Ролевые функции руководителя в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 18:28, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда представительских функций, среди которых можно выделить стратегическую, экспертно-инновационную и административную, коммуникационную, социальную.
В различных ситуациях и на разных уровнях управления те или иные качества руководителя имеют неодинаковое значение. Так, в период создания и перестройки предприятия прежде всего нужны руководители — лидеры с организационной и предпринимательской жилкой, в период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители — плановики с хорошей административной хваткой.
На различных уровнях в управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей: высшего, среднего и низшего звена.

Вложенные файлы: 1 файл

кр тема №6.docx

— 45.05 Кб (Скачать файл)

 

· подчиненные  чаще всего имеют достаточно широкую  осведомленность о положении  дел в коллективе, а также о  перспективах его развития;

 

· работа в подобном коллективе приносит удовлетворение сотрудникам  и формирует благоприятный психологический  климат;

 

· руководитель максимально  разгружен, подчиненным передается ответственность за действия;

 

· высокая трудовая мотивация сотрудников;

 

· подчиненные  чаще всего хорошо информированы  о положении дел в организации, а также о перспективах ее развития.

 

«Тактика минимального вмешательства (интервенции) в дела коллектива требует от руководителя такта, высокой эрудиции и управленческого  мастерства, нужно уметь ничего якобы  не делать самому, но знать обо всем и ничего не упускать из своего поля зрения. Руководитель-либерал должен мастерски владеть принципом  делегирования полномочий, поддерживать добрые отношения с неформальными  лидерами, уметь корректно ставить  задачи и определять основные направления  работы, координировать взаимодействие сотрудников для достижения общих  целей.

 

Самое опасное  испытание для либерального стиля  управления - возникновение конфликтных  ситуаций, своеобразная битва амбиций, вероятность которой весьма велика в коллективе, состоящем из одаренных  неординарных личностей». Теория, практика и искусство управления: учебник / В.И. Кнорринг. Изд. 3-е изм., доп. - М.:Норма, 2007. - 378 с. И таким образом, при  отсутствии регламентированной децентрализации  властных полномочий неформальные лидеры могут присвоить функции руководителя себе и пользоваться большим влиянием на членов коллектива. Менеджер может  потерять собственный авторитет, свое значение в коллективе, сопутствующих  ему благ и статус.

 

Невысокий уровень  требовательности к подчиненным, может  привести к низкому качеству исполнения производственных задач. Поэтому эффективность  либерального стиля зависит от стремлений членов коллектива, четкой формулировкой  руководителем целей и задач  производства и условий их деятельности.

 

Очевидно, что  ни один стиль не является универсальным  для любого типа организации. В каждом конкретном случае между либеральным, авторитарным, демократическим стилями имеется определенный баланс, таким образом, если увеличивать долю элементов какого-либо стиля, то это приведет к уменьшению доли других.

 

«Считается, что  руководители используют разные стороны  стилей в зависимости от их личных качеств, ситуации, конкретной задачи, индивидуальных особенностей подчиненных.

 

Наиболее устойчивые признаки по фактору «авторитарность - либеральность»:

 

1) централизация  власти - децентрализация, делегирование;

 

2) склонность к  единоличному принятию решений  - коллегиальному;

 

3) оперативность  в решении вопросов - не оперативность;

 

4) контроль - слабый  контроль;

 

5) использование  организационно-административных методов  - морально-психологический;

 

6) стремление обеспечить  исполнительскую дисциплину и  персональную ответственность - установка на сознательность  и самостоятельность сотрудников;

 

7) ориентация на  вышестоящее руководство - на  коллектив;

 

8) решение вопросов  в соответствии с должностной  субординацией - в соответствии  с неформальной структурой;

 

9) активность кадровой  политики - пассивность;

 

10) повышенная  конфликтность - стремление ухода  от конфликтов;

 

11) преобладание  негативных мотиваций в руководстве  людьми - позитивной мотивации, отсутствие  принуждения и давления;

 

12) стремление  сконцентрировать всю информацию - склонность передавать информацию  вниз;

 

13) большая коммуникабельность  сверху - снизу;

 

14) стремление  к единой линии поведения - склонность к разногласиям и  борьбе мнений

 

На формирование стиля оказывает влияние характер работы: у руководителей научно исследовательского института авторитарный стиль встречается  реже, чем в группе руководителей  производства и строительства. Стиль  не зависит от иерархического уровня управления и от профессиональных знаний. Эффективными могут быть как либеральные, так и авторитарные (чаще) стили  руководства. У руководителей низшего  звена эффективность положительно связана с авторитарностью и  отрицательно - с либеральным стилем». http://www.bre.ru/security/13674.html

 

«По мнению Френка Фидлера, особенности управления во многом зависят от ситуации, и поскольку  руководитель, исповедующий определенный стиль, изменить себя, как правило, не может, нужно, исходя из стоящей задачи, помещать его в те условия, где  он сможет наилучшим способом себя проявить». Управление персоналом современной  организации: Учебно-практическое пособие/ Шекшня С.В.- М.: ЗАО «Бизнес школа», 1998 - 23 с.

 

По мнению автора данной работы, самым оптимальным  все же можно признать демократический  стиль руководства, так как он позволяет избежать серьезных ошибок при принятии решении и учитывает  знания и опыт подчиненных. При данном стиле легче адаптироваться к  постоянно меняющимся условиям внешней  среды. Этот стиль предполагает определенную гибкость, позволяющую использовать высокие технологии и инновации. Но все же, руководство - это искусство, поэтому ни один исследователь не сможет разработать теорию эффективного стиля руководства, который будет  идеален для всех ситуаций, для  всех коллективов и их руководителей. Само по себе руководство утратило бы свою привлекательность, если таковой стиль был бы выработан, превратив процесс руководства в использование стандартных приемов. Руководство стало бы рутинным и неинтересным. Поэтому каждый руководитель должен знать и уметь использовать в соответствии с ситуацией все три стиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1. Деловая психология: Курс  лекций: Учебник для высших и  средних специальных учебных  заведений. - СПб: Издательство Союз, 2000г.

 

2. Психология управления: Учебное пособие. - Ростов - на - Дону: Издательство «Феникс», 1997г.

 

3. Социально - психические  основы управленческой деятельности. Учебное пособие для студентов  ВУЗов. - М: Издательство центр  «Академия», 2002г.

 

4. Каменская В. Г. Социально  - психологические основы управленческой  деятельности, высшее образование. - М.: ACADEMA, 2002г.

 


Информация о работе Ролевые функции руководителя в организации