Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:10, реферат
Для человеческого общества жизненно необходимо закрепить типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.
Введение.
I. Социальный институт.
1. Понятие «социальный институт».
2. Типология социальных институтов.
3. Функции и дисфункции социальных институтов.
II. Роль социальных институтов в жизни общества.
Заключение.
Список использованной литературы.
Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находится в изменении и самообновлении.
Целью социальных институтов является спад межличностной конкуренции путём создания нормативных регуляций, уменьшающих социальное напряжение. Тем самым повышается потенциал культурного творчества, и таким образом социальные институты способствуют реализации высших человеческих целей.
Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
На основе изученного материала можно сделать следующие выводы. Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Это происходит тогда, когда люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.
Исходя из этого, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения, их появление зависит в основном от энергичных призывов.
Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.
При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется.
Общая социология: Хрестоматия. Изд-во «Высшая школа». 2006 г. - 783 с
Список используемой литературы
1. Краткий словарь по социологии.
2. Марксистско-ленинская
3. Общая социология: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
4. Основа социологии. Изд. Саратовского университета,1992
5. Предмет и структура
6. Социология. С.С. Фролов. Издательство Логос, М., 1996.
7. Социология. Учебное пособие. Издательство Знание, М., 1995.
8. Социология / Г.В. Осипов и др. М: Мысль,1990.
9. Система социологии. Питирим Сорокин,1920(1941).
Список литературы:
Воучел Э.Ф. Семья и родство //Американская социология. М., 1972, с. 163 -173.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. - М., 2000, с.189.
5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900,с.89.
6. Казарицева
Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология.
Учебник для
вузов / под общей редакцией
Лейман И.И. Наука как социальный институт. Л., 1998,с.301.
Социология. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева и др. – М., 1996,с.170.
Социология. Учебное пособие. Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М., 1999,с.302
Социология. Учебник. Под редакцией профессора Ю.Г. Волкова.—М.: Гардарики 2000г,с.474.
14.Энциклопедический социологический словарь / Под общ. Ред. Г.В. Осипова М., 1995,с.227.
Информация о работе Роль социальных институтов в формировании социальных потребностей человека