Семьи группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: изучение особенностей семей группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества.
Задачи нашего исследовании:
Изучить характеристики эмоционально-неблагополучных семей;
Определить основные последствия эмоционального неблагополучия у ребёнка;
Изучить особенности работы педагога с эмоционально-неблагополучными детьми.

Содержание

Введение

Глава I
Характеристика семей "группы риска"

1.1 Типы семей "группы риска".
1.2 Факторы риска, воздействующие на семьи «группы риска»
1.3. Ребёнок из семьи группы риска: характеристика последствий.

Глава II
Особенности психолого – педагогического сопровождения детей

2.1 Содержание и основные формы взаимодействия с семьями «группы риска»
2.2. Технология организации взаимодействия педагога с семьёй.
2.3. Педагог - как организатор дифференцированного подхода к
семьям из "группы риска".

Глава III
Экспериментальное изучение особенностей дифференцированного подхода к семьям группы "риска"

3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.

Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом..docx

— 114.52 Кб (Скачать файл)

     В беседах воспитатели объясняют родителям, что их авторитет держится на поддержке друг друга, уважении себя и других, достойном образце поведения. Ведь известно, что всё, что совершается вокруг посредством родительского слова, действия, входит в душу ребёнка. Он смотрит на мир глазами близкого ему человека, к сожалению, нередко подражает негативному.

     Чтобы укрепить в ребёнке нравственную стойкость, важно воспитывать чувства, развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому-то доброе дело.

     Есть ещё одна линия воздействия на семью - через ребёнка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребёнку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Обязательно кто-то из родителей предложит свою помощь.

      В своём исследовании Буянов М.И. выделяет несколько форм взаимодействия педагога с семьёй (Буянов М.И.; 6):

  1. Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы группы. Собрания не должны сводиться к монологу воспитателя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. При подготовке к родительскому собранию целесообразно организовать знакомство родителей. Содержание собрания родителей может быть дополнено подготовкой выствки-информации об опыте участия родителей в жизни микроколлектива, в жизни всего детского сада, о работе педагогов по мобилизации родителей на участие в процессах воспитания и обучения, оказанию помощи родителям в повышении их педагогической культуры.
  2. Родительский лекторий - способствуют повышению психолого-педагогической культуры родителей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
  3. Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей
  4. Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей, на вечера приглашаются родители детей разновозрастных групп
  5. Встречи родительской общественности с администрацией детского сада, воспитателями целесообразно проводить ежегодно. Родителей знакомят с требованиями к организации работы, выслушивают пожелания родителей. В процессе обсуждения проблем возможно составление перспективных планов совместной работы.
  6. Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч и дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.
  7. Организация совместной деятельности родителей и детей: благоустройство и озеленение двора детского сада, создание групповой библиотеки, совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, экскурсионные поездки.

Педагог должен уметь найти подход к любой семье. Но особый подход он должен применять к семьям из группы риска.

 

2.3. Педагог - как организатор дифференцированного подхода к семьям из группы риска

  Буянов М.И. в своём исследовании говорит, убедившись, что ребёнок живёт в тяжких условиях, педагог должен (Буянов М.И.; 8):

  1. объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребёнок, что мальчик или девочка не должны быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом;
  2. если не удастся образумить родителей, создающих своему ребёнку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу, нужно как-то изолировать ребёнка от подобных родителей: поместить его в детский дом, в санаторий, посоветовать передать на время ребёнка другим родственникам;
  3. если у ребёнка уже появились психические аномалии на почве семейных раздоров, его следует проконсультировать у детского психиатра.

     Педагог обязан неустанно следить за социально-психологическим климатом в семье, сохранять спокойствие, мужество и чувство собственного достоинства независимо от социального престижа родителей, их самомнения и давления на него.

К.Д.Ушинский был убеждён, что "в воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности" (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения - М., 1953г., Т.1 - с.266). Педагог выступает как целостная личность с особым складом ума, индивидуальными особенностями темперамента, определённым стилем поведения. Само содержание педагогической деятельности предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих развивать определённые личностные качества как профессионально значимые и обязательные. Эти качества, реализуясь в деятельности воспитателя и обеспечивая её успешность, приобретают специфическую профессиональную окраску.

     Гарбузов В.И. говорит, что собирательным свойством личности педагога является профессиональная направленность (Гарбузов В.И.; 12). Это комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание. Профессиональная направленность характеризует определённое отношение к обществу, природе, окружающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения. Ядром такой направленности являются отношение к детям, любовь и интерес к ним.

     В работе с детьми раннего и дошкольного возраста любовь, чуткость особенно необходимы, поскольку педагог заменяет воспитанникам мать в её отсутствие, а следовательно, должен и вести себя по-матерински, не скупясь на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность, на готовность прийти на помощь, оказать эмоциональную поддержку, т.е. на действенное проявление любви.

Высокая общая и профессиональная культура, интеллигентность, моральная чистота, гражданская ответственность в наибольшей степени важны для современного педагога. От него требуются эмоциональная устойчивость, наблюдательность, творческое воображение, требовательная доброта, душевная щедрость, справедливость, организованность. К профессионально значимым качествам воспитателя относятся работоспособность, выносливость, ловкость, уравновешенность.

     Педагогу важно развивать у себя способность к пониманию внутреннего мира воспитанника. Психологи это качество называют эмпатией (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия). У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребёнка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности.

