Самосознание и ответственность как система ценностных ориентаций отношения студентов к высшему образованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:39, дипломная работа

Краткое описание

Задачи работы:
1. Изучить роль образования и определить основные мотивы получения образования;
2. Рассмотреть основные жизненные ценности образования для студентов и выявить специфику ответственности и самоотношения как необходимых важных качеств учебной деятельности студента;
3. Организация и проведение экспериментального исследования, параметров ответственности и самоотношения у студентов педагогического вуза и выявить готовность студентов к самостоятельной жизни;
4. Доказать необходимость модели инновационной образовательной деятельности Нижневартовского государственного педагогического института.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Методологические аспекты изучения высшего образования и социальные
позиции студенчества……………………………………………………10
1.1. Высшее образование как проблема выбора будущей профессии
студента........................................................................................................10
1.2. Основные тенденции возрастания спроса на образовательные услуги
высшего профессионального образования………………………………17
1.3. Динамика жизненных стратегий студентов: особенности
ответственности и самоотношения как профессионально важных
качеств учебной деятельности студента………………………………...27
II. Экспериментальная работа по выявлению динамики самоотношения и
ответственности у студентов педагогического вуза…………………….36
2.1. Организация и проведение исследования по изучению ответственности
и самоотношения студентов……………………………………………...36
2.2. Результаты и обсуждения динамики самоотношения и ответственности
у студентов педагогического вуза………………………………………..42
2.3. Психологический вывод…………………………………………………….53
III. Тенденции и перспективы развития теории и практики
деятельности образовательного вуза……………………………………56
3.1. Инновационная образовательная деятельность Нижневартовского
государственного педагогического института: модель и перспективы
развития……………………………………………………………………56
Заключение……………………………………………………………………...61
Литература………………………………………………………………………65

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

С помощью корреляции по Пирсону, мы установили существует ли связь между двумя показателями в одной выборке и между двумя различными выборками, при этом, устанавливая, приводит ли увеличение какого либо показателя к уменьшению другого. Величина может колебаться в пределах от 0 до -1, что свидетельствует о положительной корреляции, если в пределах от 0 до -1 - полная отрицательная корреляция, если равно нулю, то никакой корреляции нет.

Обработка результатов  проводилась в специальной программе.

В ходе выявления  различий в отношении к себе и  проявления                                самоотношения у студентов по критерию Стьюдента показаны значительные  различия в переменных самоотношения и представлены на рисунке № 1.

Существенные  различия видны по таким шкалам как  саморуководство, самоотношение, самопринятие, внутренняя конфликтность, самообвинение.

1. По шкале саморуководства коэффициент различия составляет 1,1. Это означает, что группа студентов в возрасте от 32-40 лет считают, что судьба находится в их руках ср.=7, вследствие чего, испытывают чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей больше, чем в группе студентов в возрасте от 35 до 45 лет ср.= 5,98.

2. По шкале самоотношения коэффициент различия составляет 1,0. Этот показатель больше выражен и просматривается у группы студентов в возрасте от 32-40 лет ср.=7,0, т.к. их самоотношение отражается в их личности, деятельности, что способно вызвать у других симпатию, уважение, одобрение, понимание. Речь идёт о предвосхищаемом, отражённом отношении других людей, т.е. самоотношение студента к самому себе.

Следовательно, можно сделать следующие выводы: у студентов I курса педагогического вуза прослеживается совсем иная самооценка и отношение к себе. Это зависит от их будущих знаний и перспективы на будущее, от их мотивации, желания. Однако прослеживается у этих двух групп такое следствие, что та и другая группа одинаково стремиться к достижению как личностного, так и общественно - значимого результата, ведь у студентов V курса педагогического вуза это просматривается в поиске подходящей будущей работы. У студентов в возрасте от 21 до 25 лет проявление саморуководства отраженного самоотношения, социальная желательность «Я» ниже, отмечается у них внутренняя напряженность и открытость к восприятию окружающего.

Студенты IV курса в возрасте от 32 до 40 лет более позитивно относятся к себе. Это говорит о принятии решений, ситуаций такими, какие они есть, они верят в себя, черпают силы в уверенности в себе. Поэтому, стараясь справиться с жизненной ситуацией, эти студенты могут реально сделать первый шаг вперёд, достигая поставленной цели.

 

 

Рассмотрим  модель инновационной образовательной  деятельности  Нижневартовского государственного педагогического института.

 

 

 

В заключение отметим, что  разработанный комплекс инновационных качеств субъекта образовательного процесса - вузовского преподавания в НГПИ, при внедрении в практику дадут эффективность результатов обучения.

Из сказанного выше следует: в процессе обучения происходит переориентация ценностей, что сказывается на жизненных стратегиях студентов,

Таким образом, учитывая определяющую роль ценностных установок по отношению студентов к высшему образовательному учреждению, в процессе формирования и развития личности наиболее остро встает проблема систематического изучения у студентов профессионально значимых качеств.

На мой взгляд, с одной стороны, укреплять и развивать положительные моменты, а с другой - преодолевать негативные тенденции в сознании и поведении студентов педагогического вуза.

 

 

 

 

 




Информация о работе Самосознание и ответственность как система ценностных ориентаций отношения студентов к высшему образованию