Самоидентефикация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 03:56, реферат

Краткое описание

На человека и его социализацию в обществе влияет множество факторов – половая роль, окружающая среда, независимые обстоятельства, психотип самого человека, его цели, а также цели групп, в которые он поневоле входит. Получается, что собственная идентификация формируется большей частью из навязанных группой интересов и социальных ролей. Вопрос о том, хорошо это или плохо остается открытым и философы расходятся во мнении относительно того, насколько нуждается человек в обществе и какое влияние оказывает окружение на развитие личности.

Вложенные файлы: 1 файл

самоидентификация.docx

— 76.30 Кб (Скачать файл)

Еще вчера я  был инженером (научным сотрудником, офицером и т. д.), и эта идентификация подразумевала целый ряд привычных и стабильных отношений. Сегодня я безработный или по-прежнему научный сотрудник, но уже без зарплаты, без работы, без соответствующего уважения окружающих и без чувства ценности того, что я делаю.

Что делает человек  в этой ситуации? Как уже отмечалось, есть четыре варианта.

  1. Начинает пить.
  2. Пытается любой ценой не замечать того, что происходит, и скрывать это от окружающих, т. е. тем или иным способом сохранить прежнюю структуру СИ. В странах Запада, где социально-профессиональная идентификация очень сильна, люди, потерявшие работу, часто впадают в глубокую депрессию, некоторые продолжают утром “ходить на работу”, чтобы семья и соседи ни о чем не догадались. Второй вариант - найти козла отпущения (правительство, коллеги, начальство) и бесконечно его ругать, не пытаясь реально изменить свою ситуацию. Третий вариант, самый конструктивный, но не всегда возможный - попытаться срочно найти точно такую же работу с точно таким же социальным статусом. Во всех этих случаях человек пытается остаться в рамках сложившейся модели СИ. Если это возможно, то хорошо, но в период экономического кризиса это часто совершенно нереально. Попробуйте в России найти высокооплачиваемую работу по специальности астроному или физику-теоретику, даже если это доктор наук, в прошлом вполне известный, уважаемый и обеспеченный человек.
  3. Меняет идентификацию в рамках уровня, т. е. меняет специальность.
  4. Пытается направить энергию в другой уровень идентификации.

Пусть я уже не научный  сотрудник, но зато я, прежде всего, мать (жена, отец). Пусть я уже не доцент, зато я молдаванин (татарин, украинец). Пусть я не офицер, зато я православный (иудей, мусульманин).

Таким образом, в период крушения привычных социальных и экономических отношений акценты могут смещаться на другие уровни СИ.

При этом легче  всего направить энергию именно в уровни, близлежащие к разрушенному (рис. 1).

С этой точки  зрения легко объясним повышенный интерес  части общества к своему национальному  статусу. То, что еще несколько  лет назад не привлекало особого  внимания, вдруг стало настолько  важным, что начались национальные войны и безудержный “парад суверенитетов”. Хотя очевидно, что и то, и другое не принесло и не могло принести каких-либо экономических выгод, эта  практика стала очень распространенной.

Повышенный интерес  к религиозным объединениям, “парад церковных суверенитетов” и различные  разборки на этой почве, зачастую переходящие  на уровень драк и бурных судебных разбирательств, также объяснимы  с этих позиций.

Действительно, если человек привык жестко идентифицировать себя как инженера, гражданина Великой  державы и т. д. и, соответственно, соразмерять с этим свои ценности, поведение, отношения с окружающими, а теперь больше этого делать не может, то самый простой путь - найти новые способы жесткой идентификации. Чем более жестко задана структура СИ, тем проще с ней взаимодействовать, так как не нужно много думать и искать ответы на жизненные проблемы самому.

Кризис СИ автоматически  порождает крушение моральных ценностей, с ними связанных. То есть, если моральные  ценности связаны в большей степени  не с внутренним духовным опытом, а  с соответствующей идентификацией, то наступит почти полный моральный  вакуум. Скорее всего, он будет быстро замещен новой структурой самоидентификации.

Такая ситуация характерна и для России 1917 - 1920 и 1989 - 90-х годов, и для Германии 1920 -30-х. Если Бога (светлого образа Ленина - Сталина, КГБ, парторганизации, Великого и ужасного милиционера и т. д.) больше нет, то все позволено.

В России новым  вождям удалось быстро переориентировать  СИ общества, введя, казалось бы, нелепые  определения типа: “я - пролетарий”; “я - большевик” вместо “я - православный”. После войны наступил новый кризис СИ, и партии пришлось добавить национальный уровень: я - русский (а не еврей и не космополит).