     Буянов М.И. выделил качества необходимые педагогу для работы с детьми (Буянов М.И.; 5):

      педагогический такт означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твёрдости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и строгости, гибкость поведения и воспитательных воздействий - таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей. Не снижая требовательности к участникам воспитательного процесса, тактичный педагог проявляет по отношению к ним доброжелательность, теплоту, веру в их силы и возможности. Педагогический такт отличается от бестактности естественностью и простотой обращения, не допускающей фамильярности; иронией и юмором без насмешливости; требовательностью без мелочной придирчивости; доброжелательностью без заласкивания; настойчивостью без упрямства; деловым тоном без раздражительности.

     педагогическая зоркость проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребёнка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом. Показателями педагогической зоркости следует считать умение воспитателя видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние. По внешним признакам в поведении ребёнка педагог понимает изменения в его настроении, умеет "читать" его эмоции, переключает с одного вида деятельности на другой, предупреждая негативные формы поведения.

     педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребёнка, в результативность образовательной работы. Педагогу, любящему детей, свойственна настроенность на восприятие их положительных качеств и свойств. Зная достоинства и способности каждого воспитанника и создавая условия для их проявления, он способствует раскрытию личного потенциала у детей. Педагог-оптимист не может плохо отзываться о ребёнке, жаловаться родителям, призывать их "принять меры".

!Все дети разные, у каждого свой характер, свои привычки и особенности, у каждого своя нервная система. Поэтому к каждому педагог должен подобрать индивидуальный ключик, найти свой подход.

     Захаров А.И. в своём исследовании предлагает использовать занятия по рисованию для преодоления страхов у эмоционально неблагополучных детей (Захаров А.И.; 25).

     1). Преодоление страхов у эмоционально неблагополучных детей.

     Захаров А.И. в своём исследовании пишет, что стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста (Захаров А.И.; 25). Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, влечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и доминирование чёрного цвета в рисунках подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок.

     При рисовании целесообразнее всего пользоваться вначале цветными карандашами. За месяц до этого можно попросить детей принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в группе. Цель этого заключается в активизации интереса к рисованию дома. Его отсутствие обедняет психическое развитие детей и свидетельствует о наличии в нём каких-то затруднений.

     Темы для рисования на первых двух занятиях в группе выбираются самими детьми. Дети сами выбирают, с кем они будут сидеть за столиками, и уже это выявляет их симпатии и антипатии.

     После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Не превышающие 30 минут занятия проводятся, раз в несколько дней и затрагивают одну, максимум две темы. Если кто-то из детей отказывается рисовать, не следует фиксировать на этом внимание, как и подчёркивать успехи других.

     Тема "Что мне снится страшное, или чего я боюсь днём" даёт возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх, воспитателем не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Не является обязательным и сам рисунок, тем более, если страхи отрицаются вообще. Если же рисунок сделан, то, значит, ребёнок смог преодолеть барьер страха в своём сознании и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а, наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунке страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся. Тем самым остаётся меньше недосказанного, неясного, неопределённого, и вместе это способствует потере аффективно-травмирующего звучания страха в психике ребёнка. Существенно и то, что задание даёт воспитатель, которому он доверяет, да и само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны, уже не говоря об одобрении самого воспитателя.

     Следующим этапом рисования в группе может быть направленное устранение всех страхов, которым подвержен ребёнок. Для этого нужно выяснить в индивидуальной беседе чего боится ребёнок и составив список страхов у каждого из детей, воспитатель даёт задание нарисовать их. Продолжительность специально организованных для этого занятий не превышает 30 минут. На одном занятии рисуется, как правило, несколько страхов, но может быть нарисован и один страх. Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия. О занятиях сообщается заранее на собрании родителей. Рисовать лучше всего красками или фломастерами (шестицветными).

     Занятие проводится следующим образом. Вначале объясняется цель рисования страхов как способа избавиться от них. Затем каждому ребёнку даётся задание нарисовать первый, идущий по индивидуальному списку страх. После того как он нарисован, ребёнок подходит к воспитателю или поднимает руку, и ему даётся задание нарисовать следующий страх.

     Важно каждый раз выразить одобрение по поводу того, что ребёнок справился с заданием, ибо гордость за это является антиподом страха, повышая заметно чувство собственного достоинства, активность и уверенность в себе. Вместе с тем следует избегать заверений о прекращении страха сразу после рисования и тем более спрашивать, боится ещё ребёнок или нет. Это будет выражением недоверия, в то время как ребёнок особенно нуждается в доверии к своей способности преодолеть страх. Главное для него - уверенность воспитателя, что всё идёт так, как нужно, раз он выполнил задание.

     Через несколько дней проводится обсуждение рисунков. Обсуждение проводится с каждым из детей в отдельности, во избежание развития в группе эффекта подражания при всех безоговорочно соглашаться с отсутствием страхов, что не всегда соответствует действительности. Последовательно показываются рисунки, и задаётся вопрос о том, боится ли теперь ребёнок или нет. Чтобы не допустить внушения страха, необходимо внимательно следить за тональностью голоса, избегая его акцентирования на одной стороне вопроса. Отрицание страха закрепляется похвалой. Если же страх сохраняется, то это также находит своё понимание и поддержку педагога.

Захаров А.И. говорит, что воспитатели, использовавшие эту методику рисования, отмечают её эффективность в 50% случаев страхов у девочек и в 66% у мальчиков Захаров А.И.; 21).

     Оставшиеся страхи предлагается нарисовать снова, но так, чтобы на рисунках ребёнок изобразил себя не боящимся. Он должен изобразить себя в активной, противостоящей страху позиции.

Информация о работе Семьи группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества