5.4. Цели и основные
задачи модернизации образования
Главная задача российской образовательной
политики - обеспечение современного
качества образования на основе сохранения
его фундаментальности и соответствия
актуальным и перспективным потребностям
личности, общества и государства. Модернизация
образования - это политическая и
общенациональная задача, она не должна
и не может осуществляться как
ведомственный проект. Интересы общества
и государства в области образования
не всегда совпадают с отраслевыми
интересами самой системы образования,
а потому определение направлений
модернизации и развития образования
не может замыкаться в рамках образовательного
сообщества и образовательного ведомства.
Активными субъектами образовательной
политики должны стать все граждане
России, семья и родительская общественность,
федеральные и региональные институты
государственной власти, органы местного
самоуправления, профессионально-педагогическое
сообщество, научные, культурные, коммерческие
и общественные институты. Цель модернизации
образования состоит в создании
механизма устойчивого развития
системы образования. Для достижения
указанной цели будут решаться в первоочередном
порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные
задачи: обеспечение государственных
гарантий доступности и равных возможностей
получения полноценного образования;
достижение нового современного качества
дошкольного, общего и профессионального
образования; формирование в системе образования
нормативно-правовых и организационно-экономических
механизмов привлечения и использования
внебюджетных ресурсов; повышение социального
статуса и профессионализма работников
образования, усиление их государственной
и общественной поддержки; развитие образования
как открытой государственно-общественной
системы на основе распределения ответственности
между субъектами образовательной политики
и повышения роли всех участников образовательного
процесса - обучающегося, педагога, родителя,
образовательного учреждения. Основой
современной образовательной политики
государства является социальная адресность
и сбалансированность социальных интересов.
Стратегические цели модернизации образования
могут быть достигнуты только в процессе
постоянного взаимодействия образовательной
системы с представителями национальной
экономики, науки, культуры, здравоохранения,
всех заинтересованных ведомств и общественных
организаций, с родителями и работодателями.
Осуществление модернизации образования
затрагивает практически каждую российскую
семью. Суть изменений в образовании, их
цели, направления, методы должны регулярно
разъясняться населению, а результаты
общественного мнения должны пристально
изучаться органами управления образованием
и руководителями образовательных учреждений
и учитываться при проведении модернизации
образования.
6.Приоритеты образовательной
политики
6.1. Обеспечение государственных
гарантий доступности качественного образования
Конституция Российской Федерации
гарантирует права граждан на
образование. Однако в условиях сложной
социально-экономической ситуации
эти гарантии не всегда обеспечивались
в полной мере. Правительство Российской
Федерации осуществит меры по их реализации,
создав правовые и экономические условия
для: бесплатности полного среднего образования
в пределах государственного образовательного
стандарта и бесплатного образования
других уровней в пределах, установленных
законодательством Российской Федерации;
равного доступа всех граждан России к
образованию разных уровней вне зависимости
от места жительства и уровня доходов
семьи; получения образования в соответствии
с установленными государственными образовательными
стандартами, гарантирующими необходимое
для общества качество образования. Доступность
качественного образования означает также
государственные гарантии: обучения на
учебно-материальной базе с использованием
современного учебно-лабораторного оборудования
и учебной литературы; обучения в условиях,
гарантирующих защиту прав личности обучающегося
в образовательном процессе, его психологическую
и физическую безопасность; социально-педагогической
и психолого-педагогической помощи семье,
ранней диагностики резервов развития
ребенка (физических и психологических);
бесплатного пользования учащимися и
студентами фондами государственных,
муниципальных и учебных библиотек. Обучающиеся
должны иметь информацию о состоянии и
реальных потребностях рынков труда, о
величине затрат, осуществляемых государством
и обществом на их образование, о качественном
уровне получаемого образования и его
соответствии государственным образовательным
стандартам. Для повышения объективности
итоговой аттестации выпускников общеобразовательной
школы и обеспечения равных возможностей
на получение среднего и высшего профессионального
образования предстоит осуществить изменение
сложившейся системы выпускных экзаменов
в общеобразовательных учреждениях и
вступительных испытаний в высшие и средние
специальные учебные заведения с учетом
результатов эксперимента по введению
единого государственного экзамена. При
этом в высших учебных заведениях, осуществляющих
подготовку по профессиям, предполагающим
наличие определенных творческих, психологических,
физических наклонностей, а также реализующих
учебные программы повышенной сложности,
могут быть установлены дополнительные
требования к приему. Одновременно будет
отрабатываться система специализированной
подготовки (профильного обучения) в старших
классах общеобразовательной школы, ориентированная
на индивидуализацию обучения и социализацию
обучающихся, в том числе с учетом реальных
потребностей рынка труда. Для расширения
доступности образования вне зависимости
от места жительства и уровня доходов
семьи будет разработан и реализован комплекс
социально-экономических мер по обеспечению
доступности образования на всех его ступенях.
В числе этих мер: разграничение полномочий
и ответственности между федеральными
органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления;
передача оплаты труда и обеспечения учебного
процесса в муниципальных общеобразовательных
школах в ведение субъектов Российской
Федерации и придания им статуса государственных
образовательных учреждений; введение
адресных целевых выплат для малообеспеченных
учащихся и создание на региональном и
муниципальном уровнях других механизмов
поддержки детей, нуждающихся в особой
социальной защите. Это обеспечит им доступность
дополнительных образовательных услуг
и возможность обучения в учреждениях
образования, реализующих программы повышенного
уровня; создание системы государственного
образовательного кредитования, субсидирования
для расширения возможностей детям из
малообеспеченных семей получать среднее
и высшее профессиональное образование,
предусмотрев различные формы погашения
кредита, субсидии; необходимо также использовать
возможности государственного образовательного
кредитования и субсидирования для подготовки
студентов по специальностям, имеющим
особо важное значение для экономического
и социального развития государства; нормативно-правовое
регулирование условий привлечения в
сферу образования внебюджетных средств
и их использования, обеспечение защиты
прав потребителей платных образовательных
услуг; последовательное увеличение суммарной
величины академической и социальной
стипендии и доведение ее до уровня прожиточного
минимума; стимулирование создания для
обучающихся фондов рабочих мест с неполным
рабочим днем. Для обеспечения гражданам
равных условий получения на конкурсной
основе среднего и высшего профессионального
образования будут в установленном законом
порядке рассмотрены предложения о предоставлении
на определенных условиях отсрочки призыва
в Вооруженные Силы выпускникам средней
(полной) общеобразовательной школы и
выпускникам образовательных учреждений
начального и среднего профессионального
образования для реализации ими права
на поступление в учебные заведения соответственно
среднего или высшего профессионального
образования. Важной организационно-педагогической
мерой будет восстановление на современной
технической основе учета детей школьного
возраста и создание государственно-общественной
системы обеспечения обязательного основного
общего образования, мониторинга его реализации.
Для обеспечения сельским школьникам
равных возможностей в получении качественного
общего образования будут осуществлены
специальные меры по поддержке сельской
школы, а также ее реструктуризации. Дети
с ограниченными возможностями здоровья
должны быть обеспечены медико-психологическим
сопровождением и специальными условиями
для обучения преимущественно в общеобразовательной
школе по месту жительства, а при наличии
соответствующих медицинских показаний
- в специальных школах и школах-интернатах.
Дети с проблемами асоциального характера
должны быть обеспечены обязательным
индивидуальным психолого-педагогическим
сопровождением. Правительство Российской
Федерации планирует осуществить комплексные
меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным
поведением детей и молодежи, социальным
сиротством. В их числе: создание сети
учебно-воспитательных учреждений по
типу суворовских, нахимовских училищ,
кадетских школ и корпусов, казачьих школ,
летных, мореходных, речных, промышленных,
сельскохозяйственных и других училищ;
создание специализированных консультативных
подростковых центров, где подростки решали
бы свои психолого-педагогические и медико-социальные
проблемы; рационализация порядка и процедур
усыновления детей, развитие системы приемных
семей и детских домов семейного типа;
расширение подготовки специальных кадров
- социальных педагогов и психологов -
по профилактике социального сиротства
и для работы с детьми группы риска; подготовка
и переподготовка педагогических кадров,
а также проведение родительского всеобуча
по профилактике наркомании и алкоголизма;
введение на федеральном и региональном
уровнях специальных уполномоченных по
правам ребенка. Одна из причин, вызывающих
рост асоциального поведения подростков
и молодежи, нерациональная организация
досуговой деятельности и каникулярного
времени, подлинной проблемой которого
становится детская безнадзорность. Органами
государственной власти всех уровней
и местного самоуправления, органами управления
образованием и образовательными учреждениями
с привлечением общественности будут
приняты меры по усилению педагогического
влияния на детей и подростков в период
летних каникул и повышению их занятости.
6.2. Создание условий
для повышения качества общего образования
Базовое звено образования
- общеобразовательная школа, модернизация
которой предполагает ориентацию образования
не только на усвоение обучающимся
определенной суммы знаний, но и
на развитие его личности, его познавательных
и созидательных способностей. Общеобразовательная
школа должна формировать целостную
систему универсальных знаний, умений,
навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности
обучающихся, то есть ключевые компетенции,
определяющие современное качество
содержания образования. Опираясь на богатейший
опыт российской и советской школы,
следует сохранить лучшие традиции
отечественного естественно-математического,
гуманитарного и художественного
образования. Воспитание как первостепенный
приоритет в образовании, должно
стать органичной составляющей педагогической
деятельности, интегрированной в
общий процесс обучения и развития.
Важнейшие задачи воспитания - формирование
у школьников гражданской ответственности
и правового самосознания, духовности
и культуры, инициативности, самостоятельности,
толерантности, способности к успешной
социализации в обществе и активной
адаптации на рынке труда. В решении
этих задач важно взаимодействие
школы с учреждениями дополнительного
образования детей, которые были
и остаются одной из наиболее эффективных
форм развития склонностей, способностей
и интересов, социального и профессионального
самоопределения детей и молодежи.
Исключительная роль в решении задач
воспитания принадлежит семье. В
целях создания необходимых условий
достижения нового, современного качества
общего образования планируется: по
итогам проводимого эксперимента пересмотреть
структуру и содержание общего образования,
включая продолжительность обучения
на каждой его ступени (решение о
переходе на 11-12-летнее школьное образование
будет принято по итогам эксперимента
не ранее 2006-2007 годов); разработать и ввести
в действие государственные образовательные
стандарты общего образования и вариативный
базисный учебный план, позволяющий учитывать
особенности регионов и возможности общеобразовательных
учреждений; провести оптимизацию учебной,
психологической и физической нагрузки
учащихся и создать в образовательных
учреждениях условия для сохранения и
укрепления здоровья обучающихся, в том
числе за счет:
а) реальной разгрузки содержания общего
образования;
б) использования эффективных методов
обучения;
в) повышения удельного веса и качества
занятий физической культурой;
г) организации мониторинга состояния
здоровья детей и молодежи;
д) улучшения организации питания обучающихся
в образовательных учреждениях;
е) рационализации досуговой деятельности,
каникулярного времени и летнего отдыха
детей и молодежи; обеспечить дифференциацию
и индивидуализацию образования при обеспечении
государственных образовательных стандартов
- на основе многообразия образовательных
учреждений и вариативности образовательных
программ; более полно использовать нравственный
потенциал искусства как средства формирования
и развития этических принципов и идеалов
в целях духовного развития личности;
отработать и ввести гибкую систему профилей
обучения в старшей школе, в том числе
путем кооперации старшей ступени школы
с учреждениями начального, среднего и
высшего профессионального образования;
усилить роль дисциплин, обеспечивающих
успешную социализацию учащихся - экономики,
истории, права, русского, родного и иностранных
языков, улучшить профессиональную ориентацию
и трудовое обучение, обеспечить всеобщую
компьютерную грамотность; обеспечить
знания выпускниками средней школы на
уровне функциональной грамотности как
минимум одного иностранного языка; предусмотреть
введение обязательного экзамена по иностранному
языку за курс средней школы и обязательного
экзамена по информационным технологиям
за курс основной школы; создать в системе
профессиональной ориентации условия
для психологической поддержки молодежи,
помощи в выявлении профессиональных
интересов, склонностей, определения реальных
возможностей в освоении той или иной
профессии; отработать в порядке эксперимента
в 2002-2003 годах различные механизмы реструктуризации
основной и старшей ступени сельской школы
(при сохранении и поддержке малокомплектных
школ и обеспечении в каждом населенном
пункте условий для реализации программ
дошкольного и начального образования);
организовать на селе систему "школьных
автобусов"; обеспечить в рамках федеральной
целевой программы "Развитие единой
образовательной информационной среды
(2001-2005 гг.)" развитие дистанционного
образования и др.; разработать нормативно-правовую
базу для развития новых типов общеобразовательных
учреждений, в том числе образовательных
центров и комплексов, а также учреждений
для детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечить государственную поддержку
школ для одаренных детей; создать эффективную
государственно-общественную систему
экспертизы и контроля качества учебной
литературы, а также поддержки организации
и проведения конкурсов среди авторов
на создание учебников нового поколения;
обеспечить государственную поддержку
образовательным учреждениям, ведущим
инновационную деятельность, как опорным
площадкам процесса модернизации образования;
создать независимую от органов управления
образованием государственную систему
оценки качества образования, которая
должна стать действенным и надежным инструментом
повышения эффективности образовательной
деятельности.
6.3. Создание условий
для повышения качества профессионального
образования
Государство возвращается в
образование как гарант качества
образовательных программ и услуг,
предоставляемых как общеобразовательными,
так и профессиональными образовательными
учреждениями, независимо от организационно-правовых
форм. Предстоит существенная модернизация
содержания и структуры профессионального
образования в соответствии с требованиями
основных отраслей промышленности, сферы
услуг, культуры, армии, государственной
службы и др. В качестве основного фактора
обновления профессионального образования
выступают запросы развития экономики
и социальной сферы, науки, техники, технологий,
федерального и территориальных рынков
труда, а также перспективные потребности
их развития. Должна быть создана система
постоянного мониторинга текущих и перспективных
потребностей рынка труда в кадрах различной
квалификации, в том числе с учетом международных
тенденций. В соответствие с этими потребностями
предстоит выстроить оптимальную систему
профессионального образования, в частности,
реальную многоуровневую структуру высшего
образования. Результаты прогнозирования
потребностей рынка труда, а также рейтинги
учреждений профессионального образования
должны доводиться до населения через
средства массовой информации. Планируется
создание эффективной системы содействия
трудоустройству выпускников, включая
развитие целевой контрактной подготовки,
формирование у всех выпускников вузов,
ССУЗов и профессиональных училищ готовности
к самоопределению в вопросах подбора
работы, в том числе и открытию собственного
дела. В числе стратегических направлений
развития профессионального образования
особое место занимает укрепление и модернизация
материально-технической базы и инфраструктуры
образовательных учреждений. Необходимо
включение их в глобальную сеть Интернет
и локальные информационные сети, оснащение
вузов современным оборудованием, приборами,
материалами, что обеспечит как повышение
качества учебного процесса, так и поддержку
вузовской науки. Особое внимание будет
уделено развитию в российской высшей
школе научных исследований и разработок,
оказывающих решающее влияние на укрепление
кадрового и технологического уровня
народного хозяйства страны. Наряду с
этим уже в ближайшие годы будет реализован
ряд мер, направленных на повышение требований
к качеству профессионального образования,
в частности: переаттестацию всех образовательных
программ в области экономики, права и
менеджмента; переаттестацию и при необходимости
повторное лицензирование филиалов вузов,
а также негосударственных вузов, выдающих