В Германии удалось  сразу переориентировать идентификацию  на национально-территориальную. Пусть я больше не ... зато я истинный немец и поэтому почему-то очень заинтересован в расширении территории.

А может ли энергия  быть направлена в сферу половой  самоидентификации? Безусловно. И в  России и в Германии соответствующих  периодов происходила бурная сексуальная  революция. Агрессивность, как один из аспектов сексуальной энергии, также  резко повышается, что приводит либо к росту насилия внутри общества, либо направляется на ведение внешних  войн.

Отметим, что  война (неважно, с внутренним или  внешним врагом) способствует повышению  жесткости и стабильности СИ, во всяком случае, пока она не закончится. Во время войны основная идентификация  большинства людей - это: я - свой. Ветеранам различных войн часто и в мирной жизни не хватает этой простоты и ясности самоидентификации. В тоталитарных или близких к ним государствах войны традиционно использовались для создания искусственных утверждений СИ. Пользуясь слабой осознанностью глубоких уровней СИ (и не только глубоких), лидеры таких систем умело переопределяли СИ: я - мужчина, следовательно, я - смелый, бесстрашный, сильный, следовательно, я - солдат без тени сомнения. я - русский, следовательно, я побеждаю лиц ... национальности и иноверцев. я - патриот, следовательно, я - враг всех чужих.

Именно таким  способом можно привлечь добровольцев на афганскую или чеченскую войны (утвердить себя как мужчина, отстоять русскую нацию, послужить Родине и т. д.) или использовать простых призывников, но сделать так, чтобы они воевали с максимальным старанием и жестокостью.

По окончании  большой войны кризис СИ захватывает  все общество, причем кризис наступает  вне зависимости от того, победила страна в войне или проиграла.

Ветеран малой  войны, как правило, испытывает серьезный  личностный кризис СИ, кризис тем более  тяжелый, что за время войны его  структура СИ сильно разошлась с  базовой структурой СИ большей части  общества. В терапии таких кризисов может быть с успехом использовано направление энергии на более  глубокие уровни, особенно на духовный.

Совершенно особая ситуация связана с возможностью направить энергию в духовный слой. Это может проявляться и  как интерес к различным эзотерическим  и мистическим учениям и как  следование пути духовного осмысления жизни.

На наш взгляд, такой путь может считаться наиболее гармоничным. Если в духовном уровне СИ достаточно энергии, человек не испытывает тревоги и беспокойства, его моральные ценности не зависят в такой степени от текущей ситуации в обществе, и, что самое главное, это во многом снимает проблему самоидентификации, так как приходит внутреннее осознание себя и человек сам может делать выбор, как себя идентифицировать.

Таким образом, кризис СИ приводит к расслоению в обществе. Кто-то лишается привычных моральных ориентиров и пускается во все тяжкие, кто-то замещает старые жесткие нормы на новые, тоже жесткие, но уже неодинаковые (у одних - национально-клановые, у других - религиозные, у третьих - профессиональные), а кто-то - становится более целостным и духовным.

Кризис СИ связан и с перестройкой внутренней структуры  отдельных слоев. Насколько жестко человек идентифицирует себя, например, в профессиональной области? Насколько  способен осознанно изменить ее? Насколько жестко заданы его представления о роли мужчины и женщины в семье? Насколько он готов изменить их, если они перестали работать?

Отметим, что  чем более иерархично общество, тем более жестко заданы ступеньки такой идентификации. Для сравнения: в СССР существовало 22 звания в армии и 5 научных званий, в США - около 10 званий в армии и 1 научное. То есть получив степень доктора (Ph.D.), американец может полностью расслабиться относительно своей научной идентификации и заняться работой. Выше, чем доктор, званий уже нет. В России кандидат наук все еще имел много социально определенных ступенек впереди, и “расслабиться” мог разве что академик.

Чем сильнее  кризис СИ, тем сложнее выстроить  гармоничную картину, сочетающую СИ на разных уровнях. Так, часто сложно найти баланс между первым и седьмым  уровнем, т. е. гармонично сочетать в себе и бизнесмена и человека духовного, с ярким восприятием окружающего мира. Но если в Европе и США такие подходы уже наметились и сами основы ведения бизнеса сформировали определенный моральный кодекс, близкий к общечеловеческим духовным принципам (не убивай, не обманывай, вкладывай деньги в благотворительность и т. д.), то в современной России и СНГ это далеко не так. Резкое расслоение привело к тому, что, как правило, человек либо бизнесмен, либо человек духовный. Удержаться на тонкой грани посередине возможно, но очень нелегко. Принципы ведения бизнеса во многих областях заведомо подразумевают обман, взятки, угрозы насилия и т. д.. Некоторое время тому назад похожая ситуация была и в США. На диком Западе ковбои с неимоверной жестокостью стреляли в индейцев и друг в друга. Ограбление банка считалось геройским поступком. Компании взрывали динамитом нефтепроводы и железные дороги конкурентов. В период “сухого закона” бандиты контролировали большую часть бизнеса страны. Но прошло время, и крайности постепенно выровнялись.

