Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:04, практическая работа
И зарубежные, и отечественные ученые отмечают, что система образования не удовлетворяет современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии кризиса. Суть мирового кризиса образования видится прежде всего в обращенности сложившейся системы образования в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее. Современное развитие общества требует новой системы образования — "инновационного обучения", которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее.
Тема проекта:
«Реформы образования в России»
Москва, 2012
1. Кризис образования
И зарубежные, и отечественные ученые
отмечают, что система образования
не удовлетворяет современным
2. Основные проблемы
образования в российских
2.1 Поборы
Подавляющее число россиян
говорит о том, что учёба в
школе сейчас - дело дорогое. Опрос
ВЦИОМа показал, что 50% россиян ежегодно
делают добровольные взносы на школьные
нужды. Сверх того 29% родителей оказывают
"добровольную спонсорскую помощь"
образовательному учреждению, в котором
учится их ребенок.
Поборы поборам тоже рознь. Если учитель
на собрании советуется с родителями,
как улучшить класс, и они сами предлагают,
что можно приобрести, это вряд ли можно
назвать побором и вымоганием денег. Обижает
родителей административная бестактность,
когда их ставят перед фактом, что нужно
то, то и то, и не спрашивают их мнения и
согласия.
2.2 Курение и Наркомания
По заявлению Роспотребнадзора, за последние 20 лет число курильщиков в России увеличилось на 450 тысяч человек. Так, в возрасте 15-19 лет курят 7% девушек и 40% юношей. В среднем в день они выкуривают 7 и 12 сигарет соответственно. От 3 до 7% учащихся начальной школы уже пробуют курить, большинство привыкают к табаку в 10-15 лет. В 10-11-х классах постоянно или периодически курят уже 50-70% учащихся.
2.3 Проблема пятого класса
Самым сложным и противоречивым
моментом в развитии и социализации
ребенка является возраст 11-12 лет, он
приходится на 5-й класс. Современная
психофизиология доказывает, что
период от 7 до 12 лет - это единый этап
развития ребенка, который нельзя разрывать.
В российской же школе именно на
5-й класс накладывается еще
одна трудная задача - переход в
старшую школу. Дети оказываются выброшены
из своей среды, а к новой примкнуть еще
не могут.
Пятиклашки по сути еще дети, они привыкли
к своему учителю, к своему классу и еще
не готовы покинуть их и войти во взрослую
жизнь. Они теряются среди старшеклассников,
которые чуть ли не затаптывают их, они
не знают, как постоять за себя, когда кто-то
из старших требует деньги или телефон,
путаются в этажах и кабинетах предметников.
Пятый класс провальный: учителя и родители
часто отмечают, что до четвертого класса
ребенок учился нормально, а в пятом вдруг
потерял интерес к учебе, стал хуже себя
вести и учиться. Чтобы решить эту проблему,
необходимо сделать начальную школу 6-летней.
3. Интерес к высшему образованию
Аналитическая служба ВЦИОМ утверждает,
что в последние годы особенно
сильно возрос интерес россиян к
высшему образованию. Мало того, интерес
ко второму высшему также возрос за последние
несколько лет:
- 13% учащихся ПТУ считают, что обучение
не в одном, а в двух ВУЗах дает человеку
наилучшие возможности
- 44% студентов высших учебных заведений
придерживаются такой же точки зрения.
- 14% студентов считают важным дальнейшее
обучение в аспирантуре.
По данным всероссийского опроса,
проведенного Аналитической службой
ВЦИОМ, среди молодежи в возрасте
от 18 до 24 лет:
-20% респондентов нацелены на получение
второго высшего образования
-6% получают его в настоящий момент.
- среди людей с высоким уровнем дохода
доля лиц, имеющих или собирающихся получить
второе высшее образование, существенно
больше.
4. Проблема трудоустройства выпускников ВУЗов
Проблема трудоустройства в нашей
стране с каждым днем приобретает все
более глобальные вершины. Если посмотреть
на статистику, то можно увидеть, что число
студентов, которые трудоустраиваются
по специальности, очень мало. В основном
молодые люди предпочитают уходить в другие
сферы деятельности, некоторые во время
учебы создают свой бизнес или дело, которое
приносит им доход и образование становится
им нужно только для галочки, а иногда
бывает, что люди вовсе и не видят дальнейшей
цели в жизни. Так почему же так происходит?
Ведь, если посмотреть на информацию при
поступлении, у любого ВУЗА и на любой
кафедре будет написано, что всем выпускникам
обеспечено 100 процентное трудоустройство
по специальности. Причин здесь очень
много, но основных только несколько.
По данным опроса 33% выпускников российских
ВУЗов работают по другой специальности,
чем полученное ими образование. Таким
образом, почти 1/3 бюджетных расходов на
высшее профессиональное образование
была использована неэффективно.
Первая причина кроется, конечно, в самом человеке, а именно в его отношении к образованию. В последнее годы, учащиеся ВУЗов поделились на три категории. Первая категория, это те, кому нужно образования для дальнейшей работы в этой сфере, но таких очень мало. Вторые это те, кому образование нужно просто для галочки, так как у них есть то дело, которое им приносит очень хороший доход. Третья группа это те, кому просто лень учиться. Обычно это люди, которые живут одним днем и не думают о будущем. Лет 20 назад все учились, для того чтобы дальше работать по специальности и изредка, кто учился для галочки. Конечно же это зависит от изменений в обществе. В общем плане так и есть, но на самом деле ярко наблюдается деградация нашего общества. Особенно это ярко выражено в Российском обществе, так как за рубежом такой ситуации все-таки не существует. Там все люди четко понимают, зачем им нужно образование и что оно им даст в будущем.
Второй причиной здесь можно
назвать проблему в структуре
нашего образования. В первую очередь
это преподаватели, которые обучают
студентов в ВУЗе. К сожалению,
сейчас во многих вузах работают «устаревшие»
преподаватели. Знания, которые они дают,
редко можно применить в нынешней жизни.
Также существуют молодые преподаватели.
Как правило им всё равно на образовательный
процесс. Они ходят в институт и читают
лекции только ради заработной платы.
Преподавателей «теоретиков» большое
количество не только в России, но и за
рубежом. Они прекрасно владеют теорией,
но, к сожалению, совсем не могут применить
её на практике. А ведь нашей жизни самое
главное практика, а теории в ней мало.
Преподавателей «практиков» в наше время
очень мало. А ведь они самые лучшие. Только
они способны помочь студентам и направить
их в нужное русло.
Еще одной причиной такого плачевного состояния нашего образования будет открытие в университетах каких-то непонятных специальностей на кафедрах. Многие преподаватели этой кафедры сами не понимают на кого учат по той или иной специальности и ясно говорят студентам, что таких профессий просто не существует.
5. Роль образования в развитии российского общества
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы. Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.
5.1 Российское образование и тенденции мирового развития.
Образовательная политика России,
отражая общенациональные интересы
в сфере образования и
5.2. Новые социальные требования к системе российского образования
Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этно-национальной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.
5.3. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
Государственно-политические
и социально-экономические