Семьи группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: изучение особенностей семей группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества.
Задачи нашего исследовании:
Изучить характеристики эмоционально-неблагополучных семей;
Определить основные последствия эмоционального неблагополучия у ребёнка;
Изучить особенности работы педагога с эмоционально-неблагополучными детьми.

Содержание

Введение

Глава I
Характеристика семей "группы риска"

1.1 Типы семей "группы риска".
1.2 Факторы риска, воздействующие на семьи «группы риска»
1.3. Ребёнок из семьи группы риска: характеристика последствий.

Глава II
Особенности психолого – педагогического сопровождения детей

2.1 Содержание и основные формы взаимодействия с семьями «группы риска»
2.2. Технология организации взаимодействия педагога с семьёй.
2.3. Педагог - как организатор дифференцированного подхода к
семьям из "группы риска".

Глава III
Экспериментальное изучение особенностей дифференцированного подхода к семьям группы "риска"

3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.

Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом..docx

— 114.52 Кб (Скачать файл)

     Одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих душевное равновесие ребёнка, является пьянство родителей. Оно может оказаться роковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребёнка. Из-за этого зловещего явления ребёнок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей, попадают в детские дома и т.д.

     Таким образом, можно сказать, что все выше перечисленные факторыочень сильно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Все эти причины, если вовремя не вмешаться специалистам (педагогу, социальному работнику или психологу), могут иметь серьёзные последствия. 

 

1.3. Ребёнок из семьи группы риска: характеристика последствий.

    Анализ психолого-педагогических исследований показал, что исследователи (Буянов М.И., Гарбузов В.И., Захаров А.И.) в качестве последствий пребывания ребёнка в неблагополучной семье называют детские неврозы и детские страхи.

     1. Детские страхи.

     Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе.

        Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями развития и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком, сигналом неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Возникновение страхов в большинстве случаев - это вина самих родителей, вызванные семейными неурядицами, душевной чёрствостью или же просто родительской невнимательностью.

       Психологи считают, что страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

     В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, конфликты и т.д.).

     В своём исследовании Гарбузов В.И. говорит, что гораздо более распространены так называемые внушённые страхи (Гарбузов В.И.; 12). Их источник - взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребёнок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: "Не подходи - упадёшь", "Не бери - обожжёшься", "Не гладь - укусит" и т.д. Маленькому ребёнку пока ещё не ясно, чем всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха. Страх закрепился и распространился на сходные ситуации.

     Так же часто, как термин "страх", встречается термин "тревога". И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.

     Тревога - это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями.

     Чувство беспокойства в зависимости от психической структуры личности ребёнка, его жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может приобретать значение, как тревоги, так и страха.

     Происходящее под влиянием страха состояние эмоционального перенапряжения проявляется не только общей заторможенностью и раздражительной слабостью, но и импульсивными, внезапно возникающими, труднопредсказуемыми действиями.

     В своём исследовании Захаров А.И. говорит, что наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их (Захаров А.И.; 24). Невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и безнадёжности, понижая ещё больше жизненный тонус. Тем самым страх, как мина замедленного действия, подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели.

     Страх уродует мышление, которое становится всё более быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях мышление теряет гибкость, становится скованным бесконечными опасениями, предчувствиями и сомнениями. Из-за нарастающей эмоциональной напряжённости и боязни сделать не то, не так, как ожидается, требуется, уменьшаются познавательная активность, любознательность, любопытство. Всё новое, неизвестное воспринимается с известной долей настороженности и недоверия, а всё поведение приобретает пассивный и излишне осторожный характер. В некоторых случаях дети отказываются от любых проявлений инициативы и внешне производят впечатление равнодушных и безразличных.

     Ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Баба Яга - это живое существо, обитающее где-то рядом, а дядя только и ждёт, чтобы забрать их в мешок согласно угрозам родителей.

     Эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения, страхи дополняются социально опосредованными, затрагивающими жизнь и благополучие других, вначале родителей и ухаживающих за ребёнком людей, а затем и людей вне сферы его непосредственного общения.

     Во многих цивилизациях дети в своём развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте - страх отделения от матери, страх животных, темноты, в 6-8 лет - страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей психического развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребёнка.

     У детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир, особенно девочек. В коммунальной квартире много взрослых людей, больше сверстников, больше возможности для совместных игр и меньше страхов. В отдельных, благоустроенных квартирах дети лишены непосредственного контакта друг с другом. У них больше вероятность появления страхов одиночества, темноты, страшных снов, чудовищ и т.д. В первую очередь это относится к единственным детям, по отношению, к которым больше беспокойства и опеки.

     В одном из своих исследований Захаров А.И. говорит о том, что недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства. Игра была и остаётся самым естественным способом изживания страхов, так как в ней в иносказательной форме воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных коллизий. Некоторые современные дети не играют потому, что имеют слишком принципиальных или строгих родителей, считающих игру только баловством и пустым времяпрепровождением. Кроме того, многие родители опасаются игр, так как боятся за детей, ведь, играя, ребёнок всегда может получить травму, испугаться. Общение с детьми у родителей, которые без конца поучают, строится преимущественно на абстрактно-отвлечённом, а не наглядно-конкретном уровне. Вследствие этого ребёнок как бы учится беспокоиться по поводу того, что может произойти, а не активно и уверенно преодолевать различные жизненные трудности.

     Страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены  семейных ролей (прежде всего роли отца). Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Если мальчики 5-7 лет в воображаемой игре "Семья" выбирают роль не отца, как это делают большинство их сверстников, а матери, то страхов у них больше.

     Беспокойство у эмоционально чувствительных детей первых лет жизни возникает и вследствие стремления некоторых матерей как можно раньше выйти на работу, где сосредоточена основная часть их интересов. Они рано отдают детей в дошкольные детские учреждения, на попечение бабушек и дедушек и других родственников, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные запросы.

     Честолюбивые, не в меру принципиальные, с болезненно заострённым чувством долга, бескомпромиссные матери излишне требовательно и формально поступают с детьми, которые всегда не устраивают их в отношении пола, темперамента или характера. У гиперсоциализированных матерей забота - это главным образом тревога по поводу возможных, а потому и непредсказуемых несчастий с ребёнком. Типичная же для них строгость вызвана навязчивым стремлением предопределить его образ жизни по заранее составленному плану, выполняющему роль своего рода ритуального предписания. А эмоционально чувствительные и впечатлительные дети дошкольного возраста формально правильное, но недостаточно эмоциональное, тёплое и нежное отношение матери воспринимают с беспокойством, поскольку именно в этом возрасте они нуждаются, как никогда, в любви и поддержке взрослых.

     Уже к концу старшего дошкольного возраста дети в этих условиях эмоционально "закаляются" до такой степени, что перестают реагировать на излишне требовательное отношение матери, отгораживаясь от неё стеной равнодушия, упрямства и негативизма. Они погружаются в свой мир переживаний, а иногда их поведение становится похожим на поведение матери. Другие дети устраивают истерики по поводу недостаточного внимания матери или, переживая её отношение к себе, становятся беспокойными, подавленными, неуверенными.

     В исследованиях Арнаутовой Е.П. говорится, что наиболее чувствительны к конфликтным отношениям родителей дети-дошкольники (Арнаутова Е.П.; 1). Если они видят, что родители часто ссорятся, ругаются, то число их страхов выше, чем когда отношения в семье хорошие.

     Заслуживающим внимания фактом является обнаружение у детей-дошкольников из конфликтных семей более частых страхов животных (у девочек), стихии, заболевания, заражения и смерти, а также страхов кошмарных снов и родителей (у мальчиков). Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.

     Максимум страхов в 5-8 лет, в возрасте, когда страх более сложно психологически мотивирован и несёт в себе больший интеллектуальный заряд. Начиная с 5 лет на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышления. Ребёнок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться, избегать. Следовательно, в возрасте наиболее часто выявляемых страхов, т.е. в старшем дошкольном возрасте, можно уже говорить не только об эмоциональной, но и об интеллектуальной основе страхов как особой психической структуре формирующейся личности человека.

     На частоту появления страхов оказывает влияние количественный состав семьи. Как у девочек, так и у мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях. Если у мальчиков отсутствие отца, незащищённость им и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери ведёт к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов скорее будет зависеть от самого факта общения с беспокойной, лишённой опоры матерью.

      Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, как эпицентр родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном эмоциональном контакте с родителями и перенимает их беспокойство, если оно есть. В результате у детей возникают внушённые, часто необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанным кем-либо. Нередко они не могут справиться со своими переживаниями и страхами и ощущают себя несчастными в своём "счастливом" детстве.

    Увеличение числа детей в семье, когда есть с кем поиграть, обычно способствует уменьшению страхов, в то время как увеличение числа взрослых может действовать противоположным образом, если они заменяют ребёнку весь окружающий мир, создавая искусственную среду, в которой нет места сверстникам, детскому смеху, радости, проказам, непосредственному выражению чувств. Невозможность в этих условиях быть самим собой порождает хроническое чувство эмоциональной неудовлетворённости и беспокойства, особенно при нежелании или неспособности играть роли, навязываемые взрослыми.

    2. Детские неврозы.

  В энциклопедическом словаре (41) даётся понятие, неврозы - это группа функциональных, так называемых пограничных, психических заболеваний (неврастения, истерия, психастения), развивающихся в результате длительного воздействия психотравмирующих факторов, эмоционального или умственного перенапряжения.

     В отечественной литературе невроз определяется как психогенное заболевание личности. У детей невроз - это психогенное заболевание формирующейся личности, т.е. такое заболевание, которое затрагивает значимые аспекты формирования личности, систему её отношений, в первую очередь, это взаимоотношения в семье и затем уже отношения со сверстниками и другими взрослыми.

Информация о работе Семьи группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества