Самоидентефикация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 03:56, реферат

Краткое описание

На человека и его социализацию в обществе влияет множество факторов – половая роль, окружающая среда, независимые обстоятельства, психотип самого человека, его цели, а также цели групп, в которые он поневоле входит. Получается, что собственная идентификация формируется большей частью из навязанных группой интересов и социальных ролей. Вопрос о том, хорошо это или плохо остается открытым и философы расходятся во мнении относительно того, насколько нуждается человек в обществе и какое влияние оказывает окружение на развитие личности.

Вложенные файлы: 1 файл

самоидентификация.docx

— 76.30 Кб (Скачать файл)

Вы можете провести интересный процесс осознания своего имени.

Сядьте или  встаньте в удобную позу. Сделайте несколько глубоких вдохов и расслабленных  выдохов. Произнесите ваше имя. Сначала  про себя, потом вслух, потом немного  громче. Почувствуйте, что при этом отзывается внутри. Какие ощущения в теле, краски или образы при  этом возникают. Насколько комфортно  это состояние. Попробуйте произнести ваше имя по разному: Саша - Александр. В чем различия в ваших ощущениях? Произнесите имя еще раз. Поэкспериментируйте с громкостью и тоном голоса. Насколько легко и свободно вы произносите ваше имя. Какое именно имя вам легче всего произносить. Какая энергия звучит в имени? Для того чтобы почувствовать всю энергию имени, вы можете пройти по всем уровням СИ, произнося вслух: “Я - инженер”; “я - муж” и т. д.

Резюме
  • В течение жизни  человек переживает несколько (обычно достаточно много) кризисов самоидентификации, причем эти кризисы могут затрагивать  один или несколько уровней СИ.
  • Резкие социальные изменения в обществе приводят к массовому кризису социально-профессионального уровня СИ и “вакууму самоидентификации”.
  • Кризис СИ приводит к кризису морали и нравственных ценностей, с ним связанных.
  • Одним из способов разрешения кризиса СИ является направление энергии на другой уровень самоидентификации.
  • Кризис СИ приводит к резкому расслоению в обществе. Война - способ временно преодолеть или отсрочить кризис СИ и сплотить общество.
  • Традиционно стабильность и универсальность СИ в обществе обеспечивалась ритуалами. При достаточно резком отказе от ритуалов или их формализации (как это произошло в современном обществе) образуется своего рода “вакуум” идентификации в данных зонах СИ.
  • Степень осознанности самоидентификации может быть различной. Например, один уровень СИ лучше осознается на рациональном уровне, другой - на эмоциональном.
  • Имя является своего рода “точкой сборки” уровней СИ.

Уровни  самоидентификации  в психотерапии

Рассмотренная нами модель позволяет исследовать  основные проблемы личности, связанные  с СИ. Такие проблемы могут быть объединены в три большие группы.

  1. Слишком жесткая идентификация в определенной области и слабая ее осознанность.
  2. Неосознанное направление энергии с одного уровня СИ на другой.
  3. Ограниченная осознанность одного из уровней СИ, т. е. явно осознанны лишь некоторые аспекты данного уровня самоидентификации, при этом другие аспекты неосознанны или “неявно подразумеваются”.

Центральной идеей  в разрешении кризисов и вакуума  СИ является осознание своей самоидентификации  во всех ее аспектах и на всех уровнях.

Необходимость изменения своей СИ часто связана  со страхом лишиться “опоры”, т. е. привычной шкалы ценностей и системы внутренних и внешних взаимоотношений. Первым шагом может быть именно прояснение соответствующих аспектов СИ и их действительной ценности для личности.

Как прояснить  соответствующий уровень СИ?

Один из способов - пойти от противного. Такое упражнение может быть проделано прямо сейчас с листом бумаги и ручкой (акцент на рациональный аспект) или использовано в контексте сессии с измененными состояниями сознания.

В процессе такого исследования некоторые аспекты  СИ уже не покажутся достаточно значимыми, а другие неожиданно будут осознаны как действительно важные. Особенно это относится к глубоким уровням, многие аспекты которых плохо  осознаны в западной культуре. Отметим, под осознанием подразумевается  не только логический анализ, но и весь комплекс ощущений, чувств, внутреннего  опыта, ассоциативных связей и т. д.

