Решение проблем семей, в состав которых входят дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Найти решение проблем семей, в состав которых входят дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Задачи:
- освоение семей – как место социально – экономических и социально – психологических проблем детей с ограниченными возможностями.
- освоение семей – как эффективное место для детей с ограниченными возможностями.
- основы принципов и направлений работы с семьей, имеющёй ребенка с ограниченными возможностями.
- определить основные теоретико-методологические подходы к изучению адаптации семей с детьми-инвалидами в современных экономических условиях;
- определить социально-демографические и материальные ресурсы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
- изучить факторы, влияющие на социально-экономическую адаптацию семей;
- разработать предложения по совершенствованию системы социальной защиты семей с учетом их социально-демографических и материальных ресурсов, возраста и реабилитационного потенциала детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социально – экономические проблемы семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. 6
Глава 2. Социально – психологические проблемы семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Заключения 30
Литература 33
Приложение 34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ №1.docx

— 70.59 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение                3

Глава 1. Социально – экономические  проблемы семей, имеющих в своем  составе детей с ограниченными  возможностями жизнедеятельности.         6  

Глава 2. Социально – психологические проблемы семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Заключения               30

Литература                33

Приложение               34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных проблем является социально – экономическая и социально – психологическая проблема современного российского социума включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими  обстоятельствами, сложившимися в современной России.

Численность детей инвалидов  с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно  возрастает. Если в 1995году численность  детей – инвалидов в России составляло 453,7 тыс. человек, что составляет 1,8 % детского населения. Ежегодно в  России рождается 50 тыс. детей признанных инвалидами с детства. Все это  свидетельствует о том, что в  условиях перехода  к рыночным отношениям в российском обществе активизировались неблагоприятные объективные условия  и субъективные факторы, негативно  влияющие на демографическую ситуацию.

Во многих регионах ухудшается экологическая обстановка, растет травматизм, ухудшается здоровье  населения  страны, особенно женщин репродуктивного  возраста.  Кроме того, переход  на платные медицинские услуги трансформация  жизненного уклада россиян, смена ценностных ориентаций и культурно – нравственных устоев общества позволяют предположить, что в этих условиях тенденция  к увеличению численности инвалидов  может сохраниться и в ближайшие  годы.

Также характерным для  всего мира процессом гуманизации отношений между всеми элементами социальной структуры общества. Поэтому создание оптимальных условий для успешной адаптации детей – инвалидов является важнейшей социально – экономической и политической задачей всех государственных и общественных структур.

В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного  населения, но и сохраняется тенденция  ухудшения его качественного  состава на фоне роста инвалидизации детей и молодежи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны. В связи с этим, решение основных социальных проблем детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе их обучение и трудоустройство, позволит во многом  изменить не только положение этой группы в обществе, сформировать определенный уровень социокультурной толерантности к ним, но и стабилизировать трудовые ресурсы страны.

Современное   российское законодательство, формирующие определенный уровень толерантности к детям  с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным  стандартам и имеет гуманистическую  направленность. В России создается  и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ – интернатов, центров  социальной помощи семье  и ребенку  – инвалиду, спортивно – адаптивных школ для инвалидов и т. д. Тем  не менее, существующая государственная  система реабилитации детей с  ограниченными возможностями недостаточно эффективно решает их социальные проблемы и требует разработки нового подхода.

Для повышения эффективности  решения социальных проблем детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности необходим пересмотр подходов к явлению детской инвалидности, согласно сложившаяся в регионах ситуации, с учетом их индивидуальных потребностей и типов семьи, видов инвалидности и других факторов. Формирование и развитие социального и трудового потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развития экономики страны и её стабильному функционированию.

В настоящее время накоплен достаточно богатый опыт по исследованию детской инвалидности во многих отраслях научного знания, в том числе и социально экономической. Особое внимание уделяется анализу причин в возникновения детской инвалидности детей с ограниченными возможностями и изучению проблем их адаптации к условиям социума.

Цель: Найти решение проблем семей, в состав которых входят дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Объект: Семья, в состав которых входят дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Задачи:

- освоение семей –  как место социально – экономических и социально – психологических проблем детей с ограниченными возможностями.

- освоение семей – как эффективное место для детей с ограниченными возможностями.

- основы принципов и  направлений работы с семьей, имеющёй ребенка с ограниченными  возможностями.

- определить основные теоретико-методологические подходы к изучению адаптации семей с детьми-инвалидами в современных экономических условиях;

- определить социально-демографические и материальные ресурсы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

- изучить факторы, влияющие на социально-экономическую адаптацию семей;

- разработать предложения по совершенствованию системы социальной защиты семей с учетом их социально-демографических и материальных ресурсов, возраста и реабилитационного потенциала детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социально – экономические проблемы семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Сложившиеся в ходе трансформации российской экономики хозяйственные отношения  вызвали изменение устоявшихся  моделей социально-экономического поведения населения страны. Выбрать  стратегии успешной экономической  деятельности смогла лишь небольшая  часть граждан, остальные оказались  неспособными адаптироваться к новым  условиям. К числу наиболее уязвимых категорий населения относятся  семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

За последние  двадцать лет численность детей-инвалидов  в России увеличилась в 12 раз. В  стране около 0,6 млн. семей с детьми-инвалидами и, согласно прогнозам, уже в ближайшие  десять лет число их достигнет 1,2 – 1,5 млн. Стремительные темпы увеличения численности этой категории населения  ведут к самым неблагоприятным  социально-экономическим последствиям. Необходимость ухода за детьми-инвалидами осложняет процессы социально-экономической  адаптации семей, прежде всего в  силу того, что родители вынуждены  оставлять работу. В то же время  возрастание числа неработающих родителей, имеющих детей-инвалидов, приводит к сокращению трудового  потенциала страны.

В последние  годы были предприняты значительные усилия по совершенствованию законодательных  норм, регулирующих положение детей-инвалидов, что позволило добиться определенных позитивных результатов. Вместе с тем, социальная поддержка семей, воспитывающих  детей-инвалидов, пока еще остается недостаточной. Немаловажное значение имеет тот факт, что в социальном обеспечении не учитываются показатели дифференциации семей по социально-демографическим  характеристикам, нет разделения детей  по группам инвалидности. В результате значительная доля семей, имеющих детей-инвалидов  с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, остается менее защищенной.

Необходимо  искать новые подходы к решению  проблемы социальной защиты этой категории  граждан, для чего следует изучить  механизмы социально-экономической  адаптации семей с детьми-инвалидами. 

Дети в силу своего возраста уязвимы и зависимы от взрослых, поэтому

нет более важной обязанности, чем обеспечить уважение их прав, защитить их благосостояние, сделать их жизнь свободной от страха и нужды.

Нестабильная экономическая  обстановка 90-х годов прошлого столетия и,

как следствие, снижение жизненного уровня многих семей, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и  культуры заметно ухудшили положение семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению, развитию и социализации.

В условиях ограниченности экономических возможностей государства,

наличия значительного числа семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, с доходом ниже

прожиточного минимума, резкого  имущественного расслоения населения  существенно возрастает значение нормативно-правового  регулирования защиты интересов семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, являющегося одним из инструментов социальной политики.

Анализ социально-экономических  показателей жизнедеятельности семей, имеющие в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности на среднесрочную перспективу:

- охрана здоровья и  содействие здоровому образу  жизни семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

- обеспечение качественного  образования семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

- улучшение экономических  условий жизнедеятельности семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

- повышение эффективности  государственной системы поддержки семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

Для реализации указанных  мер необходимо определить правовые и организационные механизмы  их адресной социальной поддержки. Необходимо обеспечить доступность и качество базовых услуг в сфере образования и охраны здоровья детей.

Очевидно, что многие негативные явления, связанные с положением семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, порождены не только экономическими

причинами. Традиционным стало  разделение ответственности за ребенка  между различными уровнями и структурами  исполнительной власти, между органами государственной власти и местного самоуправления, которые не способны согласовать свою работу по оказанию помощи не только семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности вообще, но и конкретному ребенку в частности. Отсутствует эффективный механизм контроля, который заставил бы органы исполнительной власти, местного самоуправления и государственные учреждения выполнять свои прямые обязанности по защите прав семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. В результате социально-экономические показатели положения семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, по ряду параметров все еще остаются неблагоприятными, при этом некоторые негативные тенденции продолжают нарастать. Лишь незначительная часть семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, хоть что-то знает о своих правах. Практически никто из семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, не знает, куда следует обращаться в случае нарушения их прав. В соответствии с нормативными правовыми актами государства, а также их международными обязательствами государственная социальная политика призвана обеспечить полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие общества. Между тем совершенно очевидно, что без знания фактического положения дел невозможно планировать и реализовывать какие-либо меры по улучшению положения семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в стране.

Основные общие цели и задачи государственной социальной политики по улучшению положения семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Цель развития системы специального образования формирование на основе новых организационных форм, технологий гибкой и  доступной  системы  образования  детей  и  подростков  с отклонениями в развитии, обеспечивающей их полное и эффективное включение в краевое образовательное пространство.

Задачи:

  1. обеспечение доступности услуг по раннему выявлению и оказанию психолого-педагогической помощи ребенку и семье по месту жительства;
  2. внедрение вариативных  моделей  и  форм  обучения детей  с  ограниченными возможностями здоровья;
  3. разработка программного и учебно-методического обеспечения интегрированного  и  дистанционного  образования  детей  и  подростков             с ограниченными возможностями здоровья;
  4. материально-техническое обеспечение интегрированных, дистанционных форм  общего  и  профессионального  образования  детей                и   подростков      с ограниченными возможностями здоровья;
  5. оптимизация деятельности существующих специальных (коррекционных) учреждений, придание им новых организационно-методических функций;
  6. подготовка педагогических и управленческих кадров;
  7. формирование социально-психологической культуры    населения     для развития интеграционных процессов.

 

Программа социально-экономического развития на период 2008-2010

годы делает акцент на приоритетах  развития социального обслуживания в терминах улучшения качества, доступности  и эффективности, совершенствования механизмов управления социальной инфраструктурой, создания рынка социальных услуг с равными возможностями для разных поставщиков, учреждения новых форм социальных сервисов. Среди стратегических целей современной национальной социальной политики – улучшение демографической ситуации и положения семей, имеющие в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Основными показателями, характеризующими уровень достижения

поставленных целей, являются: число родившихся и число умерших  человек на 1000 человек населения. Более конкретными, тактическими задачами предусматривается, в частности, укрепление системы социальной защиты семьи, имеющие в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей. Эта задача подразумевают решение ряда проблем, или

Информация о работе Решение проблем семей, в состав которых входят дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности