Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 11:47, курсовая работа
Цель: Найти решение проблем семей, в состав которых входят дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Задачи:
- освоение семей – как место социально – экономических и социально – психологических проблем детей с ограниченными возможностями.
- освоение семей – как эффективное место для детей с ограниченными возможностями.
- основы принципов и направлений работы с семьей, имеющёй ребенка с ограниченными возможностями.
- определить основные теоретико-методологические подходы к изучению адаптации семей с детьми-инвалидами в современных экономических условиях;
- определить социально-демографические и материальные ресурсы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
- изучить факторы, влияющие на социально-экономическую адаптацию семей;
- разработать предложения по совершенствованию системы социальной защиты семей с учетом их социально-демографических и материальных ресурсов, возраста и реабилитационного потенциала детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Введение 3
Глава 1. Социально – экономические проблемы семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. 6
Глава 2. Социально – психологические проблемы семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Заключения 30
Литература 33
Приложение 34
подзадач, в том числе, предупреждения семейного неблагополучия и профилактики социального сиротства; социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни в обществе; организации отдыха и оздоровления детей. В свою очередь, по каждой проблеме предложен комплекс мероприятий, например, для предупреждения семейного неблагополучия:
- развитие технологий раннего выявления и учета детей и семей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- повышение качества и увеличение спектра услуг, предоставляемых семьям;
- развитие различных форм семейного устройства детей;
- разработка и внедрение методик по сопровождению семей усыновителей, опекунов, замещающих семей, технологий социального патроната и профессионального сопровождения семьи, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Необходимость повышения качества жизни семей в процессе социально-экономической трансформации России требует определения основных направлений семейной политики, как части социальной политики края, которые определяют основные цели, принципы, приоритеты краевой защиты, поддержки и развития категорий семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Направления семейной политики основываются на признании ценности семьи для жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, необходимости учета интересов семьи и детей, а также признания специальных мер социальной поддержки.
Семья - основа основ человеческой жизни и развития человека. Ее состояние влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. Семья должна стать основой экономического и нравственного возрождения страны. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов. При всех изменениях общества и политических систем человечество не придумало другой формы жизни людей, воспитания подрастающих поколений.
Изменения политического и социально-экономического уклада жизни общества, происшедшие в нашей стране в последнее время, коснулись каждого его члена, каждой семьи. Увеличилась социальная и географическая мобильность населения, выросла миграция, в том числе и за пределы государства, фундаментально изменились традиционные роли членов семьи, особенно женщин, увеличился социально-культурный разрыв поколений, в массовом сознании падает ценность семьи, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Кризисное состояние социального института семьи не позволяет развиваться обществу и требует от края неотложных и решительных мер по его фундаментальной поддержке и стабилизации. Очевидна необходимость разработки качественной идеологии и системы реализации краевой семейной политики, которые обеспечили бы новый уровень положения семьи, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, в обществе, расширение жизненного пространства семьи, новый уровень ответственности края за укрепление и развитие института семьи, и семьи - за выполнение основных социальных функций, вклад в развитие общества.
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, выступая на экономическом форуме в г. Красноярске, отмечал: "Современной экономике должна соответствовать современная политика социального развития. Главным ее объектом должны стать не конкретные отрасли социальной сферы (мы это уже проходили), а каждый гражданин, каждая отдельная семья. И вокруг них и должны гармонично выстраиваться системы здравоохранения, образования и социальной поддержки, должны создаваться широкие возможности для самореализации людей".
Решению этой задачи должна
способствовать целенаправленная краевая
семейная политика. Краевая семейная
политика - это самостоятельное
Различаются две основные группы проблем, с которыми сталкивается семья в процессе жизнедеятельности. Первая группа объединяет общесоциальные проблемы, которые свойственны всему населению, всем индивидуумам независимо от их принадлежности к семье. Это проблемы, связанные с функционированием макроэкономической и макросоциальной сфер, систем здравоохранения, образования, культуры, занятости. Вторая группа проблем носит специфический характер и отражает институциональное содержание жизнедеятельности семьи. Совокупность этих специфических проблем и составляет предмет семейной политики.
Разработка семейной политики
должна опираться на точный анализ
состояния дел и прогноз
Макросистема охватывает социокультурные, социально-экономические и политические факторы. Это и влияние широкого социального окружения на формирование точки зрения, с позиции которой члены семьи смотрят на инвалидность своего ребёнка. Это и характер, и уровень ресурсов семьи. Это и состояние экономики, и политическая атмосфера региона или страны в целом, влияющие на содержание и качество программ, принимаемых в интересах инвалидов и их семей.
Для выполнения семьей основных функций край предоставляет гарантии ее материального благосостояния, для чего необходимо дифференцированное и адресное сопровождение семьи, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности:
- для малообеспеченных семей - материальная помощь и содействие в трудоустройстве и обеспечении экономической самостоятельности, ответственности работоспособных членов семьи;
- для других семей - оказание юридических, психологических и иных услуг;
- развитие реального сектора экономики в крае как условия осуществления достойного уровня жизни социально благополучной, здоровой семьи, ее полноценного функционирования;
- развитие малого и семейного предпринимательства, поддержка семейных фермерских хозяйств в сельской местности, в т.ч. субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам, субсидирование вновь созданных субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств в части возмещения затрат, связанных с началом коммерческой деятельности, возмещение части затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочной деятельности, и т.д.;
- осуществление налоговой политики с учетом целей и задач реализации краевой семейной политики;
- активное включение бизнес-структур в реализацию краевой семейной политики на основе принципов социального партнерства и социальной ответственности;
- обеспечение гарантий занятости на рынке труда родителям из неполных и многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, лицам из числа бывших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей инвалидов;
- краевая и общественная поддержка усилий семьи, направленных на обеспечение качественного образования, развития и приобретения востребованных профессий детьми, в том числе через выплаты пособий на образование и лечение всех детей в семье, независимо от очередности рождения и уровня материального обеспечения семьи, до совершеннолетия ребенка;
- повышение социального и профессионального статуса женщин, обеспечение реального равноправия в сфере занятости и в уровне оплаты труда;
- создание условий для успешного сочетания выполнения материнских (родительских) функций и профессиональной деятельности;
- профессиональное обучение, переподготовка, повышение квалификации и социальное сопровождение женщин, в течение длительного времени выключенных из профессиональной деятельности в связи с воспитанием детей и по другим причинам (осужденные, вынужденные ухаживать за престарелыми и больными членами семьи);
Для выполнения семьей своих основных функций необходимо развитие системы, направленной на укрепление здоровья семьи, восстановление и развитие ее потенциала, улучшение показателей здоровья населения, формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни:
- формирование у всего населения края установок на здоровый образ жизни и жизнесохранительное поведение;
- сохранение доступной медицинской помощи всем членам семьи, в том числе через совершенствование организационных и экономических механизмов деятельности медицинских учреждений, направленных на обеспечение безусловного получения медицинских услуг, гарантированных государством;
- обеспечение медико-социального патронажа семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
- обеспечение комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для интеграции их в общество, для нормализации жизни семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями здоровья;
- бесплатное лекарственное обеспечение детей до 7 лет;
- реализация программы диспансеризации жителей села с помощью выездных медицинских бригад по основным транспортным магистралям (медицинские поезда, теплоходы, автобусы).
Социально-экономической
адаптации и методология
В социальной работе использовались теоретические подходы к изучению адаптации в кризисных условиях, позволяющие определить стратегии социально-экономического поведения работников с детьми-инвалидами на рынке труда, факторы, влияющие на адаптацию семей и ее результаты.
В современных экономических условиях население вынуждено использовать все защитные механизмы выживания. Совокупность факторов, способствующих или препятствующих реализации адаптационного потенциала, раскрывает механизм адаптации. Чем выше качество адаптационного потенциала, тем шире возможность выбрать наиболее успешную модель адаптационного поведения. Адаптационный потенциал определяет скорость адаптации и ее конечные результаты.
Выбор рациональной
стратегии социально-
Глава 2. Социально – психологические проблемы семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Образ жизни и культура семьи, имеющие в своем составе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности социально-психологические внутрисемейные отношения: жилищно-бытовые условия, состояние и уход за жилищем пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, отсутствие у ребенка места для занятий; способы проведения семейного досуга (аморальный и паразитический образ жизни, деформированные ценностные ориентации); характер внутрисемейных связей (разрушение внутрисемейных связей, отчуждение между родителями и детьми); нормы общения родителей и детей (отказ от исполнения родителями родительских ролей или неэффективное исполнение роли, слабый родительский контроль и слабая дисциплина, отсутствие заботы
со стороны родителей, проявления жестокости и садизма, нормы и традиции
преступной среды); деструктивные
эмоционально-конфликтные
между супругами, родителями и детьми, эмоциональная холодность, авторитарность, грубость.
Сетевые ресурсы семьи: разреженность, слабость социальных связей
(узость контактов, не
позволяющих вырваться из
Институциальные ресурсы: отсутствие или дисфункции социальных
институтов, связанных с социализацией, воспитанием и обучением детей
(школа, дошкольные и
внешкольные учреждения, училища,
учреждения культуры, общественные
объединения,
Характеристика ситуации ребенка: возраст, пол (в каждом возрасте и в
зависимости от гендерных характеристик дети испытывают специфические
риски депривации); состояние здоровья ребенка: нарушения психофизического развития, хронические (в т.ч. генетические) заболевания или инвалидность (включен ли ребенок в систему реабилитации, получает ли ребенок необходимое внимание, медицинскую помощь, заботу или образование, адекватные его потребностям), особенности психического, эмоционального, интеллектуального развития ребенка (поведенческие проблемы, гиперактивность и импульсивность, низкий интеллект и умственная отсталость, суицидальные наклонности); особенности характера ребенка (отчуждение и отсутствие социальных обязанностей, доминируют инфантилизм, социальная пассивность, завышенные запросы при отсутствии желания прилагать усилия для достижения целей); отношения в ближайшем социальном окружении (семья, учителя и сверстники в