Роль социальных институтов в формировании социальных потребностей человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:10, реферат

Краткое описание

Для человеческого общества жизненно необходимо закрепить типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Содержание

Введение.
I. Социальный институт.
1. Понятие «социальный институт».
2. Типология социальных институтов.
3. Функции и дисфункции социальных институтов.
II. Роль социальных институтов в жизни общества.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

человек и его потребности-1.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

1. От  четкого определения цели, задач  и объема функций социального  института.

2. От  рационального разделения труда  и его рациональной организации  внутри социального института.

3. От  степени деперсонализации деятельности и объективизации функций, выполняемых отдельными лицами.

4. От  признания престижа, которым обладает  социальный институт в глазах  групп, общностей или общества.

5. От  бесконфликтного включения социального  института в глобальную систему институтов, т.е. в общество.

Нарушение этих условий, порой даже одного, ведет к тому, что деятельность института приобретает дисфункциональный характер, т.е. нарушается взаимодействие социальной среды и социального института по реализации главной функции каждого социального института - удовлетворение конкретных общественных потребностей.

 

Дисфункции социальных институтов.

Функции социальных институтов могут меняться во времени. Все социальные институты имеют общие черты и различия. Если деятельность социального института направлена на стабилизацию, интеграцию и процветание общества, то она функциональна, если же деятельность социального института приносит вред обществу, то оно может быть расценено как дисфункциональное. Интенсификация дисфункциональности социальных институтов может привести к дезорганизации общества вплоть до его разрушения. Крупные кризисные явления и потрясения в обществе (революции, войны, кризисы) могут привести к нарушениям деятельности социальных институтов, которые могут сказываться как в сфере внешней, материальной, организационной структуры соответствующих учреждений, так и в характере, в содержании деятельности всего социального института.

Внешне явления дисфункции могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств, в организационных недостатках и т. д. С содержательной точки зрения (что гораздо более важно) недостатки выражаются в неясности целей деятельности, в их противоречивой интерпретации, парализующей деятельность института,

неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета данного института. Несоответствие деятельности института характеру социальных потребностей ведет к снижению значения его служебной роли, что, в свою очередь, ведет либо к вырождению его служебных функций в ритуальную деятельность, не направленную на достижение какой-либо рациональной цели (бюрократизм), либо к использованию формального статуса социального института для корыстного злоупотребления (коррупция).

3.  Функции  и дисфункции социальных институтов.

 

        Функция (от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль,

которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)

        Функция социального института  – это та польза, которую он  приносит

обществу,  т.е.  это  совокупность  решаемых   задач,   достигаемых   целей, оказываемых услуг. Если рассматривать деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей. Действительно,  если  мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы  должны  прямо связать ее с удовлетворением потребностей. Одним  из  первых  указал  на  эту связь Э.Дюргейм: «Спрашивать, какова функция разделения  труда,  это  значит исследовать, какой потребностью она соответствует». Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно  пополнятся новыми поколениями людей,  добывать  средства  пропитания,  жить  в  мире  и порядке,  добывать  новые  знания  и  передавать  их  следующим  поколениям, заниматься решением духовных вопросов. Ради этого институт и существует, выполняя в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей. Это прежде всего:                                     

           Функция закрепления и воспроизводства  общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих поведение своих членов и делающих его предсказуемым.

Регулятивная функция. Социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

Интегративная функция. Включает в себя процессы сплочения и взаимозависимости членов социальных групп, происходящие под воздействием норм, правил, санкций и систем ролей. 

Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, обладай оно возможностью передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. Потому, институты предусматривают механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

       Наряду  с  универсальными  существуют  специфические  функции.  Это такие  функции, которые присущи одним  институтам  и  не  свойственны  другим, например,  установление  порядка  в  обществе  (государство,   открытие   и передача новых знаний, наука и образование и др). Общество устроено так,  что  ряд  институтов  выполняют  несколько функций одновременно и в то же  время  на  выполнение  одной  функции  могут специализироваться  сразу   несколько   институтов.   К   примеру,   функцию воспитания или социализации детей  выполняют  такие  институты,  как  семья, церковь, школа, государство. В то  же  время  институт  семьи  выполняет  не только  функцию  воспитания  и  социализации,  но  и  такие   функции,   как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д. На заре своего возникновения  государство выполняет  узкий  круг задач, прежде всего связанных с налаживанием  и  поддержанием  внутренней  и внешней безопасности. Однако  по  мере  усложнения  общества  усложнялось  и государство.  Сегодня  оно   не   только   защищает   границы,   борется   с преступностью,  но  также  регулирует   экономику,   занимается   социальным обеспечением  и  помощью  малоимущим,   собирает   налоги   и   поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д. Церковь  создавалась  ради  решения   важных   мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов.  Но со временем   она   стала   заниматься   также   образованием,    экономической деятельностью (монастырское  хозяйство),  сохранением  и  передачей  знаний, исследовательской   работой   (религиозные   школы,   гимназии    и    др.), попечительством. Если институт помимо пользы  приносит  обществу  вред,  то  такое действие называют  дисфункцией.   Об  институте  говорят,  что  он  обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий  его  деятельности  препятствуют осуществлению другой социальной деятельности  или  другого  института.  Или, как определяет дисфункцию  один  из  социологических  словарей,  это  «любая социальная   деятельность,   вносящая   негативный   вклад   в   поддержание эффективной деятельности социальной системы».

        К примеру, экономические  институты  по  мере  своего  развития  предъявляют более высокие требования  к  тем  социальным  функциям,  которые должны выполнять институт образования. Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к  развитию массовой грамотности,  а затем  -  к необходимости подготовки  все  большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт  образования  не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон  плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то  ни  развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов  общества  не  получит.  Школы  и вузы  выпустят  в  жизнь,  дилетантов,   полузнаек,   а   значит, институты  экономики  окажутся  не  в  состоянии  удовлетворить  потребности общества. Так функции превращаются в дисфункции, плюс – в минус. Поэтому деятельность  социального  института  считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества [3,c.189].

         Функции и дисфункции социальных  институтов бывают  явными,  если  они отчетливо выражены, всеми сознаются  и  вполне  очевидны,  либо  латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы. Явные  функции  институтов   являются   ожидаемыми   и   необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены  в  системе  статусов  и ролей. Латентные  функции  выступают  непреднамеренным   результатом   деятельности институтов или лиц, представляющих их. Демократическое государство, установившееся в России  в  начале  90-х  годов при  помощи  новых  институтов  власти  –   парламента,    правительства   и президента,  казалось  бы,  стремилось  улучшить  жизнь  народа,  создать  в обществе цивилизованные отношения и внушить  гражданам  уважение  к  закону. Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Реально же  в стране выросла преступность, а уровень жизни упал. Таким оказались  побочные результаты усилий институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего  хотели  добиться  люди  в  рамках того или иного института, а латентное – о том, что из этого получилось. К явным функциям школы как института образования относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к  вузу,  обучение профессиональным  ролям,  усвоение  базисных  ценностей   общества.   Но   у института школы есть также и  скрытые  функции:  приобретение  определенного социального статуса, который позволит  взобраться  выпускнику  на  ступеньку выше  неграмотного  сверстника,  завязывание  прочных   дружеских   школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Не говоря уже о целом  ряде  таких  латентных  функций, как  формирование взаимодействия классной  комнаты,  скрытого  учебного  плана  и  ученических субкультур. Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего  образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных  ролей  и усвоение  господствующих  в  обществе  ценностных   стандартов,   морали   и идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства  между  имеющими высшее образование и не имеющими такового.

 

 

 

II. Роль социальных институтов в жизни общества.

 

Социальный институт – относительно устойчивый комплекс (система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества. Это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей в определенной сфере жизнедеятельности. Например, политические институты регулируют отношения в политической сфере, экономические – в экономической и т. д.

Однако надо иметь в виду, что социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Поэтому один институт может участвовать в выполнении нескольких функций в различных сферах общества и, наоборот, несколько институтов могут участвовать в выполнении одной функции. Например, институт брака регулирует брачные отношения, участвует в регулировании семейных отношений и одновременно может способствовать регулированию отношения собственности, наследования и др.

Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов. Они являются главными регулирующими механизмами во всех основных сферах жизнедеятельности людей. Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную (институциональную) систему. Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации отношений называется институционализацией.

Институционализация отношений в определенной сфере жизнедеятельности предполагает, что большинство членов общества признают легитимность (правомерность) данного социального института. Кроме того, институционализация предполагает организационное (правовое) оформление социального института.

Социальный институт следует отличать от конкретных организаций, социальных групп и индивидов. Способы взаимодействия и поведения, предписываемые институтами, носят обезличенный характер. Социальные институты (социальные системы) не состоят из конкретных людей, в них люди участвуют, занимая те или иные позиции, приобретая соответствующие социальные статусы и выполняя обусловленные статусом роли. Например, институт семьи – это не конкретные родители, дети и другие члены семьи. Это определенная система формальных и неформальных норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения.

Любой человек, включающийся в деятельность того или иного института, обязан выполнять соответствующие требования. Если человек не выполняет должным образом предписываемые институтом социальные функции и роли, то его могут лишить занимаемого им социального статуса. Например, родителя могут лишить его родительских прав, чиновника – занимаемой должности и т. д.

Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность. Кроме того, каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Так, для функционирования института образования создаются такие учреждения как школы, училища, вузы, строятся необходимые здания и сооружения; выделяются денежные средства и другие ресурсы.

Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Например, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения – роддоме; первичную социализацию проходит в институте семьи; получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.

Основными социальными институтами в обществе являются:

- семьи и брака – потребность  в воспроизводстве человеческого  рода и первичной социализации;

- политические (государство, партии и др.) – потребность в безопасности, порядке и управлении;

- экономические (производство, собственность  и др.) – потребность в добывании  средств существования;

- образования – потребность  в социализации подрастающих  поколений, передачи знаний, подготовке кадров;

-культуры – потребность в  воспроизводстве социокультурной  среды, в передаче подрастающим  поколениям культурных норм и  ценностей;

- религии – потребность в  решении духовных проблем. Институциональная  система общества не остается  неизменной.

По мере развития общества, возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают совсем. Например, такие социальные институты, как институт рабства, крепостничества, монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, парламентаризма, гражданского общества. А такие институты, как институты семьи и брака, религии существенно трансформировались.

 

 

 

Заключение.

 

Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующей исторически длительное время, удовлетворяющей фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п.

Информация о работе Роль социальных институтов в формировании социальных потребностей человека