Самосознание и ответственность как система ценностных ориентаций отношения студентов к высшему образованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:39, дипломная работа

Краткое описание

Задачи работы:
1. Изучить роль образования и определить основные мотивы получения образования;
2. Рассмотреть основные жизненные ценности образования для студентов и выявить специфику ответственности и самоотношения как необходимых важных качеств учебной деятельности студента;
3. Организация и проведение экспериментального исследования, параметров ответственности и самоотношения у студентов педагогического вуза и выявить готовность студентов к самостоятельной жизни;
4. Доказать необходимость модели инновационной образовательной деятельности Нижневартовского государственного педагогического института.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Методологические аспекты изучения высшего образования и социальные
позиции студенчества……………………………………………………10
1.1. Высшее образование как проблема выбора будущей профессии
студента........................................................................................................10
1.2. Основные тенденции возрастания спроса на образовательные услуги
высшего профессионального образования………………………………17
1.3. Динамика жизненных стратегий студентов: особенности
ответственности и самоотношения как профессионально важных
качеств учебной деятельности студента………………………………...27
II. Экспериментальная работа по выявлению динамики самоотношения и
ответственности у студентов педагогического вуза…………………….36
2.1. Организация и проведение исследования по изучению ответственности
и самоотношения студентов……………………………………………...36
2.2. Результаты и обсуждения динамики самоотношения и ответственности
у студентов педагогического вуза………………………………………..42
2.3. Психологический вывод…………………………………………………….53
III. Тенденции и перспективы развития теории и практики
деятельности образовательного вуза……………………………………56
3.1. Инновационная образовательная деятельность Нижневартовского
государственного педагогического института: модель и перспективы
развития……………………………………………………………………56
Заключение……………………………………………………………………...61
Литература………………………………………………………………………65

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

Российский государственный  профессионально-педагогический университет

Институт социологии

Кафедра социологии

 

 

Допустить к защите

 

Зав. Кафедрой________________

«___»__________________200___г.

 

 

 

 

 

Дипломная работа

САМОСОЗНАНИЕ  И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК СИСТЕМА  ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ  К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

 

 

 

 

 

 

 

Студент (ка) группы №_______   _____________  ____________

   (подпись) ФИО

Научный руководитель

(зам.директора, доцент, канд. философских наук)  __________  

 

Консультант методического 

Раздела (ученое звание, степень)   _____________   ______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

ХМАО

Советский - 2005

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Методологические аспекты изучения высшего образования и социальные

позиции  студенчества……………………………………………………10

1.1. Высшее образование  как проблема выбора будущей  профессии 

студента........................................................................................................10

1.2. Основные тенденции возрастания спроса  на образовательные услуги

высшего профессионального  образования………………………………17

1.3. Динамика жизненных  стратегий студентов: особенности

ответственности и самоотношения  как профессионально важных

качеств  учебной деятельности студента………………………………...27

II. Экспериментальная работа по выявлению динамики самоотношения и

ответственности у студентов  педагогического вуза…………………….36

2.1. Организация и проведение  исследования по изучению ответственности 

и самоотношения студентов……………………………………………...36

2.2. Результаты и обсуждения  динамики самоотношения и ответственности 

у студентов педагогического  вуза………………………………………..42

2.3. Психологический вывод…………………………………………………….53

III. Тенденции и перспективы развития теории и практики

деятельности образовательного  вуза……………………………………56

3.1. Инновационная образовательная  деятельность  Нижневартовского

         государственного  педагогического института: модель  и перспективы

развития……………………………………………………………………56

Заключение……………………………………………………………………...61

Литература………………………………………………………………………65

Приложения…………………………………......................................................68

Доклад по защите дипломной  работы………………………………………….85

 

 

Из введения

 

 

…..В связи с этим представляется актуальным  изучение роли  и отношения студентов к высшему образованию в образовательном процессе, а именно изучение двух групп студентов, которые могут на наш взгляд реализовать себя как в учебной деятельности, так и в профессиональной. Хочется сказать, что на сегодняшний день отчётливо прослеживается важность самоотношения и ответственности у студентов педагогических вузов. Если говорить об ответственности, то именно ответственность студента в системе образования является важным личностным качеством, связанным с уровнем профессиональной подготовки.

Рассматривая самосознание как необходимое личностное качество студента, хочется сказать, что оно  является основным качеством профессионального  самоопределения. К показателям эффективности самосознания можно отнести следующее: удовлетворенность выбором специальности, вуза; четкое представление о социальном статусе, связанном с выбором данной профессии, а также о возможностях трудоустройства после окончания вуза именно по этой специальности.

На этом основании  попытаемся рассмотреть индивидуально-личностные качества личности студентов педагогического вуза  за последние годы уходящего века. При этом нас будут интересовать не только статистические данные учебной деятельности и отношение студентов к ней, но и личностно-психологический  уровень актуальных проблем личности, направленные на эффективную учебную деятельность. Рассматривая высшее образование как ценность можно предвидеть основные  социально- психологические качества,  которые важны для  студентов, обучающихся в вузе. Позитивное самоотношение предполагает снятие психологического напряжения, переутомления, стрессового состояния в связи с нелегкой учебной деятельностью.

В квалификационной работе сделана также попытка осуществления  типологии студентов в соответствии с жизненными стратегиями, ценностными установками, соотнеся последние с функциями образования.

Цель работы: выявить потребностно-мотивационные ценностные характеристики образовательной деятельности студентов и изучить самоотношение и ответственность как необходимые критерии эффективной целенаправленной учебной деятельности студента.

Объект исследования: студенты заочного отделения Нижневартовского государственного педагогического института (филиал) г. Югорска.

Предмет исследования: отношение студентов к высшему образованию.

Задачи работы:

  1. Изучить роль образования и определить основные мотивы получения образования;
  2. Рассмотреть основные жизненные ценности образования для студентов и выявить специфику ответственности и самоотношения как необходимых важных качеств  учебной деятельности студента;
  3. Организация и проведение экспериментального исследования, параметров ответственности  и самоотношения у студентов педагогического вуза и выявить готовность студентов к самостоятельной жизни;
  4. Доказать необходимость модели инновационной образовательной деятельности  Нижневартовского государственного педагогического института.

Гипотеза: мы предполагаем, что в результате эффективной целенаправленной учебной подготовки уровень ответственности и самоотношения студентов повышается. Чтобы проверить эту гипотезу, необходимо было установить, имеются ли различия в уровне названных выше компонентов ответственности  и самоотношения студентов I и IV курсов.

Противоречие: с одной стороны с ростом ответственности  и позитивной самооценки студенты лучше справляются с трудностями, с другой – нет достаточной социальной подготовки.

Методы: теоретические (обзор и анализ психолого-педагогической литературы) и эмпирические (наблюдение, эксперимент, количественная и качественная обработка данных, математическая статистика).

         Методологической основой исследования  является личностный подход.  Частично методологией является  положение о структуре и сущности  самоотношения личности С.Р. Пантелеева  и В.В. Столина и ответственности  К. Муздыбаева.

Практическая значимость исследования обуславливается тем, что оно направленно на поиск психологической поддержки личности студента образовательного учреждения, на выработку рекомендаций по гармонизации его индивидуально-личностных качеств, способствующие эффективности его учебной  деятельности и самореализации себя.

Представленная работа состоит из введения, трех  глав, заключения, литературы и приложений.

         Первая глава посвящена теоретическому обоснованию изучения высшего образования и социальные  позиции студенчества современного уровня. В ней рассмотрены проблемы высшего образования, основные тенденции возрастания спроса  на образовательные услуги, представлена динамика жизненных стратегий студентов и изучена роль ответственности и самоотношения как главные личностные характеристики студента.

Вторая глава  содержит описание исследований ответственности и самосознания у студентов двух групп: экспериментальной N = 50 (студенты IV курса заочного отделения педагогического вуза) и контрольной N = 46 (студенты – первокурсники). Настоящее исследование проводилось на базе Нижневартовского государственного педагогического института г. Югорска Тюменской области, с 1 апреля по 30 ноября 2004 года.

В исследование принимали  участие 96 студентов заочников НГПИ. При формировании модели выработки мы исходили из предположения о том, что студенты заочники IV курса по сравнению со студентами первокурсниками, являются  наиболее  значимым референтным лицом для них. Следовательно, они способны оказать больше внимания на их сознание, личность и деятельность. Поскольку определяющую роль в этом процессе играют значимые личностные качества студентов, то их изучение требует к себе особого внимания.

Возрастной  состав  выборочной  совокупности  характеризуется  диапазоном в возрасте от 20 до 40 лет.

        В исследовании самосознания  и ответственности  личности  студентов были использованы: методика  самоотношения С.Р. Пантелеева  и личностный вопросник «Ответственность»  В.П. Прядена.

В третьей главе рассмотрены практическая значимость инновационного подхода к формированию новой модели образовательной деятельности вуза НГПИ для специалистов-практиков, способных интегрировать в себе все необходимые функциональные элементы, жизненно важные для рассматриваемой социальной группы. Анализ инновационной модели образования для студентов заочников может быть обеспечена только при условии создания соответствующей ей модели профессиональных и личных качеств субъекта образовательной деятельности - вузовского преподавателя.

  Таким образом, реальная и перспективная ценность получения высшего образования – отношение к высшему образованию, как к определенной жизненной необходимости либо, как к интересу получения профессиональных знаний.

Предлагаемая работа представляет первую попытку комплексного решения рассматриваемой проблемы. В ней прослеживается стремление автора описать социальные и психологические аспекты практической работы психолога в системе образования, начиная с организации его учебы, взаимодействия со студентами и заканчивая реализацией тех качеств, которые направлены на его эффективную учебную деятельность и личностный рост, применяемой в работе с группой студентов  педвуза.


Именно такой подход станет полезным дополнением к другим точкам зрения на эту проблему, а  творческое сопоставление и осмысление различных подходов поможет будущему студенту выработать свою собственную профессиональную позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Абульханова-Славская К. А.Типология личности и гуманистический подход // Психол. Журнал.1991.Т.12.№ 4. – 27с.
  2. Алайба Т.Е. Студенты об имидже государственных и негосударственных вузов //Социс – 2004. №2. с.93-98.
  3. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Метод исследования субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5.
  4. Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества //Социс. – 2002. №3.с.78.
  5. Винтин И.А. Особенности социального самоопределения выпускников //Социс.- 2004. №2.с.88.
  6. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х: социально-культурная динамика //Социс – 2000. №12. с.56.
  7. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Как провести социологическое исследование. М.: Политиздат, 1990.
  8. Динес В. Тенденции изменения социального состава студенчества и профессиональной структуры подготовки специалистов //Власть. – 2001. №11 с.52-61.
  9. Елисеев Е.С. Конструктивная типология и психодиагностика личности, Псков:  ППИ, 1994.
  10. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни //Социс. – 2001. №9. с.77-82.
  11. Закон РФ «Об образовании» - М., 1992.
  12. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда // Социс. 2003. № 4. С. 99-106.
  13. Иванова С.П. Современное образование и психологическая культура педагога . – Псков, 1999.
  14. Кансузян Л.В. Вузовское  образование в оценках студентов //Социс. – 1999. №4. с.95.
  15. Карпенко М.П. Социальный портрет студента негосударственного  вуза //Социс. – 1999. №8 с.101-103.
  16. Колесников Ю.С. Становление рыночных стандартов поведения студентов //Молодежь- 2002: надежды и разочарования. – М., 2003.
  17. Когда наступает время выбора (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / Отв. ред. Г.А. Чередниченко. СПб.: Изд-во НГПИ, 2001.
  18. Концепция организационно-экономической реформы системы образования. – Томск, 1997.
  19. Крухмалева О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг //Социс. – 2001. №9 с.83-88
  20. Кукушкина Е.И. Университеты и становление социологического образования в России //Социс. – 2002. №10. с.130-138.
  21. Лоншакова Н.А. Региональный вуз и рынок труда: проблемы адаптации //Социс – 2003. №2 с.68-72.
  22. Малинаускас Р.К. Динамика социальной ответственности студентов педвузов // Социс. 2003. №7. с.135
  23. Матусевич В.А., Оссовский ВЛ. Социальная среда и выбор профессии. - Киев: 2002.
  24. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983.
  25. Негосударственное образование в России. – Новосибирск. 1996.
  26. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. М.,2000.
  27. Петров Ю.П. Студент педвуза; поиск стимулов к развитию интеллигентности // Проблемы воспитания студентов в современном вузе. Екатеринбург, 1997. №
  28. Петрова Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. – М., 1995.
  29. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.
  30. Прядеин В. П. Ответственность как системное качество личности: Уч. Пособие. / Урал. Гос. Пед. Унив., Екатеринбург, 2001г.
  31. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара: "БАХРАХ-М", 2000.
  32. Резер Г.М. Абитуриент – 2001: физическое и психическое здоровье //Социс. – 2000. №11. с118
  33. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. № 1.
  34. Рогов Е.И. Личность педагога: теория и практика. – Ростов на/Дону: Издательство «ФЕНИКС», 1996.
  35. Российский статистический ежегодник. – М., 2003.с.193.
  36. Солоницин В.А. Негосударственное высшее образование в России – М., 1998.
  37. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов //Социс – 2003. №10 с.55-61.
  38. Социальная работа. / Под общ. Ред. Курбатого В. И. Уч. пособие. – Р. –на – Д.:ФЕНИКС. 1999г.
  39. Социальная работа: теория и практика: Уч. пособие. / Под ред.  Холостовой Е. И. – М.: ИНФРА – М., 2001г.
  40. Спиркин А.Г. Сознание и самопознание. – М.,1984г. – 291с.
  41. Старостина Т.В. Вузы на рынке образовательных услуг // Социс. 2003. № 4. С. 121-126.
  42. Тульчинский Г. Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. – Л.,1990г.- 29с.
  43. Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников в средних учебных заведениях (сравнительный анализ) //Социс. – 2001 №12 с.108-115.
  44. Харчева В.Г. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.
  45. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 2002.
  46. Юнг К. Г. Психология бессознательного. – М.,1994г.- 179с.
  47. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М.: Наука, 1987.

Информация о работе Самосознание и ответственность как система ценностных ориентаций отношения студентов к высшему образованию