Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:39, дипломная работа
Задачи работы:
1. Изучить роль образования и определить основные мотивы получения образования;
2. Рассмотреть основные жизненные ценности образования для студентов и выявить специфику ответственности и самоотношения как необходимых важных качеств учебной деятельности студента;
3. Организация и проведение экспериментального исследования, параметров ответственности и самоотношения у студентов педагогического вуза и выявить готовность студентов к самостоятельной жизни;
4. Доказать необходимость модели инновационной образовательной деятельности Нижневартовского государственного педагогического института.
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Методологические аспекты изучения высшего образования и социальные
позиции студенчества……………………………………………………10
1.1. Высшее образование как проблема выбора будущей профессии
студента........................................................................................................10
1.2. Основные тенденции возрастания спроса на образовательные услуги
высшего профессионального образования………………………………17
1.3. Динамика жизненных стратегий студентов: особенности
ответственности и самоотношения как профессионально важных
качеств учебной деятельности студента………………………………...27
II. Экспериментальная работа по выявлению динамики самоотношения и
ответственности у студентов педагогического вуза…………………….36
2.1. Организация и проведение исследования по изучению ответственности
и самоотношения студентов……………………………………………...36
2.2. Результаты и обсуждения динамики самоотношения и ответственности
у студентов педагогического вуза………………………………………..42
2.3. Психологический вывод…………………………………………………….53
III. Тенденции и перспективы развития теории и практики
деятельности образовательного вуза……………………………………56
3.1. Инновационная образовательная деятельность Нижневартовского
государственного педагогического института: модель и перспективы
развития……………………………………………………………………56
Заключение……………………………………………………………………...61
Литература………………………………………………………………………65
Министерство образования Российской Федерации
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Институт социологии
Кафедра социологии
Допустить к защите
Зав. Кафедрой________________
«___»__________________200___
Дипломная работа
САМОСОЗНАНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Студент (ка) группы №_______ _____________ ____________
(подпись) ФИО
Научный руководитель
(зам.директора, доцент, канд. философских наук) __________
Консультант методического
Раздела (ученое звание, степень) _____________ ______________________
ХМАО
Советский - 2005
Оглавление
Введение…………………………………………………………
I. Методологические аспекты изучения высшего образования и социальные
позиции студенчества………………………………………………
1.1. Высшее образование как проблема выбора будущей профессии
студента......................
1.2. Основные тенденции возрастания спроса на образовательные услуги
высшего профессионального образования………………………………17
1.3. Динамика жизненных
стратегий студентов:
ответственности и самоотношения как профессионально важных
качеств учебной деятельности студента………………………………...27
II. Экспериментальная работа по выявлению динамики самоотношения и
ответственности у студентов
педагогического вуза…………………….
2.1. Организация и проведение
исследования по изучению
и самоотношения студентов…………………
2.2. Результаты и обсуждения
динамики самоотношения и
у студентов педагогического вуза………………………………………..42
2.3. Психологический вывод………………………
III. Тенденции и перспективы развития теории и практики
деятельности образовательного вуза……………………………………56
3.1. Инновационная образовательная деятельность Нижневартовского
государственного
педагогического института:
развития…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения………………………………….......
Доклад по защите дипломной работы………………………………………….85
…..В связи с этим представляется актуальным изучение роли и отношения студентов к высшему образованию в образовательном процессе, а именно изучение двух групп студентов, которые могут на наш взгляд реализовать себя как в учебной деятельности, так и в профессиональной. Хочется сказать, что на сегодняшний день отчётливо прослеживается важность самоотношения и ответственности у студентов педагогических вузов. Если говорить об ответственности, то именно ответственность студента в системе образования является важным личностным качеством, связанным с уровнем профессиональной подготовки.
Рассматривая самосознание как необходимое личностное качество студента, хочется сказать, что оно является основным качеством профессионального самоопределения. К показателям эффективности самосознания можно отнести следующее: удовлетворенность выбором специальности, вуза; четкое представление о социальном статусе, связанном с выбором данной профессии, а также о возможностях трудоустройства после окончания вуза именно по этой специальности.
На этом основании попытаемся рассмотреть индивидуально-личностные качества личности студентов педагогического вуза за последние годы уходящего века. При этом нас будут интересовать не только статистические данные учебной деятельности и отношение студентов к ней, но и личностно-психологический уровень актуальных проблем личности, направленные на эффективную учебную деятельность. Рассматривая высшее образование как ценность можно предвидеть основные социально- психологические качества, которые важны для студентов, обучающихся в вузе. Позитивное самоотношение предполагает снятие психологического напряжения, переутомления, стрессового состояния в связи с нелегкой учебной деятельностью.
В квалификационной работе
сделана также попытка
Цель работы: выявить потребностно-мотивационные ценностные характеристики образовательной деятельности студентов и изучить самоотношение и ответственность как необходимые критерии эффективной целенаправленной учебной деятельности студента.
Объект исследования: студенты заочного отделения Нижневартовского государственного педагогического института (филиал) г. Югорска.
Предмет исследования: отношение студентов к высшему образованию.
Задачи работы:
Гипотеза: мы предполагаем, что в результате эффективной целенаправленной учебной подготовки уровень ответственности и самоотношения студентов повышается. Чтобы проверить эту гипотезу, необходимо было установить, имеются ли различия в уровне названных выше компонентов ответственности и самоотношения студентов I и IV курсов.
Противоречие: с одной стороны с ростом ответственности и позитивной самооценки студенты лучше справляются с трудностями, с другой – нет достаточной социальной подготовки.
Методы: теоретические (обзор и анализ психолого-педагогической литературы) и эмпирические (наблюдение, эксперимент, количественная и качественная обработка данных, математическая статистика).
Методологической основой
Практическая значимость исследования обуславливается тем, что оно направленно на поиск психологической поддержки личности студента образовательного учреждения, на выработку рекомендаций по гармонизации его индивидуально-личностных качеств, способствующие эффективности его учебной деятельности и самореализации себя.
Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы и приложений.
Первая глава посвящена теоретическому обоснованию изучения высшего образования и социальные позиции студенчества современного уровня. В ней рассмотрены проблемы высшего образования, основные тенденции возрастания спроса на образовательные услуги, представлена динамика жизненных стратегий студентов и изучена роль ответственности и самоотношения как главные личностные характеристики студента.
Вторая глава содержит описание исследований ответственности и самосознания у студентов двух групп: экспериментальной N = 50 (студенты IV курса заочного отделения педагогического вуза) и контрольной N = 46 (студенты – первокурсники). Настоящее исследование проводилось на базе Нижневартовского государственного педагогического института г. Югорска Тюменской области, с 1 апреля по 30 ноября 2004 года.
В исследование принимали участие 96 студентов заочников НГПИ. При формировании модели выработки мы исходили из предположения о том, что студенты заочники IV курса по сравнению со студентами первокурсниками, являются наиболее значимым референтным лицом для них. Следовательно, они способны оказать больше внимания на их сознание, личность и деятельность. Поскольку определяющую роль в этом процессе играют значимые личностные качества студентов, то их изучение требует к себе особого внимания.
Возрастной состав выборочной совокупности характеризуется диапазоном в возрасте от 20 до 40 лет.
В исследовании самосознания
и ответственности личности
студентов были использованы: методика
самоотношения С.Р. Пантелеева
и личностный вопросник «
В третьей главе рассмотрены практическая значимость инновационного подхода к формированию новой модели образовательной деятельности вуза НГПИ для специалистов-практиков, способных интегрировать в себе все необходимые функциональные элементы, жизненно важные для рассматриваемой социальной группы. Анализ инновационной модели образования для студентов заочников может быть обеспечена только при условии создания соответствующей ей модели профессиональных и личных качеств субъекта образовательной деятельности - вузовского преподавателя.
Таким образом, реальная и перспективная ценность получения высшего образования – отношение к высшему образованию, как к определенной жизненной необходимости либо, как к интересу получения профессиональных знаний.
Предлагаемая работа представляет первую попытку комплексного решения рассматриваемой проблемы. В ней прослеживается стремление автора описать социальные и психологические аспекты практической работы психолога в системе образования, начиная с организации его учебы, взаимодействия со студентами и заканчивая реализацией тех качеств, которые направлены на его эффективную учебную деятельность и личностный рост, применяемой в работе с группой студентов педвуза.
Именно такой подход станет полезным дополнением к другим точкам зрения на эту проблему, а творческое сопоставление и осмысление различных подходов поможет будущему студенту выработать свою собственную профессиональную позицию.
Литература