Решение проблем семей, в состав которых входят дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Найти решение проблем семей, в состав которых входят дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Задачи:
- освоение семей – как место социально – экономических и социально – психологических проблем детей с ограниченными возможностями.
- освоение семей – как эффективное место для детей с ограниченными возможностями.
- основы принципов и направлений работы с семьей, имеющёй ребенка с ограниченными возможностями.
- определить основные теоретико-методологические подходы к изучению адаптации семей с детьми-инвалидами в современных экономических условиях;
- определить социально-демографические и материальные ресурсы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
- изучить факторы, влияющие на социально-экономическую адаптацию семей;
- разработать предложения по совершенствованию системы социальной защиты семей с учетом их социально-демографических и материальных ресурсов, возраста и реабилитационного потенциала детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социально – экономические проблемы семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. 6
Глава 2. Социально – психологические проблемы семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Заключения 30
Литература 33
Приложение 34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ №1.docx

— 70.59 Кб (Скачать файл)

Даже то, что создается  специалистами, остается в пределах того учреждения, где они работают, в то же время созданное имеет  кустарный характер и применяется  хаотично, что естественным образом  сказывается на результатах в  целом.

Проблема по оказанию реальной своевременной помощи детям с  комплексными нарушениями в развитии усугубляется еще и тем, что наблюдается  некоторая односторонность в  работе со стороны педагога и психолога. Работа психолога в специальных  учреждениях сводится в настоящее  время в основном к диагностической  деятельности, как бесспорно очень  важному этапу в работе с любым  ребенком с отклонениями в развитии. Следует отметить, что из общего числа психологов, только треть регулярно  проводят занятия, остальные либо проводят эпизодически, либо не проводят вообще. Высокий показатель в работе педагогов  в отношении проведения занятий скорее всего свидетельствует о том, что дети занимаются в общем составе группы, однако результаты обучения детей с комплексными нарушениями весьма низкие. Соответственно такие дети нуждаются в индивидуальном подходе и определении путей коррекционной работы согласно их возможностям.

Анализ данных по вопросу  организации работы с родителями детей с нарушениями развития позволяет выделить значительные расхождения: показатели в группе педагогов выше, чем показатели в группе психологов. Это объясняется, прежде всего, тем, что пребывание ребенка в специализированном учреждении и соответствующей группе, так или иначе, обуславливают определенный контакт с родителями педагогов. Одной из причин, снижающей эти показатели по данному вопросу является то, что многие дети находятся в учреждении интернатного типа и соответственно на долгое время остаются без внимания со стороны родителей, в свою очередь это приводит к эпизодическим встречам специалистов и родителей, а именно в момент посещения учреждения, чтобы сопровождать ребенка домой и обратно. Показатель эпизодического сотрудничества с родителями психологов связан в большей степени лишь с диагностическим этапом работы с детьми.

Ключевой фигурой, обеспечивающей качество образовательного процесса, является хорошо подготовленный специалист. Дети с множественными нарушениями имеют специфические особенности, в силу которых знания и умения специалиста приобретают большое значение, что требует от педагога и психолога дополнительной подготовки, включающей овладение разнообразными технологиями обучения и воспитания практически всех направлений специальной педагогики и психологии. Особое внимание следует уделить проблеме подготовки специалиста с данной категорией детей. Наряду с теми личностными и профессиональными характеристиками, знаниями, умениями и установками педагога и психолога, которые существенны для стимулирования развития детей, имеющих различные сочетания нарушений, особую значимость приобретают такие особенности, как широта и масштабность мышления, склонность к обобщению, гибкость в выдвижении разнообразных идей, способность импровизации.

Важнейшим составляющим фактором развития детей с комплексными нарушениями  развития являются не только условия  обучения, но и особенности семейного  воспитания. В связи с этим большой  интерес представляет анализ семейного  влияния на ход развития ребенка. Важность постановки такой задачи связана  с особыми условиями современного этапа развития системы образования, когда в практике обучения, так же как и в сознании родителей, присутствуют понятия ценности отношения к обучению детей, предполагающие иное понимание своего предназначения в жизни ребенка. Пропаганда знаний о целях, задачах и содержании работы родителей становится частью коррекционной работы. Правильно построенная деятельность родителей может оказывать влияние на формирование мотивационно-личностных установок ребенка, способствовать в достижении определенных целей.

Особенности помощи семьями, воспитывающими детей  с отклонениями в развитии, в рамках раннего психолого-педагогической сопровождения.

Важную роль в разработке программы индивидуального психолого-педагогического  сопровождения ребенка с нарушениями  развития играет учет особенностей семейного  воспитания, привлечение родителей  к коррекционно-развивающему процессу. Особое внимание должно быть обращено на помощь детям в возрасте 1-2 лет, которая должна оказываться преимущественно  в условиях семьи. Возросшая потребность  в разрешении многочисленных проблем  семей, в которых воспитываются  дети с ограниченными возможностями  здоровья, обуславливает актуальность разработки конкретных мер по оказанию этим семьям психологической помощи. Одним из направлений этого вида специализированной помощи является психологическое  изучение семей, воспитывающих детей  с отклонениями в развитии. Решение этой важной задачи возможно только на основе хорошего знания психологических особенностей родителей и особенностей внутрисемейных отношений. Эти данные могут быть получены в ходе психологического обследования родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Семьи, в которых воспитываются  дети с отклонениями в развитии, могут выступать в качестве дополнительного  источника деструктивного воздействия, способствующего формированию вторичных  нарушений в психической сфере  ребенка. Неблагоприятные макросоциальные условия семейного воспитания, негативно влияют на характер и темп развития ребенка, предопределяют характеристики деформации его личностной сферы.

Предполагается, что раннее воспитание - дело родителей, однако педагогическая неосведомленность большинства  родителей никак не способствует успешному воспитанию ребенка с  отклонениями в развитии в домашних условиях. Чтобы успешно делать это, необходимо располагать определенными  специальными знаниями. Но родителям  негде получить такие знания: в  стране до сих пор нет системы  психолого-медико-педагогические консультаций. Нельзя не сказать и о том, что специалистов-педагогов и психологов для работы с этим возрастом до недавнего времени нигде в стране не готовили.

Основная цель психолого-педагогической помощи семье состоит в необходимости формирования у родителей установки на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребенком; в обучении родителей различным формам общения; в формировании навыков общения у родителей со своим ребенком и другими людьми.

Итоговым достижением  работы с родителями является то, что  они могут наладить контакт со своим ребенком; проявляются заинтересованность и самостоятельность в его  воспитании; умеют наблюдать за ребенком и делать выводы из своих наблюдений; умеют создать ситуацию делового сотрудничества; подобрать ему игрушку, обыграть ее, вовлечь ребенка в  игру в соответствии с его возможностями; умеют создать игровую ситуацию и с другими детьми; владеют приемами передачи ребенку способов овладения общественным опытом.

Рисуя за раннее воспитание и обучение детей с отклонениями развития в условиях семьи, нельзя забывать о реальной ситуации: в России около полумиллиона детей находятся в домах ребенка и в дошкольных детских домах, являющихся учреждениями закрытого типа, где, по данным выборочных обследований, до 50% детей имеют недостатки развития. Психолого-педагогическая и коррекционная работа с такими детьми должна проводиться в системе этих учреждений, что требует разработки соответствующих специальных программ и методов обучения.

По отношению к таким  детским учреждениям важнейшим  вопросом является создание в них  необходимого педагогического персонала, причем число педагогов и воспитателей должно быть достаточно большим, чтобы  создать ситуацию максимального  приближения к семейной обстановке, когда мать почти постоянно взаимодействует  с новорожденным и младенцем. Именно постоянное взаимодействие близкого взрослого является основным условием стимуляции развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Одним из первых барьеров, с  которым сталкивается семья, и сам ребенок с ограниченными возможностями здоровья является то, что при рождении ребенка с особенностями психофизического развития семья либо распадается, либо усиленно опекает ребенка, не давая ему развиваться. Наличие барьеров между человеком с ограниченными возможностями здоровья и обществом обусловлено тем, что больное общество стремиться к тому, чтобы окупившись от человека данной категории, с одной стороны, ограничить его социально и воспитать в нём потребительское отношение к здоровым людям и общество. Семья, являясь частью общества, не готова к тому чтобы воспитать полноценную личность и адоптировать ребенка с ограниченными возможностями здоровья к реальным жизненным условиям. С другой стороны. Решая физиологические и минимальные социальные проблемы детей данной категории, их окружают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям. Когда же по мере взросления ребенка снижается интенсивность с социально реабилитационных программ, как следствие, возникает дефицит внимание, к которому его приучили на ранней стадии жизненного развития, человек с ограниченными возможностями здоровья оказывается не способным к реальной жизни и «уходит в себя».  

