Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:01, дипломная работа
Цель нашего исследования: изучение особенностей семей группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества.
Задачи нашего исследовании:
Изучить характеристики эмоционально-неблагополучных семей;
Определить основные последствия эмоционального неблагополучия у ребёнка;
Изучить особенности работы педагога с эмоционально-неблагополучными детьми.
Введение
Глава I
Характеристика семей "группы риска"
1.1 Типы семей "группы риска".
1.2 Факторы риска, воздействующие на семьи «группы риска»
1.3. Ребёнок из семьи группы риска: характеристика последствий.
Глава II
Особенности психолого – педагогического сопровождения детей
2.1 Содержание и основные формы взаимодействия с семьями «группы риска»
2.2. Технология организации взаимодействия педагога с семьёй.
2.3. Педагог - как организатор дифференцированного подхода к
семьям из "группы риска".
Глава III
Экспериментальное изучение особенностей дифференцированного подхода к семьям группы "риска"
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.
Библиография
К первому типу он отнёс семьи, члены которых отнеслись к своим детям так, как к ним когда-то относились их собственные родители. Супруги конфликтуют друг с другом, нередко дерутся, объединяет их враждебное отношение к собственным детям, на которых они выплёскивают свои переживания. Этот тип семьи обозначили как авторитарный.
Второй тип семьи назвал сверхпотакающим. Супруги отличаются поначалу слишком либеральным отношением к собственным детям. Многие из них в детстве были сиротами. Поэтому они детям не запрещали шалить, удовлетворяли все их желания и капризы. В конце концов, в подростковом возрасте дети выходили из повиновения, и тогда родители не выдерживали и в сердцах избивали детей.
Бедность, безотцовщина, агрессивность, как правило, сочетаются. Всё это уродует души подрастающего поколения. Став взрослыми, многие бывшие избиваемые дети сами становятся садистами - эстафета зла и жестокости становится бесконечной.
По нашему мнению семьи могут быть не только социально неблагополучными, но и эмоционально неблагополучными.
2). Эмоционально неблагополучные семьи.
Как известно первые годы жизни - интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребёнок наиболее непосредствен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. Повышена у него и потребность в эмоциональном признании окружающими. Большинство детей в первые годы жизни сильнее привязаны к матери, которая является для них своего рода эмоциональным эталоном в отношениях с людьми. На основе привязанности формируется чувство любви к родителям, которое достигает своего максимального развития, как и всё эмоциональное развитие, в 4 года.
Эмоциональный контакт с матерью и чувство любви к ней могут быть нарушены вследствие разных причин. Например:
1).выделяется особенно у мальчиков, связан с излишней принципиальностью матери, когда она поступает правильно, но, что называется, без души, формально, не учитывая выраженную в данном возрасте высокую потребность в теплоте, взаимности, отзывчивости и сострадании. Другими словами, у матери отсутствует непосредственность в выражении чувств, когда её отношение к ребёнку зависит часто от того, насколько он оправдывает её ожидания.
2).мать по молодости ещё не испытывает чувства материнства и относится к ребёнку так, словно он какой-то неодушевлённый предмет, который можно переставлять с места на место, понукать и командовать им, не интересуясь его чувствами и желаниями. Потом материнские чувства сформируются, но будет уже поздно, ребёнок пройдёт свой пик эмоционального развития, не испытав ответного чувства любви.
3).эмоциональное неприятие матерью каких-то нежелательных, с её точки зрения, черт темперамента и характера ребёнка. Нередко в этом отражается скрытый конфликт с мужем, не выражаемое внешне недовольство его характером. В полной мере оно проявляется в отношениях с похожим на отца мальчиком, который является источником постоянного раздражения для матери и своеобразным "козлом отпущения" для её негативных чувств.
В рассмотренных случаях можно говорить об односторонней любви ребёнка к матери или даже о безответной любви.
У девочек препятствия в эмоциональном контакте с отцом чаще всего вызваны его недостаточно активной ролью в семье. Он может не придавать значения эмоционально близким отношениям с дочерью, быть слишком занятым, эмоционально блокированным в семье.
Другая проблема, возникающая в данном возрасте, это ревность, когда дети, особенно девочки, не могут "поделить" своих родителей.
Ревность чаще возникает, когда в семье двое детей. Иногда по различным причинам одному из них родители уделяют больше времени и внимания, чем другому. А бывает и так: один из детей больше "устраивает" родителей покладистостью, полом и многим другим. Тогда обойдённый теплотой и вниманием ребёнок с обидой воспринимает отношение к нему родителей, особенно родителя другого пола, к своему брату или сестре. Чаще ревность проявляется при небольшой возрастной разнице между детьми.
Рассмотренные проблемы эмоциональных взаимоотношений типичны для детей, заболевающих неврозами и имеющих повышенную эмоциональную чувствительность. Эти дети не могут чувствовать себя спокойно без любви и эмоциональной поддержки, иначе у них появляется ощущение, что они никому не нужны. Возникающий в воображении страх одиночества ассоциируется со страхом быть изолированным и забытым, т.е. быть никем, ничего не значить, не представлять.
Таким образом, нами рассмотрены характер особенности эмоционально и социально неблагополучных семей. Эмоционально неблагополучные семьи бывают разные и в каждой из них есть свои причины для эмоционального неблагополучия ребёнка.
1.2 Факторы риска, воздействующие на семьи
Семья «группы риска» - разновидность семьи, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период, именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие, позволяло выделять категорию людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.
Разные ученые выделяют различные группы факторов риска, рассмотрим подходыВ.Е. Летуновой, Бареева Е.Б.:
а) медико-биологические факторы:
б) группа здоровья;
в) наследственные причины;
г) группа здоровья;
д) врожденные свойства;
е) нарушения в психическом и физическом развитии;
ж) условия рождения ребенка;
з) заболевания матери и ее образ жизни;
к) травмы внутриутробного развития и т.д.
л) социально – экономические:
м) многодетные и неполные семьи;
н) несовершеннолетние родители;
о) семьи, ведущие аморальный образ жизни;
п) неприспособленность к жизни в обществе (Бареева Е.Б.;34).
Наиболее важное и конкретное для работы социального работника представляет интерес классификация Беличевой. Она выделяет следующие факторы риска:
медико-социальные: (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);
2) социально – экономические (низкий материальный уровень семьи, плохие жилищные условия);
а) социально-демографические (неполные; многодетные; повторный брак);
б) социально-психологические (искаженный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, моральная безответственность родителей, жестокость);
в) криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи) (Вдовина М.В.;36).
С.В. Тетерский выделяет семьи, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненных затруднений и нуждаются в помощи со стороны и судебной системы, системы социальной защиты и социального обслуживания:
а) семьи беженцев, вынужденных переселенцев;
б) малообеспеченные семьи;
в) семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой;
г) семьи воспитывающие детей инвалидов;
д) неполные семьи;
е) семьи военнослужащих срочной службы;
ж) семьи безработных;
з) семьи военнослужащих – контрактников;
к) семьи проживающие в неблагополучных регионах;
л) семьи, где родители долго не получают заработную плату.
Всем этим семьям необходима психолого-педагогическая, реабилитационная, правовая, а так же социально – педагогическая помощь.
Как нам известно, личность подрастающего поколения формируется не вакууме, не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Последняя имеет решающее значение для процесса воспитания. Особенно важно влияние малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школа, класс, неформальные группы общения.
Каковы особенности той или иной семьи вызывающие или способствующие возникновению отклонений в поведении школьников? Они отражаются в изменяющихся классификациях семей, где часто появляются трудные дети. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют друг друга. Остановимся на них подробнее.
Исследователи (Г.П. Бочкарева, Павленок П.Д.,Б.Н. Алмазов)выделяют:
а) семью с неблагоприятной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, нечувствительны по отношению к своим детям;
б) семья, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, существует безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
в) семью с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы. Он вовлекается в аморальный образ жизни.
Так же они выделяет 4 типа неблагополучных семей способствующих появлению трудных детей:
а) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем родителей; не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи чаще по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях выросли нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;
б) конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера, либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно, - демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
в) нравственно неблагополучные семьи. Среди членов семьи отмечают различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинять своей воле другого и т.п.;
г) педагогически некомпетентные семьи. В них недуманные или устаревшие представления в ребенке заменяют реальную картину их. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к беспризорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку.
Появлению трудных детей также способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между семьями разных поколений (Лисицина С.А. Тарасова С.В.;41).
В последние годы в научной литературе и массовых изданиях широко обсуждается тема жесткости и насилия по отношению к детям в семье. Насилие может принимать физическую и психологическую формы физического насилия в семье проявляется в избиении ребенка, нанесение ему ожогов, испытании голодом и т.п. Имеются слухи развратных действий по отношению к детям и сексуального насилия. Психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблениями и запугиваниями.
Надо отметить, что жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. Жесткость создает основу для хронической психогенной травматизации, нередко вызывая повторные аффективные криминальные действия. Известны даже случаи убийства подростками своих жестоких родителей. В целом, следствием жесткого обращения с детьми бывает их асоциальное поведение в самостоятельной жизни
Исследователи говорят, что существует великое множество семей, о которых ничего плохого с формальной точки зрения сказать нельзя, но, тем не менее, для данного конкретного ребёнка эта семья будет неблагополучной, станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания, а для другого эта же семья может быть подходящей.
Семья может быть полной, но с противоречивым воспитанием, или с воспитанием, подавляющим ребёнка, или с оранжерейными условиями и т.д. Порой неполная семья более полезна для ребёнка, чем неполноценная, хотя и полная (например, отец-пьяница, терроризирующий семью, потом, наконец-то, он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в ней воцаряется мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребёнку, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека.
Исследователь Захаров А.И. говорит, что дефекты воспитания - это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи (Захаров А.И.; 21). Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, - только отношение к ребёнку.
Неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведёт к неблагополучию психического развития ребёнка. В смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми.
В 60-70-е годы резко возрос интерес детских психиатров разных стран к проблеме личностных реакций у ребёнка, нарушений формирования его характера. И именно в эти годы многие психиатры начали внимательно анализировать развитие взрослых психопатических личностей и приходили к выводу, что истоки их дисгармонии лежат в детстве, что в их происхождении очень велика роль психических травм раннего детства.
Информация о работе Семьи группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества