Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:01, дипломная работа
Цель нашего исследования: изучение особенностей семей группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества.
Задачи нашего исследовании:
Изучить характеристики эмоционально-неблагополучных семей;
Определить основные последствия эмоционального неблагополучия у ребёнка;
Изучить особенности работы педагога с эмоционально-неблагополучными детьми.
Введение
Глава I
Характеристика семей "группы риска"
1.1 Типы семей "группы риска".
1.2 Факторы риска, воздействующие на семьи «группы риска»
1.3. Ребёнок из семьи группы риска: характеристика последствий.
Глава II
Особенности психолого – педагогического сопровождения детей
2.1 Содержание и основные формы взаимодействия с семьями «группы риска»
2.2. Технология организации взаимодействия педагога с семьёй.
2.3. Педагог - как организатор дифференцированного подхода к
семьям из "группы риска".
Глава III
Экспериментальное изучение особенностей дифференцированного подхода к семьям группы "риска"
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.
Библиография
На рисование страхов по контрасту требуется меньшее число занятий, и в них участвуют уже не все дети группы. Остальные играют отдельно от рисующих. Через несколько дней после окончания повторного рисования страхов проводится индивидуальное обсуждение рисунков. Снова задаётся вопрос, боится теперь ребёнок или нет. Положительный успех закрепляется одобрением, похвалой. Большинство детей из тех, кто после первого тура рисования ещё боялся, теперь перестают испытывать страхи, и только в единичных случаях (10-15%) они остаются.
Устойчивый характер страхов указывает на лежащий в их основе высокий уровень беспокойства (тревожности), навязчивый оттенок, сниженный жизненный тонус, отсутствие достаточных защитных сил организма, а также недоверчивость и настороженность. Хуже эффект преодоления страхов у детей из неполных семей; детей, чьи родители конфликтны между собой, больны неврозом или отягощены тревожной мнительностью и хроническими соматическими заболеваниями.
Захаров А.И. в своём исследовании рекомендует, какую работу должен проводить воспитатель по предупреждению нервности у эмоционально неблагополучных детей (Захаров А.И.; 25).
2). Работа воспитателя по предупреждению нервности у эмоционально неблагополучных детей.
Воспитателю необходимо вовремя обратить внимание на болезненные проявления ребёнка, квалифицировав их как проявления нервности, а не как дурные привычки, своеволие или капризность.
Когда в группе оказывается несколько детей с психопатоподобным поведением, то они способствуют перевозбуждению группы, развитию в ней нежелательных социально-психологических тенденций в виде противостоящих друг другу подгрупп и контрастного деления на "звёзд", изолированных и отвергнутых. Изолированными и отвергнутыми обычно оказываются дети с неврозами, неспособные постоять за себя и утвердить свою позицию среди сверстников силой. А именно для них полноценной общение со сверстниками - существенный фактор улучшения их психического состояния. Не допустить развития негативных тенденций общения в группе, вовремя осадить агрессивных и конфликтно настроенных детей, поддержать, защитить и воспитать навыки адаптивного поведения у детей с неврозами - гуманная задача воспитателя.
Трудные условия для работы воспитателя нередко создаются, когда в группах шумно от наличия, по крайней мере, нескольких повышенно возбудимых, гиперактивных и расторможенных детей. Они часто "не слышат" с первого раза, легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на задании. Толкнуть, обидеть, обозвать - это своего рода "норма" поведения у таких детей. Не испытывают они и чувства вины. Они легко дают всякого рода обещания, тут же забывая о них, часто веселы, беспечны и неугомонны. Это те дети, происхождение которых наиболее часто связано с алкоголизмом родителей. При отказе родителей лечить детей у детского невропатолога или у психиатра необходимо ставить вопрос о правомочности пребывания этих детей в детском учреждении общего режима.
Детей с неврозами не нужно выделять в какую-либо обособленную группу или подгруппу, как и работать с ними отдельно, поскольку это вызывает предвзятое отношение у большинства сверстников. Также не нужно говорить в группе о цели коррекционных занятий с отдельными детьми, например: "Дети, сегодня мы поможем Коле избавиться от страха…". Проводится обычное занятие, на котором воспитатель объясняет, что будет делать вся группа. Вместе со всеми в занятии по желанию участвуют и дети с отклонениями в поведении. С их согласия, потому что положительная установка на преодоление тех или иных нервных отклонений является критерием успеха любой психотерапевтически ориентированной работы.
Данные, полученные в процессе индивидуальной беседы и наблюдения за поведением детей в группе, обсуждаются с родителями и становятся основой для составления программы оказания помощи нервным детям. Программа подразумевает, прежде всего, творческий аспект воспитательной работы и имеет скорее значение установки на оказание помощи детям с неярко выраженными и главным образом психологически детерминированными невротическими реакциями. Цель программы - помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе. В первую очередь это переживания, возникшие в результате беспокойства, страха, обиды и неуверенности в себе, скованности и нерешительности в общении, неумения постоять за себя, неспособности контролировать свои чувства и, наконец, переживания по поводу самих переживаний, создающие эффект их болезненности или навязчивости.
Понять не всегда проявляемые внешне переживания детей можно только при наличии доверительного контакта с ними. Это нелёгкая задача, так как дети, предрасположенные к невротическим реакциям, имеют свойство подавлять внешнее выражение переживаний, не раскрывая их иногда и в семье, из-за опасений быть неправильно понятыми и наказанными или нежелания огорчить и без того расстроенных родителей. Должна быть своего рода педагогическая тайна, когда воспитатель не использует полученную информацию в ущерб ребёнку, не будет ругать его перед всеми детьми, стыдить за проявления слабости, беспомощности и подчёркивать необходимость помощи.
Умение строить доверительную, психологически ориентированную беседу подразумевает у воспитателя чувство такта, душевную чуткость и искреннее желание помочь детям справиться со своими переживаниями. Беседа понимается как непринуждённый разговор на прогулке в стороне от других детей, при самостоятельной игре в группе, когда воспитатель как бы, между прочим, задаёт интересующие его вопросы или во время дневного сна, за счёт некоторой его отсрочки. Затрагиваемые в беседе темы касаются самочувствия ребёнка, его взаимоотношений со сверстниками и страхов.
Под самочувствием подразумевается, прежде всего, оценка детьми своего настроения и преобладающий характер их переживаний. Следует уточнить не только источники положительных эмоций у детей, но и что мешает им нормально чувствовать себя, чем они недовольны, обеспокоены или обижены. В немалой степени это связано с взаимоотношениями со сверстниками, особенно при неприятии с их стороны.
Дети с неврозами никогда не достигают статуса лидера и тем более "звезды" группы, несмотря на желание. В лучшем случае они находятся на грани её принятых и изолированных членов. Происходит это потому, что им не хватает жизнерадостности, непосредственности и последовательности в достижении цели. Они слишком болезненно реагируют на возникающие трудности, случайности, непредсказуемые ситуации при общении, не могут постоять за себя и отстоять своё мнение, легко обижаются, излишне нетерпеливы, беспокойны и навязчивы в своём расположении, требуя повышенного к себе внимания и, страдая от невозможности добиться так необходимого им признания в группе.
Заключительный раздел беседы целесообразно посвятить выяснению характера страхов. При попытке спросить ребёнка о них в целом ответ, как правило, будет отрицательным, потому что признаться в страхах при развитом чувстве собственного достоинства - это в чём-то показать свою слабость или раскрыть интимные, скрываемые от окружающих переживаний. Большое количество страхов у детей указывает на появление тревожности или неуверенности в себе, а то и на развитие тормозимых черт характера.
Особую тактичность следует проявить в плане семейных отношений, не уточняя прямо их характера, а получая представление о них, интересуясь игрушками ребёнка, отношением взрослых к игре дома, к рисованию, самостоятельному времяпрепровождению, прогулкам по улице.
Уточнить характер отношений в семье можно в беседе с родителем, приходящим в детский сад, начав разговор с проблем поведения ребёнка в саду и постепенно переводя его на проблемы семейных отношений. Неоценимую помощь в этом могут оказать и родительские собрания, проводимые по определённому плану, с последующим обсуждением затронутых проблем психического развития детей в разные возрастные периоды, адаптации в детском саду, взаимоотношений со сверстниками, поведения в целом и подготовки к школе.
При групповой беседе не следует апеллировать к конкретным проблемам отдельных детей, называть их фамилии, но необходимо отразить их так, чтобы родители сами узнали, о ком идёт речь. Поскольку в каждой из бесед намечаются пути решения тех или иных проблем развития и поведения детей, то у родителей появляется желание получить более конкретные рекомендации в отношении личных проблем. Это повышает эффективность последующих индивидуальных собеседований. Здесь важно не впадать в поучающий тон, а разговаривать с родителем на равных, учитывая и его опыт воспитания. Дети с невротическими расстройствами более возбудимы дома и заторможены, робки и неуверенны в детском саду. При нарушениях поведения психопатоподобного круга дети, наоборот, "ходят по струнке" в семье, опасаясь усиления наказаний со стороны родителей, но растормаживаются в детском саду, отличаясь повышенной возбудимостью, агрессивностью и конфликтностью.
Некоторые собрания можно проводить раздельно - для матерей и отцов. Особое значение во время бесед с отцами следует придавать проблемам эмоциональных взаимоотношений с дочерьми младшего дошкольного возраста и проблемам авторитета для сыновей старшего дошкольного возраста.
Обобщив, можно сказать, что работа педагога с эмоционально-неблагополучными семьями очень сложна. Воспитатель должен быть чутким и внимательным к таким детям. Он должен больше внимания уделять им, а это сделать трудно, если группа большая. Индивидуальная работа и работа в группе вообще, с такими детьми, должна быть хорошо продумана, чтобы какой-нибудь репликой при всей группе или словом не задеть ребёнка, иначе, он, замкнется, в себе, и помочь ему будет ещё труднее.
Глава III Экспериментальное изучение особенностей дифференцированного подхода к семьям группы "риска"
3.1 Для подтверждения теоретических данных был проведён констатирующий эксперимент.
Время проведения эксперимента: 21.11.2011г - 30.11.2011г.
Место проведения эксперимента:ДОУ №20; №55; №63; №13
В экспериментепринимали участие: 28 человек, из них воспитатели, имеющие педагогический стаж:
Воспитатели, имеющие образование
Воспитатели, работающие в группах
Методэксперимента: исследования -анкетирование воспитателей детского сада.
Анкета была составлена Бариновой Татьяной Михайловной, Космач Татьяной Александровной (Приложение 3).
Цель: выявление опыта педагогической работы с семьями группы
"риска".
Вопросы анкеты |
ДОУ №55 |
ДОУ №63 |
ДОУ №20 |
ДОУ №13 |
1. Какие семьи, на Ваш взгляд относятся к семьям группы "риска"? а) семьи с усыновлёнными детьми; б) семьи пьющих родителей; в) неполные семьи (семьи где один отец или одна мать); г) опекунские семьи; д) семья, где нестабильны или разрушающиеся отношения между супругами; е) какие ещё на Ваш взгляд Вы можете назвать.
|
а). 1
б). 8
в). 3
г). 1
д). 7
е). 3 |
а). 2
б). 8
в). 1
г). 4
д). 6
е). 2 |
а). 0
б). 3
в). 2
г). 1
д). 3
е). 0 |
а). 3
б). 8
в). 2
г). 1
д). 8
е). 2 |
2. По каким диагностикам Вы сможете определить, что ребёнок из семьи группы "риска"? а) анкетирование родителей; б) анкетирование детей (для старшей и подготовительной групп); в) анализ продуктов детской деятельности; г) беседа с детьми; д) беседа с родителями; е) наблюдение педагога за детьми и родителями; ж) какие методы Вы можете ещё предложить.
|
а). 1
б). 3
в). 3
г). 6
д). 3
е). 8
ж). 1 |
а). 3
б). 3
в). 5
г). 6
д). 6
е). 6
ж). 5 |
а). 1
б). 1
в). 3
г). 2
д). 1
е). 3
ж). 2 |
а). 0
б). 3
в). 4
г). 8
д). 4
е). 9
ж). 0 |
3. Какие характерные признаки появляются у ребёнка из семьи группы "риска"? а) неусидчивость; б) раздражимость; в) неврозы; г) энурез; д) неврастения; е) плаксивость; ж) что Вы можете предложить из Ваших наблюдений.
|
а). 7
б). 6
в). 5
г). 3
д). 3
е). 6
ж). 3 |
а). 6
б). 6
в). 6
г). 4
д). 6
е). 6
ж). 5 |
а). 2
б). 3
в). 3
г). 2
д). 3
е). 2
ж). 1 |
а). 3
б). 7
в). 9
г). 4
д). 6
е). 7
ж). 1 |
Качественный и количественный анализ результатов анкетирования
Время проведения эксперимента: 21.11.2011г - 30.11.2011г.
Место проведения эксперимента: ДОУ №20; №55; №63; №13
В эксперименте принимали участие: 28 человек, из них воспитатели, имеющие педагогический стаж:
Воспитатели, имеющие образование
Информация о работе Семьи группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества