Роль общественных движений в антинаркотической государственной политике на территории Приморского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключаетсявизучениигосударственной политики по профилактике злоупотребления наркотиками несовершеннолетними и молодежью.
Задачи данной курсовой можно определить следующим образом:
- провести анализ наркоситуации на территории Российской Федерации;
- изучить нормативно- правовые акты, действующие в рамках профилактики наркомании на территории Российской Федерации;
- рассмотреть влияние общества в лице волонтерства и общественных организаций в вопросе профилактики злоупотреблениянаркотиками в молодежной среде.

Содержание

Введение 3
1 Антинаркотическая государственная политика Российской Федерации 6
1.1 Анализ наркотической ситуации в Российской Федерации 6
1.2 Деятельность государства в области профилактики наркомании в Российской Федерации 10
1.3 Государственная антинаркотическая политика в Приморском крае 18
2 Роль общественных движений в антинаркотической государственной политике на территории Приморского края 27
2.1 Общественные организации в современном обществе 27
2.2 Волонтерское движение как один из основных элементов профилактики наркомании 33
2.3 Реализация профилактических мероприятий в Дальневосточном Федеральном Университете 35
Заключение 39
Список использованных источников 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.46 Кб (Скачать файл)

б) сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы;

в) развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.

Основные стратегические задачи:

а) разработка и внедрение государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации;

б) создание и реализация общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации;

в) выработка мер противодействия наркотрафику на территорию Российской Федерации, адекватных существующей наркоугрозе;

г) обеспечение надежного государственного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров;

д) создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики;

е) совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации;

ж) совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности.12

Объектами антинаркотической деятельности являются:

а) население страны, в первую очередь дети, подростки, молодежь и их семьи, особенно входящие в группы риска вовлечения в незаконный оборот наркотиков и их прекурсоров, а также лица, потребляющие наркотики в немедицинских целях, и их семьи; больные наркоманией, нуждающиеся в лечении и реабилитации, и их семьи; работники отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности;

б) организации и учреждения, участвующие в легальном обороте наркотиков и их прекурсоров;

в) организованные преступные группы и сообщества, участвующие в незаконном обороте наркотиков и их прекурсоров.

Ожидаемые результаты реализации Стратегии:

а) существенное сокращение предложения наркотиков и спроса на них;

б) существенное сокращение масштабов последствий незаконного оборота наркотиков;

в) создание и функционирование государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации;

г) создание и функционирование государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков;

д) современная система лечения и реабилитации больных наркоманией;

е) стратегические планы по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации;

ж) действенная система мер противодействия наркотрафику на территорию Российской Федерации;

з) надежный государственный контроль за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров;

и) организационное, нормативно-правовое и ресурсное обеспечение антинаркотической деятельности.13

Масштаб незаконного оборота  и потребления наркотиков на территории Российской Федерации представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности, безопасности государства. В последние годы в  Российской Федерации предприняты  меры по коренному изменению стратегии  борьбы с незаконным оборотом наркотиков. С 1 января 1997 г. в Российской Федерации  исключена уголовная ответственность  за приобретение и хранение наркотических  средств в небольших размерах без цели сбыта. С 11 декабря 2003 г. утратило силу положение Уголовного кодекса  Российской Федерации позволявшее  применять принудительные меры медицинского характера к лицам, признанным нуждающимися в лечении от наркомании. Таким  образом, прежний правоприменительный  вектор смещен от борьбы с потребителями  наркотиков (наркозависимыми) на противодействие  организованному наркобизнесу, пресечение наркотрафика, подрыв финансовых основ  наркопреступности. В этой связи  основным средством воздействия  на потребителей наркотиков является профилактика наркомании и предупреждение наркопреступлений.

В соответствии с Федеральным  законом от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических  средствах и психотропных веществах» одним из принципов государственной  антинаркотической политики является приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных  с незаконным оборотом наркотиков, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Профилактика наркомании законодательно определена как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного  характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения  наркомании, а антинаркотическая  пропаганда как пропаганда здорового  образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного  отношения к наркомании.

В формировании системы профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности  участвуют все органы государственной  власти, органы местного самоуправления, а также различные организации, включая государственные учреждения, общественные и религиозные объединения.

Несмотря на актуальность требований нормативных правовых актов и концептуальных документов, они не стали руководством к действию для государственных органов власти и органов местного самоуправления, а также субъектов информационного пространства и не исполняются в полном объеме.

Отсутствие адекватных и  эффективных мер по профилактике наркомании и предупреждения наркопреступности  в условиях рыночной модели экономики  привело к тому, что незаконное распространение наркотиков превратилось в широкомасштабную угрозу для государственной  безопасности, здоровья и благополучия населения и встало в один ряд  с такими угрозами национальной безопасности, как международный терроризм, оружие массового уничтожения, вооруженные  региональные конфликты.Наркоагрессия в России представляет собой угрозу всем видам безопасности: политической, социальной, экономической, информационной, личной и др., а сама наркоситуация в стране приняла характер эпидемии, став непосредственной причиной ухудшения уровня здоровья и генофонда, сокращения численности населения.

В государстве созданы  необходимые предпосылки для  реализации эффективной государственной  политики профилактики наркомании и  предупреждения наркопреступности, обеспечивающие позитивное изменение наркоситуации.

Реальная наркотическая  ситуация, сложившаяся в стране, и созревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют  необходимость выработки новых  государственных подходов в определении  целей и задач профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности  на современном этапе развития России.

Основным куратором реализации государственной политики в области  профилактики и противодействия  наркомании является Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).

Во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в  сфере профилактики незаконного  потребления наркотиков органами наркоконтроля  в 2010 году было организовано и проведено  более 55 тысяч профилактических мероприятий  антинаркотической направленности.14

«Одним из важнейших направлений в профилактике наркомании является антинаркотическая работа с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Пример такой деятельности – реализация Национальной антинаркотической программы "Неприкосновенный запас – дети Отчизны", разработанной ФСКН России. Программа включает в себя широкий спектр работы по первичной профилактике наркомании среди детей и подростков, в частности такие проекты, как "Юный спецназовец", "Молодежь против наркотиков" и др.

Еще одно из действенных  направлений по профилактики наркомании – организация и проведение мероприятий, направленных на популяризацию массовых и дворовых видов спорта, вовлечение детей и подростков в систематические  занятия физической культурой и  спортом по месту жительства.

ФСКН России в рамках антинаркотического проекта "Спорт против наркотиков" взаимодействует более чем с 500 спортивными негосударственными организациями  как федерального, так и регионального  уровня – спортивными федерациями, клубами, объединениями, сообществами, фондами и т.д. Многие территориальные  управления ФСКН России открывают свои спортивные залы для детей из малообеспеченных семей и детей, попавших в трудную  жизненную ситуацию, выделяют инструкторов для проведения занятий.

Под лозунгом "Спорт против наркотиков!" территориальными органами ФСКН России проводились физкультурно-спортивные массовые тематические мероприятия (турниры, соревнования, фестивали спорта, акции, первенства, спартакиады, спортивные и  спортивно-развлекательные праздники, мини-олимпиады).

В большинстве субъектов  Российской Федерации стало уже  традиционным проведение спортивных мероприятий  под девизами "Сильные, смелые, ловкие, умелые!", "Веселые старты!", "Быть здоровым – это сильно", "Летний калейдоскоп", "Здоровое сердце", "Живи ярко и стильно  без наркотиков", "Лига дворовых чемпионов", "Выбираю спорт", "Молодежь против наркотиков", "Здорово  жить – здорово" и др.

По инициативе Федеральной  службы по контролю за оборотом наркотиков в российских регионах проводится акция "Сообщи, где торгуют смертью".

Целью акции является организация  в круглосуточном режиме работы "телефонов  доверия" в государственных и  муниципальных органах власти, получение  информации о фактах незаконного  оборота и пропаганды наркотиков, а также обращений и предложений  по вопросам совершенствования профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых лиц.

ФСКН осуществляет ряд  проектов совместно с органами образования. Один из них – Всероссийская акция "За здоровье и безопасность наших  детей". Проводится она территориальными органами ФСКН России в учебных заведениях в федеральных округах. Акция  направлена на информирование и обучение педагогов и родителей современным  формам и методам своевременного выявления и предупреждения различных  форм девиантного поведения (отклоняющегося от общепринятых норм), в том числе  профилактики наркомании среди детей, подростков и обеспечение их безопасности.

В рамках акции используются различные формы и методы профилактической работы, направленные на формирование общечеловеческих ценностей и пропаганду здорового образа жизни – классные часы, психологические тренинги, видеолектории, спортивные соревнования, олимпиады  и конкурсы. При проведении акции  особое внимание организаторы уделяют  разъяснительной работе с педагогами и родителями, информируя их о правовых, социальных и медицинских аспектах наркомании.

ФСКН России совместно  с Минобрнауки России разработана  учебная программа "Профилактика наркомании среди молодежи". Программа  внедрена в учебный процесс ряда московских вузов и ссузов. Задачей  данной программы является изучение социально-педагогических, психологических  и юридических аспектов предупреждения наркомании среди молодежи. К проведению занятий со студентами приглашаются специалисты ФСКН России, известные  ученые и специалисты в сфере  лечения, профилактики и реабилитации наркозависимых. Студенты в качестве отчетных материалов готовят специальные проекты в сфере антинаркотической рекламы и пропаганды.

В практику образовательных  учреждений внедряются лабораторные исследования абитуриентов и школьников на предмет  обнаружения в организме следов от потребления наркотиков. Благодаря  этому появляется возможность на ранней стадии выявить наркозависимость и принять соответствующие меры.

Активно проводят антинаркотическую  работу в учебных заведениях, детских  домах, интернатах, воспитательных колониях лекторские группы, в составе которых  представители территориальных  органов наркоконтроля и комиссий по делам несовершеннолетних УВД  субъектов Российской Федерации, психологи, преподаватели, врачи.

ФСКН разработаны интернет- уроки антинаркотической направленности. Впервые цикл таких уроков прошел в 2010/2011 учебном году – с 8 октября 2010 года по 5 марта 2011 года. По данным ФСКН, специальные мероприятия состоялись более чем в 20 тысячах школ и учебных заведениях среднего профессионального образования РФ, в них приняли участие свыше 5 миллионов учащихся. За время проведения этапов интернет- урока поступило более двух тысяч обращений от подростков.

В разработке уроков приняли  участие психологи и наркологи, представители органов наркоконтроля, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, Минспорттуризма, Минкомсвязи, Русской Православной Церкви (РПЦ) и других государственных  и общественных организаций.»

С целью выработки практических рекомендаций по организации системы  профилактики наркомании и наркопреступности  проводится ежегодная Всероссийская  олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности. Олимпиада  включает в себя четыре номинации: "Сущность и содержание профилактики наркомании и наркопреступности"; "Пропаганда здорового образа жизни, формирование антинаркотического мировоззрения  среди детей и молодежи"; "Работа общественных объединений по профилактике наркомании"; "Организация профилактики наркомании и наркопреступности в сфере досуга молодежи".»15

Информация о работе Роль общественных движений в антинаркотической государственной политике на территории Приморского края