Кризис СИ у  личности происходит не только в период соответствующих кризисов в обществе. За время своей жизни человек  переживает как минимум несколько  таких кризисов. Кризисы 6-7 и 12-14 лет  приводят к формированию более четкой структуры самоидентификации.

В традиционных обществах  одним из основных способов разрешения кризисов СИ был ритуал. Изменяя свою идентификацию (профессиональную, семейную, религиозную), человек проходил через определенную инициацию, которая давала возможно полное и глубокое представление о новой идентификации. Часто при этом менялось и имя или часть имени. Ритуал сопровождал любые важные события, связанные с изменением СИ, - приобретение профессии и, соответственно, статуса, женитьба, рождение ребенка, вхождение в возраст охотника. В некоторых первобытных племенах юноши, не прошедшие инициации, вообще не считались мужчинами, и, соответственно, настоящими людьми.

Отголоски таких  традиций сохранилась и в современном обществе - ритуалы брака, крещения и т. д. При этом в ряде случаев по-прежнему меняется часть имени, - с помощью приставок мисс - миссис, мадам - мадемуазель, доктор, Ph.D., профессор, майор и т. д. Проблема состоит в том, что в современном обществе инициации если и существуют, то в сильно урезанном виде, многие аспекты СИ определены гораздо менее четко и часто степень осознания своей самоидентификации недостаточна.

Если в архаическом  обществе всем было хорошо понятно, что  такое жена, муж или отец, то сейчас это часто далеко не так. Муж может  подсознательно ожидать от жены определенного  поведения, соответствующего его представлениям о том, что такое “жена”, однако у самой жены эти представления  могут быть совершенно другими и  часто тоже плохо осознанными. Разрешение такого конфликта затрудняется именно недостаточной осознанностью соответствующего уровня СИ. Вместо того чтобы прояснить  ситуацию, муж и жена могут бесконечно конфликтовать по самым различным  поводам.

В отношениях ребенок - родитель проблем еще больше, так как в современном обществе верхние слои СИ достаточно быстро меняются и родители могут просто не успеть заметить, что идентификация “дочь” сильно изменилась со времени их молодости.

Достаточно часто  встречаются ситуации, когда для  человека очевиден только один аспект СИ (например “я - муж, следовательно, глава семьи”, “я - профессор, следовательно...”). Остальные аспекты “неявно подразумеваются”. Если именно эти “подразумеваемые”, но плохо осознанные аспекты начинают расходиться с реальностью, то возникает проблема, причем трудноразрешимая, так как ее истинная причина непонятна.

Рис. 5

В общем случае такую ситуацию мы будем называть несимметричной идентификацией (рис. 5). Один уровень СИ может быть лучше осознан на рациональном уровне, другой - на эмоциональном и т. п.

Наконец, еще  раз обратимся к имени. К какому уровню СИ его можно отнести? Имя - это своего рода “точка сборки” всей структуры СИ. В нем как бы присутствует понемножку от каждого уровня. Как уже отмечалось, в традиционных обществах имя постоянно изменялось вместе с изменением СИ. Чем более значительным было изменение, тем сильнее менялось имя. Поступая в монастырь (и христианский и буддистский), человек полностью расставался со старым именем и принимал новое. Замужество приводит к изменению фамилии. На протяжении жизни имя также меняется несколько раз: Шурик - Сашка - Саша - Александр - Александр Ефимович. Интересно, что действительно значительные кризисы СИ в обществе также приводят к изменению части имени: господин - товарищ - господин. Иногда внутренние изменения приводят к тому, что человек меняет имя - например, с Толика на Анатолия.

Более глубокое осознание энергии, заложенной в  имени, может привести к интересным и иногда неожиданным результатам. Так, в процессе, связанном с осознанием имени на тренинге Discovery 2, некоторые участники неожиданно находили другое, “более созвучное” имя или изменяли имя как в вышеописанном примере. В нашей культуре имя дается человеку при рождении и, в большинстве случаев, сильно не изменяется в течение жизни. Имя и человек как бы выстраивают отношения друг с другом в процессе развитии личности и ее самоидентификации.

Информация о работе Самоидентефикация личности