Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:52, курсовая работа
Цель курсовой работы заключаетсявизучениигосударственной политики по профилактике злоупотребления наркотиками несовершеннолетними и молодежью.
Задачи данной курсовой можно определить следующим образом:
- провести анализ наркоситуации на территории Российской Федерации;
- изучить нормативно- правовые акты, действующие в рамках профилактики наркомании на территории Российской Федерации;
- рассмотреть влияние общества в лице волонтерства и общественных организаций в вопросе профилактики злоупотреблениянаркотиками в молодежной среде.
Введение 3
1 Антинаркотическая государственная политика Российской Федерации 6
1.1 Анализ наркотической ситуации в Российской Федерации 6
1.2 Деятельность государства в области профилактики наркомании в Российской Федерации 10
1.3 Государственная антинаркотическая политика в Приморском крае 18
2 Роль общественных движений в антинаркотической государственной политике на территории Приморского края 27
2.1 Общественные организации в современном обществе 27
2.2 Волонтерское движение как один из основных элементов профилактики наркомании 33
2.3 Реализация профилактических мероприятий в Дальневосточном Федеральном Университете 35
Заключение 39
Список использованных источников 42
б) сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы;
в) развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.
Основные стратегические задачи:
а) разработка и внедрение государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации;
б) создание и реализация общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации;
в) выработка мер противодействия наркотрафику на территорию Российской Федерации, адекватных существующей наркоугрозе;
г) обеспечение надежного государственного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров;
д) создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики;
е) совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации;
ж) совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности.12
Объектами антинаркотической деятельности являются:
а) население страны, в первую очередь дети, подростки, молодежь и их семьи, особенно входящие в группы риска вовлечения в незаконный оборот наркотиков и их прекурсоров, а также лица, потребляющие наркотики в немедицинских целях, и их семьи; больные наркоманией, нуждающиеся в лечении и реабилитации, и их семьи; работники отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности;
б) организации и учреждения, участвующие в легальном обороте наркотиков и их прекурсоров;
в) организованные преступные группы и сообщества, участвующие в незаконном обороте наркотиков и их прекурсоров.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии:
а) существенное сокращение предложения наркотиков и спроса на них;
б) существенное сокращение масштабов последствий незаконного оборота наркотиков;
в) создание и функционирование государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации;
г) создание и функционирование государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков;
д) современная система лечения и реабилитации больных наркоманией;
е) стратегические планы по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации;
ж) действенная система мер противодействия наркотрафику на территорию Российской Федерации;
з) надежный государственный контроль за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров;
и) организационное, нормативно-правовое и ресурсное обеспечение антинаркотической деятельности.13
Масштаб незаконного оборота
и потребления наркотиков на территории
Российской Федерации представляет
серьезную угрозу здоровью нации, социально-политической
и экономической стабильности, безопасности
государства. В последние годы в
Российской Федерации предприняты
меры по коренному изменению стратегии
борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
С 1 января 1997 г. в Российской Федерации
исключена уголовная
В соответствии с Федеральным
законом от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических
средствах и психотропных веществах»
одним из принципов государственной
антинаркотической политики является
приоритетность мер по профилактике
наркомании и правонарушений, связанных
с незаконным оборотом наркотиков,
стимулирование деятельности, направленной
на антинаркотическую пропаганду. Профилактика
наркомании законодательно определена
как совокупность мероприятий политического,
экономического, правового, социального,
медицинского, педагогического, культурного,
физкультурно-спортивного и
В формировании системы профилактики
наркомании и предупреждения наркопреступности
участвуют все органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
а также различные организации,
включая государственные
Несмотря на актуальность требований нормативных правовых актов и концептуальных документов, они не стали руководством к действию для государственных органов власти и органов местного самоуправления, а также субъектов информационного пространства и не исполняются в полном объеме.
Отсутствие адекватных и эффективных мер по профилактике наркомании и предупреждения наркопреступности в условиях рыночной модели экономики привело к тому, что незаконное распространение наркотиков превратилось в широкомасштабную угрозу для государственной безопасности, здоровья и благополучия населения и встало в один ряд с такими угрозами национальной безопасности, как международный терроризм, оружие массового уничтожения, вооруженные региональные конфликты.Наркоагрессия в России представляет собой угрозу всем видам безопасности: политической, социальной, экономической, информационной, личной и др., а сама наркоситуация в стране приняла характер эпидемии, став непосредственной причиной ухудшения уровня здоровья и генофонда, сокращения численности населения.
В государстве созданы необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, обеспечивающие позитивное изменение наркоситуации.
Реальная наркотическая
ситуация, сложившаяся в стране,
и созревшая потребность
Основным куратором реализации государственной политики в области профилактики и противодействия наркомании является Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).
Во взаимодействии с федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления
муниципальных образований в
сфере профилактики незаконного
потребления наркотиков органами наркоконтроля
в 2010 году было организовано и проведено
более 55 тысяч профилактических мероприятий
антинаркотической
«Одним из важнейших направлений в профилактике наркомании является антинаркотическая работа с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Пример такой деятельности – реализация Национальной антинаркотической программы "Неприкосновенный запас – дети Отчизны", разработанной ФСКН России. Программа включает в себя широкий спектр работы по первичной профилактике наркомании среди детей и подростков, в частности такие проекты, как "Юный спецназовец", "Молодежь против наркотиков" и др.
Еще одно из действенных направлений по профилактики наркомании – организация и проведение мероприятий, направленных на популяризацию массовых и дворовых видов спорта, вовлечение детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом по месту жительства.
ФСКН России в рамках антинаркотического проекта "Спорт против наркотиков" взаимодействует более чем с 500 спортивными негосударственными организациями как федерального, так и регионального уровня – спортивными федерациями, клубами, объединениями, сообществами, фондами и т.д. Многие территориальные управления ФСКН России открывают свои спортивные залы для детей из малообеспеченных семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, выделяют инструкторов для проведения занятий.
Под лозунгом "Спорт против
наркотиков!" территориальными органами
ФСКН России проводились физкультурно-
В большинстве субъектов Российской Федерации стало уже традиционным проведение спортивных мероприятий под девизами "Сильные, смелые, ловкие, умелые!", "Веселые старты!", "Быть здоровым – это сильно", "Летний калейдоскоп", "Здоровое сердце", "Живи ярко и стильно без наркотиков", "Лига дворовых чемпионов", "Выбираю спорт", "Молодежь против наркотиков", "Здорово жить – здорово" и др.
По инициативе Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в российских регионах проводится акция "Сообщи, где торгуют смертью".
Целью акции является организация
в круглосуточном режиме работы "телефонов
доверия" в государственных и
муниципальных органах власти, получение
информации о фактах незаконного
оборота и пропаганды наркотиков,
а также обращений и
ФСКН осуществляет ряд
проектов совместно с органами образования.
Один из них – Всероссийская акция
"За здоровье и безопасность наших
детей". Проводится она территориальными
органами ФСКН России в учебных заведениях
в федеральных округах. Акция
направлена на информирование и обучение
педагогов и родителей
В рамках акции используются различные формы и методы профилактической работы, направленные на формирование общечеловеческих ценностей и пропаганду здорового образа жизни – классные часы, психологические тренинги, видеолектории, спортивные соревнования, олимпиады и конкурсы. При проведении акции особое внимание организаторы уделяют разъяснительной работе с педагогами и родителями, информируя их о правовых, социальных и медицинских аспектах наркомании.
ФСКН России совместно с Минобрнауки России разработана учебная программа "Профилактика наркомании среди молодежи". Программа внедрена в учебный процесс ряда московских вузов и ссузов. Задачей данной программы является изучение социально-педагогических, психологических и юридических аспектов предупреждения наркомании среди молодежи. К проведению занятий со студентами приглашаются специалисты ФСКН России, известные ученые и специалисты в сфере лечения, профилактики и реабилитации наркозависимых. Студенты в качестве отчетных материалов готовят специальные проекты в сфере антинаркотической рекламы и пропаганды.
В практику образовательных
учреждений внедряются лабораторные исследования
абитуриентов и школьников на предмет
обнаружения в организме следов
от потребления наркотиков. Благодаря
этому появляется возможность на
ранней стадии выявить наркозависимость
и принять соответствующие
Активно проводят антинаркотическую
работу в учебных заведениях, детских
домах, интернатах, воспитательных колониях
лекторские группы, в составе которых
представители территориальных
органов наркоконтроля и
ФСКН разработаны интернет- уроки антинаркотической направленности. Впервые цикл таких уроков прошел в 2010/2011 учебном году – с 8 октября 2010 года по 5 марта 2011 года. По данным ФСКН, специальные мероприятия состоялись более чем в 20 тысячах школ и учебных заведениях среднего профессионального образования РФ, в них приняли участие свыше 5 миллионов учащихся. За время проведения этапов интернет- урока поступило более двух тысяч обращений от подростков.
В разработке уроков приняли
участие психологи и наркологи,
представители органов
С целью выработки практических
рекомендаций по организации системы
профилактики наркомании и наркопреступности
проводится ежегодная Всероссийская
олимпиада научных и