дипломы государственного образца. К этим
процедурам должны быть привлечены ведущие
вузы России, видные ученые соответствующих
специальностей, органы управления образованием
субъектов Российской Федерации. Необходимо
обеспечить опережающее развитие начального
и среднего профессионального образования,
поскольку на современном этапе возрастает
потребность народного хозяйства в высококвалифицированных
работниках начального и среднего звеньев
производства. Надлежит существенно актуализировать
содержание и повысить качество профессиональной
подготовки на этих уровнях образования
с ориентацией ее на международные стандарты
качества, интенсифицировать деятельность
по укрупнению, интеграции профессий,
решительно повернуть учреждения начального
и среднего образования к потребностям
местного рынка труда. Предусмотреть увеличение
их финансирования, в частности для создания
современной учебно-методической и информационной
базы обучения, расширения научно-исследовательских
работ, издания учебной литературы для
этих уровней образования. Одновременно
предстоит отработать и провести в жизнь
оптимальную концепцию реализации общего
среднего образования в начальных и средних
профессиональных учебных заведениях,
обеспечить взаимосвязь их профессиональных
образовательных программ, вертикальную
мобильность их учащихся. Серьезному реформированию
подлежит система управления профессиональным
образованием. Необходимо обеспечить
качественное изменение во взаимодействии
регионов и федерального центра в вопросах
функционирования и развития профессионального
образования всех уровней. В целях повышения
эффективности деятельности учреждений
начального и среднего профессионального
образования следует разделить их на два
уровня - федерального и регионального
подчинения, предусмотрев возможность
передачи части полномочий в этой сфере
на муниципальный уровень. Для достижения
нового качества профессионального образования
будет осуществляться: прогнозирование
потребностей рынка труда и создание кооперации
сети профессиональных образовательных
учреждений, рекрутинговых и информационных
агентств, служб занятости; устранение
сегментации профессионального образования,
неоправданного монополизма и слабой
информированности потребителей, а также
диспропорций и излишнего дублирования
в подготовке кадров; оптимизация перечней
профессий и специальностей, по которым
осуществляется подготовка кадров; структурная
и институциональная перестройка профессионального
образования, оптимизация сети его учреждений,
отработка различных моделей интеграции
начального и среднего, среднего и высшего
профессионального образования, обеспечение
реальной многоуровневости высшего образования,
создание университетских комплексов;
радикальное улучшение материально-технической
базы профессиональных учебных заведений;
информатизация образования и оптимизация
методов обучения, активное использование
технологий открытого образования; углубление
в высшей школе интеграционных и междисциплинарных
программ, соединение их с прорывными
высокими технологиями; повышение статуса
вузовской науки как одного из основных
факторов обеспечения высокого качества
подготовки специалистов, развития производительных
сил общества и непрерывного обновления
содержания профессионального образования;
интеграция университетской, академической
и отраслевой науки; разработка в рамках
Федеральной программы развития образования
подпрограммы "Университеты России";
осуществление государственной поддержки
ведущих научных и творческих школ с определением
порядка и форм такой поддержки; формирование
условий для непрерывного профессионального
роста кадров, привлечение в этих целях
ведущих ученых Российской академии наук,
обеспечение преемственности различных
уровней профессионального образования
и создание эффективной системы дополнительного
профессионального образования, обеспечивающей
психологическую поддержку населению
при смене видов деятельности и карьерном
росте; сосредоточение переподготовки
высвобождающегося и незанятого населения
в учреждениях начального и среднего профессионального
образования с учетом конкурсного отбора
и наличия центров службы занятости; обеспечение
участия работодателей и других социальных
партнеров в решении проблем профессионального
образования, в том числе в разработке
образовательных стандартов, согласующихся
с современными квалификационными требованиями
(профессиональными стандартами), в формировании
заказа на подготовку специалистов, в
контрактной подготовке кадров и проведении
кадровой политики на уровне субъектов
Российской Федерации; организация на
базе гражданских учебных заведений высшего
и среднего профессионального образования
общепрофессиональной подготовки офицеров
по отдельным специальностям инженерного,
социально-экономического и гуманитарного
профилей, создание межвузовских военных
факультетов подготовки офицеров запаса.
Для стимулирования научно-исследовательской
деятельности преподавателей высшей школы
будут расширены масштабы ее финансовой
государственной поддержки, в том числе
- в форме грантов на конкурсной основе.
Основная цель профессионального образования
- подготовка квалифицированного работника
соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного
на рынке труда, компетентного, ответственного,
свободно владеющего своей профессией
и ориентированного в смежных областях
деятельности, способного к эффективной
работе по специальности на уровне мировых
стандартов, готового к постоянному профессиональному
росту, социальной и профессиональной
мобильности; удовлетворение потребностей
личности в получении соответствующего
образования. Решение задачи коренного
улучшения системы профессионального
образования, качества подготовки работников
в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной
и прикладной науки имеет определяющее
значение для будущего страны. Оно предполагает
совместные усилия академического и педагогического
сообщества, государства, предпринимательских
кругов.
6.4. Формирование эффективных
экономических отношений в образовании.
В ходе модернизации образования,
рассматриваемого как приоритетная
отрасль национальной экономики, государство
будет последовательно наращивать
его финансовую поддержку до необходимой
потребности. Важными элементами формирования
эффективных экономических механизмов
модернизации и развития образования,
обеспечивающих фактически новые принципы
и систему финансирования отрасли, должны
стать: введение нормативного бюджетного
финансирования общего среднего и начального
профессионального образования с учетом
обеспечения государственных образовательных
стандартов и необходимых условий образовательного
процесса; разработка дифференцированных
нормативов бюджетного финансирования
учреждений (организаций) высшего и в перспективе
среднего профессионального образования,
отражающих характер реализуемых ими
образовательных программ; создание системы
государственного образовательного кредитования,
субсидирования граждан из малообеспеченных
семей и отдаленных территорий для получения
ими профессионального образования; выделение
средств на развитие образования из бюджетов
всех уровней, включая средства на приобретение
учреждениями образования учебно-лабораторного
оборудования и информационно-вычислительной
техники, развитие библиотек и информационных
ресурсов, а также на повышение квалификации
преподавателей; достижение прозрачности
межбюджетных отношений в части, касающейся
финансового обеспечения образования;
развитие механизмов финансовой поддержки
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований с учетом требований модернизации
образования; обеспечение целевого использования
средств, выделяемых на нужды образования
из бюджетов разных уровней; стимулирование
соучредительства и многоканального финансирования
учреждений профессионального образования;
переход к финансированию учреждений
профессионального образования на контрактной
основе; нормативно-правовое обеспечение
экономической самостоятельности учреждений
образования, в том числе на основе увеличения
разнообразия организационно-правовых
форм образовательных учреждений и организаций;
последовательная реализация принципа
экономической автономии учебных заведений
при введении казначейской системы учета
внебюджетных средств образовательных
учреждений; обеспечение прозрачности
финансовой деятельности образовательных
учреждений, повышение их финансово-экономической
ответственности; создание условий для
привлечения дополнительных средств в
учреждения образования; систематизация
льгот, в том числе налоговых; расширение
на базе образовательных учреждений дополнительных
платных образовательных услуг, в том
числе для населения, как средства удовлетворения
повышенного образовательного спроса
и как внутреннего ресурса финансирования
образовательных учреждений, стимулирования
инновационных образовательных процессов;
создание на базе образовательных учреждений
(особенно в сельской местности) культурно-образовательных,
учебно-производственных, медико-оздоровительных
центров; поддержка профильного учебного
производства на базе образовательных
учреждений; предоставление возможности
использовать средства Федеральной программы
развития образования для финансирования
программ развития всех типов и видов
государственных и муниципальных образовательных
учреждений на условиях софинансирования
из соответствующих бюджетов. Система
образования должна быть ориентирована
не только на задания со стороны государства,
но и на постоянно возрастающий общественный
образовательный спрос, на конкретные
интересы семей, местных сообществ, предприятий.
Именно ориентация на реальные потребности
конкретных потребителей образовательных
услуг должна создать основу для привлечения
дополнительных финансовых и материально-технических
ресурсов.