6.5. Обеспечение системы
образования высококвалифицированными
кадрами, их поддержка государством и
обществом
Государство рассматривает
улучшение материального положения
и повышение социального статуса
работников образования как одну
из приоритетных задач образовательной
политики. Повышение профессионального
уровня педагогов и формирование
педагогического корпуса, соответствующего
запросам современной жизни, - необходимое
условие модернизации системы образования
России. В рамках подпрограммы "Педагогические
кадры России" Федеральной программы
развития образования предусматриваются
меры по преодолению негативных тенденций
в кадровом обеспечении образования,
повышению социального статуса
и профессионализма педагогических
работников. Они будут включать в
себя следующие основные направления:
1. Повышение статуса педагогического
работника. Все педагогические работники
должны получить возможность реализовать
право на: участие посредством профессиональных
педагогических сообществ (ассоциаций,
объединений, союзов и др.) в управлении
образованием, в выработке принципов и
направлений образовательной политики;
свободное получение профессиональной
информации, связанной с образованием;
бесплатное пользование фондами государственных,
муниципальных и учебных библиотек; льготное
первоочередное обеспечение жилой площадью
в пределах социальных норм, в случае признания
их нуждающимися в улучшении жилищных
условий в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
2. Усиление государственной поддержки
и стимулирования труда педагогических
и управленческих работников образования:
введение финансирования расходов по
оплате труда работников общеобразовательных
учреждений из бюджетов субъектов Российской
Федерации; при этом за счет введения нормативного
финансирования должен быть зафиксирован
обязательный надтарифный фонд, дающий
возможность образовательному учреждению
гибко устанавливать надбавки и доплаты
в целях стимулирования качества работы
и привлечения кадров, пользующихся повышенным
спросом на рынке труда; осуществление
на основе модернизации ETC перехода на
систему оплаты труда педагогических
работников с учетом специфики образовательной
отрасли; доведение к 2006 году средней заработной
платы учителей до уровня средней по промышленности;
введение надбавок молодым специалистам
на первые три года педагогической деятельности,
надбавок за продолжительность непрерывной
работы в образовательных учреждениях,
а также надбавок, стимулирующих высокие
результаты педагогической деятельности;
решение в установленном порядке вопроса
об отсрочке призыва в ряды Вооруженных
Сил для выпускников учреждений высшего
и среднего профессионального образования,
получивших педагогическую специальность,
на время их работы на штатных должностях
с полной учебной нагрузкой педагога,
воспитателя, мастера производственного
обучения в учреждениях общего и начального
профессионального образования, имеющих
государственную аккредитацию, детских
домах и интернатах; совершенствование
системы пенсионного обеспечения различных
категорий педагогических работников;
совершенствование системы медицинского
и социального страхования работников
образования; формирование отраслевой
системы ипотечного кредитования приобретения
жилья; закрепление нормативно-правовыми
актами Российской Федерации льгот педагогическим
работникам в области оплаты жилья и коммунальных
услуг в сельской местности.
3. Повышение профессионализма педагогических
кадров: разработка и экспериментальная
апробация моделей реформирования системы
подготовки педагогических кадров - ее
организации, структуры, содержания, принципов
взаимосвязи с образовательной практикой
и инновационными процессами в образовании;
увеличение объема и повышение качества
подготовки педагогических кадров для
системы начального и среднего профессионального
образования; реорганизация системы учреждений
повышения квалификации работников образования,
перевод их финансирования на конкурсную
основу и введение персонифицированного
финансирования повышения квалификации
педагога на основе его собственного выбора
места дополнительного профессионального
образования; оплачиваемое государством
повышение квалификации или переподготовку
в установленных государством объемах
не реже, чем один раз в пять лет; организация
и проведение всеобуча по информационным
технологиям для управленческих и педагогических
кадров; реорганизация методической службы
органов управления образованием; построение
ее деятельности на принципах сетевой
организации и маркетинга; создание эффективной
системы подготовки, повышения квалификации
и аттестации руководителей органов управления
образованием и образовательных учреждений,
введение единого порядка замещения ими
руководящих должностей. Основной задачей
является модернизация системы научно-методического
обеспечения образования, предусматривающая:
качественное обновление педагогической
науки, преодоление неоправданного дублирования
ведомственных институтов и научных учреждений
Российской академии образования, оторванности
их от запросов современной образовательной
практики; возрождение практико-ориентированных
научных школ и построение принципиально
новых моделей прикладных исследований,
способствующих развитию педагогической
науки и распространению образовательных
инноваций; целевое финансирование перспективных
прикладных исследований и социально-образовательных
проектов.
6.6. Управление развитием
образования на основе распределения
ответственности между субъектами образовательной
политики.
В процессе модернизации образования
предстоит обеспечить, во-первых, открытость
образования как государственно-общественной
системы и, во-вторых, переход от
патерналистской модели к модели
взаимной ответственности в сфере
образования, к усилению роли всех субъектов
образовательной политики и их взаимодействия.
Необходимо расширить участие общества
в выработке, принятии и реализации
правовых и управленческих решений в образовании.
Этот процесс должен обеспечиваться как
соответствующей нормативно-правовой
базой, так и реальными механизмами действенного
общественного участия в развитии образования.
Планируется в установленном порядке
закрепить правовой статус попечительского
совета образовательного учреждения,
обеспечивающий участие совета в формировании
перечня платных образовательных услуг,
оказываемых учреждением сверх соответствующих
образовательных программ и государственных
образовательных стандартов, определении
направлений профориентационной деятельности,
решении кадровых вопросов, организации
общественного контроля за расходованием
внебюджетных средств учреждения и др.
Важнейшая задача и одно из приоритетных
направлений модернизации системы образования
- модернизация самой модели управления
этой системой. В современных условиях
управление образованием - это прежде
всего управление процессом его развития.
Необходимо создать отсутствующую до
настоящего времени единую систему образовательной
статистики и показателей качества образования,
сопоставимую с мировой практикой, а также
систему мониторинга образования. Ближайшая
цель - формирование оптимальной модели
управления, в которой будут четко распределены
и согласованы компетенция и полномочия,
функции и ответственность всех субъектов
образовательной политики, прежде всего
- образовательных учреждений и органов
местного самоуправления, региональных
и федеральных управленческих структур.
Должна быть обеспечена гласность и прозрачность
обсуждения и принятия управленческих
решений. В современных условиях значительную
и все возрастающую часть информации учащиеся
получают самостоятельно и, в первую очередь,
через средства массовой информации. В
этой связи планируется разработать и
осуществить меры активизации роли средств
массовой информации в формировании культуры,
воспитании гражданских качеств, повышении
ответственности за демонстрацию и пропаганду
насилия, порнографии, расовой и национальной
розни, религиозной нетерпимости. Будет
увеличено число и повышено качество образовательных
программ на государственных радио- и
телеканалах, расширены возможности свободного
и оперативного получения информации,
в частности через создание общедоступных
электронных библиотек в рамках федеральных
целевых программ "Электронная Россия"
и "Развитие единой образовательной
информационной среды (2001-2005 годы)".
Предполагается осуществить следующие
меры, направленные на развитие образования
как открытой и единой государственно-общественной
системы: введение государственных минимальных
требований нормативной обеспеченности
образовательных учреждений (методической,
кадровой, информационной, материально-технической),
за исполнение которых несут ответственность
учредители и несоблюдение которых может
служить основанием для прекращения деятельности
соответствующих учреждений; создание
нормативно-правовой базы для обеспечения
широкого развития многообразных договорных
отношений в сфере образования (между
гражданами и образовательным учреждением;
между образовательным учреждением и
его учредителями; между соучредителями
образовательного учреждения; между образовательными
учреждениями и работодателями); отработка
правовых и экономических механизмов
соучредительства и софинансирования
образовательных учреждений органами
государственной власти федерального
и регионального уровня и органами местного
самоуправления; расширение публичности
деятельности образовательных учреждений
и органов управления образованием, в
том числе и в части использования бюджетных
и внебюджетных средств; поддержка инновационной
деятельности образовательных учреждений
путем финансирования и софинансирования
наиболее значимых образовательных проектов;
развитие негосударственных образовательных
организаций (учреждений) при одновременном
усилении контроля за качеством реализации
ими образовательных программ; осуществление
в системе дошкольного образования постепенного
перехода к долевому финансированию дошкольных
образовательных учреждений со стороны
государства, учредителя и родителей,
при одновременной адресной социальной
поддержке малообеспеченных семей; упорядочение
форм оплаты дополнительных образовательных
услуг сверх государственного образовательного
стандарта в общем и профессиональном
образовании и усиление контроля за использованием
полученных средств со стороны попечительских
и родительских советов; введение персональных
счетов для детей-инвалидов с целью аккумулирования
государственных, корпоративных, спонсорских
и родительских средств на образование
и оздоровление каждого ребенка; повышение
ответственности образовательного учреждения
за невыполнение своих функций, определенных
уставом, нормативных условий образовательного
процесса, государственного образовательного
стандарта. Система образования является
сферой взаимодействия интересов государства
и общества, в лице их институтов и граждан.
Каждый из субъектов образовательных
правоотношений должен иметь возможность
влиять на функционирование и развитие
системы образования, но вместе с тем нести
свою долю ответственности за создание
условий, необходимых для выполнения системой
образования своих социальных и образовательных
функций.
7. Основные направления,
этапы и меры реализации образовательной
политики
Модернизация образования
- это масштабная программа государства,
осуществляемая при активном содействии
общества. Она должна привести к
достижению нового качества российского
образования, которое определяется
прежде всего его соответствием актуальным
и перспективным запросам современной
жизни страны. На первом этапе - в 2001-2003
годах предстоит в полном объеме восстановить
ответственность государства в сфере
образования. Государство обеспечивает
запуск процесса модернизации образовательной
отрасли, создавая при этом необходимые
условия для широкого участия общества
в этом процессе. Модернизация образования
разворачивается и происходит в контексте
общего современного процесса реформирования
различных сторон российской жизни, в
тесном взаимодействии с другими реформами,
одновременно являясь для них источником
обеспечения необходимого кадрового ресурса.
На этом этапе модернизация образовательной
системы тесно связана с процессом ее
стабилизации, с выходом на минимальные
необходимые бюджетные нормативы, решением
социально значимых проблем.
Основные направления
и первоочередные меры образовательной
политики этого этапа составляют:
1. Передача оплаты труда работников
общеобразовательных учреждений и обеспечение
учебного процесса на уровень субъектов
Российской Федерации и придание муниципальным
учреждениям общего образования статуса
государственного образовательного учреждения,
а также: осуществление мер по постепенному
переходу к долевому финансированию дошкольных
образовательных учреждений и передачу
в ведение субъектов Российской Федерации
финансирования и реализации программ
дошкольного образования; разработка
нормативно-правовой базы для соучредительства
образовательных учреждений субъектами
Российской Федерации и органами местного
самоуправления, в том числе образовательных
комплексов "школа-детский сад".
2. Обновление содержания
образования и совершенствование
механизмов контроля за его качеством:
принятие государственных стандартов
общего образования; организация экспериментальной
апробации нового содержания общего образования,
его разгрузка, ориентация на потребности
личности и современной жизни страны;
создание условий для введения профильного
обучения в старшей ступени общеобразовательной
школы; формирование и приведение в действие
независимой от органов управления образованием
государственной системы аттестации и
контроля качества образования; экспериментальная
отработка форм единого государственного
экзамена.
3. Совершенствование структуры
и увеличение бюджетного финансирования
образования: обеспечение бюджетного
финансирования образования в
приоритет ном порядке. Ежегодное
увеличение доли бюджетных средств, в
том числе в рамках федеральных целевых
программ, направляемых на развитие образования
в части приобретения оборудования и информационных
ресурсов, повышения квалификации преподавателей,
капитальных вложений, финансирования
экспериментальных инновационных площадок;
нормативное финансирование образовательных
учреждений после экспериментальной отработки
его моделей и других организационно-экономических
механизмов, обеспечивающих эффективное
использование средств, направляемых
в образование; ликвидация задолженностей
образовательных учреждений, накопившихся
в результате неисполнения бюджетных
обязательств и недофинансирования обязательств
по платежам за коммунальные услуги.
4. Усиление социальной направленности
системы образования: принятие комплексных
мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным
поведением детей и молодежи, социальным
сиротством; обеспечение адресной социальной
поддержки обучающихся из малообеспеченных
семей, из числа инвалидов, сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей; создание
системы государственного образовательного
кредитования, субсидирования для расширения
возможностей получения детьми из малодоходных
семей среднего и высшего профессионального
образования; расширение доступности
дошкольного образования, с адресной поддержкой
малообеспеченных семей; разработка и
реализация в рамках федеральной целевой
программы "Молодежь России" подпрограммы
"Физическое воспитание и оздоровление
детей, подростков и молодежи в Российской
Федерации (2002-2005 гг.)".
5. Всесторонняя поддержка
сельских и поселковых школ, их
приоритетная информатизация и
обеспечение учебным оборудованием,
совершенствование их образовательного
процесса и материально-технической
базы.
6. Структурная и институциональная
перестройка профессионального образования,
усиление его ориентации на федеральный
и местные рынки труда: обеспечение приоритетной
государственной поддержки ведущих вузов,
научных и творческих школ, обеспечение
интеграции академической, вузовской
и отраслевой науки; совершенствование
структуры и сети учреждений начального
и среднего профессионального образования,
развитие системы профессиональных колледжей,
актуализация содержания и повышение
качества профессиональной подготовки,
ее ориентации на потребности местных
рынков труда; развитие системы образования
взрослых и непрерывного профессионального
образования, концентрация переподготовки
высвобождающегося и незанятого населения
в учреждениях начального и среднего профессионального
образования; введение системы мер, обеспечивающих
реализацию государственных приоритетов
в профессиональном образовании (государственное
задание, целевые возвратные субсидии);
создание системы прогнозирования перспективной
потребности в квалифицированных кадрах
в разрезе профессий и специальностей,
совершенствование на этой основе формирования
государственных заданий учреждениям
профессионального образования.
7. Обеспечение экономической
самостоятельности и разнообразия
форм образовательных учреждений
(организаций), инвестиционной привлекательности
системы образования путем внесения
поправок в законодательство
Российской Федерации и другие
нормативные акты, стимулирование таким
образом юридических лиц и граждан, инвестирующих
в образование или оказывающих ему безвозмездную
поддержку.
8. Повышение социального
статуса, государственной поддержки
и профессионального уровня работников
образования: введение надбавок,
стимулирующих высокие результаты
педагогической работы, за продолжительность
непрерывной работы в образовательных
учреждениях, а также надбавок
молодым специалистам; на основе
модернизации ETC подготовка к осуществлению
перехода на систему оплаты
труда педагогических работников
с учетом специфики образовательной
отрасли; совершенствование системы
пенсионного обеспечения различных
категорий педагогических работников,
их медицинского и социального
страхования; решение вопроса
о предоставлении отсрочки от
призыва на действительную военную
службу молодым специалистам
и педагогам на время их
работы в учреждениях общего
образования, в том числе детских
домах и школах-интернатах, и начального
профессионального образования,
имеющих государственную аккредитацию;
разработка и реализация в
рамках Федеральной программы
развития образования приоритетного
направления "Педагогические
кадры России"; повышение квалификации
и переподготовка педагогических
и управленческих кадров по
направлениям модернизации образования
за счет средств бюджетов.
9. Приведение нормативно-правовой
базы сферы образования в соответствие
с задачами ее модернизации.
На втором этапе, в 2004-2005 годах,
предстоит в полном масштабе реализовать
изложенные ранее меры, в частности
те, которые проходили экспериментальную
проверку на первом этапе и после
оценки результатов получили поддержку,
развернуть новые модели содержания
образования, его организации и
финансирования. Все это должно быть
основано на детальном анализе регионального
опыта и специфики местных
условий, должно обеспечивать достижение
основных задач модернизации образования,
в первую очередь - современное качество
образования и его реальную доступность
для населения. Проведенные ранее
эксперименты позволят четко определить
социальные риски новых форм и
выработать соответствующие компенсирующие
механизмы. В ходе второго этапа
будет проведено последовательное
расширение ресурсного обеспечения
образования, в первую очередь со
стороны бюджетов всех уровней. Особое
значение на этом этапе приобретает
разработка механизмов управления инновационными
проектами, выстроенными с целью
реализации новых моделей в образовании.
Эти модели будут разрабатываться
и внедряться с учетом региональной специфики.
Вместе с тем на данном этапе значительно
более важную роль в развитии образования
должно играть общество: предприятия,
семьи, местное самоуправление, общественные
организации. Это будет обеспечиваться
двумя факторами. Во-первых, доходы семей
и предприятий (и прямо зависящие от них
возможности местных бюджетов) позволят
существенно увеличить платежеспособный
спрос на образование, в первую очередь
- профессиональное, и расширить поддержку
образовательных организаций, как в форме
бюджетного финансирования, так и в виде
спонсорской помощи. Во-вторых, формирование
прозрачных механизмов управления образованием
и образовательными учреждениями сделает
более эффективными различные формы общественной
поддержки и контроля. В целом образование
будет более ориентировано на рынок труда
и требования социально-экономического
развития страны. Контракты с конечными
потребителями частично вытеснят форму
государственного задания (особенно в
начальном и среднем профессиональном
образовании). Это позволит снизить темпы
роста бюджетного финансирования профессионального
образования. В то же время бюджетное финансирование
общего образования из региональных и
местных бюджетов должно сохранять высокие
темпы роста до конца десятилетия. Во второй
половине десятилетия, в 2006-2010 годах должны
четко обозначиться первые результаты
модернизации образования: рост его ресурсообеспеченности
в результате эффективного перенаправления
сложившихся финансовых потоков (при этом
частные средства, поступающие в образование,
могут возрасти с 1,3 проц. до 2,5 проц. ВВП);
реальное повышение качества общего и
профессионального образования, выход
общеобразовательной школы на уровень
современных требований и профессиональной
школы на международный уровень; на этой
основе экспорт образовательных услуг
России может составить от 2 до 3 млрд. долларов
США; снижение социальной напряженности
в обществе, локализация очагов социального
неблагополучия в виде детской беспризорности
и преступности; на основе повышения заработной
платы работников образования будут обеспечены
рост социального статуса и улучшение
качественного состава педагогического
корпуса, в частности, его омоложение;
повышение конкурентоспособности и инвестиционной
привлекательности профессионального
образования в результате опережающего
обновления материально-технической базы
начального и среднего профессионального
образования, их адаптации к рынкам труда.
Одобряя данную Концепцию, Правительство
Российской Федерации считает, что уже
в ближайшие месяцы, в течение которых
необходимо завершить разработку обновленной
образовательной политики и механизма
запуска модернизации образования, государственные
и общественные институты страны должны
продемонстрировать решимость и последовательность
в реализации планов модернизации российского
образования на период до 2010 года.