Обратите внимание на пересечение уровней СИ.

- Я хочу иметь... такую работу, чтобы хорошо зарабатывать и чувствовать себя мужчиной.

- А что это значит - быть мужчиной?

Довольно часто  мы встречаемся с примерами неосознанного  замещения уровней СИ.

- Я много работаю,  обеспечиваю семью,  жену, детей... Настоящий  мужчина должен  чего-то добиться  в работе. Карьера  для меня - главное...

А что еще  важно для мужчины? Что еще  входит в понятие отца? Насколько  ваше видение совпадает с видением жены, детей?

Один из выпускников  тренинга “Inner Discovery” заметил: “После тренинга я стал больше времени проводить с семьей, стал зарабатывать вдвое меньше, но теперь я чувствую, что такое жить счастливой жизнью. Партнеры меня не понимают”. Другая выпускница после тренинга нашла интересную высокооплачиваемую работу по специальности (хотя в деньгах не нуждалась), после этого быстро разрешились многие семейные проблемы и установились гармоничные отношения с мужем и детьми. До тренинга избыточная энергия, направляемая в семейно-клановый уровень, привела к настоящему аду в семье и предразводной ситуации.

Попытка направить всю  или почти всю  энергию в одну-две  области СИ упрощает жизнь. Трудоголикам проще, так как им достаточно думать только о работе, осознавать только то, что связано с работой, и т. д. Однако такая система резко обедняет личность и часто делает структуру неорганичной и нестабильной.

Направление энергии  с одного уровня на другие может  иметь и конструктивный характер. Так, если человек переживает серьезные проблемы в семье и не может их разрешить, разумно направить энергию в область работы, религии или секса. Как уже отмечалось это может быть как конструктивным, так и не конструктивным, в зависимости от конкретной ситуации и степени ее осознанности.

Более полное осознание  своих уровней самоидентификации  позволяет как бы размыть грани цы уровней и обеспечить более естественный баланс энергии между ними. Человек перестает следовать жестко заданным идентификационным стереотипам и начинает воспринимать свою структуру СИ более целостно.

Такая трансформация  соответствует переходу из состояния  b) в состояние a) на рис. 6.

Один из способов прояснения уровней и границ СИ заключается  в исследовании вопроса о том, кем мы могли бы себя представить (“Я допускаю, что я мог бы быть и ...”).

- Я - программист. Я могу представить себя библиотекарем, продавцом, менеджером.

- А дворником или  лесником?

- ...Возможно, да.

- А милиционером?

- Никогда!

- Почему именно?

Интересно осознать, насколько мы можем почувствовать, встать на позицию другой СИ. Можете ли вы на несколько мгновений ощутить  себя солдатом, врачом, священником, американцем, чеченцем, человеком противоположного пола, тигром...

Разумеется, эта  новая идентификация необязательно  должна вам нравиться. Достаточно знать  свои границы и осознавать сущность этих границ. (Я не хотел бы быть женщиной, потому что...; я не хочу работать бандитом, потому что...)

Иногда в процессе такого исследования можно сделать  интересные открытия. Так, один бизнесмен  обнаружил, что мог бы уехать в  другую страну и работать фотографом, что его полностью бы устроило. Это дало ощущение большей уверенности  в себе даже в условиях нестабильного  финансового состояния.

В другом примере  женщине, директору крупной фирмы, было рекомендовано на несколько  дней полностью сменить имидж. Ходить в джинсах или рискованных платьях, посетить рок-концерт и т. д. Эта рекомендация оказалась очень большим вызовом для пациентки, так как она привыкла идентифицировать себя вполне определенным образом, и это однозначно отражалось и в одежде, и в способе проводить время, и во всем остальном. Однако выполнив все предписания, пациентка смогла по-новому осмыслить ситуацию, находящуюся уже долгое время в тупике, и принять важные решения в жизни и бизнесе (как оказалось впоследствии, вполне адекватные и крайне своевременные).

Больший уровень  свободы в СИ делает личность более творческой и позволяет находить решения вне сложившихся стереотипов. Альберт Эйнштейн считал, что каждые пять лет физик должен менять сферу исследований. Многие крупные писатели сменили целый ряд профессий.

Наконец, очень  важно подойти к осознанию  духовного уровня СИ. Подробное обсуждение того, какими методами этого можно  добиться выходит за рамки данной статьи. Некоторые подходы духовного  развития изложены в [1 - 3]. Важно отметить, что модель уровней СИ может быть с успехом использована и в контексте духовного развития.

Один  из нетривиальных  способов подойти  к духовному уровню самоидентификации  

Межэтнические конфликты

 

 

Заметное место  в современной жизни занимают национально-этнические конфликты  вызванные борьбой за права и  интересы этнических и национальных групп. Чаще всего, это конфликты, связанные  со статусными или территориальными претензиями. В нашей стране доминирующей идеей таких конфликтов является идея суверенитета территории, народа или этнической группы. Первоначально  такой конфликт носит характер борьбы за перераспределение власти между центральными органами государственной законодательной и исполнительной власти, центром и регионами. Значительную роль в этом конфликте играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей, однако имеют место и другие многочисленные наслоения. В современной России национально-этнические конфликты, чаще всего, носят политический характер. В период перестройки в различных республиках и регионах России на волне демократизации и формирования рыночных отношений выросли новые элитарные социальные группы. Местная этнократия, поддерживаемая центром, не подпускала к процессу принятия решения представителей новой элиты. Поэтому последняя была вынуждена облекать свои притязания на власть в форму национально-исторических лозунгов и требований. Чтобы удержаться у власти и получить большую свободу действий от центра, старая правящая элита нередко поддерживала эти требования. В результате возникла своего рода «эпидемия суверенитетов». По мере того как укрепляются позиции Центра и происходит проникновение новых элит к структурам власти, национально-этнические конфликты в такой форме ослабевают. Остается актуальной борьба за обладание властью, материальными и духовными ценностями уже между коренным населением и мигрантами, между этническим большинством и меньшинством.

Национально-этнические общности — большие социальные группы с характерными признаками (культура, язык, общая территория, религия, особенности  психологического склада и др.). Такие  признаки можно отнести к объективным  индикаторам этничности. Отдельные  индивиды или группы людей могут  и не обладать какими-либо из этих признаков, но идентифицировать себя с определенным этносом.

Основным фактором этнической самоидентификации является этническое самосознание — чувство  принадлежности к определенному  этносу. Этническое самосознание является субъективным индикатором этничности.

В отличие от других больших социальных общностей (общая территория, уровень доходов, образование и т.д.) этнические общности более устойчивы. Человек в течение  жизни может неоднократно менять профессию, место проживания, разбогатеть  или обеднеть, а этничность —  его пожизненная характеристика.

В повседневной жизни человек, как правило, не акцентирует  внимание на этнической принадлежности. В условиях дискомфорта, чувствуя себя ущемленным, обделенным, обиженным, он сознательно или подсознательно (в поисках поддержки и защиты) идентифицирует себя с определенными  социальными группами и общностями. Например, семьей, друзьями, трудовым коллективом, коллегами, в том числе и со своим этносом. Этническая принадлежность является наиболее доступной формой самоидентификации. Человек может  иметь или не иметь семью и  друзей, работать или не работать в  коллективе, иметь или не иметь  ту или иную профессию, но в любом  случае он не перестает быть (считать  себя) представителем определенного  этноса.

Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком  с детства и впоследствии функционируют  преимущественно на подсознательном  уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности  бессознательного поведения, как эмоциогенность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий. Особенности, возникновение, развитие и разрешение межэтнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеют свою специфику.

Классифицировать  этнические конфликты можно по различным  основаниям. Если взять за основание  классификации территорию проживания, наличие или отсутствие государственных  или административных границ, то можно  выделить следующие типы этнических конфликтов:

1) межгосударственные, внешние конфликты;

2) региональные  конфликты между различными этносами, разделенными общей административной (внутрифедеральной) границей в рамках единого государства;

3) конфликт между  Центром и регионом (например, субъектом  Федерации). Такой конфликт является  внутригосударственным, но с позиции  региона или субъекта Федерации  он может рассматриваться как  внешний, если субъект стремится к полной государственной независимости. Например, российские Федеративные органы власти считают Чеченскую войну внутрироссийским конфликтом, а чеченские сепаратисты — как внешнюю агрессию России против независимой республики Ичкерия;

Информация о работе Самоидентефикация личности