Ролевые функции руководителя в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 18:28, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда представительских функций, среди которых можно выделить стратегическую, экспертно-инновационную и административную, коммуникационную, социальную.
В различных ситуациях и на разных уровнях управления те или иные качества руководителя имеют неодинаковое значение. Так, в период создания и перестройки предприятия прежде всего нужны руководители — лидеры с организационной и предпринимательской жилкой, в период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители — плановики с хорошей административной хваткой.
На различных уровнях в управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей: высшего, среднего и низшего звена.

Вложенные файлы: 1 файл

кр тема №6.docx

— 45.05 Кб (Скачать файл)

 

13. Документальный стиль.  Управленец с документальным  стилем придает исключительно  большое значение документам, письменным  распоряжениям и, как следствие,  скатывается к «бумаготворчеству»  и бюрократизму. Тратя много сил  и времени на подготовку различных  документов и справок, такой  менеджер стремится перестраховать  себя на случай всяких проверок, но у него уже не остается  времени на живое общение с  коллегами, непосредственное руководство  коллективом. Позитивным моментом  этого стиля являются хорошая  организация делопроизводства и  порядок в текущих и архивных  документах.

 

14. Лидерский стиль характеризуется  тем, что его субъект увлекает, вдохновляет коллектив на решение  тех проблем, в которые он  глубоко верит. Лидер уверен  в себе и в реальности выполнения  выдвигаемых планов и программ. Он, как правило, обладает оптимизмом  и проявляет его в решении  проблем, стоящих перед коллективом.  Если лидер имеет высокий уровень  творческих способностей, то он  становится творческим руководителем  коллектива. К недостаткам этого  стиля следует отнести следующее:  лидер часто пренебрегает административными  средствами руководства коллективом.

 

15. Административный стиль.  Этот стиль характерен для  управленцев, которые строго следуют  всем указаниям и распоряжениям.  идущим сверху, и доводят их  выполнение до логического конца,  чего бы это ни стоило. Позитивные  моменты стиля -- владение знаниями  механизма административного управления  организацией, должностных инструкций  и других атрибутов власти. Если  сопоставить между собой классификацию  базовых моделей стилей руководства,  берущих свое начало от исследований  Левина, с только что перечисленными  стилями управления, то становятся  очевидными большая конкретность  и подробность последней системы.  Можно обратить внимание на  переслаивание функций руководства  и управления в представленной  классификации, что позволяет  рассматривать ее и в качестве  системы стилей руководства.

 

Главная черта эффективного руководства - гибкость. В зависимости  от специфики ситуации руководитель должен использовать преимущества того или иного стиля руководства  и управления, а также уметь  нейтрализовать его слабые стороны. Эффективность руководства зависит  от комбинации стилей, что определяется конкретными целями, задачами и условиями  профессиональной ситуации, не в последнюю  очередь связана с успешной адаптацией руководителя к новым управленческим задачам и обусловлена его  общими умственными способностями.

 

 

 

Вопрос №3: Соотношение  лидерства и руководства коллективом

В психологии управления различают руководство и лидерство  как деятельность относительно самостоятельных  субъектов управления: руководство  представляет собой процесс организации  и управления совместной деятельностью  членов коллектива, осуществляемый официально назначенным руководителем, а лидерство  — процесс организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, определившимся в ходе спонтанно  формирующихся межличностных отношений.

Опытное изучение социально-психологических основ  руководства и лидерства началось с 20-х гг. XX в., однако в силу своей  психологической сложности эта  проблема не имеет общепринятого  решения и по настоящий день.

Руководство, по мнению большинства специалистов, связано  со статусной властью как производной  от официальных, формальных отношений. Руководитель может назначаться  вышестоящими инстанциями; он получает властные полномочия, в том числе  право на применение позитивных и  негативных санкций. Лидерство порождается  системой неформальных отношений и  по своей сути — психологический  феномен, так как лидер может  выдвигаться стихийно: он признается окружением за счет своих личностных качеств и может использовать право на санкции в отношении  партнеров, однако эти санкции также  неформальные. Таким образом, лидер  использует личностную форму власти как одну из ее разновидностей. Он, как  правило, не стремится навечно сохранить  существующую систему отношений, охотно откликается на нововведения, может  и пренебречь правилами управленческой иерархии, непосредственно обращаясь  к источнику информации. Существует точка зрения на то, что в основе взаимодействия лидера с «подчиненными» лежит принцип равенства, так  как лидер способен признать свои ошибки и не боится, открыто принять  необходимые меры для их исправления. Многие лидеры проявляют свойства авторитарного  стиля, однако это не традиционная автократия, так как она основана на честном  и уважительном отношении к личности партнеров. Лидеру свойственны настойчивость  в достижении групповой цели и  поиск единомышленников, он — постоянный ученик и должен «высовываться» и выделяться.

Можно определить основные различия между руководством и лидерством, которые сводятся к следующему:

1. Разновидности  власти: у лидера — личностная  власть, у руководителя — совокупность  личностной и статусной при  приоритете статусной.

2.Лидерство связано  с регулированием внутригрупповых  меж личностных отношений, носящих  неофициальный характер, а руководство  является средством регулирования  отношений в рамках социальной организации.

3.Лидерство возникает  и функционирует преимущественно  стихийно, характеризуется относительной  стабильностью функций и проявлений, тогда как руководство представляет  собой процесс целенаправленной  и контролируемой деятельности социальных организаций и институтов и отличается большей стабильностью

и постоянством в своих проявлениях.

4.Процесс принятия  решений в системе руководства  носит более сложный и многократно  опосредованный характер, чем в условиях лидерства.

Обобщая перечень различий, можно утверждать, что  для поведения руководителя более  характерны планирование действий подчиненных, распределение заданий и выявление  путей их выполнения, разъяснение  обязанностей, требование соблюдения определенных стандартов деятельности, критика неудовлетворительной работы. Руководство можно определить как  процесс уп­равления группой, осуществляемый начальником как посредником  социальной власти на основе правовых норм и полномочий более широкой  социальной общности, в которую включена данная малая группа.

Создается впечатление, что руководство и лидерство  решают близкие социальные задачи: стимулирование группы, нацеливание  ее на выполнение определенных задач, поиск средств для их эффективного решения. Однако лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения отдельных членов группы, а руководство является определенным проявлением со­циальных отношений  в группе, прежде всего с точки  зрения распределения ролей управления — подчинения.

Не следует  упрощать психологическую сущность феномена руководства, в управлении малой группой всегда присутствуют два пласта, два аспекта власти: формально-правовой, который может  быть назван «администрированием», и  психологический, во многом сближающий руководителя с неформальным лидером  по способам воздействия на членов группы. Следовательно, несмотря на то что по своей психологической  сущности феномены руководства и  лидерства достаточно близки, ошибочным  было бы представление о полном их соответствии в одном лице управленца. Против такого слияния можно привести несколько важных доводов. Во-первых, чаще всего лидер и руководитель группы имеют различную ориентацию: последний всецело направлен  на достижение цели деятельности коллектива и решение стоящих перед ним  задач, первый же больше ориентирован на внутригрупповые интересы и отношения. Во-вторых, можно выделить лишь достаточно специфический род групп, для  которых будет эффективно слияние  в одном лице руководителя и интеллектуального  лидера. Речь идет прежде всего о  научных коллективах, продуктивность которых повышается в том случае, если их руководитель способен лидировать в ведущей научной деятельности группы. В-третьих, существует немало типов  социальных групп, где в силу существенных возрастных или статусных различий руководителя и членов группы описанное  выше совмещение невозможно. Это в  полной мере относится к студенческой группе. Преподаватель, сколь бы близок он ни был своим студентам, должен опираться в управлении группой  в основном на властные функции и  свой авторитет руководителя, а неформальные лидеры группы будут выявляться из рядов студентов. Таким образом, основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его воздействие как на нее в целом, так и на ее лидера (например, старосту у студентов), что может рассматриваться как совмещение статусной и личной формы власти.

Несмотря на уже  рассмотренные определенные различия руководства и лидерства, они  все-таки имеют немало общего. Существует представление о том, что их сближают следующие общие черты: руководитель и лидер осуществляют значимое социальное влияние в коллективе, только разными  средствами; они выполняют роль координаторов, организаторов деятельности членов социальных групп и используют субординационные отношения: в первом случае они четко  регламентированы, во втором — заранее непредусмотрены.

Формирование  социально-психологической структуры  коллектива связано с выдвижением  лидеров в неформальных малых  группах и в коллективе в целом. Лидерство, повторимся, связано с  выражением, оформлением и регулированием внутригрупповых межличностных  отношений, носящих неофициальный  характер, что проявляется через  личную форму власти, признаваемое группой право на влияние и  оценку. Лидер олицетворяет систему  предпочитаемых группой целей и  ценностей, является их носителем и  активным проводником в жизнь. В  связи с этим лидером считается  тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, исходными  эталонами для всех или большинства  членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности. Лидер  ведет группу, организует, планирует  и управляет ее социальной деятельностью, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности.

В силу большого значения, которое имеет в социальной психологии и психологии управления феномен  лидерства, он изучался многими исследователями: в настоящее время имеется  несколько классификаций форм лидерства  и типов лидеров. Лидерство тесно  связано с решением тех или  иных групповых задач, поэтому оно  классифицируется в соответствии с  видами групповой деятельности. Различают  групповые формы деятельности инструментального и экспрессивного вида.

Инструментальные  виды деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана, тогда  как экспрессивные виды деятельности нацелены на поддержание единства группы, ее дальнейшее развитие и сплочение. В соответствии с этим различают два основных типа лидеров.

Первый — это  функциональный (инструментальный) тип, служащий орудием производства. Следовательно, инструментальный лидер как бы выполняет  роль инструмента для достижения группой своих целей. Такой лидер (компетентный, интеллектуальный лидер) сосредоточен на поставленных задачах, и именно он неустанно борется  за их достижение. Таким образом, целью  инструментального лидерства является управление группой в процессе решения  ее целевых задач. Для этого лидер  использует двигательные, эмоциональные, интеллектуальные, волевые, моральные  усилия, как правило, направленные на решение конкретных оперативных  и перспективных задач групповой деятельности.

Второй тип  лидера — аффективный (экспрессивный), это лидер, возникающий в системе  неформальных межличностных отношений  в группе людей, занятых какой-либо совместной деятельностью, объединенных общими интересами и целями. Интересы, мотивы и установки экспрессивного лидера напрямую не связаны с содержанием  деятельности, так как он сконцентрирован  на взаимоотношениях между участниками  группы, его роль заключается в  обеспечении позитивного психологического климата группы и ее стабильности. Наиболее важные отличия экспрессивного типа лидера от инструментального состоят  в том, что для первого интеллект  и интеллектуальные способности  не имеют столь определяющего значения, как для второго.

Необходимо обратить особое внимание на различия в мотивации  этих двух типов лидерства. Исследования показывают, что функциональный тип  легче добивается лидирующего положения  в очень благоприятных или  очень неблагоприятных ситуациях, в то время как экспрессивный  легче достигает этого в промежуточных  случаях. Кроме того, установлено, что, если в группе примерно равное соотношение  участников по полу, функциональным лидером  чаще становится мужчина, а экспрессивным  — женщина. Психология в своих  предметных областях имеет достаточное  число различных классификаций  не по задачам, которые делегируются лидеру группой, а по иным психоло­гическим свойствам.

19.1.

Соотношение руководства и лидерства  в системе управления

 

В психологии управления различают  руководство и лидерство как  деятельность относительно самостоятельных  субъектов управления: руководство  представляет собой процесс организации  и управления совместной деятельностью  членов коллектива, осуществляемый официально назначенным руководителем, а лидерство  — процесс организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, определившимся в ходе спонтанно  формирующихся межличностных отношений. Опытное изучение социально-психологических  основ руководства и лидерства  началось с 20-х годов XX в., однако в  силу своей психологической сложности  эта проблема не имеет общепринятого  решения и по настоящий день.

 

Руководство, по мнению большинства  специалистов, связано со статусной  властью как производной от официальных, формальных отношений. Руководитель может  назначаться вышестоящими инстанциями; он получает властные полномочия, в  т.ч. право на применение позитивных и негативных санкций. Лидерство  порождается системой неформальных отношений и по своей сути —  психологический феномен, т.к. лидер  может выдвигаться стихийно: он признается окружением за счет своих личностных качеств и может использовать право на санкции в отношении  партнеров, однако эти санкции также  неформальные. Таким образом, лидер  использует личностную форму власти как одну из ее разновидностей. Он, как  правило, не стремится навечно сохранить  существующую систему отношений, охотно откликается на нововведения, может  и пренебречь правилами управленческой иерархии, непосредственно обращаясь  к источнику информации. Существует точка зрения на то, что в основе взаимодействия лидера с «подчиненными» лежит принцип равенства, т.к. лидер  способен признать свои ошибки и не боится открыто принять необходимые меры для их исправления. Многие лидеры проявляют свойства авторитарного стиля, однако это не традиционная автократия, т.к. она основана на честном и уважительном отношении к личности партнеров. Лидеру свойственны настойчивость в достижении групповой цели и поиск единомышленников, он — постоянный ученик и должен «высовываться» и выделяться.

Информация о работе Ролевые функции руководителя в организации