Роль социальных институтов в формировании социальных потребностей человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:10, реферат

Краткое описание

Для человеческого общества жизненно необходимо закрепить типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Содержание

Введение.
I. Социальный институт.
1. Понятие «социальный институт».
2. Типология социальных институтов.
3. Функции и дисфункции социальных институтов.
II. Роль социальных институтов в жизни общества.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

человек и его потребности-1.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

3. Функции и дисфункции социальных институтов.

Функции социального института

функции социальных институтов

 

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет; Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим  эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

2) Социализация - передача индивидам  установленных в данном обществе  образцов поведения и способов  деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

3) Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти.

4) Функции управления и контроля  осуществляются через систему  социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы  поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

1) Экономическо-социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода  общественные организации, преследующие  политические цели, направленные  на установление и поддержание  определенной формы политической  власти. Их совокупность составляет  политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

3) Социокультурные и воспитательные  институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие - механизмы  морально-этической ориентации и  регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и  мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты  утверждают в сообществе императивные  общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

5) Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную  регуляцию поведения на основе  норм, правил и предписаний, закрепленных  в юридических и административных  актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

6) Церемониально-символические и  ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на  более или менее длительном  принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики» выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов: простую и сложную. Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.

 

Американский социолог Р.Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать "явные" и "скрытые (латентные)" функции социальных институтов. Данное различие функций было введено им для объяснения определенных общественных явлений, когда необходимо учитывать не только ожидаемые и наблюдаемые следствия, но неопределенные, побочные, вторичные. Термины "явное" и "латентное" он заимствовал у Фрейда, который использовал их совсем в другом контексте. Р.Мертон пишет: "В основе разграничения между явными и латентными функциями лежит следующее: первые относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации некоторой определенной социальной единицы (индивидуум, подгруппа, социальная или культурная система); вторые относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка". В качестве примера Р.Мертон приводит ритуальные танцы племени хопи по вызыванию обильного дождя, имеющие латентную функцию укрепления групповой солидарности, поддержания устойчивости и непрерывности племени вне зависимости от того, пойдет ли после этого церемониала дождь или нет.

 

Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей (например, принятие специальных законов или сводов правил: об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.), поэтому более подконтрольны обществу.

Основной, общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей.

 Это следующие  функции:

- функция закрепления  и воспроизводства общественных  отношений;

- регулятивная функция;

- интегративная функция;

- транслирующая функция;

- коммуникативная функция.

 

1. Функция  закрепления и воспроизводства  общественных отношений - это система  правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого  члена института и делающих  это поведение предсказуемым.

2. Регулятивная  функция - это выработанный социальным  институтом шаблон поведения, норм  и контроля, регулирующий взаимоотношения  между членами общества (т.е. социальный  институт как элемент социального  контроля).

3. Интегративная функция - это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

4. Транслирующая  функция - это передача социального  опыта приходящим в социальный институт новым людям как за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений, для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

5. Коммуникативная функция - это распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.

 

Если институт не может справиться с выполнением своих явных функций, то его непременно ждут дезорганизация и изменения.

 

Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца.

 

Очень часто на практике некоторые институты продолжают существовать, хотя они не только не выполняют своих функций, но и порой даже препятствуют им. Это является доказательством того, что у данного института существуют скрытые функции, которые удовлетворяют потребности определенных социальных групп. Чаще всего подобное явление можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в очень большой степени.

Функции, выполняемые социальными институтами, очень многообразны. Рассмотрим одну  интересную классификацию социальных функций, данную представителями институциональной школы в социологии (С.Липсет, Д.Ландберг и др.). Они выделяли четыре основные функции, выполняемые социальными институтами.

1. Воспроизводство членов общества. Семья является главным социальным институтом, выполняющим эту функцию, отчасти к ней причастны и другие институты (государство).

2. Социализация - передача молодому поколению установленных в обществе образцов поведения и способов деятельности (институты семьи, образования, религии и т.п.).

3. Производство и распределение (органы власти - экономическо-социальные институты управления и контроля).

4. Функции управления и контроля, осуществляемые через систему социальных норм и предписаний, определяющие и регулирующие типы поведения (административные решения, моральные и правовые нормы, обычаи и т.д.).

 

По мнению Я.Щепаньского социальные институты в общественной жизни выполняют следующие функции или задачи:

- создают  возможность индивидам удовлетворить  различные свои потребности;

- регулируют  действие индивидов в рамках  социальных отношений, то есть  обеспечивают выполнение желаемых  действий и осуществляют наказание за совершение нежелательных действий;

- определяют  и поддерживают общественный  строй своей системой социальных  регуляторов и осуществляют воспроизводство  безличных общественных функций (то есть такие функции, которые  выполняются всегда одним и  тем же способом, независимо от личных черт и интересов человечества);

- производят  интеграцию стремлений, действий  и отношений индивидов и обеспечивают  внутреннюю сплоченность общности.

 

К тому же не следует забывать, что один институт может (чаще всего так и бывает) выполнять одновременно несколько функций:

- различные институты  могут выполнять общие функции;

- у  института на разных ступенях  развития общества могут отпадать  одни и возникать новые функции, или значение одной и той  же функции может со временем  или возрастать, или уменьшаться;

- один  и тот же институт в разных  общественно-экономических формациях  может выполнять разные функции.

 

В своей работе "Элементарные понятия социологии" (Новосибирск, 1967) Я.Щепаньский отметил, что эффективность функционирования социальных институтов зависит от следующих условий:

Информация о работе Роль социальных институтов в формировании социальных потребностей человека