Роль коммуникации в корпоративной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Соотношение речь/мышление позволяет осмысливать такие качества речи, как точность и логичность, помогает понять, что стоит за словами выразительность, образность, уместность, действенность, позволяет осмыслить такие качества речи, как точность и логичность. Коммуникативные качества речи важны для раскрытия механизмов ее восприятия и в особенности воздействия. Подобным образом и человек, участвующий в процессе коммуникации, соотносится не только со словами, но и с делами.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что сотрудники организаций испытывают острую потребность в информации о происходящих в компании и вокруг нее событиях. В зависимости от того, как происходит процесс обмена информацией, зависит и социально-психологический климат в организации, а это влияет на психологический климат в организации, на результат деятельности самой компании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Понятие коммуникации……………………………
1.1 Виды коммуникаций в организации……………….……………..
Глава 2. Коммуникация в организациях…………………………………….
2.1Роль коммуникации в управлении организацией……………………
2.3 Проблемы структурных коммуникаций в организации ……………..
2.4. Решение проблем структурных коммуникаций в организации………..
Глава 3. Формирование корпоративной культуры на предприятии…………………….
3.1КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………....…………………………………………………
3.2Основные направления методики формирования организационной культуры………………………………………………………………………………………………………………………………
3.3. Мифы, легенды, герои ………………………………………
3.4 Ритуалы, традиции, мероприятия………………………………………..
Заключение………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 61.55 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное бюджетное образовательное  учреждение               высшего профессионального образования                                                   «Российская академия народного  хозяйства и государственной  службы при Президенте РФ»                                                                       Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина

 

Кафедра социальных коммуникаций

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: основы теории коммуникации

на тему:

 «Роль коммуникации в корпоративной деятельности»

 

                                                                 Выполнил: студент 1 курса                                       113 группы очной формы обучения                                                                       направления подготовки                                                                                                                                                            Реклама и связи с общественностью                                                                              Сластя Алексей Дмитриевич

Проверил:  д.ф.н., доцент,                            Зазаева Наталья Борисовна

 

Саратов 2012

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………

Глава 1. Понятие коммуникации…………………………

1.1 Виды коммуникаций в  организации……………….……………..

Глава 2.  Коммуникация в  организациях…………………………………….

2.1Роль коммуникации в  управлении организацией…………………

2.3 Проблемы структурных коммуникаций в организации ……………..

2.4. Решение проблем   структурных коммуникаций в организации………..

Глава 3. Формирование корпоративной  культуры на предприятии…………………….

3.1КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА  И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………....…………………………………………………

3.2Основные  направления  методики формирования организационной  культуры………………………………………………………………………………………………………………………………

3.3. Мифы, легенды, герои  ………………………………………

3.4 Ритуалы, традиции, мероприятия………………………………………..

Заключение……………………………………………………………… 

Список литературы…………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

Введение

В центре любого гуманитарного  знания находится человек и все, что связано с его деятельностью. Одной из центральных составляющих человеческой деятельности является общение. Частью человеческого общения является речевая коммуникация. Ее образуют речевые акты, участвующие в процессе передачи информации и обмена деятельностью.

Помимо собственно речевых  качеств, речь может быть соотнесена с такими неречевыми структурами, как  мышление, сознание, язык, действительность, адресат речи, условия общения, и  в зависимости от характера этого  соотношения можно говорить о  таких коммуникативных качествах  речи, как правильность, выразительность, точность, логичность, уместность.

Соотношение речь/мышление позволяет осмысливать такие  качества речи, как точность и логичность, помогает понять, что стоит за словами  выразительность, образность, уместность, действенность, позволяет осмыслить  такие качества речи, как точность и логичность. Коммуникативные качества речи важны для раскрытия механизмов ее восприятия и в особенности  воздействия. Подобным образом и  человек, участвующий в процессе коммуникации, соотносится не только со словами, но и с делами.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что сотрудники организаций испытывают острую потребность  в информации о происходящих в  компании и вокруг нее событиях. В зависимости от того, как происходит процесс обмена информацией, зависит  и социально-психологический климат в организации, а это влияет на психологический климат в организации, на результат деятельности самой  компании.

 

 

Глава 1. Понятие коммуникации

Как говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.д. Первоначально этот процесс был непосредственно включен в совместную деятельность, и лишь позже произошло его «выделение» - так называемая психологическая спецификация, и в этой связи создание специфических средств – семиотическая спецификация. Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия «обратная связь» не изменяет сути дела), здесь возникает и еще одно существенное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. 
 
Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между людьми.[1]

 

 

 

Основными элементами коммуникационного  процесса являются: отправитель, сообщение, канал, получатель. 
Отправитель – лицо, генерирующее идею либо собирающее информацию и передающее ее. 
Сообщение – информация, закодированная в виде символов. 
Канал – средства передачи информации. 
Получатель (реципиент) – тот, кому предназначена информация.[2] 
 
Коммуникации можно классифицировать по типу объектов и по степени формализации. 
По типу объектов: 
 
-организация – внешняя среда 
 
-межуровневая (восходящая) 
 
-межуровневая (нисходящая) 
 
-горизонтальная; 
 
-руководитель – подчиненный 
 
-руководитель – рабочая группа. 
По степени формализации: 
 
-формальные коммуникации 
 
-неформальные коммуникации. 
 
Управление должно решить три задачи, создавая информационную подструктуру организации деятельности:  
 
• организацию коммуникативных сетей;  
 
• повышение качества информации, циркулирующей по коммуникативным сетям, обеспечивающей управление и деятельность персонала;  
 
• полноценное использование информации для решения задач управления.  
 
Эти задачи связаны со своеобразной группой психологических факторов - познавательно-коммуникативных. Чтобы повысить эффективность управления, необходимо знать, учитывать и совершенствовать эту группу психологических факторов.  
 
Информационное сообщение - содержание информации, переданной при коммуникации от одного лица другому. Канал коммуникации - направление движения информационного сообщения. Информационный обмен - передача информации друг другу по каналу. Коммуникативная цепь - ряд каналов коммуникации, связанных движением однородных информационных сообщений. Могут быть индивидуальные и групповые информационные сети. Информационная роль - совокупность функций по информационному обмену, выполняемых данным лицом в коммуникативной сети. [3] 
 
Коммуникативная сеть — сложно соединенная и переплетенная система коммуникативных информационных потоков, циркулирующих по всем элементам организации органа и обеспечивающая ее деятельность. Это схема циркуляции информации. Основа ее задается структурой организации и организационными отношениями между его подразделениями и должностными лицами, т.е. основа лежит в организационно-правовой плоскости.  
 
Реальная же картина передачи сообщений может не совпадать с ней, и причиной этого выступают психологические факторы. Под их влиянием происходит обрыв нормативных (формализованных) каналов и цепей, возникновение новых, их изменение (ослабление или усиление), изменение информационных ролей отдельных лиц, утечка служебной информации и др. Поэтому надо тщательно следить за влиянием психологических факторов на коммуникации. [4] 
 
Умелый руководитель принимает меры по обеспечению положительного влияния психологических факторов на коммуникации. К. Киллен, изучавший этот вопрос, пишет: «Представьте себе, как крайний случай, попытку общения с человеком, целящимся в вас из винтовки. До тех пор, пока этот человек относится к вам как к врагу, вряд ли удастся с ним эффективно общаться. Однако глубокое взаимное уважение отправителя и получателя сообщений чрезвычайно облегчает коммуникацию и позволяет быстро находить решение даже самых трудных проблем». Надо уделять внимание прежде всего межличностным взаимоотношениям, взаимоотношениям руководителей служб и их коллективов, преодолевать психологические барьеры (взаимное недоверие, отсутствие единства подходов, нездоровая конкуренция, осторожность в передаче информации, разборчивость в подключении новых коммуникативных каналов, пользование нелегальными коммуникативными каналами и пр.).  
 
Сказывается то, как развиты и развиваются у сотрудников коммуникативные способности и умения: общительность, доступность, умение слушать и быстро схватывать суть сообщения, быстро и правильно решать, кому передать информацию, умение хранить и быстро находить нужную информацию, четко, ясно и кратко передавать сообщение и др.  
 
Срывы могут возникать и из-за перегрузки отдельных точек, лиц в коммуникативных сетях, превышающей их психологическую пропускную способность.  
 
Коммуникативный процесс включает следующие этапы: 
 
1. Формулирование идеи или выбор информации для передачи. Отправитель должен хорошо оценить значимость идеи (информации) и продумать суть ее изложения. 
 
2. Кодирование и выбор канала передачи информации. Чтобы передать идею или информацию, отправитель кодирует ее с помощью символов и выбирает канал передачи, соответствующий типу символов. Выбор средства сообщения не должен быть ограничен единственным каналом – необходимо использовать сочетание разных каналов. 
 
3. Передача информации – непосредственно передача конкретной информации. 
 
4. Декодирование  (расшифровка) – на этом этапе осуществляется перевод информации отправителя в информацию получателя. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются местами.[5] 
 
Иногда в процессе коммуникации может возникнуть «шум», источниками которого являются: 
 
-язык (вербальный и невербальный); 
 
-различия в восприятии информации; 
 
-различия в статусе. 
 
Цель коммуникации – обеспечить понимание информации (сообщения), которой обмениваются отправитель и получатель. Коммуникации могут осуществляться в виде: 
 
монолога – информации, поступающей от отправителя к получателю; 
 
диалога – информации, поступающей от отправителя к получателю и от получателя к отправителю; 
 
обратной связи как реакции на полученную информацию. 
 
Для обмена информацией используют символы, к которым относятся слова, жесты, интонация. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных символов. 

 

1.1Виды коммуникаций в организации

 

  1. По форме общения
  • Невербальные коммуникации – сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, манер и т.д. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. Невербальные коммуникации полезны, но их интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможность ошибки.
  • Вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования. Многие сотрудники организаций проводят в состоянии различных форм вербальных коммуникаций более 50% рабочего времени.

 

  1. По организационному признаку
  • Вертикальные коммуникации - связывают все уровни управления организации в единое целое.
  • Горизонтальные коммуникации–коммуникации, которые в организации представляют собой пути и средства передачи информации отдельно на каждом иерархическом уровне организации.
  • Диагональные коммуникации — это коммуникационный канал пересекающий функции и уровни организации и используемый, когда члены организации не могут общаться эффективно, используя другие каналы.

 

  1. По каналам общения 
  • Формальные коммуникации – позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки; определяются организационными и функциональными регламентами. Формальные коммуникативные каналы широко используются в организациях, имеющих иерархическую структуру управления.
  • Неформальные коммуникации – социальные взаимодействия между людьми, выражение человеческой потребности в общении; дополняют формальные коммуникации. Информация в ней часто распространяется с помощью слухов, сплетен и т.д.

 

  1. По направленности общения                      
  • Восходящие коммуникации - потоки информации в направлении снизу вверх, т.е. в направлении подчиненные — руководитель, представляют собой каналы обратной связи процесса управления. При этом руководители высших уровней получают информацию о проблемах и текущих делах в каждом подразделении организации, что позволяет им постоянно корректировать и изменять меры воздействия на поведение подчиненных всех нижестоящих уровней
  • Нисходящие коммуникации - через систему нисходящих связей руководство организации обеспечивает ориентацию целей подразделений организации относительно главных организационных целей; коррекцию поведения, установок и поведенческих стереотипов исполнителей на всех уровнях, координацию действий; поддержание и упрочение авторитета власти и контроля.

 

 

Глава 2.  Коммуникация в организациях

 

2.1Роль коммуникации в управлении организацией.

 

Управление в организации  осуществляется через людей. Одним  из важнейших инструментов управления в руках руководителя является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.

 

Формирование коммуникационных сетей и создание условий для  успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления. Обмен  информацией включен как важнейшее  звено во все основные виды деятельности организации, следовательно, если коммуникационные связи не существуют или не действуют, это отрицательно сказывается на функционировании всей организации. Это  объясняется рядом причин:

 

  • Руководителям подразделений организации приходится тратить много времени на поиск нужной информации и ее обработку.
  • Происходит дублирование информации, поскольку одна и та же информация поступает в подразделения организации и к ее руководству из разных источников.
  • В одних подразделениях и у одних руководителей ощущается недостаток информации, тогда как в других подразделениях может произойти информационная перегрузка.
  • Работники организации мало осведомлены об ее деятельности, планах, ориентации во внешней среде, что отрицательно сказывается на процессах интеграции, точном выполнении распоряжений руководства и т.д. Именно в связи с этим одной из главных целей управления в организации является создание системы коммуникации, ее запуск и контроль за нормальным функционированием.

 

 

  1. Коммуникационные процессы в организации изучали различные школы. Первыми исследовали эти процессы представители школы научного управления. Ф. Тэйлор разработал достаточно жесткую организационную структуру, предполагающую четкую взаимосвязь между должностями и социальными ролями. В этой структуре имеют место только вертикальные властные связи, т.е. такая организация базируется на формальных, жестких, вертикальных, иерархических коммуникационных связях.

Информация о работе Роль коммуникации в корпоративной деятельности