Роль социальных институтов в формировании социальных потребностей человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:10, реферат

Краткое описание

Для человеческого общества жизненно необходимо закрепить типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Содержание

Введение.
I. Социальный институт.
1. Понятие «социальный институт».
2. Типология социальных институтов.
3. Функции и дисфункции социальных институтов.
II. Роль социальных институтов в жизни общества.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

человек и его потребности-1.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                                                                       Содержание.

 

Введение.

I. Социальный институт. 

1. Понятие «социальный институт».

2. Типология социальных институтов.

3. Функции и дисфункции социальных  институтов.

II. Роль социальных институтов в жизни общества.

Заключение.

Список использованной литературы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

 

 

Для человеческого общества жизненно необходимо закрепить типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях.

Именно социальные институты поддерживают совместную деятельность, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Социальный институт.

 

 

1. Понятие «социальный институт».

 

      Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач.

Социальный институт – относительно устойчивый комплекс (система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества. Это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей в определенной сфере жизнедеятельности. Например, политические институты регулируют отношения в политической сфере, экономические – в экономической и т. д.

Однако надо иметь в виду, что социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Поэтому один институт может участвовать в выполнении нескольких функций в различных сферах общества и, наоборот, несколько институтов могут участвовать в выполнении одной функции. Например, институт брака регулирует брачные отношения, участвует в регулировании семейных отношений и одновременно может способствовать регулированию отношения собственности, наследования и др.

Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов. Они являются главными регулирующими механизмами во всех основных сферах жизнедеятельности людей. Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную (институциональную) систему. Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации отношений называется институционализацией.

Институционализация отношений в определенной сфере жизнедеятельности предполагает, что большинство членов общества признают легитимность (правомерность) данного социального института. Кроме того, институционализация предполагает организационное (правовое) оформление социального института.

Социальный институт следует отличать от конкретных организаций, социальных групп и индивидов. Способы взаимодействия и поведения, предписываемые институтами, носят обезличенный характер. Социальные институты (социальные системы) не состоят из конкретных людей, в них люди участвуют, занимая те или иные позиции, приобретая соответствующие социальные статусы и выполняя обусловленные статусом роли. Например, институт семьи – это не конкретные родители, дети и другие члены семьи. Это определенная система формальных и неформальных норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения.

Любой человек, включающийся в деятельность того или иного института, обязан выполнять соответствующие требования. Если человек не выполняет должным образом предписываемые институтом социальные функции и роли, то его могут лишить занимаемого им социального статуса. Например, родителя могут лишить его родительских прав, чиновника – занимаемой должности и т. д.

Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность. Кроме того, каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Так, для функционирования института образования создаются такие учреждения как школы, училища, вузы, строятся необходимые здания и сооружения; выделяются денежные средства и другие ресурсы.

Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Например, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения – роддоме; первичную социализацию проходит в институте семьи; получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.

 

 

 

Понятие «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) было заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали для характеристики отдельного комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере. Такими институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т. п. В социологии понятие «институт» сохранило эту смысловую окраску, однако приобрело более широкое толкование в плане обозначения некоторого особого типа устойчивой регламентации социальных связей и различных организационных форм социального регулирования поведения субъектов. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен.  Он  рассматривал  эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных  институтов.  По  своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями. Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор. Другой американский социолог, Ч.Миллс, под  институтом  понимал  форму некоторой совокупности социальных ролей.  Институты  он  классифицировал  по выполняемым  задачам  (религиозным,  военным,  образовательным  и  т.д. ), которые образуют институциональный порядок. Немецкий  социолог  А.Гелен   трактует   институт   как   регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей  подобно  тому, как институты руководят поведением животных. По мнению  Л.Бовье,  социальный  институт  –  это  система  культурных элементов, ориентированных на удовлетворение  набора  конкретных  социальных потребностей или целей. Дж. Бернард и Л.Томпсон  трактуют  институт  как  совокупность  норм  и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев , традиций,  верований, установок,  законов,   которые   имеют    определенную   цель   и   выполняют определенные функции.  Согласно С.С.Фролову социальный институт – это организованная  система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные  ценности и процедуры,  удовлетворяющие основным потребностям общества.  По  мнению  М.С.Комарова,  социальные  институты  представляют   собой ценностно-  нормативные   комплексы,  посредством  которых  направляются  и контролируются  действия  людей  в  жизненно  важных  сферах  –   экономике, политике, культуре, семье и др.

Человечество училось выживать и  приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, может быть, самый ранний социальный институт—институт брака. Передаваясь из поколения в поколение, нормы поведения и институциональные нормы, становились привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления  людей в определенное русло.Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Э. Дюркгейм  придерживался мнения о том, что социальные институты выступают важнейшим средством самореализации человека. Он утверждал, что корпорации, неоправданно считающиеся анахронизмом, на самом деле полезны и современны. Корпорациями Э. Дюркгейм называет институты типа профессиональных организаций, включающих работодателей и работников, стоящих достаточно близко друг к другу, чтобы быть для каждого школой дисциплины и началом, обладающим престижем и властью[5,c.234].

        Социальные институты - это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

       Институты основываются не только  на четкой системе правил и  норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением. Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы. Процесс образования институтов, т. е. процесс упорядочения, формализации и стандартизации - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

     -возникновение потребностей, удовлетворение которых требует          совместных организованных действий;

     -появление в ходе стихийного  социального взаимодействия социальных  норм и правил;

     -принятие, применение этих норм  и установленных санкций для  их поддержания;

    -создание системы статусов и  ролей, охватывающих всех членов  института.

        Понятию  «социальный институт» в отечественной  социологии отводится значительное  место. Социальный институт определяется  как единый компонент социальной  структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление. Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же.

     Если суммировать всё множество  подходов разных учёных к пониманию  социальный институт, то он представляет  собой: ролевую систему, в которую  включены также нормы и статусы, совокупность обычаев, традиций  и правил поведения, формальную  и неформальную организацию, совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений, обособленный комплекс социальных действий.

 

 

 

 

 

Социальные институты являются специфическими образованиями, обеспечивающими относительную устойчивость социальных связей и отношений в обществе в целом. Они могут быть охарактеризованы с точки зрения их внешней, формальной («материальной») структуры, а также их внутренней, содержательной деятельности. Социальный институт внешне выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны — это установленный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях.

 

Существуют различные концепции социальных институтов, совокупность всех имеющихся трактовок понятия «социальный институт» можно свести к следующим четырем основаниям:

1. Группа лиц, выполняющих  определенные, важные для всех  социальные функции.

2. Конкретные организованные формы комплексов функций, которые выполняют некоторые члены группы от имени всей группы.

3. Система материальных  учреждения и формы действий, позволяющие индивидам выполнять  общественные безличные функции, направленные на удовлетворение  потребностей или регулирование поведения членов общности (группы).

4. Социальные роли, особо  важные для группы или общности.

 

В большинстве западных социологических теорий  социальный институт рассматривается как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему».

 

С.С.Фролов на основе анализа зарубежных материалов предлагает следующее формальное определение социального института: «Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества».

Под системой социальных связей в данном определении понимается сплетение ролей и статусов, посредством которых осуществляется и удерживается в определенных рамках поведение в групповых процессах, под общественными ценностями — разделяемые идеи и цели, а под общественными процедурами — стандартизованные образцы поведения в групповых процессах.

 

 М. Вебер называл социальные институты «фабриками по производству социальных связей», которые обеспечивают интеграцию общества, социальных групп и индивидов. Отсюда можно определить социальный институт как некую совокупность индивидов, групп, материальных ресурсов, организационных структур, которые формируют социальные связи и отношения, обеспечивают их устойчивость и способствуют стабильному функционированию общества.

Информация о работе Роль социальных институтов в формировании социальных потребностей человека