Только они способны помочь студентам и направить их в нужное русло.

Еще одной причиной такого плачевного состояния нашего образования будет  открытие в университетах каких-то непонятных специальностей на кафедрах. Многие преподаватели этой кафедры  сами не понимают на кого учат по той  или иной специальности и ясно говорят студентам, что таких  профессий просто не существует.

5. Роль образования в развитии российского общества

Роль образования на современном  этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления  опасности отставания страны от мировых  тенденций экономического и общественного  развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора  формирования нового качества экономики  и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого  капитала. Российская система образования  способна конкурировать с системами  образования передовых стран. При  этом необходимы широкая поддержка  со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования  с выделением необходимых для  этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы. Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.

 

5.1 Российское образование и тенденции мирового развития.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает  вместе с тем общие тенденции  мирового развития, обуславливающие  необходимость существенных изменений  в системе образования: ускорение  темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального  выбора, что вызывает необходимость  повышения уровня готовности граждан  к такому выбору; переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности; возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения; динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности; возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.

5.2. Новые социальные требования к системе российского образования

Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим  фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этно-национальной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.

5.3. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали  существенное влияние на российское образование, позволив реализовать  академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности  образовательных программ, развитие многонациональной российской школы  и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение  и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном  законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однако произошедший в 90-х годах общесистемный  социально-экономический кризис существенно  затормозил позитивные изменения. Государство  во многом ушло из образования, которое  вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи. В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения. В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании. Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.

Информация о работе Реформы образования в России