Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 03:56, реферат
На человека и его социализацию в обществе влияет множество факторов – половая роль, окружающая среда, независимые обстоятельства, психотип самого человека, его цели, а также цели групп, в которые он поневоле входит. Получается, что собственная идентификация формируется большей частью из навязанных группой интересов и социальных ролей. Вопрос о том, хорошо это или плохо остается открытым и философы расходятся во мнении относительно того, насколько нуждается человек в обществе и какое влияние оказывает окружение на развитие личности.
4) местные конфликты
— между различными
В зависимости
от мотивов возникновения, этнические
конфликты можно
экономические; политические; исторические; ценностные; конфессиональные; социально-бытовые и др.
В зависимости от целей национально-этнических движений выделяют типы конфликтов:
социально-экономические — борьба за перераспределение части общественного продукта в свою пользу;
культурно-языковые — защита родного языка и национальной культуры;
территориально-статусные — борьба за изменение границ, повышение статуса и увеличения объема реальных прав и полномочий этноса;
сепаратистские
— борьба за выход из состава
Федерации и образование
По формам и
методам противодействия
При этом насильственные
могут быть локальными и широкомасштабными,
предполагающими развернутые
К ненасильственным можно отнести политические (без применения физической силы), дипломатические, юридические, экономические и другие конфликты.
В зависимости
от времени и интенсивности
Одной из основных причин возникновения этнических конфликтов являются взаимные территориальные притязания этносов. Такие конфликты возникают на межгосударственном, межрегиональном, местном уровнях. Мотивы территориальных притязаний могут объясняться разными причинами:
• историческим прошлым этносов, например наличием исторических, культурных, культовых и других памятников этноса на определенной территории;
• нечеткостью демаркации существующих границ или проведением новой демаркации между этносами, если ранее таких границ не было;
• возвращением на историческую родину ранее депортированного этноса;
• произвольным изменением границ;
• насильственным включением территории этноса в соседнее государство;
• расчленением
этноса между разными государствами.
Причины возникновения
• политическая борьба за власть между различными этническими группировками на всех уровнях (местном, региональном, государственном);
• борьба этноса за свой политический статус в рамках единого государства;
• борьба за полную государственную (политическую) независимость и др.
Экономические конфликты между этносами могут быть вызваны следующими причинами:
• неравенством этносов в обладании, распоряжении и потреблении материальных ресурсов;
• нарушением баланса
экономических интересов между
Центром и этнически
• изменениями в политической структурно-функциональной системе производства, распределении и потреблении товаров и услуг (например, в результате перераспределения собственности или миграции населения, традиционные виды деятельности от одного этноса переходят к другому).
Изменения в структурно-функциональной политической системе общества могут стать причиной и других видов этнических конфликтов (политических, ценностных, социально-психологических).
Причинами этнических конфликтов может стать также неравномерное протекание реформ (экономических, политических, социокультурных) в отдельных регионах. В таких случаях конфликты возможны между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать права граждан, с другой. Такие конфликты носят универсальный характер.
Наиболее болезненны
и эмоционально насыщенны конфликты,
возникающие в результате ущемления
ценности этноса. Ценностные конфликты
могут иметь место в любой
сфере жизнедеятельности
На бытовом
уровне могут возникать этнические
конфликты, вызванные социально-
Исторические причины этнических конфликтов связаны с прошлыми обидами, которые хранятся в памяти этноса на подсознательном уровне. Сами по себе они, как правило, не являются непосредственными причинами конфликта. Но если конфликт назревает или уже имеет место, то прошлые обиды «извлекаются», трансформируются в реальную действительность и становятся дополнительными факторами его развития. Они могут быть использованы для оправдания своих действий и осуждения действий противника.
Какие бы причины ни лежали в основе того или иного конфликта, в своем развитии любой конфликт выражает чьи-то интересы и преследует определенные цели (порой не вполне осознаваемые его участниками). Выразителем этнических взглядов является не весь этнос, а лишь небольшая его часть, элитные группы, которые преследуют личные интересы. Например, объявление того или иного этнического региона субъектом Федерации позволяет местной элите сформировать свои, относительно автономные от Центра, органы власти и проводить нужную политику, используя идею защиты этнических интересов в своих целях.
К социокультурным причинам возникновения межэтнических конфликтов можно также отнести конфликты между нормами и ценностями, принятыми в обществе.
Конфликты между нормами и ценностями (социальной структурой и культурой) могут возникать: на уровне Центр — регион;
на межрегиональном уровне; на местном (внутрирегиональном) уровне.
Часто конфликты между нормами и ценностями и между ценностями разных культур происходят на бытовом уровне в ходе повседневного общения. Наиболее конфликтогенными в этом отношении являются регионы с высокой миграцией населения. Переселенцы, как правило, не учитывают социокультурных особенностей местных жителей, чем вызывают к себе негативное отношение «аборигенов».
Надо иметь
в виду, что чисто межэтнических
причин конфликтов в реальной жизни
фактически не существует. Этническая
самоидентификация и
Опросы общественного мнения в полиэтнических регионах России свидетельствуют о том, что основными факторами возникновения межэтнической напряженности являются ухудшение экономической ситуации в стране (60—65\%), просчеты в национальной политике (40—45\%), нестабильная обстановка в обществе (40 \%). Чисто этнические разногласия в ответах респондентов оказались на последнем месте.
Межэтнический
конфликт проходит те же стадии развития,
что и любой другой вид конфликта,
но имеет свои специфические особенности.
Он способен проникать во все другие
виды конфликтов, захватывая конфликтные
ситуации, сформировавшиеся по другим
линиям социального взаимодействия.
Если субъектами противостояния, независимо
от причины возникновения
Другой особенностью
межэтнического конфликта является
то, что в его развитии большую
роль играет определенная идеология (национализм,
сепаратизм, коммунизм, антикоммунизм,
фашизм, панисламизм и др.). Идеология
способствует консолидации этноса и
более жесткому противопоставлению
«своих» и «чужих». Она также
придает ценностно-смысловую
К особенностям межэтнического взаимодействия также можно отнести завышенную самооценку «своих» и необъективно низкую оценку «чужих»; двойной стандарт в подходах к «своим» и «чужим» (то, что позволено «своим», непозволительно «чужим»).
Деление на «чужих» и «своих» свойственно любому социальному конфликту. Но этническая принадлежность является одной из древнейших и наиболее устойчивой. Этнический стереотип в межгрупповых отношениях приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое, когда групповой эгоизм глушил ростки будущей общечеловеческой зависимости самым простым и древним образом: путем уничтожения, подавления инакообразия в поведении, ценностях, мыслях.
Большинство особенностей в межэтнических конфликтах носит социокультурный характер. Например, различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, стереотипах, национальных символах, способах мышления и поведения и т.д. Каждое из этих различий при кризисном состоянии общества может стать поводом или причиной возникновения межэтнического конфликта.
Существует понятие «мифологическое мышление», феномен которого наглядно проявляется в социокультурных конфликтах. Суть его заключается в том, что память сохраняет различные факты прошлого, а интеллект дорабатывает возможные варианты успешных деталей. В результате создается модель того, «что могло бы быть, а может и было». Так создается «фантомная модель», которая может превратиться в программу действий.
Народная память в своих мифах, легендах, фольклоре, памятниках истории, литературы хранит победы и поражения, обиды и «образы врагов», стереотипы конфликтного взаимодействия этносов. Весь этот груз достоинств и недостатков может быть использован для разжигания ненависти в межэтническом противостоянии.
Сами по себе этнические особенности не являются постоянным дестабилизирующим фактором в обществе. В нормально функционирующей социально-политической и экономической системе отношений хорошо уживаются люди, принадлежащие к различным этническим группам. Но в условиях экономической и политической нестабильности и кризисных состояний общества все прежние регуляторы межгрупповых, межэтнических отношений подвергаются разрушению и девальвации, а новые складываются не сразу. В такой ситуации «этнический регулятор», данный людям от рождения, выступает на первое место.
Таким образом,
межэтнические конфликты
на первом этапе происходит образование «воронки противостояния», начинается накопление обид, формируется «образ врага»;
на втором этапе стороны плодят своих антидвойников (закон «заразного» причинения), «одномерных человеков» или «недочеловеков»;
на третьем этапе противостояние перерастает в антагонизм и события отныне разворачиваются по принципу «зеркального отражения», когда практически все твои дела и поступки бумерангом возвращаются. В этой «войне двойников» действие всегда равно противодействию. Здесь уже окончательно пропадают правые и виноватые, остаются лишь бедствующие.
Принцип «зеркального отражения» впервые был изучен американским ученым Ю.Бронфенбренером на примере взаимного восприятия американцев и русских в 60-х гг. XX в., а затем был подтвержден другими аналогичными исследованиями, в частности при анализе сообщений в армянской и азербайджанской прессе по поводу конфликта в Нагорном Карабахе. Во всех этих исследованиях были получены фактически одни и те же результаты: каждая сторона обвиняла противника в тех же грехах, в которых последний обвинял ее.
Окончательно разрешить тот или иной межэтнический конфликт невозможно. Пока существуют этносы, будут периодически возникать противоречия в их взаимодействиях. Поэтому проблема состоит в том, чтобы выявить межэтнические противоречия, не допустить применения насилия, найти эффективные способы урегулирования спорных вопросов.