Семья и дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями). Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза. В 1995г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями. В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 миллионов человек. В перспективе их численность будет расти

Содержание

Введение
1Теоретические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
1.1 Научно-теоретические основы анализа проблем социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
1.2 Дети с ограниченными возможностями, сущность и содержание
2 Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
2.1 Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-Инвалидов
2.2 Социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 82.81 Кб (Скачать файл)


В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет детям преодолевать страх, формировать культуру отношения к еще более слабому, корректировать иногда гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.

Социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятия с ребенком, который  получил инвалидность в результате общего заболевания, травмы или ранения, должен использовать комплекс этих мероприятий, ориентироваться на конечную цель –  восстановление личного и социального  статуса инвалида.При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической  патологии и возникновению так  называемых психосоматических заболеваний, а зачастую – проявлению девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации ребенка к условиям жизнеобеспечения.

При разработке реабилитационных мероприятий  необходимо учитывать как медицинский  диагноз, так и особенности личности  в социальной среде. Этим, в частности  объясняется необходимость привлечения  к работе с детьми-инвалидами социальных работников и психологов в самой  системе здравоохранения, ибо граница  между профилактикой, лечением и  реабилитацией весьма условна и  существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку  совместными усилиями социального  работника, медицинского психолога  и врача, с одной стороны и  ребенка и его окружения (в  первую очередь семейного) – с  другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка к социальной среде. Лечение в данной ситуации – это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как  бы устремлена в будущее.

Задачи реабилитации, а также  ее формы и методы меняются в зависимости  от этапа. Если задача первого этапа  – восстановительного – профилактика дефекта, госпитализация, установление инвалидности, то задача последующих  этапов – приспособление индивидуума  к жизни и труду, его бытовое  и последующее трудовое устройство, создание благоприятной психологической  и социальной микросреды. Формы воздействия  при этом разнообразны – от активного  первоначального биологического лечения  до «лечения средой», психотерапии, лечения  занятостью, роль которых возрастает на последующих этапах. Формы и  методы реабилитации зависят от тяжести  заболевания или травмы, особенности  клинической симптоматики особенностей личности больного и социальных условий.

Таким образом, необходимо учитывать, что реабилитация – это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого ребенка, но и на его окружение  в первую очередь на его семью. В этой связи важное значение для  реабилитационной программы имеют  групповая (психо)терапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой.

 

2 Дети с ограниченными возможностями, сущность и содержание.


Социальная реабилитация лиц с  ограниченными возможностями –  одна из наиболее важных и трудных  задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с  одной стороны, увеличение внимания к каждому из них – независимо от его физических, психических и  интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении  ценности личности и необходимости  защищать ее права, характерное для  демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это  предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975г.) инвалид – это любое  лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (ее) физических или умственных возможностей.Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.

В 1989г. ООН приняла текст о  правах ребенка, которая обладает силой  закона. В ней закреплено право  детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную  жизнь в условиях, которые позволяют  им сохранить достоинство, чувство  уверенности в себе и облегчают  их активное участие в жизни общества (ст.23); право неполноценного ребенка  на особую заботу и помощь, которая  должна предоставляться по возможности  бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения  эффективного доступа к услугам  в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа  к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в  социальную жизнь и развитию его  личности, включая культурное и духовное развитие.

Особое значение для детей-инвалидов  имеет норма, утверждающая, что при  наличии возможностей умственно  отсталый человек должен жить в своей  семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ООН (ст.12) зафиксировано право каждого инвалида (как взрослого, так и несовершеннолетнего) на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.    

Инвалидность детей значительно  ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а  также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Наиболее серьезным следствием инвалидности является утрата «базового доверия к миру», без которого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и др.

Проблемы инвалидности не могут  быть поняты вне социокультурного окружения  человека – семьи, дома-интерната  и т.д. Инвалидность, ограниченные возможности  человека не относятся к разряду  чисто медицинских явлений. Гораздо  большее значение для понимания  этой проблемы и преодоления ее последствий  имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и  другие факторы. Именно поэтому технологии помощи инвалидам – взрослым и  детям –  основываются на социально-экологической  модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными возможностями  испытывают функциональные затруднения  не только вследствие заболевания, отклонения или недостатков развития, но и  неприспособленности физического  и социального окружения к  их специальным проблемам.


ВОЗ следующим образом анализирует  данную проблему: структурные нарушения, ярко выраженные или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых  видов деятельности, в результате чего и формируются «ограниченные  возможности»; это при соответствующих  условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации. Например, ребенок, которому поставлен диагноз «церебральный паралич», при отсутствии специальных приспособлений, упражнений и лечения может испытывать серьезные затруднения с передвижением. Такое положение, усугубляемое неумением или нежеланием других людей общаться с таким ребенком, приведет к его социальной депривации уже в детском возрасте, затормозит выработку навыков, необходимых для общения с окружающими, и, возможно, формирования интеллектуальной сферы.

 

Вся сложность и многоаспектность проблем инвалидов и их семей  в значительной степени находит  отражение в социально-экономических  технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения. Остановимся  на социально-реабилитационной работе с детьми-инвалидами, обсудим некоторые  принципы и направления работы с  семьей, имеющей ребенка с ограниченными  возможностями. За рубежом, где такая  деятельность имеет достаточно длительную историю, принято различать понятия  абилитации и реабилитации.

Абилитация – это комплекс услуг, направленных на формирование новых  и мобилизацию, усиление имеющихся  ресурсов социального, психического и  физического развития человека. Реабилитацией  в международной практике принято  называть восстановление имевшихся  в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменений  условий жизнедеятельности. В России реабилитация объединяет оба эти  понятия, причем предполагается не узскомедицинский, а более широкий аспект социально-реабилитационной работы.

В процессе социальной реабилитации решаются три группы задач: адаптация, автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически  единых, существенно зависят от многих внешних и внутренних факторов.


Социальная адаптация предполагает активное приспособление инвалида к  условиям социальной среды, а социальная автомизация – реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в  поведении и отношениях, которая  соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач  социальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть  со всеми» и «Оставаться самим  собой». В тоже время человек с  высоким уровнем социальности  должен быть активным, т.е. у него должна быть сформулирована реализуемая готовность к социальным действиям.

Процесс социальной реабилитации , даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и  может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок  из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными  плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками  и развилками.

2.1 Сущность социализации и её проблемы

Под проблемами социализации понимается комплекс затруднений ребенка при  овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения  этих проблем является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям.Трудности  реабилитации могут быть связаны  и с тем, что внутри социума  наблюдается «размытость» образов  ролевого поведения (например, стираются  границы между представлением об уверенности и агрессивном поведении, между мужским и женским образом  жизни).В связи с этим у ребенка  периодически с необходимостью встает задача самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так по поводу способов ее воплощения.Без  этих новообразований ребенок не может стать собственно субъектом  межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата базового доверия к миру проявляется и  подозрительности, недоверчивости, агрессивности  ребенка, с одной стороны, и формировании невротического механизма – с  другой.

Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие  явления, как социальный аутизм (отстранение  от окружающего мира), отставание в  социальном развитии. Причины возникновения  проблем вхождения ребенка в  систему социальных отношений могут  быть самые различные, не, прежде всего  они связаны с неадекватным восприятием  детьми-инвалидами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.Критериями преодоления этих трудностей могут быть следующие:

1 Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизовать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;


2. Устойчивость к неблагоприятным  социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных  качеств, сформированных установок  и ценностей;

3. Активная позиция в решении  социальных проблем, реализуемая  готовность к социальным действиям,  саморазвитие и самореализация  в возникающих трудных ситуациях  (социальная активность), способность  к  самоопределению и расширению  границ пространственной жизнедеятельности.  

   Каждый из перечисленных критериев не свидетельствует о подготовке ребенка к преодолению трудностей социальной реабилитации. Они могут рассматриваться только в комплексе,оэтому реабилитация предполагает мониторинг развития ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же после появления у него первых признаков нарушения развития.

 

 

 

2.2 Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.


   Все люди мечтают о счастливой судьбе – об образовании, любимой работе, замечательной семье, своей востребованности. Реальность же нередко вносит коррективы в эти мечты. Одно из самых тяжелых его испытаний – утрата здоровья и связанная с ним инвалидность.В декларации о правах инвалидов говорится, что эти люди имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковыми бы ни были происхождения, характер и серьезность их увечий и недостатков, имеют те же основные право, что и их сограждане того же возраста. Это, прежде всего, означает, что у них есть право на удовлетворительную жизнь и меры, которые могут помочь им обрести максимальную самостоятельность.

Информация о работе Семья и дети