Уже отмечалось, что семья  является основным объектом социализации ребенка, а значит, забота о климате  и социальном здоровье семьи тоже является неотъемлемой частью заботы о ребенке. Для этого в социальной службе действует схема поддержки родителей данный проект является одной из новых форм работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая схема показала очень высокую оценку и заинтересованность такого вида услуг как «схему поддержки родителей» наличие такой службы позволило им стать более уверенными при решении складывающихся социальных ситуации.  На базе реабилитационных центров работают группы работы родителей, создаются общественные организации родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель – организация и реализация программы многофункционального взаимодействия родителей между собой и с государственными и общественными организациями. Результат заключается в том что родители становятся активными участниками реабилитационного процесса. За счет факторов социальной поддержки у родителей развивается чувство уверенности и внутреннего контроля, формируется родительское компетентность. Семья получает  релевантную обратную связь и, что особенно важно, получает её вовремя все это в конечном итоги обеспечивает способность подготовленные группы родителей поддерживать функционирования системы и тиражировать опыт в качестве консультантов, ассистентов и информаторов, выполняя следующие функции:

- участие в работе консультативных  советов; 

- консультирование других  родителей.

Организация групп самопомощи для детей, их родителей и других членов их семей на базе центров  семья. Это является огромным стимулом  для них реализовать свои возможности в результате чего происходит ослабление комплексов, смягчается проблема, меняется отношение к своему статусу, и, как следствие, происходит осознание себя как равноправного члена общества.             

«Ребенок – это наиболее сложная модификация человеческого  бытия, ибо его существование  есть остро противоположный процесс, превращение биологической формы  жизни в биосоциокультурную». Там где речь идет о реабилитации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, этот процесс проходит наиболее тяжело и болезненно как для самого ребенка, так и его семьи. Поэтому работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья требует от специалистов максимальной компетенции, профессионализма, четкости, терпения и душевной теплоты.  

Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье  в состав которых входят дети с  ограниченными возможностями жизнедеятельности, специалистом необходимо использовать ресурсы полученные при работе в  команде; организации консилиум, группы поддержки для самих специалистов, где специалисты делятся успехами или обсуждают неудачи, находя совместное решение проблем; использовании  публикации по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям.

На рубеже 90-х годов  Россия находилась в трудной экономической  ситуации, хотя и до сих пор финансирование социальных программ оставляет желать лучшего. Но существуют  проблемы, которые  не могут ждать улучшения экономики. Эта работа с детьми, ведь  дети – это будущее любой страны, и забота о них не в одном  государстве, ни при каких обстоятельствах  не может быть отложена на будущее. Родители и семья – главное  в жизни ребенка. 

Литература

1. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие.  3- е изд. – М.: 2006.

2. Технология социальной  работы: Учебник под общ. Ред. Проф. Е. И. Холостовой, - М., 2001

3. Фирсов М. В. Студенова  Е. Г. Теория социальной работы: учеб. Пособие для студ. Высш.  учеб. Заведений. М., 2000.

4. Выготский Л. С. собр.  Соч.: в 6 т. Т 4. М.: педагогика, 1983.

5. Гусарова Г. И., Шашарина Е. Б. Методическое пособие. Самара. 2002.

6. Орлова О. А. Игровые  методики коррекции эмоциональной  сферы детей с ограниченными  возможностями. Изд-во ОДИ 2000.

7. Жигорева М.В. О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии. // Коррекционная педагогика. Теория и практика. - № 5, 2007.

8. Социальная поддержка  семье и детям в Красноярском  крае/Сборник нормативно правовых  актов – Красноярск: ООО ИПЦ  «КАСС», 2008.52с. 

9. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред.В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.

10. Закрепина А.В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью. // Дефектология - № 2, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Динамика показателей  детей с ограниченными возможностями  жизнедеятельности.

 


Информация о работе Решение проблем семей, в состав которых входят дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности